урок "Типы ионных реакций" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Эльмира Мубиновна Гильметдинова

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

 

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;
  • познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

•   прививать интерес к предмету;

•   прививать навыки самостоятельной работы;

•   формировать навыки работы в группе;

•   воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

•   воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

•   формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

 

 

 

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной  кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание, выставление оценок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «школа – интернат основного общего образования»

 г. Тарко – Сале Пуровский район.

План-конспект урока химии

«Типы ионных реакции»

9 класс

Разработала: Гильметдинова Э.М.,

 учитель химии и биологии

 высшей квалификационной категории.

2019 г.

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока – ознакомление с типами ионных реакций, сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о понятии ионные реакций, ион, растворы, электролиты и неэлектролиты;
  • познакомить с реакциями, идущими до конца: с выпадением осадка, с выделением газа, с образованием воды;
  • продолжить формирование практических умений учащихся при работе с химическими веществами;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность обучающихся к предмету;
  • продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать умения самостоятельно ставить цели урока, умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные:

•        прививать интерес к предмету;

•        прививать навыки самостоятельной работы;

•        формировать навыки работы в группе;

•        воспитывать толерантность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:

•        воспитывать экологическую культуру у школьников: закрепить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека;

•        формировать навыки безопасного обращения с химическими веществами.

Ожидаемые результаты: самоанализ учащихся об уровне их подготовки по данной теме, развитие творческих способностей, формирование навыков работы в группе.

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: учебник, периодическая система, штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной  кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала с элементами проектной опытно-экспериментальной площадки.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание, выставление оценок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 3 человека в каждой.

2 Актуализация опорных знаний.

«Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать». (С. Лем.)

На предыдущих уроках вы изучили теорию электролитической диссоциации. Повторим основные понятия этой темы.

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом».

1. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
2. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
5. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).

6. Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода – (кислоты)

7. Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы – (основания)

8.Электролиты, в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка – (соли).

Растворимые в воде кислоты, соли и основания, являющиеся электролитами – это сложные вещества. А в какие реакции могут они вступать? (Обмена и соединения). Рассмотрим сегодня реакции обмена. Поскольку растворы электролитов, особенно сильных, большей частью состоят из ионов, значит, реакции обмена происходят между какими частицами? (Ионами).

 -Как вы думаете, какая тема урока будет?

Тема урока: «Типы ионных реакций»

Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества (вода или другие слабые электролиты).        

-Поставьте (сформулируйте) цель урока

Каждой команде дается время – 1 минута.

/Путем опытно-экспериментального исследования изучить типы ионных реакций/

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ЭТАПАМИ УРОКА (слайд 4)

  1. Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной ионной реакции»
  2. Защита мини проекта.
  3. Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов.
  4. Значение полученных знаний в жизни.

3.  Изучение нового материала  

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими реакциями.

Каждая группа согласно инструктивной карте проводит свое исследование, экспериментально изучает тип реакции, составляет химическую реакцию и готовит отчет по работе. Из группы первый учащийся записывает схему уравнения на доске, а второй расскажет, как проводили опыт, что получилось. Третий запишет уравнение реакции.

Каждой команде дается время – 5 минут.

Лабораторный опыт №1 “Реакции, идущие с образованием слабого электоролита – воды”. Запись схемы уравнения, химической реакции определение реакции соединения. Защита мини проекта.

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – простые или сложные? Какие образуются?

- Что же получается в данной реакции? Как изменится окраска индикатора.

- Определите, что получается в результате эксперимента?  (ионная реакция с образованием воды).

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

Оборудование и реактивы: растворы гидроксида натрия NaОН, серной кислоты H2SO4, фенолфталеина, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора гидроксида натрия NaОН и к нему прилейте по каплям фенолфталеин. Какие признаки реакции вы наблюдали? (изменение цвета), затем прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (исчезновение цвета)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам.

ОТВЕТ: 1.Записать уравнение реакции в молекулярном виде

NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + H2O

2.Расставить коэффициенты

2NaОН + H2SO4 =Na2SO4 + 2H2O

3.По таблице растворимости определить растворимость веществ

4. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы)

2Na+ + 2ОН- + 2H+ +SO4 -2= 2Na + +SO42- + 2H2O

5. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части

6.Составить сокращенное ионное уравнение

2ОН- + 2H+=2H2O

Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”. (Нерастворимых веществ.) - Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет? Какие образуются? - Что же получается в данной реакции?

- Определите, что получается в результате эксперимента?  (ионная реакция с образованием осадка).

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

Оборудование и реактивы: растворы хлорида бария ВаCl2, сульфата натрия Na2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора хлорида бария ВаCl2 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл сульфата натрия Na2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (выпадение осадка)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

ОТВЕТ: ВаCl2+Na2SO4= ВаSO4↓+ 2NaCl

Ва 2+ + 2Cl-+ 2Na + +SO42-= ВаSO4↓+ 2Na+ +2Cl-

Ва 2+ +SO42-= ВаSO4

- Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

Лабораторный опыт №3 “Реакции, идущие с образованием газа

Что вы наблюдаете? Что же произошло в результате реакции? 

- Какие вещества принимают участие в данной химической реакции – растворимые или нет?

- Какие вещества образуются в химической реакции?

- Что же происходит, какое вещество выделилось в виде газа в данной реакции?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА:

 Оборудование и реактивы: растворы карбоната натрия Na2CO3, серной кислоты H2SO4, штатив с пробирками.

Налейте в чистую пробирку ≈1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3 и к нему прилейте аккуратно ≈1 мл серной кислоты H2SO4. Какие признаки реакции вы наблюдали? (Выделение газа.)

Записываем уравнение реакции в молекулярном и ионном виде по этапам 

ОТВЕТ: Na2CO3+ H2SO4= Na2SO4+ CO2+ H2O

2Na ++CO32-+ 2H ++ SO42-= 2Na ++SO42-+ CO2+ H2O

CO32-+ 2H = CO2+ H2O

4. Обобщение и систематизация изученного материала.  

Задание 1: 

Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции с выпадением осадка (назвать их номера). (Приложение № 1)

(слайд 11)

Задание 2

Индивидуально по карточкам. «Угадай слово» (Приложение 2)

-Запишите в рабочий лист полученное ваше слово.

Каждый учащийся самостоятельно выполняет задание, а затем осуществляет самопроверку.

(слайд 13)

Задание 3, тестовая работа

1. Электролитом не является

1) гидроксид калия 3) азотная кислота

2) хлорид калия 4) сахароза

2. Сокращённое ионное уравнение H + OH→HO соответствует реакции

1) KOH + HSO

2) NHOH + HSO

3) Fe(OH) + HSO

4) Ba(OH) + HSO

3. При добавлении раствора карбоната натрия к раствору хлороводородной кислоты

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит        

4.Уравнением электролитической диссоциации является

1) CaCO₃ →CaO + CO₂

2) NH₄CI→ NH₃ + HCI

3) H₂SO₄→2H⁺ + SO₄²⁻

4) HCI + NaOH→NaCI + H₂O

5. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата натрия и нитрата бария

3) карбоната кальция и соляной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария

6.С образованием катионов металла и гидроксид-анионов диссоциирует

1) сахароза 3) гидроксид бария

2) оксид алюминия 4) нитрат алюминия

5. Подведение итогов урока.

- Что мы сегодня изучали на уроке?

- Какие типы ионных реакций выделяют?

- Сегодня мы познакомились в результате опытно-экспериментального исследования типы ионных реакций (с выпадением осадка, выделением газа, образованием воды).

6. Домашнее задание: Составить мини - проект «Реакции в повседневной жизни»

Химия. 9 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.  п. 7-9,  упр. 2,3.

7. Рефлексия.

Учитель инициирует рефлексию (высказывания великих людей)

- мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

- близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

- состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

– услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

– бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок.

Приложение.

Приложение № 1  

Из предложенного списка задания № 1 выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера).

1) CaCO3 + 2HNO3 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO)

2) 2AgNO3 + CaCl2 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif Ca(NO3)2 + 2AgCl

3) Na2CO3 + Ca(NO3)2 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif 2NaNO3 + CaCO3

4) BaCl2 + K2SOhttp://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif 2KCl + BaSO4

5) H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O

6) CuS + 2HCl http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif CuCl2 + H2

 7) NaOH + HNO3 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif NaNO3 + H2O

( с осадком – 2,3,4;   с газом – 1,6;    с водой – 5,7)

Приложение № 2  «Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы ионных реакций

Выделение газа

Выпадение осадка

Образование воды

Mg(ОН)2 + 2HCl = MgCl2 + 2H2О

Б

В

И

Na2CO3+Ca(NO3)2 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif 2NaNO3 + CaCO3

Г

О

К

CuO + 2HCl http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif CuCl2+ H2O

А

Ж

Н

2AgNO3 + CaCl2 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif Ca(NO3)2 + 2AgCl

И

Н

Т

CuS + 2HCl   CuCl2 + H2S

А

Т

Р

CaCO3 + 2HNO3 http://festival.1september.ru/articles/640124/Image5126.gif Ca(NO3)2 + H2CO3 

Я

У

И

Приложение № 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать. ( С.Лем )

Слайд 2

Закончи предложения одним словом 1. Положительно заряженные частицы-……….. 2. Отрицательно заряженные частицы -……….. 3. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…………... 4. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -……………. 5 . Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества……………

Слайд 3

Закончи предложения одним словом 6 . Электролиты, в водных растворах которых в качестве катионов образуется только ионы водорода................. 7 . Электролиты, в водных растворах которых в качестве аниона образуется только гидроксид-ионы………….… 8.Электролиты , в водных растворах которых образуется катионы металла и анионы кислотного остатка….………

Слайд 4

Тема урока: «Типы ионных реакций » Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают только в том случае, если в результате взаимодействия между ионами образуется малорастворимые, газообразные либо малодиссоциирующие вещества ( вода или другие слабые электролиты). - Поставьте (сформулируйте) цель урока

Слайд 5

ЭТАПЫ УРОКА Выполнение мини проекта: «Экспериментальным исследованием установить тип данной ионной реакции» Защита мини проекта. Взаимопроверка. Заполнение рабочих листов. Значение полученных знаний в жизни.

Слайд 6

Опытно-экспериментальное исследование ионных реакций.

Слайд 7

Лабораторный опыт №1 Реакции , идущие с образованием слабого электоролита – воды. 1.Запись уравнения реакции в молекулярном виде Na ОН + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 O 2.Расставленные коэффициенты 2NaОН + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2 H 2 O 3. Составляем полное ионное уравнение (растворимые вещества расписать на ионы) 2Na + + 2 ОН - + 2H + +SO 4 -2 = 2Na + +SO 4 2- + 2H 2 O 4. Сократить одинаковые ионы в левой и правой части 5.Составить сокращенное ионное уравнение 2ОН - + 2 H + =2 H 2 O

Слайд 8

Лабораторный опыт №2 - “Реакции, идущие с образованием осадка”. Ва Cl 2 +Na 2 SO 4 = Ва SO 4 ↓+ 2NaCl Ва 2+ +2 Cl - + 2Na + + SO 4 2- = Ва SO 4 ↓ +2Na + + 2Cl - Ва 2+ + SO 4 2- = Ва SO 4 ↓

Слайд 9

Лабораторный опыт №3 “Реакции, идущие с образованием газа Na 2 CO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O 2Na + + CO 3 2- +2H + +SO 4 2- =2Na + + SO 4 2- +CO 2 + H 2 O CO 3 2- +2 H + = CO 2 + H 2 O

Слайд 10

Задание 1: выбрать реакции ионного обмена (назвать их, определить номера). 1) CaCO 3 +2HNO 3 = Ca(NO 3 ) 2 +H 2 CO 3 (H 2 O + CO 2 ) 2) 2AgNO 3 + CaCl 2 = Ca(NO 3 ) 2 + 2AgCl 3) Na 2 CO 3 + Ca(NO 3 ) 2 = 2NaNO 3 + CaCO 3 4) BaCl 2 + K 2 SO 4 = 2KCl + BaSO 4 5) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H2O 6) CuS + 2HCl = CuCl 2 + H 2 S 7) NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O

Слайд 11

«Угадай слово» Уравнения реакций Типы ионных реакций Выделение газа Выпадение осадка Образование воды Mg (ОН) 2 + 2HCl = MgCl 2 + 2H 2 О Б В И Na 2 CO 3 +Ca(NO 3 ) 2 = 2NaNO 3 + CaCO 3 Г О К CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O А Ж Н 2AgNO 3 + CaCl 2 = Ca(NO 3 ) 2 + 2AgCl И Н Т CuS + 2HCl = CuCl 2 + H 2 S А Т Р CaCO 3 + 2HNO 3 = Ca(NO 3 ) 2 + H 2 CO 3 Я У И

Слайд 12

1 . Определите, в каком случае реакция протекает до конца: а) MgSO 4 + Ba ( NO 3 ) 2 → б) MgCl 2 + Ba ( NO 3 ) 2 → в ) BaCl 2 + Mg(NO 3 ) 2 → г ) BaSO 4 + Mg(NO 3 ) 2 → 2. Определите в каком случае реакция обратима: а ) AgNO 3 + NaCl → б ) MgCl 2 + Na 2 SO 4 → в ) K 2 CO 3 + HCl → г ) H 3 PO 4 + KOH →

Слайд 13

Домашнее задание § 4 упр. 2,3 стр. 22 … и не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3.