Методическая разработка. Лабораторная работа «Типы биоценотических связей».
методическая разработка по биологии (10 класс)

Румянцева Елена Николаевна

Цель данной методической разработки - создание условий для закрепления знаний по типам биогеоценотических связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_tipy_bioticheskih_svyazey_10_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Типы биоценотических связей».

Цель: Создание условий для закрепления знаний по типам биогеоценотических связей.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение и закрепление типов биогеоценотических связей;
  • развитие интеллектуальных умений: сравнивать объекты живой природы, делать умозаключения, осознанно и произвольно строить ответы в письменной форме.

Метапредметные:

  • овладение компонентами исследовательской деятельности на основе выполнения данной лабораторной работы;
  • развитие УУД: совершенствование навыков наблюдения и сравнения, описание объектов природы, анализ и обобщение полученной информации, самостоятельное формулирование выводов;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своей работе;
  • развитие коммуникативных навыков, учет позиции партнеров по деятельности;
  • умение работать по инструкции, планировать время работы.

Предметные:

  • выделение типов биогеоценотических связей;
  • умение соотносить понятие с его определением;
  • сравнение биологических объектов и выявление типа биотической связи между ними;
  • объяснение значения разнообразия биотических связей в природе.

Методические рекомендации:

Данная лабораторная работа проводится в классе по инструктивным карточкам.

Учащиеся могут работать в парах или индивидуально.

Для работы используется наглядный материал живых объектов  в виде гербариев, муляжей, моделей, микропрепаратов, рисунков и фотографий.

В предварительной беседе повторяем типы биотических связей с помощью различных фотографий, иллюстрирующих их разнообразие.

При подготовке работы использовалась следующая литература:

учебник «Общая биология 10 класс», авт. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Типы биоценотических связей».

Цель: закрепление знаний по типам биоценотических связей. Умение определять тип связи между объектами живой природы.

Оборудование: используется наглядный материал живых объектов  в виде гербариев, муляжей, моделей, микропрепаратов, рисунков и фотографий.

Методы: наблюдение, сравнение, анализ информации.

Ход работы:

1. Внимательно изучить таблицу «Типы биотических связей».

2. В таблице №1«Типы биотических связей» на основе имеющихся знаний соотнести тип связи с определением (справа) с помощью стрелок.

3. В первой графе обозначить каждый тип связи условными знаками (слева).

Условные знаки: «+» польза; «-« вред; «о» безразличное влияние.

Таблица №1 «Типы биоценотических связей».

Обозначения

Тип связи

Стрелки для соотношения

Определения

Симбиоз (гр.symbiosis- совместная жизнь)

Мутуализм (лат.mutuus- взаимный)

Комменсализм (лат.com-вместе; mensa-стол, трапеза)

Хищничество

Паразитизм

Конкуренция

Связь, при которой один вид оказывает + воздействие на другой, но сам какой-либо пользы или вреда не имеет.

Связь, при которой один вид поедает другой (относится и к растительноядным организмам).

Тесное полезное сожительство определённых видов.

Взаимоотношения между видами со сходными потребнос-

тями в средствах существования(пр:пища)

Любые взаимополезные обязательные и случай-

ные связи между организмами.

Взаимоотношения, когда один организм питается питательными вещества-

ми другого организма

(хозяина), причём пос-

ледний не погибает, но

чувствует себя угнетённо.

4. Обсудить правильность заполнения таблицы в парах и предложить самим учащимся оценить работу (правила оценивания: без ошибок- «5»;  1 ошибка- «4»; 2 ошибки-«3»; 3 ошибки- «2»).

5. Учащиеся работают в парах.  Используя свои знания, таблицу №1 «Типы биотических связей»  и параграф учебника, заполняют таблицу №2 по плану:

  • Рассмотреть материал (объекты) на парте.
  • Установить тип связи между организмами.
  • Заполнить таблицу №2.
  • Сделать вывод о значимости данного типа связи в природе.

Таблица№2 «Типы биоценотических связей».      

Названия организмов

Тип связи

Значение для 1 организма

Значение для 2 организма

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Методическая разработка лабораторной работы"Определение кооэффициента жесткости пружины" с применением цифровой лаборатории "Архимед"

Методическая разработка лабораторной работы  для 10 класса по определению жесткости пружины с применением цифровой лаборатории"Архимед" косвенными методами....

Методическая разработка лабораторной работы по физике «Определение периода дифракционной решетки»

Лабораторная работа «Определение периода дифракционной решетки» разработана для  учащихся 11 класса изучающих физику по программе Г.Я.Мякишева для базового уровня. В работе используется оборудова...

Методическая разработка лабораторной работы по биологии "Внешнее строение листа"

Данная лабораторная работа разработана в соответствии с требовыаниями ФГОС. Выполнение данной работы позволит ученикам провести мини-исследование на уроке, открыть для себя новые знания и продолжить р...

Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....