материалы для решения задач линии 27 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Романько Эльвира Николаевна

Материалы участникам семинара в МБОУ "СОШ 27" г.Нижнекамск  + вопросы по предмету к аттестации 2019 с ответами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты по биологии

  1. Обмен веществ
  1. Присущ всем живым организмам+
  2. Только протекающие в организме реакции ассимиляции.
  3. Не влияет на постоянство внутренней среды организма.
  4. Не связан с превращением энергии в клетках.

  1. Все живые организмы
  1. Произошли от вирусов.
  2. Способны к обмену веществ+
  3. Имеют хромопласты в клетках.
  4. Являются ядерными организмами.

  1. Основной структурной и функциональной единицей большинства организмов является
  1. Орган
  2. Система органов
  3. Ткань
  4. Клетка+

  1. Среди перечисленных ниже организмов выберите гетеротрофные:
  1. Полынь горькая.
  2. Диатомовые.
  3. Амеба+
  4. Акация обыкновенная.

  1. Биосфера –
  1. Включает только атмосферу.
  2. Включает только атмосферу и гидросферу.
  3. Не включает нижние слои атмосферы.
  4.  Включает верхние слои литосферы.+

  1. Основы клеточной теории изложили
  1. Гук и Левенгук.
  2. Шванн и Шлейден.+
  3. Вирхов и Пастер.
  4. Линней.

  1. Выберите утверждения, правильные для липидов
  1. Относятся к неорганическим веществам клетки.
  2. Входят в состав клеточной мембраны.+
  3. В клетке играет роль растворителя и осуществляет транспортную функцию.
  4. Формируют запас веществ в клеточной мембране.

  1. К углеводам не относятся
  1. Рибоза и лактоза.
  2. Гликоген и крахмал.
  3. Глицерин и липиды.+
  4. Целлюлоза и хитин.

  1. Длинная нить последовательно соединенных аминокислот –
  1. первичная структура белка.+
  2. вторичная структура белка.
  3. третичная структура белка.
  4. четвертичная структура белка.

  1. Имеет вид двойной спирали –
  1. нуклеиновые кислоты.
  2. вторичная структура белка.
  3. ДНК.+
  4. РНК.

  1. Каталитическая функция характерна для:
  1. белков.++
  2. нуклеиновых кислот.
  3. ДНК.
  4. РНК.+

  1. Рибоза входит в состав:
  1. простых белков.
  2. нуклеиновых кислот.
  3. ДНК.
  4. РНК.+

  1. Образует глобулу –
  1. вторичная структура белка.
  2. третичная структура белка.++
  3. четвертичная структура белка.+
  4. ДНК.

  1. Сходство нуклеотидов РНК и ДНК заключается в наличии
  1. Дезоксирибозы.
  2. Тимина.
  3. Остатка фосфорной кислоты.++
  4. Азотистого основания.+

  1. Вирусы
  1. Не имеют клеточного строения.+
  2. Имеют клеточное строение.
  3. Сходны с прокариотами.
  4. Относятся к эукариотам.

  1. Ядро
  1. У многоклеточных организмов регулирует только процессы деления клеток.
  2. Содержит наследственную информацию, заключенную в ДНК. +
  3. Отделено от эндоплазматической сети дисульфидными мостиками.
  4. Отсутствует у эукариот.

  1. Прокариоты  как и эукариоты:
  1. Имеют клеточное строение. +
  2. Не имеют оформленного ядра.  
  3. Многоклеточные организмы.
  4. Исключительно аэробные организмы.

  1. Цитоплазма:
  1. Полувязкая внутренняя среда клетки. +
  2. Является скелетом для клеток.
  3. Состоит из тубулиновых нитей.
  4. Отсутствует у прокариот.

  1. Выберите немембранный органоид клетки:
  1. Эндоплазматическая сеть.
  2. Лизосомы.
  3. Митохондрия.
  4. Рибосома.+

  1. Укажите, какие структуры состоят из целлюлозы только в растительных клетках:
  1. Мембрана.
  2.  Клеточная стенка.+
  3.  Эндоплазматическая сеть.
  4.  Клеточный центр.

  1. На каком органоиде располагаются рибосомы?
  1. Цитоплазматическая мембрана.
  2. Клеточная стенка.
  3. Эндоплазматическая сеть.+
  4. Лизосомы.

  1. АТФ отличается от нуклеотидов РНК
  1. Присутствием трех остатков фосфорной кислоты.+
  2. Наличием аденина.
  3. Отсутствием урацила.
  4. Наличием рибозы.

  1. Энергетический обмен –
  1. Это анаболизм.
  2. Это ассимиляция.
  3. Биосинтез белков, нуклеиновых кислот и углеводов.
  4. Распад органических веществ.+

  1. Биосинтез белков является процессом:
  1. Анаболизма. +
  2. Катаболизма.
  3. Происходящим с выделением энергии.
  4. Происходящим в ЭПС у прокариот.

  1. Cинтез АТФ является процессом:
  1. Лизиса.
  2. Катаболизма.
  3. Происходящим в пластидах.
  4. Процессом окислительного фосфорилирования.+

  1. Процесс синтеза белка не осуществляется на:
  1. Цитоплазматической мембране.+
  2. Хлоропластах.
  3. Рибосомах.
  4. Митохондриях.

  1. Схема биосинтеза белка:
  1. иРНК - ДНК – белок.
  2. ДНК - рРНК – белок.
  3. Белок - тРНК – ДНК.
  4. ДНК - иРНК – белок.+

  1. Транскрипция –
  1. Синтез ДНК.
  2. Удвоение ДНК.
  3. Синтез иРНК.+
  4. Синтез белка.

  1. Трансляция –
  1. Синтез ДНК.
  2. Удвоение ДНК.
  3. Синтез иРНК.
  4. Синтез белка.+

  1. Фотосинтез:
  1. Процесс создания органических веществ из неорганических.
  2. Преобразование и запас солнечной энергии.
  3. Характерен для всех живых организмов.
  4. Происходит только на свету.+

  1. Митохондрия:
  1. Имеет одну мембрану.
  2. Заполнена веществом – стромой.
  3. Имеет собственную ДНК. +
  4. Не имеет рибосом.

  1. Глицерин образуется в результате распада
  1. АТФ.
  2. Жиров.+
  3. Углеводов.
  4. Белков.

  1. Стадия распада сложных веществ на мономеры под действием ферментов –
  1. Подготовительная.+
  2. Гликолиз.
  3. Аэробное дыхание.
  4. Биологическое окисление.

  1. При бесполом размножении начало дочерним особям дают
  1. Гаметы.
  2. Зигота.
  3. Спора.+
  4. Макроспора и микроспора.

  1. Вегетативное размножение организмов осуществляется
  1. С помощью семян у растений.
  2. Слиянием половых клеток у цветковых растений.
  3. Путем гаметогамии у приматов.
  4. Путем  деления корневища у растений.+

  1. Деление клетки одноклеточного организма обеспечивает
  1. Размножение.+
  2. Рост.
  3. Регенерацию частей тела.
  4. Обмен веществ.

  1. Половые клетки имеют значение для
  1. Роста организма.
  2. Восстановления поврежденных тканей.
  3. Передачи наследственной информации от родителей к потомкам.+
  4. Начала развития нового организма.

  1. В результате митоза образуются
  1. Гаплоидные клетки.
  2. Полиплоидные клетки.
  3. Диплоидные клетки.+
  4. Триплоидные клетки.

  1. Клеточный цикл соматической клетки состоит из
  1. Мейоза и митоза.
  2. Митоза и интерфазы.+
  3. Интерфазы и профазы.
  4. Профазы и телофазы.

  1. В профазе митоза:
  1. Образуется оболочка ядра.
  2. Хорошо видны удвоенные хромосомы.+
  3. Хромосомы располагаются по полюсам клетки.
  4. Разрушается веретено деления.

  1. В метафазе митоза:
  1. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.+
  2. Хромосомы расположены по полюсам клетки.
  3. Формируется веретено деления.
  4. Хромосомы передвигаются к полюсам клетки.

  1. В анафазе митоза:
  1. Увеличивается длина микротрубочек веретена деления.
  2. Появляется оболочка ядра.
  3. К полюсам клетки расходятся хромосомы с двумя хроматидами.
  4.  К полюсам клетки расходятся хроматиды.+

  1. В телофазе митоза:
  1. Хромосомы становятся видимыми.
  2. К полюсам клетки расходятся хромосомы.
  3. Формируется оболочка ядра.+
  4. Хромосомы удваиваются.

  1. Количество гамет, образующееся в процессе овогенеза из одной первичной клетки, –
  1. Две.
  2. Одна.+
  3. Четыре.
  4. Три.

  1. Перекомбинация участков гомологичных хромосом в мейозе происходит в результате
  1. Расхождения к полюсам.
  2. Их деспирализации в телофазе.
  3. Их удвоения.
  4. Кроссинговера.+

  1. Местоположение гена на участке ДНК –
  1. Аллель
  2. Изменчивость
  3. Локус+
  4. Фенотип

  1. При моногибридном скрещивании родительские организмы
  1. Изучают фенотип и генотип  одного признака.+
  2. Изучают фенотип и генотип  всех признаков.
  3. Обязательно различаются в фенотипе по одному признаку.
  4. Различаются всегда по двум признакам.

  1. Какой закон проявляется во втором поколении при моногибридном скрещивании?
  1. Взаимодействия генов.
  2. Сцепленного с полом наследования.
  3. Промежуточного наследования.
  4. Расщепления признаков.+

  1. У человека
  1. 22 пары хромосом.
  2. Яйцеклетка содержит Y-хромосому.
  3. Пол определяет только X-хромосома.
  4. Половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом.+

  1. Черепаховая окраска кошек
  1. Встречается у самок и самцов.
  2. Встречается только у самцов.
  3. Контролируется геном, расположенным в Х-хромосоме.++
  4. Объясняется сцепленным с полом наследованием.+

  1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости открыл
  1. Т. Морган.
  2. Ч. Дарвин.
  3. Н.И. Вавилов.+
  4. А.Н. Северцов.

  1. Норма реакции:
  1. Это пределы модификационной изменчивости признака.++
  2. Определяется генотипом+  
  3. Не затрагивает фенотип.
  4. передается по наследству +

  1. Полиплоидия – это
  1. Способ получения гибридов.
  2. Процесс кратного увеличения числа хромосом.+
  3. Метод селекции растений.
  4. Наследственное изменение.

  1. Популяция растений, полученная в результате искусственного отбора, это
  1. Сорт.+
  2. Порода.
  3. Штамм.
  4. Вид.

  1. Согласно гипотезе А.И.Опарина, коацерваты – это первые
  1. Организмы.
  2. "Организации" молекул.+
  3. Только белковые комплексы.
  4. Скопления неорганических веществ.

  1. На этапе химической эволюции образуются
  1. Бактерии.
  2. Протобионты.
  3. Биополимеры.+
  4. Низкомолекулярные органические соединения.

  1. На этапе биологической эволюции образуются
  1. Биополимеры.
  2. Организмы.+
  3. Низкомолекулярные органические вещества.
  4. Неорганические вещества.

  1. По современным представлениям жизнь на Земле развивалась в результате
  1. Химической  эволюции.
  2. Биологической эволюции.
  3. Химической, а затем биологической  эволюции.+
  4. Биологической, а затем химической эволюции.

  1. Человек появился на Земле в
  1. Протерозойской эре.
  2. Мезозойской эре.
  3. Кайнозойской эре.+
  4. Палеозойской эре.

  1. Голосеменные были широко распространены в
  1. Протерозое.
  2. Мезозое.+
  3. Палеозое.
  4. Кайнозое.

  1. Процесс почвообразования на Земле происходил благодаря
  1. Круговороту воды в природе.
  2. Заселению организмами верхнего слоя литосферы.++
  3. Отмиранию организмов.
  4. Разрушению твердых горных пород с образованием песка и глины.+

  1. В Архее были широко распространены
  1. Голосеменные и земноводные.
  2. Пресмыкающиеся и папоротникообразные.
  3. Бактерии и цианобактерии.+
  4. Рыбы и водоросли.

  1. Растения, животные и грибы вышли на сушу в
  1. Архее.
  2. Протерозое.
  3. Палеозое.+
  4. Мезозое.

  1. Современное учение об эволюции опирается на теорию естественного отбора, которую сформулировал
  1. А.Н. Северцов.
  2. Ч. Дарвин.+
  3. Ж-Б. Ламарк.
  4. К. Линней.

  1. Наиболее острой является борьба за существование в природе
  1. Межвидовая.
  2. Внутривидовая.+
  3. Межклассовая.
  4. Симбиотическая.

  1. Причины естественного отбора –
  1. Неблагоприятные условия внешней среды.
  2. Благоприятные условия существования.
  3. Борьба за существование.+
  4. Приспособленность к условиям среды.

  1. Искусственный отбор, как и естественный
  1. Приводит к образованию новых форм организмов, основан исключительно на мутациях.
  2. Основывается на наследственной изменчивости.+
  3. Производится человеком.
  4. Улучшает продуктивность организмов.

  1. Вид
  1. Состоит из популяций.+
  2. Является элементарной единицей эволюции.
  3. Считается основной структурной единицей в системе организмов.++
  4. Все вышеперечисленное.

  1. Морфологический критерий вида
  1. Позволяет различать виды по внешним и внутренним признакам.+
  2. Свидетельствует о наличии определенного ареала.
  3. Подтверждает биохимические особенности.
  4. Позволяет выявить приспособления к обитанию в определенной среде.

  1. Географический критерий вида –
  1. Внешнее и внутреннее сходство особей.
  2. Репродуктивная изоляция вида от других.
  3. Биохимическое сходство.
  4. Общий ареал.+

  1. Скорость протекания ферментативных процессов у разных организмов – это:
  1. Морфологический критерий.
  2. Репродуктивный критерий.
  3. Физиолого-биохимический критерий+.
  4. Экологический критерий.

  1. При определении видов – двойников нельзя использовать только морфологический критерий, так как эти виды:
  1. Не различаются по строению хромосом.
  2. Имеют разный набор хромосом.+
  3. Обитают в одинаковых условиях.
  4. Скрещиваются и всегда дают плодовитое потомство.

 


  1. Разные сроки гнездования уток шилохвости и кряквы обусловлены критерием:
  1. Морфологический.
  2. Генетический.
  3. Репродуктивным.
  4. Экологический. +

  1. Популяция –  структурная единица:
  1. Отряда.
  2. Семейства.
  3. Рода.
  4. Вида. +

  1. Микроэволюция – это
  1. Образование новых надвидовых таксонов.
  2. Формирование родов.
  3. Образование новых видов.+
  4. Образование новых классов.

  1. Появление разнообразия дарвиновских вьюрков – результат
  1. Географической изоляции.+
  2. Быстрого изменения генотипа.
  3. Биологической изоляции.
  4. Сезонной изоляции.

  1. Гидробионты обитают в среде
  1. Почвенной.
  2. Наземно-воздушной.
  3. Водной.+
  4. Организменной.

  1. Солнечный свет является фактором
  1. Биотическим.
  2. Абиотическим.+
  3. Экологическим.
  4. Техногенным.

  1. Аэробионты обитают в среде
  1. Почвенной.
  2. Водной.
  3. Наземно-воздушной.+
  4. Организменной.

  1. Факторы среды, связанные с деятельностью человека, называют
  1. Абиотические.
  2. Антропогенные.+
  3. Биотические.
  4. Лимитирующие.

  1. Примерами биотических факторов являются
  1. Усиление морозов.
  2. Опыление цветков пчелами.+
  3. Потепление климата.
  4. Вырубка лесов человеком.
  1. Невозможность замены действия одного экологического фактора другим отражены в законе
  1. Экологической индивидуальности вида
  2. Оптимума.
  3. Ограничивающего фактора.
  4. Незаменимости фактора.+

  1. Фотопериодизм:
  1. Реакция организмов на длину светового дня.+        
  2. Характерен только для бактерий.
  3. Характерен только для животных.
  4. Сильнее выражен у видов, живущих в средних и высоких широтах. +

  1. Паразитизм:
  1. Способ питания, при котором один организм живет за счет питательных веществ другого, не убивая его. +
  2. Приводит к моментальной смерти хозяина.
  3. Характерен только для животных.
  4. Характерен только для растений.

  1. Конкуренция:
  1. Взаимоневыгодный тип связей между организмами ++
  2. Возникает если разные виды живут за счет одного ресурса +
  3. Не может возникать между особями одного вида
  4. Обязательно приводит к гибели одного из взаимодействующих видов

  1. Закономерное сожительство видов в природе –
  1. Сообщество.
  2. Популяция.
  3. Биоценоз.+
  4. Биосфера.

  1. Среда обитания и биоценоз вместе образуют:
  1. Экосистему. +
  2. Биоценоз.
  3. Популяцию.
  4. Сукцессию.

  1. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет:
  1. Воздушного переноса.
  2. Питания растений.
  3. Биогенного переноса элементов.+
  4. Энергетики почв.

  1. Равновесие в биосфере поддерживается благодаря:
  1. Круговороту веществ. +
  2. Воздействию человека на природу.
  3. Увеличению разнообразия видов.
  4. Сезонным изменениям  в природе.

 

  1. Клетка является биосистемой, так как:
  1. Поддерживает постоянство химического состава.
  2.  Все процессы в клетке протекают упорядоченно и под контролем ДНК.
  3.  Клетка поглощает пищу и избавляется от отходов обмена веществ.
  4.  Все вышесказанное.+

  1. В состав входят основания А, У, Ц, Г:
  1. Белки.
  2. Нуклеиновые кислоты.
  3. ДНК.
  4. РНК.+

  1. Их мономерами являются нуклеотиды
  1. Белки
  2. Нуклеиновые кислоты.+
  3. Углеводы.
  4. Жиры.

  1. Азотистое основание, не характерное для нуклеотидов РНК, –
  1. Урацил.
  2. Тимин.+
  3. Гуанин.
  4. Аденин.

  1. Фермент –
  1. Действует только совместно с углеводами.
  2. Участвует в процессе синтеза и распада веществ.+
  3. Наиболее активен при температурах, близких к нулю.
  4. Имеет белковую основу.++

  1. Фотосинтез присущ
  1. Всему живому.
  2. Растениям+
  3. Микроорганизмам-гетеротрофам.
  4. Животным-гетеротрофам.

  1. Внутренняя мембрана хлоропластов образует
  1. Строму.
  2. Тилакоиды.+
  3. Рибосомы.
  4. Митохондрии.

  1. В результате фотосинтеза не образуется
  1. АТФ.
  2. Глюкоза.
  3. Кислород.
  4. Вода.+

  1. Биологическое окисление бывает
  1. Световое и темновое.
  2. Аэробное и анаэробное.+
  3. Только обратимое.
  4. Растительное и животное.

  1. Какие признаки характерны только для класса млекопитающих
  1. Четыре конечности.
  2. Четырехкамерное сердце.
  3. Постоянная температура тела.
  4. Наличие трех слуховых косточек.+

  1.  Гаструла онтогенеза является аналогом стадии филогенеза
  1. Колониальных организмов.
  2. Кишечнополостных.+
  3. Одноклеточных.
  4. Хордовых

Биология – наука о живой природе

1. Метод, позволяющий выделить отдельные органоиды из клетки для их дальнейшего изучения:

метод фильтрования;        

метод наблюдения;

метод отстаивания;

метод центрифугирования.+

2.Какой из представленных ниже организмов не является многоклеточным?

Коралл;

вольвокс;+

спирогира;

улотрикс.

3.Теория возникновения жизни, отрицающая ее самопроизвольное зарождение, называется теорией

Биогенеза+

эволюции

абиогенеза

самозарождения

4.Автором коацерватной теории является:

К.Симонеску

А.И.Опарин+

С.Фокс

Ф.Денеш

5. Автором принципа "все живое - из живого" является

Аристотель

Л.Пастер

Ф.Реди+

В.Гарвей

2. Клетка как биологическая система

6.Нуклеотид состоит из:

азотистого основания, сахара-пентозы,  остатка фосфорной кислоты+

азотистого основания, дисахарида, остатка фосфорной кислоты

нуклеиновых кислот

антипараллельных комплементарных цепей

7. Жизненный цикл соматической клетки состоит из:

мейоза и интерфазы

митоза и мейоза

митоза и интерфазы+

редукционного деления и интерфазы

8. У грибов и животных сходны:

способ питания+

размножение спорами

клеточная стенка из целлюлозы

наличие пластид в клетках

      9.Укажите структурные компоненты, которые отсутствуют в клетках высших растений:

пластиды

митохондрии

клеточный центр+

клеточная стенка

10.Процесс перевода информации, заключенной в последовательности нуклеотидов -молекул информационной РНК, в последовательность аминокислот полипептидной цепи называется

транскрипция

трансляция+

диссимиляция

катаболизм

11.Процесс захвата капелек жидкости, протекающий с участием мембраны клетки:

фагоцитоз

пиноцитоз+

диффузия

осмос

12.Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней: 

крупные вакуоли+

много хлоропластов

ядро разрушено

нет вакуолей

    13.  Бактерии гниения по типу питания относятся к:

паразитам

автотрофам

сапротрофам+

симбионтам

14.Дрожжи представляют собой:

Многоклеточную цепочку

Одноклеточный организм+

Нить, состоящую многоядерных клеток

Переплетенные нити грибницы

15.Молекулы хлорофилла в пластидах находятся

на мембранах крист

в строме пластид

на мембранах тилакоидов+

в матриксе

3. Организм как биологическая система

16.Структура цветка, частями которой являются  его венчик и чашечка:

цветоложе

околоплодник

околоцветник+

тычинка

17.Одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра относят к 

Животным

Растениям

Бактериям+

Грибам

18.Индивидуальное развитие организма называют

эмбриогенез

филогенез

онтогенез+

ароморфоз

19.В результате дробления зиготы в эмбриогенезе образуется

нейрула

бластула+

зигота

гаструла

20.Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон

Биогенетический+

расщепления

сцепленного наследования

зародышевого сходства

21.Из эктодермы образуется:

нервная система+

кровеносная система  

выделительная система  

лёгкие

22.Организм, возникающий от слияния гамет, несущих одинаковые аллели гена называют

Гомозиготным+

Гетерозиготным

дигетерозигоным

трансгенным

23.При скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании   все следующее поколение по фенотипу

Будет единообразным

Даст расщепление 1:1

Даст расщепление 1:2:1

Даст расщепление 3:1+

24.Появление у человека загара является примером изменчивости

Комбинативной

Мутационной

Генотипической

Модификационной+

25.Пределы изменений массы тела цыплят в разных условиях содержания и рациона питания определяются

Продуктивностью

Нормой реакции+

Саморегуляцией

Фенотипом

26.Диким предком современной лошади был

Тур

Тарпан+

Зубр

Лось

27.Автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

Г.Мендель

Н.Вавилов+

Т.Морган

Н.Цицин

28.Раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала, способного размножаться в клетке хозяина и синтезировать продукты обмена

биотехнология

бионика

вирусология

генная инженерия+

29.По определению М.Лобашева, геном – это

совокупность всех генов организма

совокупность аллельных генов

+система взаимодействующих генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида организмов

система гомологичных хромосом

30.Мутации, резко снижающие жизнеспособность и останавливающие развитие, называются

летальные  ми

генеративные  ми

соматические  ми

полулетальные  ми+

4. Многообразие организмов

31.Шарообразные формы бактерий называются:

Кокками+

спириллами

вибрионами

бациллами

32.Бактерии, существующие только в бескислородной среде:

аэробы

гетеротрофы

анаэробы+

автотрофы

33.К подцарству архебактерии относятся:

метанообразующие бактерии+

цианобактерии

патогенные бактерии

азотфиксирующие бактерии

34.Клубеньковые бактерии являются:

автотрофами

хищниками

сапрофитами

симбионтами+

35.В оболочке клеток грибов и членистоногих содержится вещество:

хлорофилл

гликоген

крахмал

хитин  +

36.Для царства грибов характерно размножение:

бесполое – вегетативное и спорами+

бесполое – только спорами

бесполое – только вегетативное (частями мицелия)

половое у низших грибов

37.Тело лишайников представлено:

плодовым телом

слоевищем+

микоризой  

гифами

38.Базидии - это:

выросты трутовых грибов

плодовые тела

органы спороношения у шляпочных грибов+

плотные сплетения гиф

39.В отличие от клеток цветковых растений клетки водорослей:

покрыты оболочкой

имеют ядро с ядрышком

содержат хроматофоры+

содержат хлоропласты

40.Отличительным признаком покрытосеменных является:

расположение семязачатков внутри завязи+

размножение семенами

отсутствие двойного оплодотворения

перекрёстное опыление

41.Полость тела у членистоногих:

 Смешанная+

 вторичная

первичная

отсутствует

42.Органы дыхательной системы у хордовых развиваются из:

мезодермы

мезенхимы

эктодермы

энтодермы+

43.Большой круг кровообращения у млекопитающих начинается:

 левой дугой аорты от правого желудочка

 правой дугой аорты от левого желудочка

 левой дугой аорты от левого желудочка+

 правой дугой аорты от правого желудочка

44.Кожные покровы хрящевых рыб имеют:

ганоидные чешуи;

космоидные чешуи;

костные чешуи;

плакоидные чешуи.+

45.Дрожжи относят к классу:

низшим грибам, оомицетам;

низшим грибам, зигомицетам;

высшим грибам, аскомицетам;+

высшим грибам, базидиомицетам.

46.Феромоны – это:

химические вещества, содержащие преимущественно соединения железа, из которых строится покров тела насекомых:

вещества, опосредующие связи между особями одного вида насекомых;+

 химические красители на основе железа, придающие металлическую окраску тела некоторым группам насекомых;

 вещества, опосредующие связи между особями разных видов насекомых.

47.Частицы вируса гриппа содержат:

2-цепочечные РНК;

1-цепочечные РНК;+

2-цепочечные ДНК;

1-цепочечные ДНК.

48.Передача генетического материала от одной бактерии к другой с помощью вирусов называется:

транспозицией;

трансформацией;

трансверсией;

 трансдукцией.+

49.В пищеварительной системе акулы имеется:

спиральный клапан;+

пилорические выросты;

слепая кишка;

двенадцатиперстная кишка.

50.Мукор относят к классу:

 низшим грибам, оомицетам;

 низшим грибам, зигомицетам;+

 высшим грибам, аскомицетам;

 высшим грибам, базидиомицетам.

5. Человек и его здоровье

51.У человека в каждой соматической клетке  тела содержится

46 хромосом+

23  хромосомы

24  хромосомы

41  хромосома

52.Регуляция функций в организме осуществляется

только нервной системой

только эндокринной системой

нервно-гуморальным способом +

с помощью безусловных рефлексов

 53.Изменения в полукружных каналах приводят к

нарушению равновесия+

воспалению среднего уха

ослаблению слуха

нарушению речи  

54.В процессе аккомодации глаза происходит:

изменение формы хрусталика++

сужение и расширение зрачка

сокращение ресничной мышцы

изменение преломляющей способности глаза+

55.Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель

постоянно подкрепляется безусловным раздражителем+

нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем

не подкрепляется безусловным раздражителем

подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени

56.Акромегалия – это:

постоянство внутренней среды организма

тканевая жидкость

заболевание при избытке гормона роста+

гормон щитовидной железы

57.Первую прививку против оспы осуществил:

Эдвард Дженнер+

Луи Пастер

Илья Ильич Мечников

Пауль Эрлих

58.При избытке гормона щитовидной железы развивается заболевание...

сахарный диабет

 Базедова болезнь +

ожирение

гигантизм

59.При спокойном выдохе объем грудной полости уменьшается, при этом

межреберные мышцы и диафрагма сокращаются

межреберные мышцы и диафрагма расслабляются+

межреберные мышцы сокращаются, а диафрагма расслабляется

межреберные мышцы расслабляются, а диафрагма сокращается

60.Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

углеводов

нуклеиновых кислот

ферментов+

гормонов

61.Центры голода, жажды и сна находятся:

в среднем мозге;

в продолговатом мозге;

в промежуточном мозге;+

в переднем мозге

62.Кретинизм – это эндокринное заболевание, связанное с:

гипофункцией паращитовидной железы

гиперфункцией гипофиза

гипофункцией щитовидной железы+

гиперфункцией поджелудочной железы

63.Белое вещество мозга у человека представлено:

телами нейронов

волокнами проводящих путей+

корой больших полушарий

подкорковыми ядрами

64.Цинк входит в состав гормона:

роста

инсулина+

тироксина

адреналина

65.У человека лимбическая система располагается:

верного ответа нет;++ (если надо выбирать один ответ)

 в продолговатом мозге;

 в промежуточном мозге;+

 в переднем мозге.+

66.Иммунологическую защиту организма обеспечивают:

белки, выполняющие транспортную функцию

углеводы

белки актин и миозин

особые белки крови – антитела+

67.Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов

жизни и смерти

ассимиляции и диссимиляции+

возбуждения и торможения

поглощения кислорода и выделения углекислого газа

68.Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

происходит слияние мужской и женской гамет+

образуется яйцеклетка

образуется гаплоидная клетка

развиваются гаметы

69.Острицы паразитируют в:

желудке

печени

верхней части тонкого кишечника

толстой кишке+

70.Расщепление углеводов у человека начинается в

 ротовой полости+

желудке

двенадцатиперстной кишке

нижних отделах тонкого кишечника

6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира 

71.Дрозд белобровик и певчий дрозд, обитающие в одном лесу, составляют:

одну популяцию одного вида

одну популяцию разных видов

две популяции одного вида

две популяции двух видов+

72.В основе современной эволюционной концепции видов лежит идея:

неизменяемости видов

изменяемости и разнообразия видов+

целесообразной изменяемости видов

креационизма

73.Материалом для эволюционных процессов служит:

модификационные изменения

благоприятные признаки

нейтральные и вредные признаки

генетическая разнородность популяции+

74.Географическим называют такой способ видообразования, при котором новый вид возникает: 

в пределах старого ареала, в результате мутаций

в результате расчленения старого ареала+

при попадании популяции в новые условия обитания

в результате гибридизации

75.Какое из перечисленных изменений относится к идиоадаптациям?

появление многоклеточности

появление фотосинтеза

появление цветка

энтомофилия+

76.Какие из перечисленных форм организмов являются примерами конвергентной эволюции:

дуб и клен

сумчатый волк и кенгуру

дельфин и акула +

белый медведь и панда

77.Отдельные виды организмов с признаками, характерными для давно вымерших групп, называются:  

Реликтами+

атавизмами

эндемиками

аналогами

78.Какие перестройки организма млекопитающих и птиц, происходившие в мезозое, не относятся к ароморфозам:

образование волосяного покрова

вскармливание детенышей молоком

приобретение полной перегородки между правым и левым желудочками сердца

преобразование передних конечностей в крылья+

79.Назовите признак, свойственный человеку как представителю класса млекопитающих:

верны ответы «в» и «г»+

2 круга кровообращения

наружное ухо

3 слуховые косточки в среднем ухе

80.Вымирание крупных споровых растений  в пермском периоде связано с:

Падением метеоритов

Частыми оледенениями

Активным наступлением моря

Значительным иссушением и похолоданием климата+

81.Первую эволюционную теорию сформулировал:

К. Линней

Ж.Б. Ламарк+

Э. Дарвин

Ч.Дарвин

82.Направленное необратимое развитие органического мира во времени – это:

прогресс

революция

эволюция+

регресс

83.Борьба за существование – это:

конкуренция между организмами за условия среды

уничтожение особей одного вида особями другого вида

симбиотические взаимоотношения одних видов с другими

1, 2, 3+

84.Главной движущей силой эволюции является:

изменчивость

наследственность

борьба за существование

естественный отбор+

85.Элементарной единицей органического мира является:

Вид+

подвид

популяция

отдельные особи

86.Элементарной единицей эволюции является:

вид

подвид

популяция+

отдельные особи

87.Движущий отбор направлен на:

расширение границ наследственной изменчивости и сдвиг среднего значения признака или свойства+

поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признаков

 сужение нормы реакции

отбраковку средних значений признака и формирование более, чем одного фенотипа

88.Происходит ли эволюция хищных животных, которые живут в настоящее   время:

происходит эволюция всех видов+

происходит эволюция видов, ведущих древесный образ жизни

происходит только эволюция видов мелких животных

ни один из ныне живущих видов не эволюционирует

89.Из перечисленных ниже объектов не способны эволюционировать:

мыши в городе

популяции божьей коровки

бактерии, обитающие в желудке жвачных животных

стадо овец+

90.Изменения в результате эволюции, ведущие к общему подъему организации, называются:

биологическим прогрессом

биологическим регресс

ароморфозом+

идиоадаптациями

7. Экосистемы и присущие им закономерности

91.Биосферу называют глобальной экосистемой, так как она:

представляет собой открытую систему, связанную с космосом, в которой происходит круговорот веществ+

включает в себя живые организмы

изменяется во времени

состоит из живых организмов, обитающих на Земле, и связанных с ними элементов неживой природы

92.Ноосфера – это:

сфера прошлой жизни

сфера разумной жизни+

сфера будущей жизни

правильного ответа нет

93.Термин «ноосфера» был предложен:   

Э.Леруа+

Ж.-Б. Ламарком

В.И. Вернадским

Э.Зюссом

94.Одной из основных причин истощения озонового слоя в атмосфере является:

Увеличение содержания кислорода

Увеличение содержания углекислого газа

Вулканы, пыль, лесные пожары

Накопление фреонов+

95.Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену биогеоценозов:

создание новых пород животных

создание новых сортов растений

уход за культурными растениями и домашними животными

вырубка лесов, осушение болот, распашка степей+

96.Прогресс науки и техники, усиленная эксплуатация природных ресурсов земного шара привели к:

саморегуляции природных экосистем

глобальным изменениям в биосфере+

увеличению численности всех растений и животных

расширению области  распространения  большинства  видов  растений и животных

97.Заповедники способствуют сохранению равновесия в биосфере, так как они служат:

источником лекарственных растений

территориями, в которых охраняются некоторые виды

местом проведения экскурсий

эталонами не тронутых человеком ландшафтов+

98.К антропогенным факторам окружающей среды относят:

поедание крестоцветной блошкой листьев капусты

радиоактивное загрязнение почв, воды и атмосферы+

солнечный свет, влажность, температуру

минеральный состав и содержание гумуса в почве

99.В Красной книге России находится: 

подорожник большой

венерин башмачок+

зверобой продырявленный

ромашка лекарственная

100. Укажите правильное утверждение, касающееся признаков, характеризующих биогеоценозы

получение дополнительной энергии наряду с солнечной

неспособность к длительному самостоятельному существованию, ослабление процессов саморегуляции

преобладание популяций немногих видов, упрощенность взаимоотношений между видами

разнообразие  видового состава, сложная сеть взаимосвязей+

Желтым выделены  вопросы,  сформулированные не совсем корректно или имеющие неоднозначные ответы. Два ++ , предпочтительный ответ.



Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/romanko-elvira-nikolaevna

Теоретическая база для решения задач

 по теме «Матричный синтез»

Алгоритмы Э. Романько

  1. ДНК           и- РНК  белок признак

                антикодоны т-РНК/ м.б. вопрос о количестве т-РНК

  1. ДНКN и-РНКNбелокN

ДНКМути-РНКМутбелокМут

Для вывода:                        типы мутаций для задач 

- замена нуклеотида:  Код-синоним белок не меняется   

                                                       стоп-кодон  до конца не синтезируется    

                                                                                                      белок не функциональный АК другаясо сходными свойствамиизменения не значительны

                          с другими свойствамименяется структура белка и функции

выпадение/вставка 1-2 нуклеотидовсдвиг рамки считываниядругой

                                                                                                                                                      белок

выпадение/вставка триплетабелок короче/длиннее на1 АКвозможно

                                                                                                      меняется пространственная структура белка

  1. ДНК с несмысловыми участками

                    и-РНКначало белка по АУГ(мет) белок

  1. ДНК 2цепиопределить матричную цепь по 3/

                                                                     

                                                          5/ т-РНК5/ антикодон

                                                                                    3/ кодон

                                                                                  5/прочтениеАК

  1. Антикодоны т-РНКи-РНКбелок

                                             ДНКматричная

                                             ДНКкодирующая !!! (задача №10843)

  1. ДНК т-РНК т-РНК

      возможные антикодоны

         АК  возможные кодоны и-РНК                    точный кодон

(задача №11272 в «Решу  ЕГЭ»)

 https://nsportal.ru/romanko-elvira-nikolaevna



Предварительный просмотр:

Примеры задач линии 27 ФИПИ (новая версия)

 по теме «Молекулярная биология. Матричный синтез»

  1. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент  молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов  (верхняя цепь смысловая, нижняя транскрибируемая)  5’-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3’

                                             3’-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5’

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

  1. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:

ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

  1. Фрагмент молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

ЦГЦЦЦГАТАЦТАГАЦ

В результате мутации – замены одного нуклеотида в ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида заменилась на аминокислоту Гис. Определите аминокислоту, которая кодировалась до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида? Благодаря какому свойству генетического кода одна и та же аминокислота у разных организмов кодируется одним и тем же триплетом? Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

  1.  Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГГЦУУУУГЦААУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на вирусной РНК. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, закодированных в найденном фрагменте ДНК, а также антикодоны тРНК, которые транспортируют эти аминокислоты. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является только цепь ДНК, которая комплементарна вирусной РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

  1. В последовательности фрагмента одной из исходных цепей ДНК – АГЦТЦТТААТГТЦТГ – произошла мутация: выпадение(вставка) второго триплета (нуклеотида замена м.б.). Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?

  1. В результате мутации в фрагменте молекулы белка человека произошла замена аминокислоты глицина (Гли) на аспарагиновую кислоту (Асп). Определите аминокислотный состав фрагментов молекулы белка больного человека и здорового человека, возможные фрагменты иРНК больного человека, если в норме этому фрагменту белка соответствует следующий фрагмент иРНК: УУУУЦУУУАЦААГГУЦАУАЦУ. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАЦЦТАЦЦЦТГЦЦАГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизненные циклы растений Э.Н. Романько

Слайд 2

Жизненные циклы растений Спорофит - бесполое поколение (2 n) Гаметофит – половое поколение ( n) → архегонии и антеридии Архегоний – женский половой орган → я/к Антеридий – мужской половой орган → ♂ Спора образуется мейозом!!! Гаметы образуются митозом

Слайд 3

Отдел Моховидные Спора (n) → протонема → почки ( n) ( предросток) листостебельное растение (n) c порофит (2 n) ( гаметофит n ) коробочка архегонии антеридии на ножке зигота я/к (n) ♂( n) 2( n) вода митоз мейоз

Слайд 4

Папоротниковидные Спора (n) → проталлий (заросток) ( n) архегонии антеридии я/к (n) ♂( n) сорусы вода (спорангии) зигота 2( n) проросток листостебельное растение c порофит (2 n) мейоз митоз

Слайд 5

Отдел Зеленые водоросли благоприятные условия Гаметофит ( n) Зооспоры (n) Взрослое растение зооспоры ( n) Зигота ( 2n) мейоз спорофит митоз митоз Гаметы ( n) Слияние гамет, образованных разными особями покой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач части «С». По материалам ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение задач части «С»....

Применение производной к решению задач. По материалам ЕГЭ.

Ресурс направлен на подготовку к ЕГЭ, может быть использован для организации работы на уроке или для самостоятельной подготовки учащихся по теме "Применение производной к решению задач"....

Методические материалы.Подготовка к ЕГЭ. Решение задач В2.

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ....

Методические материалы. Подготовка к ЕГЭ. Решение задач В8.

Методические материалы подготовки к ЕГЭ....

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Решение задач по теме «Средняя линия треугольника»

Технологии: дифференцированного обучения, проблемного обучения, ИКТ-технология, здоровье сберегающая, игроваяТип урока:Урок актуализации знаний и уменийЦели: Образовательные:совершенствование навыков ...

Робототехника. Решение задачи "Слалом на линии"

В данном материалы вы познакомитесь с решение базовой задачи  по робототехнике "Слалом на линии". Решение реализуется в среде программирования ТрикСтудио для конструкторов Lego Mindstor...