Открытый урок "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Урок изучения нового материала. При помощи опытов и демонстрационного эксперимента доказать наличие в клетке  органических и неорганических веществ, выявить их роль и значение в жизнедеятельности клетки. Учить учеников работать в группе, обсуждать и анализировать информацию, слушать товарища и обосновывать свое мнение. Работать с учебником.

К уроку прилагается презентация "Химический состав клетки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология 5 класс

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Ход урока

I. Мотивация  

Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке.  Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Садитесь. Проверка готовности к уроку.

Сегодня наш урок посвящен исследованию веществ, из которых состоит живая клетка, т.е. (учащиеся сами формулируют тему урока при помощи учителя) химическому составу.

Тема урока «Химический состав клетки». Ученики записывают в тетрадь.

II. Актуализация пройденного материала.

- Мы уже знаем, что изучать природу можно изучать различными методами. Напомните их, пожалуйста (Наблюдение, описание, моделирование, эксперимент)

- Можете ли вы по тому оборудованию, которое  вы видите на своих партах, предположить, какой метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (эксперимент).

Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте (постановка цели, проведение опыта, получение результатов и их объяснение).

Все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть.    А это можно сделать опытным путем.                                                                                                                    

Прежде чем перейти к изучению химического состава клетки, вспомним наши знания  по  строению клетки. Решаем тест (слайд2)

(Далее учитель на доске, а ученики в тетради чертят таблицу)

 

III Актулизация нового материала.

 Откройте учебник на стр.25. Прочитайте текст «Вещества клетки».

(один ученик читает вслух, остальные следят по тексту).

На основании прочитанного узнаем, какие вещества составляют клетку и в тетради записываем  схему:

Вещества клетки

Неорганические                                                                                        Органические

Вода                                                                                                               белки

Минеральные соли                                                                                      жиры

                                                                                                                        углеводы

Все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть.    А это можно сделать опытным путем.      

С доски в тетрадь переносим таблицу, состоящую из трех граф  

Вещества клетки

Опыт

Значение веществ

Вода

Опыт№1

Обнаружение воды в чешуйках лука.

Вода участвует во всех жизненно важных процессах клетки

Минеральное вещество-соль

Опыт№2.

Обнаружение неорганических веществ

Придает прочность, защищает

Белок

Опт №3. Обнаружение белка

Углевод -крахмал

Опт №3. Обнаружение белка

Движение, транспорт веществ.

Жир

Опыт №4. Обнаружение жира

Запасной источник энергии

   

Опыт№1 и №2 согласно техники безопасности выполняет учитель, а учащиеся внимательно наблюдают , делают выводы и комментируют.

Приступаем к опыту №1 и №2  .  (демонстрирует Учитель)

Опыт №1.    Обнаружение воды в чешуйках лука.

Выполнение опыта.

В стеклянную пробирку положили сухую чешуйку лука и нагрели в пламене спиртовки.  

Наблюдаем на стенках пробирки капельки воды.

Выводы.    В состав клетки входит вода.    

На основании опыта ученики самостоятельно заполняют последнюю колонку таблицы.  

 

Опыт №2. Обнаружение неорганических и органических веществ.        

Выполнение опыта.

Продолжим нагревание, через некоторое время появляется дым. На дне пробирки остается зола.

Выводы.    Появление дыма свидетельствует о том, что  обугливаются и  сгорают органические вещества .

Зола  - состоит из неорганических веществ- минеральных солей.

Опыты №1 и №2 показывают, что вещества состоят из воды, неорганических и органических веществ.      

Следующие опыты по обнаружению органических веществ в клетке ученики  выполняют самостоятельно в парах, но с обязательными комментариями, Продолжают заполнять таблицу (Опыты №3 и №4).  

Опыт №3. Обнаружение белка      

Выполнение опыта.

В химический стакан с водой опускаем в марле кусочек теста. Промываем его. Образуется мутный раствор. Если добавить к мутному раствору и  клубню картофеля  капельку йода. Жидкость в стакане и клубень картофеля  посинеет.    

Вывод: В них присутствует углевод – крахмал.  

Опыт №4. Обнаружение жира.  

Выполнение опыта.    

Поместить на лист бумаги семена растения и раздавить их. На бумаге образуется масляное пятно.

Вывод: в состав семян входит жир      

Какой вывод вы сделали, проведя опыты?

Мы определили, что живая  клетка состоит из органических и неорганических веществ, которые необходимы для построения клетки и всех процессов жизнедеятельности в клетке.

V Закрепление материала:

. Вставьте пропущенные слова.

  • В состав семян входят  … и  … вещества.
  • К органическим веществам клетки относятся …, …, … и …  .
  • Неорганические вещества клетки – это  … и …  .
  • В присутствии йода крахмал …  .
  • Много крахмала в семенах таких растений, как …  .
  • Много белка в семенах таких растений, как …   .
  • Масличными культурами являются  …   .

Взаимопроверка.

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

Подводят итоги урока, Собирают тетради на проверку. Домашнее задание.

VI. Домашнее задание.

Всем:

Выучить химический состав клетки, §6, вопросы на странице 27.

На выбор:

Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Конспект открытого урока на тему "!Органические вещества, входящие в состав клетки" (9 класс)

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о нуклеиновых кислотах и их роли в организме.Личностная значимость изучаемого материала: по ДНК можно определить родственные отношения людей (растений...

Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Органоиды клетки. Химический состав клетки. Использовать в качестве проверки знаний. актуализации знаний. Дя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....