«По заповедным тропам Баргузинского заповедника»,
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)

Гаврилова Елена Ревмировна

Внеклассное мероприятие. Для старших классов. Игра-квест   «По заповедным тропам Баргузинского заповедника», посвященная 100-летию заповедной системы России, 100-летию Баргузинского заповедника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_dlya_stati_igra_barguzin_zapovednik.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Е. Р. Гаврилова, учитель химии и биологии,

                                           Г. В. Яновская, учитель географии и биологии,  

                             

Игра-квест

 «По заповедным тропам Баргузинского заповедника»

посвященная 100-летию заповедной системы России, 100-летию Баргузинского заповедника.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас мало – а она одна

Цель:

 Развивать интерес к природе родного края, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию основ коммуникативной и экологической грамотности;
  • умения работать в коллективе, сплочению коллектива;
  • коррегировать мыслительные процессы, восприятие, память, внимание
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • способствовать повышению познавательного интереса учащихся;

Оборудование: Компьютер, мультимедиа.

Ход игры:

         Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

        Команды тянут очередность прохождения станций. На их пути встретятся:

  1. Станция   «История создания Баргузинского заповедника»   (кабинет химии).
  2. Станция «Растения Баргузинского заповедника»   (кабинет литературы).
  3. Станция «Животный мир Баргузинского заповедника»  (кабинет физики).
  4. Станция «Следопыт»   (кабинет биологии).
  5. Станция «Достопримечательности Баргузинского заповедника» (кабинет информатики).
  6. Станция «Байкал! Что в имени твоем?» (кабинет истории).

        Командам выдаются маршрутные листы. На каждой станции предлагаются задания, вопросы, которые надо выполнить, ответить.   Один вопрос – один балл.

До этого проводилось мероприятие «Баргузинский заповедник». Была выпущена газета «Баргузинский заповедник. 100 лет создания».

Станция «История создания Баргузинского заповедника»

1.В каком году основан Баргузинский заповедник?

                       (29 декабря 1916 г., по новому стилю -11 января 1917г.)

2.С какой целью был создан Баргузинский заповедник?

                       (сохранить популяцию Баргузинского соболя)

3.С какого года день образования Баргузинского заповедника отмечают в РФ как День заповедников и национальных парков? (с 1997 г.)                    

4.До этого были заповедники в России и в мире?

                        (нет, не было)

5.Назовите фамилии первых основателей Баргузинского заповедника?

                        (Г.Г. Доппельмаир,  К А. Забелин, З.Ф. Сватош, А. Д.  Батурин, Д.Н. Александров)

Станция  «Животный мир Баргузинского заповедника»

1.Какие крупные животные обитают в Баргузинском заповеднике?

(Наиболее типичны для заповедника баргузинский соболь, марал, кабарга, бурый медведь, глухарь; в прибрежных водах -  байкальская нерпа. Северный олень. Из птиц - орлан-белохвост, беркут, черный аист, скопа, дрофа)

2.Какое животное самое распространенное в Баргузинском заповеднике?

                            (соболь)

3.Какой вид омуля сильно сократился в численности в заливах заповедника?

                            (баргузинский омуль)

4.Какой глухарь, обитающий в Баргузинском заповеднике, занесен в Красную книгу?

                             (каменный глухарь)

5.В Баргузинском заповеднике были зарегистрированы тропические перелетные птицы. Какие?        

                             (фламинго и розовый пеликан)  

Станция «Растения Баргузинского заповедника»

1.Какие экосистемы можно встретить на территории Баргузинского заповедника?

(горные альпийские луга, кедровые стланики, пояс горной тайги  (лиственичные, кедровые, сосновые леса), луга и болота, реки и озера)

2.Какие редкие охраняемые растения произрастают в Баргузинском заповеднике?

 (мятлик Смирнова, башмачок крупноцветковый, любка двулистная, родиола розовая, касатик сглаженный, касатик щетинистый, луговик Турчанинова и т. д.)

3.Какие водоросли появились в прибрежных водах Байкала в результате воздействия человека, из-за которых погибают мелкие животные Байкала?

(нитчатая водоросль спирогира выделяет ядовитые для мелких животных вещества, погибает байкальская губка (основной фильтратор воды Байкала))

4.Какие ягоды можно собрать в лесах, окружающих Байкал?

(черника, брусника, клюква, смородина, морошка и т.д.)

Станция «Следопыт»

Учащимся показывают картинки следов животных:  лося, лисы, медведя, соболя,                      

    волка, норки, оленя                                

Отгадайте  следы каких животных вам показаны?

           

Станция «Достопримечательности Баргузинского заповедника»

1.Есть ли на территории Баргузинского заповедника водопады?

(да, на реке Шумилиха и реке Зародная есть  водопады)

2.Обитает ли в заповедной акватории озера Байкал нерпа?

(да, нерпа обитает в водах Байкала, которые принадлежат Баргузинскому заповеднику)

3.Есть ли минеральные источники на территории заповедника и как они называются?

(на территории заповедника существуют геотермальные источники, на реке Большая и реке Таламуш)

 Станция «Байкал! Что в имени твоем?»

1.Что означает слово «Байкал»?

(«Бай-Куль» - «богатое озеро»  (тюрк.))

2.Почему Байкал считают моделью океана?

(большая глубина, большая масса воды, внутренние волны, приливы)

3.Самый глубокий залив на Байкале?

(это залив Баргузинский)

4.Какой самый свирепый ветер на Байкале, как он называется?

(северо-западный, «Сарма»)

        По окончании прохождения станций    жюри подводит итоги.  А команды в это время заканчивают игру творческим проектом – отчетом «Баргузинский заповедник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Заповедными тропами"

Особо охраняемые природные территории, объет особого изучения. Изучая природу родного края, впервую очередь мы учимся любить и беречь родную природу. Взгляни на глобус:Вот он - шар земной,На нём ...

ПРОГРАММА ТУРИСТИЧЕСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ АЛТАЯ»

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.   Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослу...

Урок "По заповедным тропам Байкала"

Урок посвящен 100 - летию заповедного движения в России....

Альбом раскраска "География Баргузинского заповедника"

Данный альбом создан группой учащихся для творческого познания географии Баргузинского заповедника. Особенность альбома в том, что информация в нем дана на трех языках: русском, английском и монгольск...

Альбом-раскраска "Фауна Баргузинского заповедника"

Данный альбом создан группой учащихся для творческого познания фауны Баргузинского заповедника. Особенность альбома в том, что информация в нем дана на трех языках: русском, английском и монгольском. ...

Альбом-раскраска "Флора Баргузинского заповедника"

Данный альбом создан группой учащихся для творческого познания флоры Баргузинского заповедника. Особенность альбома в том, что информация в нем дана на трех языках: русском, английском и монгольском. ...

Методическая разработка урока "Баргузинскому заповеднику 100 лет"

Методическая разработка урока, посвященная Баргузинскому заповеднику, формирование знаний учащихся о причинах создания заповедников и их значимость в жизни человека....