Самостоятельная работа по биологии 11 класс: Типы взаимоотношений организмов.
методическая разработка по биологии (11 класс)

Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.

Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.

Составлена в двух вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samos_rab_tipy_vzaimod.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №1 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме». Вариант -1

Задание №1. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон. (Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям).

  1. Хищничество
  2. Мутуализм
  3. Комменсализм
  4. Паразитизм
  5. Нейтрализм

Задание №2. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Задание №3. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество.

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.

Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.

В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.

Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.

Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.

Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.

З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

Самостоятельная работа №1 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. Вариант-2

Задание №1. Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары (самостоятельно):


Тип взаимоотношений


Примеры растений и животных


1. Хищничество


А.Густой подрост ельника


2.Симбиоз


Б.Волк и олень


3. Аменсализм


В.Травы под елью


4. Конкуренция внутривидовая


Г.Лишайники


5.Конкуренция межвидовая


Д.Аскарида и человек


6.Паразитизм


Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая


7.Протокооперация


Ж.Прусак и чёрный таракан


8.Мутуализм


З. Акула и рыба-прилипала


9.Комменсализм


И. Пчёлы и луговые цветы


10.Нейтрализм


К. Синица и лягушка


Задание №2. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего появляется в природе, при взаимодействии следующих пар организмов ( каждому выдается карточка- задание):

Волк—заяц

Корова—жук навозник

Лесная мышь—дуб (желудь)

Ель—гусеница сибирского шелкопряда

Дятел—личинка короеда

Рыжая лесная полевка—лесная мышь

Рыжий муравей—гусеница пяденицы

Ондатра—водяная крыса (полевка)

Сойка—рыжий муравей

Взрослая ель—проросток березы

Белый гриб—ель

Гриб трутовик—береза

Гриб пеницилл—бактерии

Кукуруза—бодяк полевой

Человек—аскарида

Волк—дождевой червь

Стрекоза—муравей

Стрекоза—муха

Карась—линь

Шакал—лев

Волк—ворон

Пчела—липа

Задание №3. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы взаимоотношений организмов

Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами...

Типы взаимоотношений организмов

Взаимодействие организмов в живой природе...

Типы взаимоотношений организмов

Рассмотрены основные виды позитивных, негативных и нейтральных отношений живых организмов друг с другом....

Самостоятельная работа по биологии 9 класс: Типы взаимоотношений организмов.

Самостоятельная работа расчитена на 15 минут. Может проводится как проверка знаний по теме: Типы взаимоотношений организмов....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

Самостоятельная работа для 8 класса по темам: "Словосочетания", "Грамматическая основа", "Типы сказуемых"

Самостоятельная работа  для 8 класса по темам: "Словосочетания", "Грамматическая основа", "Типы сказуемых"...

Контрольная работа №1. Биология - наука о живых организмах. Методы изучения биологии.

Контрольная работа №1. Биология  - наука о живых организмах. Методы изучения биологии. 5 класс...