Формирование ЗОЖ. Влияние вредных привычек на работу нервной системы подростков.
методическая разработка по биологии (9 класс)

нина федоровна малюгина

Обобщение знаний о вредных привычках,влиянии их на работу  нервной системы. Влиянии причин и механизма воздействия неблагопалучных факторов на работу нервной системы, поведение подростка. Формирование ЗОЖ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.ned_urok_9kl_-_psiholog.docx417.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа  № 487 Выборгский район  г. Санкт – Петербург

Конспект открытого занятия  по биологии и психологии  в 9-х  классах с легкой                           умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учитель биологии:        Малюгина  Нина   Федоровна

Педагог-психолог:         Головкина Надежда Вячеславовна

  Данное занятие подготовлено для проведения в рамках Методической недели.

Тема:     «Формирование ЗОЖ: Влияние вредных привычек на работу нервной системы подростков«.

Цель: обобщить знания о вредных  привычках, влияние их на  работу нервной системы; выявить причины и механизмы воздействия неблагоприятных факторов на  нервную систему подростка и его поведение. Формирование ЗОЖ.

Задачи:  

Образовательные:

  •  закрепить знания о нервной системе;
  • осознание учащимися зависимости здоровья от собственного поведения и образа жизни;
  • научиться «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм;
  • смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;

Воспитательные: 

  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • показать отрицательное влияние вредных привычек на нервную систему    и сформировать негативное отношение к ним;
  • формирование умений  оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;

Развивающие: 

  • развитие умений работать с содержанием темы: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей;
  • продолжить формирование умения учащихся   выступать перед одноклассниками, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.

Коррекционные:  

  • развивать мышление, связную речь, память, воображение;
  • Развивать внимание и наблюдательность;
  • Развивать умение слушать, вступать в диалог.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид:  продуктивный, проблемный, презентация.

Форма организации: групповая, парная, коллективная.

Методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация,  сообщения учащихся), проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в группах).

Форма занятие: комбинированный

Методические приемы: закрепление, обобщение изученного материала

Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 9 класс

Средства наглядности:

  • раздаточный материал: карточки с  содержанием о вредных привычках, их изображением, с текстом кроссворда, тесты;
  • презентация к уроку

 Оборудование:   компьютер, таблицы по предмету, карточки задания

Технологии обучения:

- наблюдение,  распознавание и описание;

- здоровье сберегающая;

- групповая;   - игровая;

- компьютерные средства обучения

- вопросы репродуктивного характера;

- разноуровневого и дифференцированного подхода

УМК: учебник, карточки-инструкции и заданий

Учебник:

Биология.Человек Учебник для учащихся 9 класса.специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: И.В.Романов, И.Б.Агафонова,  4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.

Методическая литература для учителя

1.Биология «Универсальная энциклопедия школьника» А.А.Воротников Минск. «Харвест»2014г.

2. За страницами учебника. Биология 9класс. СПб. ТОО фирма «Икар» 2009 г.

3.Г.А.Воронина Биология. Планируемые результаты. Системы заданий. Москва. «Просвещение». 2016

Дидактический материал: Плакаты

Компьтерная презентация

      Метапредметные связи: биология, психология, чтение. 

                           

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать.

( Слайд №1  )                                                                                    

                                                                                                         

                                                     Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель:   Приветствие гостей.  

 - Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся 9-В и 9-Г классов!

  Сегодня у нас необычное занятие, его будем проводить мы  Нина Федоровна и педагог -психолог Надежда Вячеславовна.

- Для работы на уроке вы ребята сидите по группам. Так удобнее выполнять задания, можно помогать друг другу. Вовремя обсуждения  урока надо вести себя тихо и организованно.

 У нас  три группы, в каждой группе есть ответственный:

1гр  -  Андрей,

2гр  – Никита

3гр  – Саша

II. Мотивация  

Учитель:   Я, сейчас всем сказала  «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Ученик:  Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность в жизни человека.

Учитель: Правильно!

-На здоровье человека влияют факторы: 

  • экология атмосферы окружающей среды;
  • эпидемии и  заболевания;
  • но самое главное - состояние нашей нервной системы, от которой зависит работа всех органов и их систем, а также поведение человека в окружающей среде.  

Все вы знаете и понимаете, что в процессе жизни  каждый день мы выполняем разные действия.

Предлагаю вам  вспомнить некоторые из этих действий и выполнить  небольшое задание.

1 задание.       На столе перед вами лежат - Карточки с заданием: 

  - Прочитайте задание: поставьте   «+»  - напротив полезного действия      

                                                             «-»  - напротив вредного действия.

Список действий в карточке :     (выполнение парами)

  • 1. обманывать
  • 2.умываться
  • 8. чистить зубы
  • 9. грызть ногти
  • 3. класть вещи на место
  • 4. выполнять домашнее задание
  • 5.заниматься спортом
  • 6.пропускать уроки
  • 7.лениться
  • 10. курить
  • 11. мыть за собой посуду
  • 12. драться
  • 13.употребление легких  спиртных напитков

( Слайд №2  )                                                                                    

 (В процессе выполнения задания детьми проводим обсуждение, какие действия полезные, какие вредные).  

Учитель: Ну а теперь сделаем вывод: полезные действия необходимы человеку, а вот  вредные действия без них в жизни можно обойтись.

Учитель:    Ребята, как можно назвать действия, которые нам уже привычны и без них человек не может обходиться. Это что? УВЛЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ, ЗАНЯТИЕ, а может, какое другое слово вы знаете?  

Задание 2.    -Выполним Упражнение. Посмотрите на доску, где написаны буквы. Необходимо вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв собрать слово. 

П        У         Р        И

В        О        Ы         У 

Ч        О        У         Л 

Л        К        О        А

Дети:   «привычка»

Учитель:   Кто объяснит, Что такое привычка?

(Слайд №3 )    

(ученик объясняет): Привычка это поведение, действия, ставшие для человека в жизни необходимыми и  постоянными.  

  -Учитель: А какими могут быть привычки?

Ученик:  они могут быть полезными и вредными?

( Слайд № 4и 5 )    

Учитель:  Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.

- А как вы думаете, какие  вредные привычки вредят нашему  здоровью, здоровью подростка?

Ответы детей:   Наиболее опасное влияние на здоровье подростка оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.

.

III. Сообщение темы урока.

Учитель: О чем же сегодня, ребята, мы  будем  говорить на уроке? (о вредных привычках)

Правильно, темой нашего урока будет « Влияние вредных привычек на работу нервной системы подростка. Формирование ЗОЖ.»

 Учитель:    Давайте сейчас поговорим, как вредные привычки влияют на  нервную систему подростка, от которой зависит его здоровье .

Учитель:  сейчас предлагаю вам   обсудить одну из вредных привычек. Посмотрим небольшую сценку.   

Сценка

Ведущий: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.

Продавец: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Ведущий:  Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

Парень:   А почему стариком не буду?

Продавец:  Потому что до старости не доживешь.

Парень:  А почему собака не укусит?

Продавец:  Так ведь с палкой будешь ходить.

Парень:  А почему вор в дом не залезет?

Продавец: - Потому что всю ночь будешь кашлять.

Учитель: О какой привычке шла речь в этом диалоге?   (о вреде курения)

 Да, именно об этой   одной из самой распространенной на  сегодняшний день вредной привычке мы и поговорим.

Послушаем ваших товарищей, которые расскажут нам о том, откуда появился табак?

1 ученик.      Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.  В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале 17 века.

2 ученик.      Европейцам долгое время было неизвестно курение табака. В Европу табак был ввезён из Америки. Его завёз известный мореплаватель Христофор Колумб в 15 веке.

3 ученик.    Курение и нюхание табака жестоко преследовалось в России. Замеченные люди в курении строго наказывались: их пытали и били кнутом,  ссылали в далёкие города.

4 ученик.    С приходом к власти Петра I был отменён запрет на курение. Люди постепенно пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.

5 ученик.   Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества веществ, среди которых – ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.

 (слайд 6 и 7).

6 ученик:  Курение наносит огромный вред не только самому курильщика, но и  окружающим его людям. В окружающую среду уходит 50% дыма, который вдыхают люди, находящиеся с курильщиком, это явление называется пассивным курением.

Учитель:    Давайте сейчас посмотрим, как вредные привычки влияют на  нервную систему подростка, от которой зависит его здоровье.

Учащиеся читают на (слайде №8):

Вредные привычки и нервная система подростка

Курение -  

Кислород плохо поступает к головному мозгу.

Признаки  нарушения работы  н.с.:

  • Утомление
  • Ухудшение памяти
  • Головная боль
  • Плохой сон
  • Снижение  работоспособности

Учитель:  Самое вредное воздействие оказывает курение на организм подростка, на его нервную систему. У курящих подростков клетки головного мозга недостаточно снабжаются кислородом, поэтому курильщики быстро утомляются. У них слабеет память, часто болит голова. Они становятся невнимательными. Курящие ученики отстают в учебе, становятся рассеянными, ленивыми, грубыми. У них ухудшается память, зрение. Плохо спят, не могут долго и хорошо работать.

Учитель:  спиртные напитки также очень вредно действуют на организм подростка, а на нервную систему особенно, отравляя большие полушария головного мозга. Нарушается движение, сознательные действия и речь.

Алкоголь –

Отравляет центральную н.с.

 Признаки нарушения работы  н.с.:

  • Изменение  координация движения тела
  • Нарушение сознательных действий и речи
  • Ухудшение памяти
  • Ослабление воли

     - Снижение  работоспособности

Задание 3.    Проведем небольшой тест о  «Вреде курения» (каждый ученик)    

                                               Необходимо  отметить правильный вариант ответа

(слайды № 9-12)

Тест

1. Курение портит в первую очередь:

печень               легкие                      сердце

2. Если человек курит в комнате, кто страдает больше:

кто находится в комнате, но не курит

оба человека одинаково

 курильщик

3. Влияет ли курение на будущего ребенка:

влияет                 не влияет

4. В табачном дыме содержаться вредные вещества:

30 вредных веществ      

никотин     

 вредных веществ нет

5. Вредно ли бросить курить?

очень вредно      

не вредно       

 вредно, если бросать резко

6. Если человек начинает курить в подростковом возрасте, то ….

замедляется развитие подростка

не влияет на развитие

влияет на память

7. Курение  – это …

болезнь           вредная привычка          способ похудения

- После выполнения проводится взаимопроверка.

Учитель  - Какой можно сделать вывод: – основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который  является сильным ядом, мгновенно попадая через кровь в легкие,  сердце и головной мозг,  изменяя работу нервной системы подростка.

Учитель:         Вредные привычки — это наши враги, которые наносят огромный вред нервной системе, от которой зависит здоровье человека и  жизнь подростка.

- Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

На пути нашей жизни

Наступает момент, когда

Мы за всё бываем в ответе,

Человек покоряет небо,

Чудо техники изобретает,

Но, приобщившись к дурным привычкам,

О здоровье своём забывает.

Учитель:  сейчас  поговорим о причинах, которые провоцируют (привлекают) подростков к освоению вредных привычек.

Н.В.

Психолог

Педагог-психолог. Ребята, вы сейчас узнали, как вредные привычки (спиртные напитки и табак) влияют на нервную систему. Давайте подумаем: «Зачем подростки приобщаются  к вредным привычкам?»

Упражнение. Мозговой штурм «Зачем подростки употребляют сигареты и легкие спиртные напитки?»

Ученики. Называют причины употребления :

(слайд №  13)

  • снять эмоциональное напряжение
  • за компанию с друзьями\подругами
  • не быть «белой вороной»
  • для поднятия настроения
  • ради интереса попробовать какой-то напиток
  • скука - скандалы дома
  • поиск новых приключений- денежные трудности
  • за компанию- плохое самочувствие
  • чтобы расслабиться - столкновение с законом
  • для вдохновения – истощение
  • понравится противоположному полу

Педагог-психолог. Вы абсолютно правы.  Подросток начинает курить и употреблять легкие спиртные напитки, чтобы снять эмоциональное напряжение. При длительном действии этих привычек наступает момент зависимости организма подростка от употребления табака и алкоголя.

А давайте подумаем: «Возможно, заменить  вредные привычки на полезные, чтобы сохранить свое здоровье?

Ученики. Ответы учеников.

•        физические упражнение (тренажерный зал, спортивные секции)

•        прогулки (с родителями, родственниками, друзьями)

•        хобби

•        путешествия

•        чтение книг

•        просмотр интересных фильмов

•        посещение музея, театра, кино

Педагог-психолог. Сейчас давайте вспомним несколько историй, когда Вы слышали или общались с человеком, который злоупотреблял алкоголем, сигаретами и наркотиками.  

Упражнение «Чувства»

Ученики. Рассказывают истории о вредных привычках.

Педагог-психолог. Молодцы! Давайте вспомним, что Вы чувствовали (ученики, которые рассказывали), когда рассказывали истории из жизни.

Чувства говорящего:

  • раздражение
  • возмущение
  • жалость
  • обида
  • презрение
  • недоверие
  • вина
  • ответственность и т.д.

Ученики называют чувства, которые возникли (по необходимости с помощью педагога-психолога).

Педагог-психолог. Какие у вас (обращение к остальным ученикам) возникали чувства, когда слушали разные истории?

Чувства слушающего:

  • сочувствие
  • интерес
  • возмущение
  • отвращение
  • понимание
  • сожаление
  • уважение

Педагог-психолог. Совершенно верно. Во всех ваших ответов я услышала отрицательные чувства и эмоции к различным высказываниям, размышлениям, непонимания, осуждения и т.д.  Мы часто проникаемся к услышанным историям. Иногда не замечаем, как с новыми друзьями вовлекаемся к вредным привычкам.

Наверно, у Вас были ситуации, когда вам предлагали выпить или покурить?

Ученики. Ответы учеников.

Педагог-психолог. Сейчас, я буду задавать вопросы, а вы попробуете ответить так, чтобы не обидеть меня ответом.

Упражнение Мозговой штурм «Отказ»

(Слайд№14)

Варианты предложений

Варианты ответов

Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь пиво? Никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Нет! Я хочу,  сходить в кино. Пойдем вместе!

Пошли, покурим. Или тебе слабо?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Педагог-психолог. Есть у нас с вами альтернатива вредным  привычкам? Да, есть. Я призываю вас к здоровому образу жизни: заниматься спортом, записаться в кружки и клубы по интересам, ходить в кино, театры, посещать выставки, заниматься в музыкальной школе, путешествовать, фотографировать, заниматься коллекционированием. Перечислять интересные дела можно долго. Старайтесь жить содержательно и творчески, тогда не останется времени на вредные привычки. Благодарю всех за работу и внимание.

Моё решение  (слайд №15)

Закрепление темы занятия: 

Учитель:

 Поиграем в игру «Воздушные шарики». (на доске -2 шарика, красный и зеленый)

(слайд№16)
Правила игры:
Представь себе, что
в  зеленом  воздушном шарике собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а в красном — всё вредное, что мешает человеку, расти здоровым, приводит к болезням.
У меня на столе лежат
карточки с записями о том, что полезно и что вредно для человека. Вы сейчас подойдете ко мне. 1 пара должна «заполнить» красный шар, вторая – зеленый (заранее на каждую карточку приклеить скотч).
Полезно: двигательная активность, правильное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня.
Вредно: курение, употребление алкогольных напитков,  малоподвижный образ жизни, переедание, несоблюдение режима дня.

Скажи вредным привычкам                «НЕТ»    

(слайд №17)

Педагог-психолог.  А, гости, чтобы не  скучали, сейчас разгадают кроссворд.

(Слайд № 18)

Дерево решений :   Как можно сохранить свое здоровье?   Гости оформляют кроссворд

Заключение урока-занятия:

Учитель:

Слайд № 19   загадки о вредных привычках для школьников с ответами

Слайд№20  

  здоровый образ.jpg              https://fs00.infourok.ru/images/doc/113/133321/img44.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....

Родительское собрание "Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом"

Родительское собрание  «Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целомФизическая культура как альтернатива вредным привычкам»...

Презентация "Привычки и здоровье.Формирование полезных и вредных привычек у подростков"

Презентация может быть использована на внеклассных и коррекционных занятиях, классных часах....

Доклад на тему "Вредные привычки.Как избежать влияние вредных привычек?"

Доклад на тему "Вредные привычки.Как избежать влияние вредных привычек?"...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...

«Профилактика вредных привычек в семье. Влияние вредных привычек на здоровье подростков»

laquo;Профилактика вредных привычек в семье.  Влияние вредных привычек на здоровье подростков»Цель:·         создание условий для осмысл...

Пагубное влияние малоподвижного образа жизни и вредных привычек на сердечно - сосудистую систему подростка на примере физических нагрузок различной интенсивности.

Цель данной исследовательской работы является изучение пагубного влияния вредных привычек на состояние сердечно - сосудистой системы подростка.Для достижения этой цели я поставила следующие задач...