Урок "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок «Витамины» разработан для обучающихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материал с элементами проблемно - поисковой деятельности. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, групповые исследования, демонстрация опытов, деловая игра мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.

Предметная область: биология                          Класс: 8

УМК:  В.В.Пасечника

Тема урока: Витамины.

Место урока в рабочей программе: второй урок в разделе «Обмен веществ и энергии».

Цели: Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при  изучении роли витаминов в обмене веществ;

- расширить  биологические знания о роли витаминов в обмене веществ их практическом значении для человека; воспитание у учащихся сознательного отношения к своему здоровью

Планируемые образовательные  результаты:

- назвать роль витаминов

 - уметь ориентироваться в тексте учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); строить  высказывания;  анализировать, обрабатывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи

  - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать  собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию, слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  ставить вопросы, выражать свои  мысли

- уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и коррекцию; контролировать и оценивать результат деятельности

Осознавать практическую ценность витаминов для здоровья человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vitaminy.docx55.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема урока: «Витамины»

Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия , умения реализации новых способов действий при  

 изучении роли витаминов в обмене веществ.

Предметно - дидактическая  цель:

расширить  биологические знания о роли витаминов в обмене веществ их практическом значении для человека; воспитание у учащихся сознательного отношения к своему здоровью

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:  -назвать роль витамина  А, С, Д, Е; роль витаминов группы В в обмене веществ, признаки недостатка витаминов в организме; понимать разницу в понятиях «авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»

Метапредметные

 1.     Познавательные:

 - уметь ориентироваться в тексте учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); строить    

   высказывания;  анализировать, обрабатывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-

   следственные связи.

 2.     Коммуникативные:

  - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать  собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию, слушать и понимать

  речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  ставить вопросы, выражать свои

  мысли.

 3.     Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                                    - уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию; контролировать и оценивать результат деятельности

Личностные: Осознавать практическую ценность витаминов для здоровья человека, выстраивать собственное целостное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

 Витамины, «авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»,  «водорастворимые: В1, В2, В12, С», « жирорастворимые: А, Д, Е» «цинга», «бери-бери», «куриная слепота», «рахит».

Учащийся  должен знать: группы витаминов; продукты питания в которых находятся витамины, значение  в организме

Учащиеся должны  уметь: классифицировать  и характеризовать группы витаминов; раскрывать роль витаминов в организме человека; анализировать содержание витаминов в пищевых продуктах; условиях хранения и правила приема витаминных препаратов,  приводить доказательства необходимые для соблюдения мер профилактики авитаминозов

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, презентация  

                                                                                               

      Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:                                      - учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Предлагаю  прослушать и сформулировать тему и цели урока.

Рассказываю исторические факты об открытии витаминов и опытах, проводимых Н. И. Луниным (см. Приложение 1) 

Презентация  слайд №1-3  

Подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации.

Учитель просит обсудить в группах поставленные проблемы. Мотивирует на поиск причин.

Цель: выяснить, что такое витамины, познакомиться с историей открытия витаминов и их группами

Учащиеся в ключаются в работу определяют тему урока.

Формулируют задачи на урок.

Слушают  исторические факты. Отвечают на вопросы.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Перечисляют известные им витамины

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Формулируют  цель урока: узнать, что такое витамины, зачем они нужны организму; какие витамины существуют и где и в каком количестве они содержаться

Познавательные УУД:                                                  - учатся строить высказывания

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью. 

 

Коммуникативные УУД:                                                       - учатся культуре общения         

Внимательно слушают

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

( см  Приложение № 2)

Проблема 1. Для первой группы.    

Учитель: как вы думаете, что спасло моряков от гибели? Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок.

Проблема 2. Для второй группы.  

Учитель: Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок.

Учащиеся включаются в работу по решению проблемной задачи.

Первая группа ведет

осмысление текста об экспедиции Х. Колумба из книги И.П. Магидовича «Очерки по истории географических открытий».

Вторая группа ведет осмысление эксперимента над мышами, который был проведен русским ученым Н.И. Луниным

Учащиеся высказывают свои предположения, подбирают слова, которые ассоциируются с понятием «витамины».

Составляют синквейн

Витамины – это…

Важные, полезные

Принимать, употреблять, назначать

Без витамина жить нельзя, они - лучшие друзья!

БАД

Коммуникативные УУД:          - учатся выражать свои мысли,   - учатся культуре общения. Познавательные УУД:                         - учатся строить высказывания; общеучебные – смысловое чтение, - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

План урока

1.История открытия витаминов.

 2.Многообразие и значение витаминов, авитаминозы.

Классификация витаминов

3.Практическая работа «Количественный анализ содержания витамина в различных продуктах питания»

4. Влияние витаминов на организм человека.

- Какова роль витаминов в обмена веществ?

- Являются ли витамины источником энергии?

- Как витамины попадают в организм

- Почему же нам так необходимы витамины?

- Мы получаем витамины из продуктов питания. В организме человека они не синтезируются, то есть мы должны получать их в готовом виде. Поэтому важно знать, при каких условиях витамины сохраняются или разрушаются. Посмотрите эксперимент и сделайте выводы.

- при каких условиях витамины разрушаются?

- возможно, ли запасти витамины?

- когда в продуктах питания витаминов мало, на помощь приходят поливитаминные препараты.

Демонстрирую упаковки различных витаминных комплексов.

- Почему же нам так необходимы витамины?

Самостоятельно планируют работу в группах

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                                

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности;

рассказывая о витаминах, их значении и роли в организме человека, рассказывают о продуктах питания, в которых они содержатся.

Отвечают на вопрос: витамины регулируют процессы обмена веществ в организме, входят в состав ферментов, которые необходимы для протекания химических процессов в клетках.

Внимательно смотрят эксперимент. Эксперимент проводят двое учащихся, подготовленных заранее.

Эксперимент (см. Приложение 3)

Отвечают на вопросы: витамины разрушаются при нагревании (например, при варке варенья из ягод) и при замораживании.

При длительном хранении витамины также разрушаются, поэтому витамины должны поступать в организм постоянно.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.          Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли; сотрудничество в поиске и выборе информации

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Цель: формирование знаний о функциях некоторых водо - и жирорастворимых витаминов и их источниках; выяснить, какое значение имеют, витамины и что наблюдается при недостатке витаминов, при избытке витаминов и при полном отсутствии витаминов.

Учитель: В природе существует более 50 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1,B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме.

 Чтобы полученные  знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю  вам открыть рекламное агентство. Вы должны составить  буклет о витамине. Прочитайте в учебнике информацию о витамине, нарисуйте рекламный буклет, где отражается информация текста, подготовьте выступающего

Самостоятельно планируют работу в группах, обрабатывают информацию

Высказывают свои предположения.  

Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?)

Работают в парах.  Читают в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, составляют рассказ – характеристику, рисуют где отражают информация текста.

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и  обсуждают его учителем                                       

 Высказывают свои предположения (гипотезы)

Готовят выступающего.

1 группа – витамин А.

2 группа – витамин В1

3 группа – витамин С.

4 группа – витамин D.

5 группа – витамин РР

Буклет, дающий характеристику витамину

Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;  логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные УУД: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Учитель организует работу в группах по выполнению практической работы с инструкциями    № 1,2,3.

Практическая работа по качественному определению витаминов в продуктах питания.

Известно, что рыбий жир содержит витамин Д, сливочное масло – витамин А, а сок лимона - витамин С. Давайте это проверим.

Выдаю детям схемы.

Проводит инструкцию:

Приложение № 4

    

Учащиеся выполняют практические работы. Определение содержания витаминов в пищевых продуктах

 

Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и делает вывод. Один ученик от группы дает ответ. Если он что-то важное упустил, ответ дополняют товарищи.

 Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения.

Вместе с учителем определяют, какая группа лучше всего справилась с заданием

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение)

- учатся строить высказывания;  анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете, какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста « Есть ли у вас авитаминоз» (см. Приложение 5)

Организую выполнение тестовой работы

Выполняют «Витаминное лото»

 (см. Приложение 6)

- обменяйтесь работой с соседом и проверьте его тест        

 

Осмысливают задание (определяют последовательность    действий)

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.  

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.      

Соотносят полученный результат со своими предположениями

Защищают буклет, рассказывая о витаминах, их значении и роли в организме человека, рассказывают о продуктах питания, в которых они содержатся.

Отвечают на вопрос: витамины регулируют процессы обмена веществ в организме, входят в состав ферментов, которые необходимы для протекания химических процессов в клетках.

Отвечают на вопросы: витамины разрушаются при нагревании (например, при варке варенья из ягод) и при замораживании.

При длительном хранении витамины также разрушаются, поэтому витамины должны поступать в организм постоянно.

Учащиеся пишут тест

Выполняют упражнения

Проверяют работу своего соседа по парте. Оценивают его работу.

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.                                               Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

- достигли ли мы цели нашего урока?

- что мы узнали о витаминах?

Прошу оценить работу одноклассников на уроке. Итоговую оценку выставляю в журнал.

Оценивают свою работу на уроке

« Мне понравилось….

Я научилась…….

Мне запомнилось…..

Мне пригодится……»

Отвечают на вопросы, формулируют выводы:

1.        витамины – это БАВ, действующие на организм в ничтожно малых количествах

2.        они необходимы для нормального обмена веществ организме, так как входят в состав почти всех ферментов

3.        витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые

4.        недостаток витаминов, как и их избыток вреден для организма

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

 1. Прочитать п.37  (задание обязательное для всех)

Задание 3 или 4 выполняется по выбору

2. Ответьте на вопрос, как уберечь детей от заболевания рахитом? Предложите  список  мер, которые позволяют обеспечить нормальное развитие костной ткани

3.  Оформите листок здоровья «Витамины – азбука здоровья»

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления   препятствий                                          

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ    ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
  2. Примерные программы по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
  3. Программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М., : Дрофа, 2009г.
  4. Колесов, Маш, Беляев. Биология: человек. 8 класс. Учебник  — М.: Дрофа, 2014.
  5. Биология: человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.
  6. http://www.it-n.ru
  7. http://www.proshkolu.ru
  8. http://festival.1september.ru/ - Активные формы обучения // Бердникова Елена Леонидовна,
  9. http://school-collection.edu.ru/
  10. http://k67.mskcollege.ru - Активные формы и методы обучения.

Приложение  № 1

Из истории открытия витаминов

Для начала немного истории. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, сосновым пивом - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Н.И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём из химически чистых веществ. Мыши, потребляющие в пищу химически чистые вещества, гибли на 11-й день подобно тем мышам, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль, соду и минеральные соли. Партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таком естественном продукте, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества. Исследования Лунина долгое время были малоизвестны и о них забыли. Но опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

 Приложение № 2

Проблема 1. Для первой группы. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий.»

Проблема 2. Для второй группы. Русский ученый Н.И. Лунин провел следующий эксперимент над мышами. Первой группе мышей при кормлении давали цельное молоко, а второй группе мышей – готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы), воду и минеральные соли. Мыши второй группы вскоре заболели и умерли, а мыши, питавшиеся цельным молоком, чувствовали себя хорошо. Попытайтесь повторить вывод, который сделал ученый.

Приложение № 3

 А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина  С в некоторых продуктах. Витамин   С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод.

Работу выполняем по инструктивной карточке.  

 

Актуальность   Известно, что лимон отличается, высоким содержанием витамина С. Представляет интерес изучение влияния различных условий потребления лимона на разрушение витамина.                                                                                                                                         

Гипотеза  Различные условия могут, как ускорить, так и замедлить разрушение витамина С.

Цель исследовательской работы Определение количества витамина C в лимоне. Изучение факторов, влияющих на разрушение витамина C

Метод исследования: титриметрический анализ.

Согласно литературным данным, в мякоти лимона содержится витамина C от 40 до 85 мг./100 г. продукта, а в кожуре лимона содержание витамина доходит до 140 мг./100 г. продукта. В данной работе были проведены следующие опыты:

Опыт 1. Определение витамина C в лимонном соке.

Определение витамина С проводили титриметрическим методом, используя 1 %-ный раствор йода. Результаты сравнивали со стандартным раствором аскорбиновой кислоты, содержащим 50 мг. кислоты в 100 мл. раствора. Было установлено, что 1 капле раствора йода соответствует 0,125 мг. аскорбиновой кислоты.

Расчет количества витамина C в лимонном соке

Количество сока

Количество йода

Количество витамина С

10 мл.

30 капель

5,41 мг.

1000 мл.

 

108,2 мг.

Вывод: полученный результат не противоречит о содержании витамина C в лимоне.

Опыт 2. Определение изменения количества витамина C при термической обработке (выполняется в домашних условиях)

Для опыта взяли холодную воду (20 ºС) и горячую (10-минутное кипячение вместе с соком и 30-минутное кипячение)

Количество сока

Количество воды

Температура воды

Количество капель йода

1

3 мл.

50 мл.

Холодная

39 капель

2

3 мл.

50 мл.

Горячая (10 минут)

24 капель

3

3 мл.

50 мл.

Горячая (30 минут)

9 капель

Вывод: при нагревании количество витамина C уменьшается. Кипячение раствора в течение 10 минут уменьшает количество витамина C в 1,6 раза, а кипячение в течение 30 минут - в 4,3 раза.

Опыт 3. Влияние условий хранения лимонного сока на содержание витамина С (выполняется в домашних условиях)

Три пробы лимонного сока хранили в разных условиях: на свету, в темноте и в контакте с железным предметом в течение 24 часов. Результаты представлены в таблице

Количество сока

Количество капель йода первоначально

Условия хранения

Время хранения

Количество капель йода

1

10 мл.

8 капель

На свету

24 часа

6 капель

2

10 мл.

8 капель

В темноте

24 часа

4 капель

3

10 мл.

8 капель

В контакте с железным предметом

24 часа

6 капель

Вывод: хранение витамина C в темноте, на свету и в контакте с железом разрушают витамин C

Приложение № 4

Инструкциями № 1                    Определение витамина А в подсолнечном масле.

    В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного  раствора FeClз.  При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Инструкциями 2                 Обнаружение витамина С в яблочном соке

    Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка).    

    Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

    Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю    

    аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Инструкциями № 3            Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Приложение № 5

Тест «Есть ли у меня авитаминоз»

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

 А – да  Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

 А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года.

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

 А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

 А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

 А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

 А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

За каждый ответ «А - Да » - 1 балл,                                                                                                                                                              За каждый ответ «Б - Нет » - 0 баллов

0 баллов -  Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.                                                                                                                            1 – 2 балла  -  Риск авитаминоза невысок                                                                                                                                                        3 – 5 балла - Небольшой витаминный голод налицо                                                                                                                                    6 – 8 баллов - Авитаминоз – фон вашей жизни.                                                                                                                                                    9 – 10 баллов - Кардинально измените свой образ жизни

Приложение № 6                                                                 Витаминное лото

Установите соответствие между витамином и его особенностями

ОСБЕННОСТИ

ВИТАМИН

А) при недостатке развивается цинга

1) Витамин  А

2) Витамин С

Б) при недостатке развивается куриная слепота

В) недостаток снижает сопротивляемость организма  к инфекциям

Г) в больших количествах содержится в рыбьем жире, сливочном масле, мясе

Д) в больших количествах содержится в шиповнике, хвое, цитрусовых

Е) в моркови содержится каротин, из которого он образуется

а

б

в

г

д

е

   

а

б

в

г

д

е

2

1

2

1

2

1

Характеристика важнейших витаминов

 Изучите таблицу и ответе на вопросы

Витамин

Источники (пищевые продукты)

Суточная  норма

А

Рыбий жир, сливочное масло, другие животные жиры, печень, яйца, молоко. Источники каротина (из которого образуется витамин А) – морковь, абрикосы, крапива, помидоры

1,5 мг

В1

Зерновые и бобовые культуры, печень, куриный желток

1,5-2 мг

В2

Пивные дрожжи, печень, сырые яйца, зерновые и бобовые культуры, томаты

2-3 мг

В6

Печень, почки, куриный желток, зерновые и бобовые культуры

В12

Печень, почки, мясо, синтезируется  микрофлорой кишечника

С

Шиповник, хвоя,  незрелые грецкие орехи, зеленый лук, чёрная смородина, картофель, капуста, цитрусовые

50-100 мг

Д

Рыбий жир, яичный желток, печень, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей

2,5 мкг

Е

Растительное масло, салат

10-15 мг

К

Шпинат, салат, капуста, томаты, морковь, синтезируется  микрофлорой кишечника

0,2-0,3 мг

РР

Дрожжи, отруби, пшеница, рис, ячмень, арахис. Может синтезироваться из триптофана

15мг

1) Что надо есть, чтобы не заболеть цингой?  

2) Какое количество витамина РР требуется человеку в год?  

3) Какой витамин из приведенных в таблице нужен человеку в наименьшем количестве?  

Ответ:

1) Что надо есть, чтобы не заболеть цингой? (Шиповник, хвоя,  незрелые грецкие орехи, зеленый лук, чёрная смородина, картофель, капуста,    

     цитрусовые)

2) Какое количество витамина РР требуется человеку в год? (15 мг х365дней =5475 мг)

3) Какой витамин из приведенных в таблице нужен человеку в наименьшем количестве?  (В12)

Дополнительный материал для групп

        Витамин С

         Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

         Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

         Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

         В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

      Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

        Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

  Витамин D.

       Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

        Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

       У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

       При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А

     Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

     Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

 Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

       При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Витамин В

       Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.  Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

      В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

       В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

     Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

       Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

        Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

 

Для лучшего зрения и кожи, какой витамин нам поможет?

Съешь капусту и морковь, силы наберешься ты  вновь.

Выпей литр молока, витамин там будет… А!

В ягодах, лимонах, апельсинах очень много этих витаминов.

В аскорбинке лишь один  этот вкусный витамин.                                                                                                                                                                                       Этот витамин всегда есть летом. К нам попадает с солнечным светом.

Не стареть помогает тебе витамин замечательный… Е!

Он есть в орехах, маслах, авокадо. Для защиты сердца есть его надо.

И еще он один. Победить готов холестерин. (F)

Если ешь ты зелень с грядки – С витамином все в порядке.

Ты поранился слегка – витамин поможет… К!