Технологическая карта урока по теме: "Изучение анатомического строения двухстворчатого моллюска"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кузьмина Светлана Ивановна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Кузьмина Светлана Ивановна, учитель биологии ГБОУ РМ «Республиканский лицей»

Предмет: Биология

Автор УМК: В.В. Пасечник

Класс: 7.

Тема урока: «Изучение анатомического строения двухстворчатого моллюска»

Цели урока: изучить морфофункциональные особенности мидии, связанные с образом жизни и типом питания. 

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся о двухстворчатых моллюсках; познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; освоить методику вскрытия  и топографию органов двустворчатого моллюска; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.

Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД : Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Образовательное пространство урока:

Средства обучения: текст и рисунки учебника §12 (Биология 7 класс, В.В. Латюшин, В.А. Шапкин), авторская презентация, плакат, раздаточный материал - фиксированные двустворчатые моллюски – мидии.

Используемые приемы: приемы определяются микроцелью и задачами каждого этапа урока и занесены в технологическую карту урока;

Используемые методы: частично-поисковый, репродуктивный, лабораторная работа

Основные понятия: двухстворчатые моллюски, мантийная полость, сифоны

Межпредметные связи: география, экология.

Организация пространства: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: комбинированный

Этап урока,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

микроцель

1

Организационный

момент

Микроцель:

Создание условий для

концентрации и

сосредоточенности

учащихся на работу.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Встают, замолкают, проверяют

Регулятивные - умение волевым усилием сосредоточиться,

сконцентрироваться

наличие предметов для работы, одевают белые халаты.

Рассаживаются по местам.

2

Актуализация

Открывает слайд презентации, на

котором высвечиваются вопросы

по общей характеристике типа

моллюски и особенностях

брюхоногих моллюсков:

  1. Перечислить отделы тела

моллюсков

2. Мантия-это

3. Мантийная полость – это ..

4. Кровеносная система моллюсков

состоит из …, и называется…

5. Органами дыхания моллюсков

являются…

6. Органы выделения моллюсков…

Жидкость, которая течет по

кровеносной системе моллюсков,

называется…, она бывает… цвета,

т.к. содержит атомы….

7. Тип моллюски включает в

себя…класса, они называются…

Каждый учащийся, отвечая про себя

на данные вопросы, оценивает, как он

усвоил пройденный материал.  

После того, как учащиеся разделились на группы, они обмениваются ответами на вопросы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обменявшись ответами на задания,

учащиеся занимают свои места.

Регулятивные:

опорных знаний.

- умение адекватно оценивать свои

Микроцель:

знания по теме.

Создание условий для

Коммуникативные: выслушивать

органичного перехода

и оценивать ответы коллег.

учащихся к

Познавательные: выделять

овладению новыми

типичные признаки моллюсков на

знаниями.

примерах, преобразовывать

информацию - из иллюстративной

и знаково-символической в

вербальную.

3

Постановка

проблемы.

Микроцель:

Создание условий для

организации

деятельности

учащихся по

формулированию

проблемы, цели

занятия и путей ее

реализации.

Предлагает учащимся оценить

степень усвоения изученного

ранее материала.

Предлагает рассмотреть объекты

Рассматривают раковины

Познавательные

(раковины двустворчатых

двустворчатых моллюсков и

- общеучебные:

моллюсков) и сформулировать

формулируют тему урока:

1) формулирование

тему урока.

«Двустворчатые моллюски»;

познавательной цели через

Предлагает записать тему урока в

Исходя из предыдущего опыта,

изучение натуральных объектов.

тетрадь.

учащиеся должны записать, устно

-логические: анализ,

Далее учитель предлагает

прокомментировать задачи (пункты

2) установление причинно-

самостоятельно сформулировать

плана изучаемого материала):

следственных связей,

задачи, которые необходимо

1. Строение двустворчатых моллюсков;

3) выдвижение гипотез и их

реализовать при изучении темы

2. Жизнедеятельность моллюсков;

обоснование

урока, записать их в тетради в

3. Многообразие и значение в природе

- регулятивные: формулировать

виде плана.

и жизни человека;

учебную цель, планировать свою

Своеобразный образ жизни в условиях малой подвижности при энергичной омываемости их нежного тела током воды создает специфические особенности физиологии и морфологии пластинчатожаберных моллюсков. Будучи обитателями зоны дна, где обычно живут организмы с умеренной требовательностью к кислороду, крупные ракушки, в особенности: Unio, являются организмами довольно высоко оксифильными, и кислородный режим в обитаемых ими водоемах должен быть свободен от зимних и летних дефицитов. Морфологически они представляют формы, на которые своеобразие обстановки наложило резкую печать: у них нет глаз, нет настоящих щупалец, нет глотки, нет никаких органов размельчения пищи, нет копулятивных органов. Количество выбрасываемых половых продуктов, при необеспеченности их дальнейшей судьбы, огромно. Развитие и распространение потомства у ракушек биоценотически связано с организмами, ведущими подвижную жизнь, именно с рыбами.

Итак, как работать на практике с объектом, настоящим беспозвоночным животным. Для того чтобы сориентироваться в строении этого объекта на практике, надо иметь хорошо выученную схему в голове и надо ее знать не просто зрительно, но и понимать логику устройства животного. Сейчас мы посмотрим на схему строения беззубки. Необходимо уметь соотносить строение реального объекта с этой схемой.

деятельность, умение

корректировать свою работу;

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли вслух.

4.

Этап открытия новых знаний.

Микроцель:

Создание условий для

организации

деятельности

учащихся по

реализации

поставленных задач.

Предлагает последовательно реализовать план:

1. Выполняют лабораторную работу по инструкции, изучая строение

двустворчатых моллюсков; выполняют

схему «Отделы тела», комментируют

устно, фронтально причины

отсутствия головы у двустворчатых

моллюсков;

2. Выполняют записи в тетради

основных понятий. Фронтально

комментируют ответы.

3. Заполняют схему « Многообразие и

значение моллюсков».

Регулятивные: умение работать по инструкции, коррекция и

контроль;

Познавательные:

- логические: установление

причинно-следственных связей,

построение логической цепочки

рассуждений, выделение

главного, умение извлекать и

преобразовывать информацию

структурировать материал;

Анализ и синтез, построение

логических цепей рассуждений,

- общеучебные: поиск и

выделение познавательной

информации

Коммуникативные: умение

сотрудничать со сверстниками,

владение диалогической речью,

умение управлять поведением

партнера.

1. Внешнее строение моллюсков

через выполнение лабораторной

работы (Приложение 1);

2. Внутренне строение моллюсков

через парную работу с

слайдами презентации и

через выполнение лабораторной

Работы (Приложение 1);

3. Многообразие и значение через

работу с видеофрагментами и

слайдами презентации, заполняя

схему.

5.

Первичное

Предлагает объединиться в четверки, повернувшись к коллегам на соседней парте. На общем листе бумаги последовательно, используя

собственные записи и помощь соседей по плечу и лицу, формулировать ответы на репродуктивные вопросы, предлагаемые учителем по изученному материалу. Зачитать полученное описание моллюсков. Коллегам, скорректировать неточности или неверные ответы, используя ответы других команд.

Работая в группе, создают

Коммуникативные:

закрепление

коллективный продукт в виде записей

Владение монологической и

ответов на репродуктивные вопросы.

диалогической речью

2. Зачитывают полученную

Регулятивные: волевая

характеристику двустворчатых

саморегуляция-способность к

моллюсков.

мобилизации при афишировании

3. Сравнивают полученную

продукта, самооценка через

характеристику с таковой у других

сопоставление с ответам коллег.

групп, при необходимости

исправляют неточности и ошибки.

6.

Включение в систему

Работа в четверке. На листе

бумаги учитель предлагает

рассмотреть понятие

«Двустворчатые моллюски» с

разных сторон, записывая его

обязательные и необязательные

характеристики, примеры,

антипримеры и т.д.

Заполняют схему на отдельном листе,

Познавательные:

знаний и повторение.

работая в четверке.

Логические УУД

Микроцель:

Регулятивные  – контроля,

Создание условий для

коррекции;

организации

Коммуникативные: умение

деятельности

сотрудничать со сверстниками,

учащихся по

владение диалогической речью,

повторению и

умение управлять поведением

обобщению

партнера;

изученного материала

7

Рефлексия.

Предлагает оценить себя и свою

Продумывают и оценивают свою

Личностные: смыслообразования

Микроцель:

работу на уроке по карте оценки.

деятельность на уроке, заполняя карту.

Регулятивные: рефлексии,

Создание условий для

Внешняя оценка (оценка

По схеме рассказывают, что узнали,

самооценки.

организации

предметных результатов): в

знают, смогли.

деятельности

инструкции отмечены

учащихся по

обязательные характеристики

самооценке и

двустворчатых моллюсков;

самоанализу своей

Внутренняя оценка (оценка

деятельности

собственной деятельности)

предлагает оценить свою работу

фронтально в классе, в группе,

паре и свою роль в данных видах

работы.

Выставить суммарную отметку за

по алгоритму.

8

Домашнее задание.

Микроцель:

Создание условий для

самоопределения учащихся по выполнению домашнего задания

Уточняет и комментирует

домашнее задание:

1. Если вы откроете § 12,

просмотрите вопросы в конце параграфа и сможете ответить на

них, не заглядывая в ваши записи

и учебник, то материал вами

усвоен. Оформить выводы по лабораторной работе

(Приложение 1).

1.

Познавательные: умение отбирать

материал для составления

сообщения;

Регулятивные: Умение анализировать результаты

своего труда,

умение выбирать виды контроля,

значимые для учащегося.

2. Темы исследовательских заданий:

2.1 Определение возраста двустворчатых моллюсков.

2.2  Фильтрующая деятельность двустворчатых моллюсков.

2.3  Экологическая роль моллюсков.

3. Подготовить сообщение на

тему: «Головоногие моллюски,

особенности организации и

многообразие» она будет

дополнительно оценена.


Приложение №1.

Лабораторная работа

Изучение анатомического строения моллюска

Цель: изучить морфофункциональные особенности мидии, связанные с образом жизни и типом питания. 

Задачи: освоить методику вскрытия  и топографию органов двустворчатого моллюска.

Оборудование и материал: стереомикроскоп («бинокуляр»), препаровальная ванночка, препаровальные иглы – 2 шт., пинцет, ножницы, скальпель, бритвенное лезвие, промывалка с водой, портновские булавки с цветными головками (6 штук разного цвета), портновские булавки с колечком, пипетка, фильтровальная бумага, бумажные салфетки, махровая салфетка (для вытирания инструментов), влажные салфетки (для рук), чашка Петри. Мидия.

Ход работы

Задание 1. Систематическое положение объекта

                Тип ____________________________; Класс ____________________;
                Род ____________________________;

Задание 2. ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ МОЛЛЮСКА.

Этап 1. Строение мягкого тела.

1. Расположите мидию так, чтобы макушка была слева (узкая часть, рядом с ней расположен лигамент, участок сцепления двух створок), а более выпуклая часть была справа, спинной стороной наверх, левой стороной к себе. Рассмотрите кольца нарастания на раковине.

2. Затем с помощью скальпеля перережьте передний и задний мускулы-замыкатели и раскройте раковину.

3. Находим  мантийную полость. Чтобы рассмотреть органы мантийной полости, необходимо удалить правую складку мантии. Надо посмотреть, где этот листок будет прирастать к телу (к краю жабры). Теперь рассмотрите внимательно животное, постарайтесь опознать то, что вы видите. Расположите все органы на одной стороне тела, а ненужную створку раковинки отогните.

После этого обязательно нужно смачивать моллюска водой!!!

Задание 3.  Булавками с цветными головками отметьте части тела моллюска

Орган/часть тела

Цвет булавки

положение

мышц-замыкателей

белый

мантия

красный/розовый

рот

жёлтый

нога

зелёный/голубой

сифоны

синий/фиолетовый

жабры

нецветная

Найдите перечисленные детали, дорисуйте их на контурах раковин и обозначьте буквенными кодами:

передний замыкатель - ПЗ                                                         мантийная линия - МЛ

задний замыкатель -  ЗЗ                                                         сифональная выемка – СВ

лигамент – Л                                                                         рот - Р

нога - Н

Рисунок раковины моллюска

Выполнив задание – поднимите руку и позовите учителя!

Пока ждёте учителя, продолжайте выполнять оставшиеся задания.

Этап 2 (продолжение)

Околосердечная сумка хорошо просматривается на спинной стороне, стенки ее прикрывают двусторонне-симметричное сердце. Разрезав стенку перикардия, рассмотрите мускулистый желудочек сердца вытянутой грушевидной формы. Отметьте месторасположение сердца на рисунке.

Обязательно нужно смачивать моллюска водой!!!

Для изучения внутренних органов тело моллюска разрезают скальпелем или маленькими ножницами от ротового отверстия до желудка, затем мускулистую ногу вдоль. Найдите местоположение печени. Где, по-вашему, должна располагаться почка и проходить задняя кишка?

Задание 4. Отметьте разноцветными булавками органы моллюска

Цвет булавки

Орган

Синий

почка

Зелёный

печень

Фиолетовый

задняя кишка

Задание 5. Ответьте на следующие вопросы

Среда обитания:____________________________________________________________

Тип питания:_______________________________________________________________

Место в пищевой цепи (трофический уровень): ________________________________

Экологическая роль:________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

*** перед уходом оставьте чистым свое рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА"...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока биологии в 6 классе " Строение семян"

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе составлена на основе УМК линии  В.В. Пасечника, по 1-часовой программе в неделю.Тип урока- открытие новых знаний по теме "Строение семян". Цель ...

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)

Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Строение функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологийУрок организован с использованием элементов информационно-коммуникационной, проектной технологий и т...