Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"
методическая разработка по биологии (11 класс)


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ «КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

практического занятия

(для преподавателя)

Учебная дисциплина_______Генетика человека с основами медицинской генетики _________

Раздел                                                  Закономерности наследования признаков                                  _                                    

Тема                                               Наследование  групп крови и резус-фактора________________            

Курс_____________________________________второй__________________________________   

Специальность___________________31.02.01 Лечебное дело _____________________________  

Преподаватель_________________Левенец Ольга Владимировна__________________________

Одобрено на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол № __

от  «___» октября 2019 г.

 _______/ Каташевич Л.В. /

               (подпись председателя ЦМК)

                                 

   

 

Петропавловск-Камчатский

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Известно несколько эритроцитарных антигенов, которым соответствуют разные системы групп крови. Наиболее известная из них – система АВ0.  На поверхности мембраны эритроцитов находятся гликопротеины, называемые агглютиногенами (А и В). В плазме находятся антитела – (α и β). Если эритроциты человека несут тот или иной агглютиноген, то у него нет комплементарного агглютинина, иначе произошла бы агглютинация. Также на поверхности мембраны эритроцитов находятся антигены, называемые резус-фактором. Если этого антигена нет, то человек является резус-отрицательным. В организме резус-отрицательного человека, при попадании резус-положительной крови образуются резус-агглютинины. Практическое значение групп крови и резус-фактора становится очевидным при гемотрансфузии, а также в случае беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом.

     Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на одно практическое занятие. В методической разработке, предназначенной для преподавателя, представлены вопросы для проверки знаний студентов.

Тема практического занятия:

Наследование групп крови и резус-фактора

Цель занятия:

1. Обучающая:

   Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками.

уметь:

    - пользоваться терминами;

    - отвечать на вопросы;

    - записывать генотипы разных групп крови и резус-фактора;

    -  решать генетические задачи на наследование групп крови и резус-фактора.

знать: 

     - понятия «агглютиноген» «агглютинин», «агглютинация», «гемолиз», «резус-фактор»,    

       «резус-конфликт»;

     - механизмы наследования групп крови системы АВ0 и резус системы.

 

Выработать компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

2. Развивающая:

     Развивать у студентов сознательное восприятие учебного материала, познавательный интерес, мышление, внимание. Способствовать развитию умения анализировать, выделять главное.

3. Воспитательная:

     Воспитать понимание необходимости знаний в области генетики человека.

Продолжительность занятия – 90 мин

Тип занятия – практическое занятие

Межпредметные связи:

Биология, анатомия и физиология человека, иммунология, технология оказания медицинских услуг, хирургия

Оснащение:

     - интерактивная доска, презентация преподавателя, анимация, генетические задачи, задания

   Место проведения: аудитория медицинского колледжа.

Содержание занятия:

      1. Введение

      2. Основная часть

         2.1. Устный опрос

         2.2. Решение задач

         2.3. Выступление студентов-докладчиков

         2.4. Письменная работа

      3. Заключение

      4. Литература

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Наименование

элементов занятия

Методические указания по эталону

Время мин.

Приложения

1

Организационный

момент

1. Отметка отсутствующих.

2. Отметка готовности аудитории и студентов к занятиям (наличие формы, учебников, тетрадей).

2

2

Введение, актуализация изучаемой темы

Целевая установка занятия: тема,

цель, план лекции, мотивация изучения темы.

3

Приложение № 1 (введение)

3

Основная часть

Просмотр анимации «Чем отличаются группы крови»;

устный опрос; выступление студентов с сообщениями; решение задач; выполнение письменных заданий.

80

Приложение № 2

(перечень вопросов и задач)

Приложение № 3

(задачи для студентов с органиченными возможностями)

Приложение № 4

(задачи для одаренных студентов)

Приложение № 5

(текст сообщений)

Приложение № 6

(контролирующие материалы по изучаемой теме)

4

Заключение

Подведение итогов занятия, выставление оценок

3

Приложение № 7

(оценочный лист)

5

Задание на дом.

1. Конспект лекций преподавателя.

2. Н. П. Бочков. «Медицинская генетика» стр. 55-56

3. Генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.

4. Решение задач

2

Приложение № 8

(домашнее задание)

Приложение № 1

Введение

Преподаватель включает интерактивную доску и демонстрирует название темы и план занятия на интерактивной доске.

Тема практического занятия: «Наследование групп крови и резус-фактора»

План занятия

         1. Устный опрос

         2. Решение задач

         3. Выступление студентов-докладчиков

         4. Письменная работа

Цель: Систематизировать и закрепить знания по данной теме, овладеть умениями и навыками.

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

     Тема «Наследование групп крови и резус-фактора» имеет важное значение в профессиональной деятельности медицинских специалистов. Необходимо знать, как определяется фенотипическое проявление групп крови и резус-фактора, как наследуются эти гены, и как взаимодействуют между собой агглютиногены и агглютинины чтобы избежать иммунной реакции несовместимости, приводящей к смерти реципиента. При гемотрансфузии крови необходимо помнить, что кровь, получаемая реципиентом должна быть совместима с его собственной.

     Занятие будет проводиться следующим образом: просмотр анимации «Чем отличаются группы крови», устный опрос, решение задач и контроль при помощи письменных заданий.

Приложение № 2

Основная часть

I. Перечень вопросов по изучаемой теме

     Преподаватель включает анимацию «Чем отличаются группы крови». После просмотра преподаватель задает студентам вопросы:

1. Кем и каким образом были открыты группы крови?

2. Что такое множественные аллели?

3. Какие генотипы могут быть при разных группах крови?

4. Что такое агглютиногены и агглютинины?

5. Что такое агглютинация и гемолиз эритроцитов?

6. Что такое резус-фактор?

7. По какой причине происходит резус-конфликт?

   Эталоны ответов:

1. В 1901 г. австрийский ученый Карл Ландштайнер, смешивая плазму крови одних людей с эритроцитами, взятыми из крови других, обнаружил, что при некоторых сочетаниях эритроцитов и плазмы происходит «склеивание» - слипание эритроцитов и образование сгустков, а при других - нет. Изучая строение эритроцитов, Ландштайнер обнаружил особые вещества. Он поделил их на две категории А и В, выделив третью, куда отнес клетки, в которых их не было. Позже были обнаружены эритроциты, содержащие маркеры А- и В-типа одновременно. В результате исследований возникла система деления по группам крови, которая получила название АВ0.

2. Множественные аллели - три или большее число генов, которые могут находиться в одном локусе (занимать одно и то же место) в гомологичных хромосомах. В генотипе одного индивида может быть не более двух генов из этого множества, однако в генофонде популяции соответствующий локус может быть представлен большим числом аллелей.

3. Генотип ii определяет группу крови 0 (первую); IAIA и IAi - группу А (вторую); IBIB и IBi - группу В (третью); IAIB - группу АВ (четвертую).

4. Агглютиногены (антигены) - высокомолекулярные специфические белки, находящиеся на поверхности эритроцитов и определяющие их групповую принадлежность. Агглютинины – естественные антитела плазмы человека, направленные против соответствующих антигенов крови системы AB0; принадлежат к IgM и IgG. Различия между людьми по группам крови — это различия по составу определенных антигенов и антител плазмы крови.

5. Агглютинация эритроцитов - склеивание и выпадение в осадок эритроцитов с адсорбированными на них антигенами и антителами. Агглютинация наступает под действием антител, направленных к групповым антигенам. Гемолиз - разрушение эритроцитов с выходом гемоглобина в окружающую эритроциты среду.

6. Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Наследование группы крови по первой классификации и резус-фактора происходят независимо друг от друга: люди с разной группой кровью могут быть с разным резус-фактором. Положительный резус-фактор обозначается Rh+ или R и является доминантным (преобладающим) признаком, а отрицательный – rh- или r - рецессивным (подавляемым). Однако ряд исследований показывает, что система Rh определяется тремя антигенными факторами, которые определяются тремя тесно сцепленными генами, внутри аллельных пар которых действует полное доминирование. Обозначаются эти гены обычно буквами С, Д, Е. Если речь идет о наследовании вообще фенотипа Rh+ или rh-, то этот вопрос решается просто, исходя из принципов моногенного наследования при полном доминировании.

7. Если резус-отрицательному человеку перелить кровь резус-положительного, у реципиента начнется иммунная реакция, и в его плазме будут накапливаться антитела, уничтожающие резус белок. Если антител выработается немного, то первое переливание пройдет удовлетворительно. При повторных переливаниях эритроциты донора будут уничтожены, и реципиенту грозит гибель.

Тот же процесс может быть у резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребенка. Попадание в кровь матери эритроцитов плода, что случается при микротравмах, приводит к иммунной реакции организма женщины – выработке антител. Антитела, проникая в плод, разрушают его эритроциты. Если антител в плод попало немного, первая беременность может закончиться благополучно, но последующие будут проходить с осложнениями. Современная медицина способна предупредить их, но для этого необходимо вовремя обратиться к врачу.

II. Перечень задач по изучаемой теме

    Студенты по очереди решают задачи у доски. Преподаватель проверяет решение.

Задачи

1. Мужчина со II группой крови женился на женщине с III группой крови. Мать мужчины и мать женщины имеют первую группу крови. Может ли у внука быть такая же группа крови, как и у бабушек. Какие еще генотипы и с какими частотами можно ожидать в потомстве от таких браков.

2. У отца и у матери III группа крови (гетерозиготны), по резус-фактору мать резус-положительная (гетерозиготна), отец - резус - отрицателен. Определите возможные генотипы и фенотипы детей у этой супружеской пары и возможен ли резус-конфликт?

3. Резус-отрицательный мужчина с І группой крови вступил в брак с резус-положительной женщиной с IV группой крови. Какую группу крови и резус-фактор будут иметь дети?

4. Родители имеют I и IV группы крови. Один из родителей страдает легкой формой серповидноклеточной анемии (наследование аутосомно-доминантное с неполным доминированием, не сцеплено с группами крови). У них родился ребенок со II группой крови и больной серповидноклеточной анемией. Определите вероятность рождения здорового ребенка с III группой крови.

Эталоны ответов

1. 25% - вероятность рождения ребенка с первой группой крови. 25% - вероятность рождения ребенка с четвертой группой крови. 25% - вероятность рождения ребенка со второй группой крови. 25% - вероятность рождения ребенка с третьей группой крови. Расщепление и по генотипу, и по фенотипу 1:1:1:1.

2. Возможные генотипы детей: IВIB Rh+rh- (III группа, резус положительный), 2 IВi Rh+rh- (III группа, резус положительный), IВIB rh-rh- (III группа, резус отрицательный), 2 IВi rh-rh- (III группа, резус отрицательный), ii Rh+rh- (I группа, резус положительный), ii rh-rh- (I группа, резус отрицательный). Вероятность резус-конфликта - 0%, т.к. мать резус-положительна.

3. У детей возможна как резус-положительная кровь II или III группы, так и резус-отрицательная кровь II или III группы.

4. Так как один из родителей болен легкой формой анемии (гетерозиготен), то вероятность составляет 25%.

Приложение № 3

(задачи для студентов с органиченными возможностями)

1. У матери I группа крови, а у отца IV. Могут ли дети наследовать группу крови одного из родителей?

2. В семье родился резус-отрицательный ребенок. Какие варианты фенотипов и генотипов по этому признаку могут быть у его родителей?

3.  Мать со второй группой крови имеет ребенка с I группой крови. Установите возможные группы крови отца.

Эталоны ответов

1. Нет. Дети могут иметь II или III группу крови с вероятностью 50%.

2. Оба родителя могут быть резус-отрицательными, генотип - rh-rh-. Оба родителя являются резус-положительными, генотип – Rh+rh-.

3. Генотип отца - ii или IАi (в обоих случаях мать гетерозиготна - IАi).

Приложение № 4

(задачи для одаренных студентов)

1. В семье, где оба родителя с IV группой крови и нормально различают цвета, родился сын дальтоник с III группой крови. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови.

2. У человека локус резус-фактора сцеплен с локусом, определяющим форму эритроцитов, и находится от него на расстоянии трех морганид. Резус-положительность и элиптоцитоз (овальная форма эритроцитов) определяются доминантными аутосомными генами. Муж гетерозиготен по обоим признакам. При этом он унаследовал резус-фактор от одного родителя, эллиптоцитоз - от другого. Жена резус-отрицательна и имеет нормальные эритроциты. Определите процентные соотношения вероятных генотипов и фенотипов детей в этой семье.

3. В семье муж с III группой крови (гомозиготен). Он страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга имеет II группу крови (гомозиготна) и страдает легкой формой талассемии. Серповидноклеточная анемия и талассемия (анемия Кули) наследуется независимо и обусловлены двумя генами с неполным доминированием. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии и гетерозигот по талассемии заболевание протекает в лёгкой форме. У гомозигот по серповидноклеточной анемии и талассемии наблюдается тяжёлая форма заболевания, и они в большинстве случаев умирают в детстве. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка? Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с легкой формой одного из вышеуказанных заболеваний?

Эталоны ответов

1. Мать является носительницей гена дальтонизма. Вероятность рождения здорового сына – 25% (от общего числа детей). Возможные группы крови – II, III, IV.

2. 48,5% детей резус-положительные с эллиптоцитозом (Rh+rh-Aa); 48,5% детей резус-отрицательных с нормальными эритроцитами (rh-rh-aa), 1,5% детей резус-отрицательных с эллиптоцитозом (rh-rh-Aa), 1,5% детей резус-положительные c нормальными эритроцитами (Rh+rh-aa).

3. 25 % - вероятность рождения здорового ребёнка.  50% - вероятность рождения ребёнка с легкой формой серповидноклеточной анемии или талассемии.

Приложение № 5

Текст сообщений

Сообщения для студентов с органиченными возможностями

Сообщение № 1 Другие системы групп крови

     На данный момент изучены и охарактеризованы десятки групповых антигенных систем крови. Количество изученных и охарактеризованных групповых систем крови постоянно растет. Системы групп крови названы по имени первого обладателя антител к неизвестному ранее антигену.

Система Диего

Система двух антигенов эритроцитов человека (Dia и Dib), наследуемых по доминантному типу, встречающихся лишь у некоторых народов.

Система Льюис

Система четырех антигенов эритроцитов (Lea, Leb, Lec и Led), сыворотки крови и слюны человека, неодинаково часто встречающихся у разных народов.

Система Лютеран

Система двух антигенов эритроцитов человека (Lua, Lub), встречающихся в популяции с частотой соответственно 7,6% и 99,9%; клиническое значение антигенов невелико.

Система Оберже

Один антиген эритроцитов человека (Au), встречающийся у населения с частотой около 80%.

Система Домброк

Один антиген эритроцитов человека (Do), наследуемый по доминантному типу.

Сообщения для одаренных студентов с выполнением компьютерной презентации

Сообщение № 1 Другие системы групп крови

Система Келл

Групповая система Келл (Kell) открыта Кумбсом в 1946 г. Система состоит из шести антигенов эритроцитов человека (К, k; Kpa, Kpb; Isa и Isb), контролируемых тремя парами аллелей. В мембране эритроцитов у 7-10% жителей России присутствует антиген К. Это Кеll-положительные люди. Антигены системы Келл по активности стоят на втором месте после системы резус. Они могут вызвать сенсибилизацию при беременности, переливании крови; служат причиной гемолитической болезни новорожденных и гемотрансфузионных осложнений. Кеll-отрицательным людям (кк) кровь должна переливаться от доноров, не имеющих антиген К для предотвращения гемолиза. Кеll-положительные лица являются универсальными реципиентами.

Система Кидд

Групповая система Кидд (Kidd) описана в 1951 г. Алленом. Система Кидд включает 2 антигена, образующих 3 группы крови: lk (a+b-), lk (а+b+) и lk (a-b+). lka является доминантным геном и люди, его несущие – кид-положительные. Частота их составляет в различных популяциях белых и негров 75-80%, но в основным встречаются гетерозиготы (lkalkb). Антигены системы Кидд также могут привести к гемолитической болезни новорожденных и гемотрансфузионным осложнениям.

Система Даффи

Групповая система Даффи (Duffy) включает 2 антигена (Fya и Fyb), наследуемых по доминантному типу и образующих 3 группы крови Fy (a+b-), Fy (a+b+) и Fy (a-b+). Гены были определены в 1968 г. Донахью. Еще один аллель Fyх кодирует синтез слабовыраженного антигена Fyb. Группа: Fy (а-b-). Антигены системы Даффи в редких случаях могут вызвать сенсибилизацию и гемотрансфузионные осложнения.

Система MNSs

Групповая система MNSs открыта Ландштейнером и Левиным в 1927 г (такое название антигенов дано условно).  Два аллельных гена М и N наследуются по типу кодоминирования. Другие два гена (S и s) тоже наследуются как кодоминантные гены. Каждый из них отвечает за синтез антигенов. Вместе с генами М и N они составляют единую систему, представленную 9 генотипами: MNSS, MNSs, MNss, MMSS, MMSs, MMss, NNSS, NNSs, NNss.

Антигены этой системы активны, могут вызвать образование иммунных антител (анти-М, анти-N, анти-S, анти-s), то есть привести к несовместимости при переливании крови. Известны случаи гемолитической болезни новорожденных, вызванные антителами, образованными к антигенам этой системы.  Система MNSs имеет значение в судебной медицине при установлении отцовства и материнства.

Сообщение № 2 Проявления резус-конфликта

     Резус-конфликт не вызывает специфических клинических проявлений у беременной женщины, а обнаруживается по наличию в ее крови антител к Rh-фактору. Иногда резус-конфликт может сопровождаться сходными с токсикозом функциональными расстройствами.

     Резус-конфликт проявляется развитием гемолитической болезни плода, которая при раннем начале может приводить к его внутриутробной гибели с 20 по 30-ю неделю беременности, выкидышу, мертворождению, преждевременным родам, а также рождению доношенного ребенка с анемической, желтушной или отечной формой данного заболевания.

     Общими проявлениями резус-конфликта у плода являются: анемия, появление в крови незрелых эритроцитов (ретикулоцитоз, эритробластоз), гипоксическое поражение важных органов, гепато- и спленомегалия (стойкое увеличение селезенки).

     Тяжесть проявлений резус-конфликта может определяться количеством антирезусных антител в крови матери и степенью зрелости ребенка. Крайне тяжело при резус-конфликте может протекать отечная форма гемолитической болезни плода - с увеличением размеров органов; резко выраженной анемией, гипоальбуминемией; появлением отеков, асцита (скопление бедной белками жидкости в брюшной полости); утолщением плаценты и увеличением объема околоплодных вод. При резус-конфликте может развиться водянка плода, отечный синдром новорожденного, увеличение массы ребенка почти в 2 раза, что может привести к летальному исходу.

     Небольшая степень патологии наблюдается при анемичной форме гемолитической болезни; желтушная форма выражается желтушной окраской кожи, увеличением печени, селезенки, сердца и лимфоузлов, гипербилирубинемией. Билирубиновая интоксикация при резус-конфликте вызывает поражение ЦНС и проявляется вялостью ребенка, плохим аппетитом, частым срыгиванием, рвотой, сниженными рефлексами, судорогами, что впоследствии может привести к отставанию его психического и умственного развития, потере слуха.

Сообщение № 3 Профилактика резус-конфликта

     Большое значение для профилактики резус – конфликта у резус-отрицательной женщины имеет учет резус совместимости с донором при переливании крови, обязательное сохранение первой беременности, отсутствие в анамнезе абортов.

     Важную роль в предупреждении резус-конфликта играет планирование беременности, с обследованием женщины на группу крови, резус-фактор, на наличие антирезусных антител в крови. Риск развития резус-конфликта и наличие антител к резусу в крови женщины не является противопоказанием к беременности и поводом для ее прерывания.

      Специфической профилактикой резус-конфликта является внутримышечная инъекция антирезусного иммуноглобулина (RhoGAM) донорской крови, которая назначается резус-отрицательным женщинам, не сенсибилизированным к резус-антигену. Препарат разрушает резус-положительные эритроциты, которые возможно попали в кровоток женщины, тем самым, предотвращает ее изоиммунизацию и снижает вероятность резус-конфликта. Для высокой эффективности профилактического действия RhoGAM необходимо строго соблюдать сроки введения препарата.

     Введение антирезусного иммуноглобулина резус-отрицательным женщинам для профилактики резус-конфликта проводят не позднее 72 часов после трансфузии резус-положительной крови или тромбоцитарной массы; искусственного прерывания беременности; самопроизвольного выкидыша, операции, связанной с внематочной беременностью. Антирезусный иммуноглобулин назначают беременным, принадлежащим к категории риска резус-конфликта, на 28 неделе гестации (иногда, повторно на 34 неделе) для профилактики гемолитической болезни плода.

     Если у беременной с отрицательным резус-фактором наблюдались кровотечения (при отслойке плаценты, травме живота), проводились инвазивные манипуляции с риском развития резус-конфликта, антирезусный иммуноглобулин вводят на 7 месяце гестации.

      В первые 48 – 72 ч после родов, в случае рождения резус-положительного ребенка и отсутствия антител к резусу в крови матери, инъекцию антирезусного иммуноглобулина повторяют. Это позволяет избежать Rh-сенсибилизации и резус-конфликта в следующей беременности.

    Действие иммуноглобулина длится в течение нескольких недель и при каждой последующей беременности, если есть вероятность рождения резус-положительного ребенка и развития резус-конфликта препарат нужно вводить снова.

    Для резус-отрицательных женщин, уже сенсибилизированных к резус-антигену антирезусный иммуноглобулин не эффективен.

Приложение № 6

Контролирующие материалы по изучаемой теме

  Преподаватель проводит письменный контроль, студенты отвечают на вопросы.

Вариант 1

1. Обозначить на схеме антигены эритроцитов и антитела плазмы для II и III группы крови.C:\Users\Admin\Desktop\1.png

2. Отметить в каких случаях произойдет агглютинация при переливании крови:

1. Антигены А + Антитела α   

2. Антигены 0 + Антитела β

3. Антигены А, В + Антитела β

4. Антигены В + Антитела 0

3. Определить в какой из семей воспитывается приемный ребенок:

1. генотип отца - ii rh-rh-; генотип матери - IAi Rh+rh-; генотип ребенка - IAi rh-rh-

2. генотип отца - IAIB Rh+rh-; генотип матери - IAIB Rh+rh-; генотип ребенка - IAIA Rh+Rh+

3. генотип отца - ii Rh+Rh+; генотип матери – IBi Rh+rh-; генотип ребенка - ii Rh+rh-

4. генотип отца - IAIB rh-rh-; генотип матери - IAi Rh+rh-; генотип ребенка - ii rh-rh-

4. Пациенту предстоит операция. В каком случае операция пройдет успешно, если генотип реципиента – MMss КК, а предполагаемые доноры крови имеет следующие генотипы:

1. MNSs КК

2. ММss kk

3. NNSS Кk

4. ММSS kk

5. В матери IV группа крови, у отца – II. Какие группы крови могут быть у их родителей?

Вариант 2

1. Обозначить на схеме антигены эритроцитов и антитела плазмы для IV и I группы крови.

2. Отметить в каких случаях произойдет агглютинация при переливании крови:

1. Антигены 0 + Антитела 0    

2. Антигены А + Антитела β

3. Антигены А, В + Антитела α

4. Антигены В + Антитела β

3. Определить в какой из семей отцовство исключено:

1. генотип отца - IAi Rh+rh-; генотип матери - IAi Rh+rh-; генотип ребенка – IВi rh-rh-

2. генотип отца - IAIB Rh+rh-; генотип матери - IAIB Rh+rh-; генотип ребенка – IBIB rh-rh-

3. генотип отца - IAIА Rh+rh-; генотип матери – IВIB Rh+rh-; генотип ребенка – IАIB rh-rh-

4. генотип отца - ii rh-rh-; генотип матери - IAIB Rh+rh-; генотип ребенка - IAi rh-rh-

4. Пациенту предстоит операция. В каком случае операция пройдет успешно, если генотип реципиента – MNss kk, а предполагаемые доноры крови имеет следующие генотипы:

1. MNSs КК

2. ММss КК

3. NNss kk

4. ММSS kk

5. Определите генотипы родителей, если у их детей обнаружены все четыре группы крови.

Эталоны ответов

Вариант 1

1. II группа крови антигены - А; антитела - β. III группа крови: антигены- В; антитела – α.

2. Агглютинация произойдет в 1 и 3 случаях.

3. 4 случай

4. 2 донор, т.к. в организме реципиента присутствуют антитела анти-S, анти-N.

5. Дети могут иметь II, III и IV группы крови.

Вариант 2

1. IV группа крови: антигены - А, В; антитела отсутствуют. I группа крови: антигены отсутствуют; антитела – α, β.

2. Агглютинация произойдет в 3 и 4 случаях.

3. 1 случай

4. 3 донор, т.к. в организме реципиента присутствуют антитела анти-S, анти-K.

5. IВi и IAi

       

Приложение № 7

Оценочный лист

ФИО студента

Устный опрос

Сообщение

Решение задач

Письменная работа

Итоговая оценка

Приложение № 8

Домашнее задание

1. В родильном доме в одну и ту же ночь родились четыре младенца с группами крови: I, II, III, IV. Группы крови 4-х родительских пар были следующие: 1) I (ii) и II (IAi); 2) II (IAIA) и III (IВIВ); 3) III (IВIВ) и III (IВIВ); 4) IV (IAIВ) и IV (IAIВ). Распределите четырех малышей по родительским парам.

2. В семье, где жена имеет I группу крови, а муж – IV, родился сын гемофилик с III группой крови. Оба родителя здоровы. Определите вероятность рождения здорового сына и возможность группы крови его. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.


3. Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется аутосомным доминантным геном. На расстоянии 10 морганид от него находится локус группы крови по системе АВ0. Мужчина имеет II группу крови, его жена – III. Мужчина страдает дефектом ногтей и коленной чашечки. Его отец с I группой крови и не имеет этих аномалий, а мать – с IV группой крови и имеет оба дефекта. Жена, имеющая III группу крови, нормальна в отношении гена дефекта ногтей и коленной чашечки и гомозиготна по обеим парам анализируемых признаков. Определить вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектом н и коленной чашечки, и возможные группы крови.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Преподаватель вместе со студентами подводит итоги занятия, объясняет домашнее задание и выставляет оценки.

Литература

1. Н. П. Бочков. Медицинская генетика: учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 224 с.

Дополнительные источники:

1. Л. В. Акуленко, И. В. Угаров. Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. О. О. Янушевича и С. Д. Арутюнова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 208 с.

Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970424957.html (ЭБС «Консультант студента»)

2. Н.П. Бочков, А.Ю. Асанов, Н.А. Жученко, Т.И. Субботина, М.Г. Филиппова, Т.В. Филиппова. Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 224 с.

Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429860.html (ЭБС «Консультант студента»)

3. Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е. Майорова, В. В. Шахтарин. Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс]: учебник / - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 192 с.

Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429570.html (ЭБС «Консультант студента»)

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт института цитологии и генетики СО РАН [Электронный ресурс] // www.bionet.nsc.ru/publ:c/
  2. Форум о генетике и молекулярной биологии [Электронный ресурс] //  www.genoforum.ru 
  3. Сайт института общей генетики [Электронный ресурс] //  www.vigg.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практических занятий

Методическая разработка практических занятий по дисциплине "Организация оценки земли и имущества" для студентов 3 курса специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Наследование групп крови и резус-фактора

Данный материал можно использовать при изучении и решении задач, связанных с наследованием групп крови и резус-фактора...

Методическая разработка "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...

Методическая разработка по теме "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Генетика человека с оснвами медицинской генетики"...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...