Программа курса внеурочной деятельности « Мир вокруг нас»
рабочая программа по биологии (5 класс)

Яковлева Оксана Петровна

Рабочая  программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для  учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы,  обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._mir_vokrug_nas_5kl.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

_________ Евсюкова В.Е.

Приказ №549 от «31»августа 2018 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

 « Мир вокруг нас»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

5 «А», 5 «Б» классы

Срок реализации - 1 год

        

 

Учитель

Яковлева Оксана Петровна

г. Губкин

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для  учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы,  обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

        В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области, реализующей ФГОС нового поколения, в рамках реализации внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению в 5 классе вводится курс внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в 5 классе).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.

Цель: передать школьникам знания в области естествознания,  научить обучающихся правильно проводить биологические эксперименты и наблюдения.

Задачи:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы;

- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Результаты освоения  программы «Мир вокруг нас»

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Содержание программы «Мир вокруг нас»

Раздел 1. Введение. Живой организм: строение и изучение (2ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические   вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Практическая часть(1ч)

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»

Раздел 2. Многообразие живых организмов   (13 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Практическая часть(8 ч)

Устный журнал «По страницам Красной книги»

Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

Круглый стол «Легенды о цветах»

Конкурс лозунгов и плакатов «Сохраним биоразнообразие»

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Викторина «Час цветов»

Экологический турнир «В содружестве с природой»

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч) 

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практическая часть(4 часа)

Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.

Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.

Дыхание корней.

           Дыхание листа.

Раздел 4. Человек на Земле (8 ч)

Научные представления о происхождении человека. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая часть:(7 ч)

Определение норм рационального питания

Определение темперамента

Составление режима дня

Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях

Определение жизненного объема легких

Приготовление полезной еды

Как создать модель клеток крови своими руками.

Раздел 5 Проектная деятельность (3 часа) 

 Конференция «Защитим лес»

Конференция «Чистая вода в каждый дом»

Конференция «Юннатское движение»

Формы организации занятий, основных видов деятельности

В основу организации занятий и основных видов деятельности учащихся положен системно-деятельностный подход.

        В качестве основных используются методы мотивации учебной деятельности. Методы формирования новых умений, проблемные методы обучения: частично-поиковый,  исследовательский.

        Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Осуществляется дифференцированный характер обучения. Взаимодействие организуется в форме сотрудничества.

        В курсе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предусмотрено проведение нетрадиционных видов занятий: путешествие, школьная мастерская, конкурс, презентации, виртуальное посещение заповедников, экскурсии.

Тематическое планирование  

«Мир вокруг нас»

        № п/п

Название темы, раздела

Количество часов

в образовательной программе

в рабочей программе

1.

Введение. Живой организм: строение и изучение

2

2

2.

Многообразие живых организмов  

13

13

3

Среда обитания живых организмов

8

8

4

Человек на Земле

8

8

5

Проектная деятельность

3

3

Итого:

34

34

Календарно тематическое планирование

№ урока

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

Характеристика основных видов деятельности

План.

Факт.

Введение. Живой организм: строение и изучение 2 часа

1

1

Многообразие живых организмов

5.09

Развивать способность отстаивать свою точку зрения.

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

2

2

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»

12.09

Многообразие живых организмов   13 часов

3

1

Развитие жизни на Земле

19.05

Изучают основные этапы развития жизни на Земле.

использовать разнообразные приемы работы с информацией.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4

2

ПР Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

26.09

5

3

Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

3.10

6

4

ПЧ Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

10.10

7

5

Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания,

17.10

8

6

ПЧ Круглый стол «Легенды о цветах»

24.10

9

7

Охрана живой природы

7.11

10

8

ПР Конкурс лозунгов и плакатов ««Сохраним биоразнообразие»»

14.11

11

9

Роль живых существ в природе и жизни человека.

21.11

12

10

ПЧ Устный журнал «По страницам Красной книги»

28.11

13

11

ПЧ Викторина «Час цветов»

5.12

14

12

ПЧ Экологический турнир «В содружестве с природой»

12.12

15

13

ПЧ Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

19.12

Среда обитания живых организмов (8 часов)

16

1

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

26.12

Приобретают знания о компонентах природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

17

2

ПЧ Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.

16.01

18

3

Жизнь в морях и океанах.

23.01

19

4

ПЧ Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.

30.01

20

5

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли:

6.02

21

6

ПЧ Дыхание корней.

13.02

22

7

 ПЧ Дыхание листа.

20.02

23

8

Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

27.02

Человек на Земле (8 ч)

24

1

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

6.03

Приобретают знания основных этапов антропогенеза. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

использовать разнообразные приемы работы с информацией.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

25

2

ПЧ Определение норм рационального питания

13.03

26

3

ПЧ Определение темперамента

20.03

27

4

ПЧ Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях

3.04

28

5

ПЧ Определение жизненного объема легких

10.04

29

6

ПЧ Приготовление полезной еды

17.04

30

7

ПЧ Как создать модель клеток крови своими руками.

24.04

31

8

ПЧ Составление режима дня

1.05

Проектная деятельность (3 часа) 

32

1

Конференция «Защитим лес»

8.05

Понимать целостность окружающего мира.

Знать основные методы изучения природы.

Владеть основными приемами постановки экспериментов

33

2

Конференция «Чистая вода в каждый дом»

15.05

34

3

Конференция «Юннатское движение»

22.05

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.

  1. Учебные пособия:
  2. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
  3. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
  4. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
  6. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
  7. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  8. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
  9. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
  10. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.
  11. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
  12. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
  13. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.
  14. Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.
  15.  Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
  16. Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
  17. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.

2. Технические средства обучения:

1)Библиотечный фонд

2) Печатные пособия

3) Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

   

3. Информационные средства:

  1. Сайт Белгородского института развития образования www.ipkps.bsu.edu.ru
  2. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  3. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 

ОГАОУ ДПО БелИРО - http://ipkps.bsu.edu.ru

Интернет – адреса сайтов

             - Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru

- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii

- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm

- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf

- http://centrdop.ucoz.ru

- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-

Для учащихся и родителей:

Википедия      http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.konkurs.dnttm.ru

Программа внеурочной деятельности по православной культуре «Мир вокруг нас», тип программы – модифицированная образовательная, естественнонаучное направление.

Составитель программы: Яковлева О.П.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «30» августа 2018г., протокол №12

Председатель педсовета _______________________Евсюкова В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"

Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся  5 класса с многочисленными явлениями физики, на...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас "

Обучение по программе «Физика вокруг нас» расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, полученные в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Биология» и &laqu...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...

Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности «Мир вокруг нас»...