Элективный курс "Основы современной генетики"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Наливайкина Анастасия Евгеньевна

Курс «Основы современной генетики» реализуется в рамках предпрофильной подготовки, предназначен для учащихся  9-х классов и рассчитан на 17 часов.

В программе  9 класса "Биология. Общие закономерности” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека. Данный курс предназначен для учащихся, интересующихся вопросами генетики, наследственности. В ходе изучения курса рассматриваются как теоретические законы генетики, так и решение генетических задач, которые знакомят обучающихся с многообразием наследственных заболеваний, их лечением и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_sovremennoy_genetiki.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс «Основы современной генетики» реализуется в рамках предпрофильной подготовки, предназначен для учащихся  9-х классов и рассчитан на 17 часов.

В программе  9 класса "Биология. Общие закономерности” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека. Данный курс предназначен для учащихся, интересующихся вопросами генетики, наследственности. В ходе изучения курса рассматриваются как теоретические законы генетики, так и решение генетических задач, которые знакомят обучающихся с многообразием наследственных заболеваний, их лечением и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

         

            Актуальность программы  определяется  тем, что величайшие  достижения биологии еще не стали  известны широким массам, а школьные программы просто не успевают за развитием  науки. Речь идет о направленном изменении наследственности. Для развития мотивации в содержании делается акцент на значимость данной науки для человека, его здоровья.

Цель курса:

  • Ознакомить обучающихся с основными  методами изучения генетики человека,  на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека;  
  • Показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления.

Задачи:

  • Сформировать  знания учащихся о материальных носителях наследственности;
  • Сформировать знания обучающихся  о методах изучения наследственности человека  и профилактике  обнаружении  и лечения наследственных заболеваний;
  • Формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач;
  • Способность  формированию негативного отношения к  факторам, снижающим здоровья.

В процессе освоения программы учащиеся узнают такие направления в развитии  биологические науки, как медицинская генетика, генная инженерия, биохимия. В качестве учебно-методического комплекса при изучении этой темы  используются: учебники, словари, энциклопедии, справочный исторический материал, научно-популярная литература.

         В ходе занятий используются ИКТ – демонстрация презентаций учителя по темам, ресурсы  Интернет – сети для подготовки  творческих работ в форме презентаций учащихся.

       Предлагаемая программой самостоятельная, творческая деятельность учащихся, которая носит поисковый характер, способствует  развитию  самообразовательных  умений и навыков. Показателями  успешного освоения  программы можно считать заинтересованность  школьников, их  увлеченность работой, проявлению инициативы в выполнении предложенных заданий.

   Материал  предложенного курса выходит за пределы базового уровня знаний учащихся по предмету.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- активность и сознательность обучения;

- комплексный подход при разработке занятий;

- связь теории и практики;

- наглядность;

- системность и последовательность.

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во

часов

В том числе

Формы контроля

Теор.

Практ.

1.

Введение. Понятие о науке генетика. Методы исследования в современной генетике.

1

1

-

Педагогическое наблюдение

Лекция

2.

Группы наследственных  болезней человека. Причины их возникновения.

1

1

-

Педагогическое наблюдение

Лекция

3.

Наследственные болезни.

Генные болезни.

1

1

Педагогическое наблюдение, собеседование

4.

Хромосомные болезни.

2

1

-

Педагогическое наблюдение, собеседование

5.

Решение генетических задач.

5

1

4

Проверка решений

Тесты

6.

Составление и анализ родословных.

2

1

1

Лекция

Проверка правильности работ учащихся

7.

Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.

1

1

-

Собеседование

8.

Влияние мутагенов окружающей среды  на наследственность человека.

2

1

1

Наблюдение, собеседование.

9.

Представление проекта «Составление родословного генеалогического древа».

2

-

2

Оценка представленных работ

Итого:

17

8

9

Содержание программы

Тема1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с содержанием программы элективного курса, выбор индивидуального проекта, знакомство с источниками информации, рекомендуемыми  методами и способами реализации проекта. Понятие   о науке  генетика. Методы исследования в современной генетике (1 часа)

Тема 2. Характер наследования признаков у человека. Генетические карты хромосом человека. Группы наследственных болезней человека, болезни обмена веществ, молекулярные и хромосомные аномалии.  Условная граница между болезнями обмена веществ и молекулярными  болезнями. (1 часа)

Тема 3. Наследственные болезни и их характеристики (частота встречаемости, причины, проявления, наследуемость). (1 часа)

Альбинизм ,фенилкетонурия, тирозикоз, алкоптонурия ,гемоглобинопатии.

Тема 4.  Хромосомные болезни и их характеристики  (частота встречаемости, причины, проявления, наследуемость); их связь с изменением  числа или структуры хромосом; возникновение хромосомных и геномных мутаций.  

(2 часа)

Синдром Шерешевского-Тернера  (ХО), Синдром Клайнфельтера, Дальтонизм Гемофилия.

Тема 5. Решение генетических задач. Выявление закономерностей при наследовании гемофилии и дальтонизма. Определение вероятности рождения здорового и больного потомства. Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом. Принцип комплементарности.  (5 часа)

Тема 6. Использование генеалогического метода при изучении наследственных болезней. Составление родословных. Изучение  родословных некоторых европейских царственных фамилий, ведущий род от королевы Виктории. (2 часа)

Тема 7. Генеалогический   прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи, перспективы. Дородовая диагностика, ее значение, возможности и перспективы развития. (1 час)

Тема 8. Влияние  мутагенов окружающей среды на наследственность человека. Воздействие человека на природу. Нарушение экологического равновесия на больших территориях. Угроза биосфере и человеку как части биосферы. Мутагены окружающей среды, их влияние  на процессы жизнедеятельности человека и наследственную информацию. (2 часа)

Тема 9. Представление творческих работ: генеалогическое дерево своей семьи (по наследованию одного из признаков: цвет и форма волос), тесты самостоятельно составленных задач на законы наследования (2 часа)

В результате изучения курса учащиеся должны

 знать:

  • Основные понятия генетики;
  • Хромосомную теорию наследственности;
  • Конкретные причины возникновения наследственных болезней;
  • Сцепленное с полом наследование.

уметь:

  • Объяснять механизм передачи признаков по наследству;
  • Составлять простейшие родословные;
  • Выявлять факторы, способствующие наследованию болезни;
  • Устанавливать взаимосвязи между мутагенами и   появлением наследственных заболеваний;
  • Обосновать необходимость медико-генетического  консультирования;
  • Пользоваться предметным  и именным указателем в энциклопедической, справочной и научно-популярной литературе;
  • Составлять развернутый план сообщения, выделять тезисы, конспектировать, готовить рефераты;
  • Составлять схемы и таблицы на основе текста

использовать на практике:

  • Способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.

Критерии оценки и система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

Ученик получает зачет при условии выполнения 75-100%  предложенных заданий. В задания входят – решение  задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные баллы  ученик получает за:

  1. Использование Интернет технологий;
  2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума;
  3. Доклады в школе или за ее пределами.

Итоговая оценка (зачет/ незачет) ставится по результатам публичной защиты проекта. Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения учащегося практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.  Учащиеся должны продемонстрировать знания особенностей составления  родословных.

Литература для учителя

  1. Деркачева. Н.И.; Соловьев А.Г. Биология Единый государственный экзамен /Текст/ типовые тестовые задания /- М.: «Экзамен» 2006, 99с.
  2. Крестьяненков В.Ю; Вайнер Г.Б Сборник задач по генетике с решениями /Текст/ методическое пособие/ - Саратов «Лицей»,1998- 112с.
  3. Кучменко В.С, Пасечник В.В и др. Школьная олимпиада. Биология/Текст/ задания и вопросы с ответами и решениями. - М.: «Апрель», 2004-299с.
  4. Мамонтов С.Г. Биология (справочное издание). М., 1991. Универсальный иллюстрированный справочник для всей  семьи «Древо познания»
  5. Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии – 9 класс /Текст/ дополнительный  материал,тесты, кроссворды.- М.: «Вако», 2006-416с.
  6. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. В 3т.М., 1990.
  7. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Генетика человека .М., 2004.

Литература для учащихся

  1. Балобанова В.В. Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни /Текст/ предметные недели в школе - Волгоград: «Учитель», 2001. – 150с.
  2. Кузнецова В.Н. Прилежаева Л.Г. Биология. Старшая школа. Сборник текстовых заданий для тематического контроля и итогового контроля. - М.: «Интеллект - Центр», 2006. – 136с.
  3. Шалапенок Е.С.Лисов Н.Д. Тесты по биологии - М.: Ральф, 1999.- 136с.
  4. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. В 3т.М., 1990.
  5. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Генетика человека .М., 2004.

Интернет - ресурсы

http //mmc74212.narod.ru/Biology/p23aal.html  Учебник по генетике.

www.alleng.rul/d/bio/bio120  Учебник по генетике.

www.licey.net/bio/genetics  Сборник задач по генетике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Молекулярная генетика"

Рабочая программа элективного курса "Молекулярная генетика и генная инженерия" расчитана для обучающихся 11 класса как дополнительный материал расширяющий представления обучающихся о современных откры...

Элективный курс по генетике

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы  по би...

Элективный курс по генетике для учащихся 11 классов

Разделы «Генетика» и «Цитологии» являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных ...

Элективный курс по генетике

Содержательной основой курса является блок «Основы генетики», изучаемый в 9, 10, 11 классах. Но на изучение темы «Закономерности изменчивости» отводится всего 3 часа....

Программа элективного курса "Тайны генетики"

Программа элективного курса "Тайны генетики"рассчитана для учащихся, стремящихся постигнуть секреты этой необыкновенной науки."Любой факт в биологии становится понятным лишь в свете ген...

Рабочая программа элективного курса "Основы генетики человека" 10 класс

программу можно использовать в профильных химико-биологических классах...