Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»
проект по биологии

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»

(методические рекомендации для учителей биологии)

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил».

Тимирязев Климентий Аркадьевич

Исследования , проводимые на пришкольном участке  по растениеводству  сочетает теоретические экспериментальные исследовании, основой которых является полевой опыт.

Полевые опыты по задачам и направлению исследований делится на 2 группы: опыты по агротехническому возделыванию и опыты по изучению сельскохозяйственных культур.

- в агротехнических опытах проводят сравнительную оценку действия различных факторов, условий, приёмов, орудий возделывания и их сочетаний на урожайность  качество продукции;

- опыты по сортоизучению имеют цель выявить наиболее ценные по продуктивности, устойчивости к болезням и вредителям, качеству продукции и другим признакам сорта и гибриды.

Методика проведения полевого опыта:

Методика полевого опыта включает : составление схемы опыта, определение числа вариантов, площади делянок, их форма (конфигурация) и направления, повторность опыта, систему размещения делянок, варианты на участке сопутствующие исследованиям, организацию опыта во времени, метод учёта урожая,  математическую обработку полученных данных, перечень и порядок ведения первичной научной документации.

Любую опытническую работу начинают с определения цели и задач, методики исследования, литературной проработки проблемы, разработка рабочего плана, особенно схемы опыта.

Схема опыта представляет собой перечень входящих в него изучаемых и контрольных вариантов и должна быть построена так, что бы в ней обязательно был элемент сравнения.

Агротехника возделывания с/х культур на опытном участке должна соответствовать той, которая принята в данной зоне.  

Размер элементарной делянки определяется биологической разновидностью опытных видов растений.

Для рассадных культур не менее 42 растений.

Для паслёновых культур не менее 10 м2

Делянки должны иметь вытянутую форму. После закладки опыта на одном из концов этикетку размером 15/25 см с содержанием варианта.

Во всех, без измерения опытах, проводят ряд сопутствующих наблюдений и измерений. Например: фенологические наблюдения, учёт метеорологических факторов, биометрические исследования, наблюдения за плодородностью почв и влажностью, определение густоты стояния растений. Учёт урожая и его качества.

Документация и отчётность.

 Результаты опытно-исследовательской работы должны постоянно фиксироваться. Для ведения необходимых записей используется дневник наблюдений. Это основной документ, который подтверждает проведение опыта и полученные результаты. Поэтому к ведению дневника необходимо относиться особенно ответственно. В него заносятся все наблюдения, результаты учётов и другие данные, которые затем предстоит обобщать и анализировать, чтобы получить результаты и сделать выводы. Может быть рекомендована следующая схема ведения дневника.

Схема дневника по проведению опыта

Тема опыта

Цель проведения опыта

Размер делянок

Число повторностей

Биологические особенности подопытной культуры.

Календарный план работ проведения опыта.

Содержание выполненных работ и сроки их проведения.

Фенологические наблюдения за растениями.

Метеорологические наблюдения при проведении опыта.

Уборка и учёт урожая.

Выводы по проведённому опыту.

Предложения о внедрении результатов опыта в практику.

Первичная обработка собранного материала.

Первичная обработка материалов наблюдений сводится к составлению таблиц и математической обработке результатов. Данные, занесённые в таблицы, дают возможность классифицировать и сравнивать полученные результаты.

На следующем этапе по данным таблиц строят диаграммы и графики. Они придают полученным результатам большую наглядность и облегчают их восприятие и осмысление.

После построения графиков и диаграмм приступают к обобщению полученных данных, анализу полученных результатов и формулировке выводов.

Одна из самых распространённых ошибок начинающих юннатов состоит в том, что их исследование заканчивается на первичной обработке материалов. Проводя исследовательскую работу следует помнить, что основные вопросы естествознания не «Что?» и «Сколько?», а «Как?» и «Почему?». При этом описание фактов и предоставление полученных данных в цифрах и графиках является не самоцелью, а средством достижения цели работы.

Выводом является краткое подведение итогов исследований, обычно носящее более или менее обобщённый характер. В исследовательской работе, как правило, вывод есть не что иное, как ответы на вопросы, поставленные при формулировании цели и задач исследования. Выводы также можно рассматривать, как краткое изложение по пунктам осмысленных и обобщённых результатов работы.

При этом не следует путать выводы с результатами. Если результаты представляют собой обнаруженные в ходе сбора материала «голые» факты, то выводы есть плод, как опытов, измерений и наблюдений, так и размышлений над полученными данными. Вывод должен носить характер обобщения. Другое не менее важное требование к выводам состоит в том, что выводы должны следовать из результатов, т. е. быть максимально обоснованными. Выводы должны основываться на достаточном объёме материала и подкрепляться достаточным количеством полученных фактов.

Примерная тематика опытнической работы на пришкольном участке

Овощной отдел

Тема: «Выращивание томатов с применением предпосевной закалки семян»

Цель: выяснить влияние предпосевной закалки семян томатов на повышение урожая. 

Схема: 1 вариант-контроль-посадка рассады, полученной из семян, не подвергшихся закалке.

2 вариант-опыт-посадка рассады.

Методика: Для закалки семена в течении 16 часов в сутки выдерживают при t 0С. Закалку продолжают 5-7 дней.

Цветочно-декоративный отдел

Тема: «Фитонцидные растения в борьбе с сосущими и листогрызущими насекомыми»

Цель: Изучить влияние фитонцидных растений на сосущих и листогрызущих вредителей декоративных культур.

Схема:

1 вариант- 2% раствор чеснока или лука;

2 ввариант-12% свежерубленной ботвы картофеля;

3 вариант- 10% раствор повяленной полыни горькой;

4 вариант- 10% раствор махорки;

5 вариант 40% раствор листьев одуванчика

Опыт проводится на протяжении не менее 3-х лет. Настои фитонцидных растений являются хорошими заменителями ядохимикатов в борьбе с листогрызущими вредителями декоративных культур.

Настои готовят следующим образом:

- настой чеснока 200г пропускам через мясорубку, полученную массу смешивают с 10 л воды и настаивают 30-48 часов.

-настой картофельной ботвы. На 10 л ботвы  берут 1,2 кг ботвы, настаивают 3 часа.

- настой полыни горькой. Наземную часть хорошо провяливают. 1 кг кипятят в течении 10 минут, разводят в 10 л воды.

Обработку растений указанными препаратами необходимо повторять через 4-6 дней, 2-3 раза.

Для эффективности в настои добавляют жидкое хозяйственное мыло.

Вариант

Вредитель

Повреждённые растения до обработки

Повреждённые растения после обработки

Эффективность

1 обработка

2 обработка

3 обработка

В нашей школе на протяжении многих десятилетий функционировал пришкольный участок. Велась активная исследовательская работа по разным направлениям, в том числе и по предложенным темам. Учащиеся с удовольствие участвуют в экспериментах,  выступают с итогами на конференциях разного уровня. Но с недавних пор территорию пришкольного участка отдали под строительство муниципального здания, нам приходится исследования проводить на школьном дворе и в основном с декоративными культурами.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы на учебно-опытном участке.

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких пере...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....

Исследовательские работы на учебно-опытном участке

Данный материал содержит исследование по использованию куриного помёта на урожайность овощей и влиянию препарата "Престиж" на урожаность картофеля....

План работы на учебно - опытном участке 2015 год

Программа летнего экологического лагеря предназначена для детей 4- 8 классов и рассчитана на  7 дней (7 часов учебных занятий). Учебные занятия распределены на изучение экологического материала и...

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучной направленности по теме: «Современный УОУ образовательной

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных  за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучн...