рабочие программы индивидуального надомного обучения
рабочая программа по биологии (8 класс)

Попова Марина Владимировна

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

    Учебник. : Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида/ А.И .Никишов, А.В. Теремов /9-е изд.-м.: Просвещение, с.:ил.. 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savin_biologiya.doc590 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

    Учебник. : Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида/ А.И .Никишов, А.В. Теремов /9-е изд.-м.: Просвещение, с.:ил.. 2014

Цель: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой и живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.

 Основными задачами изучения биологии являются:

  1. Сообщение учащимися знаний об основных элементах неживой природы ( воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы ( о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье)
  2. Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  3. Проведение через весь курс экологического воспитания ( рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  4. Первоночальное ознакомление с приемами  выращивания некоторых растений( комнатных и на школьном участке) и  ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

    В 8 классе учащихся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Коррекционно-развивающие задачи по биологии:

1. Корректирование и развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе между животными.

2. Корректирование познавательной возможности и интересов.

3. Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти.

5. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности учащихся.

6. Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе через экскурсии, беседы.

По данной рабочей программе обучается N. Обучающийся относится к категории детей с УО. У данной группы обучающихся наблюдаются следующие особенности: гиперактивность, неустойчивость интереса к предмету, не способность на протяжении всего урока интенсивно работать, высокая утомляемость, низкий уровень  умственного развития, отсутствие логики и бедный словарный запас, логопедические недостатки, которые мешают в освоении базового курса природоведения в школе.

 Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.

Планируемые результаты изучения предмета:

Личностные:

- осознание себя как члена общества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, животным, необходимости их сохранения ;

-бережное отношение к животному миру нашей планеты;

- уважение к миру природы.

Предметные:

Минимальный уровень:

- единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

 - осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы;

 - понимать элементарную иерархию изучаемых объектов и явлений;

 - знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы; - знать правила здорового образа жизни в объеме программы;

 - взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;

- находить информацию в дополнительных источниках (по заданию педагога);

- владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях; - использовать знания и умения для получения новой информации по заданию педагога.

Достаточный уровень:

 - обобщенные представления об объектах неживой и живой природы;

 - осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

 - объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе;

 - пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

- самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;

 - владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях, переносить сформированные знания и умения в новые ситуации, ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки.

Учащихся должны знать:

• основные отличия животных от растений; • признаки сходства и различия между изученными группами животных; • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; •названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Содержание образовательной программы по  курсу  биологии в 8 классе.

1. Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

2. Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

3. Насекомые Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка/майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

4. Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

5. Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

 6. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

7. Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

 8. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсияв зоопарк или на птицеферму.

9. Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.

10. Сельскохозяйственные травоядные животные корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

 11.Экскурсии Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Календарно - тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды УД обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

1.

1.

Введение. Многообразие животного мира.

1

Записи.

Беседа по вопросам учителя. Запись определений в тетрадь.

Зарисовать рисунки в тетрадь.

Просмотр видеофильма

Записи

Заполнение таблицы.

Выборочный пересказ

Просмотр

Видеофильма

Игра- тест

Расширение знаний о естественных науках,

Расширение словарного запаса.Развитие знаний о

науке биология

коррекция мелкоймоторики,

развитие мышления, устной речи, памяти.

Коррекция

индивидуальных

 пробелов в знаниях.

Развитие мелкой

моторики, мышления,

 памяти, воображения,

умений работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Развитие и коррекция умений выполнять

примитивные опыты,

 делать выводы.

Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать.

Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

2.

2.

Общая характеристика беспозвоночных.

1

3.

3.

Дождевой червь.

1

4.

4.

Черви – паразиты.

1

5.

5.

 Общая  характеристика насекомых

1

6.

6.

Медоносная пчела. Значение пчел

1

7.

7.

Общая характеристика позвоночных.

1

8.

8.

Местообитание и внешнее и внутреннее  строение рыб.

1

9.

9.

Размножение и развитие рыб.

1

10.

10.

 Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб.

1

11.

11.

Общая характеристика земноводных.

1

12.

12.

Внешнее строение лягушки.

1

13.

13.

Внутреннее строение лягушки. Размножение.

1

14.

14.

Общая характеристика пресмыкающихся.

1

15.

15.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

16.

16.

Змеи. Значение и охрана пресмыкающихся.

1

17.

17.

Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся».

1

18.

18.

Птицы. Общая характеристика птиц

 Практическая работа «Зарисовка строения тела птицы».

 

19.

19.

Птицы леса.

20

20.

Птицы, обитающие возле жилья людей.

21.

21.

Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц».

22.

22.

Практическая работа  «Подкормка зимующих птиц»

23.

23.

Млекопитающие. Внешнее строение.

24.

24.

Грызуны.

25.

25.

Зайцеобразные.

26.

26.

Хищные звери.

27.

27.

Пушные хищные звери.

28.

28.

Ластоногие морские животные, китообразные.

29.

29.

Приматы. 

30.

30.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

31.

31.

Практическая работа  «Зарисовка сельскохозяйственных животных».

32.

32.

Практическая работа « Уход за домашними животными»

33.

33.

Охрана птиц и млекопитающих. Красная книга.

34.

34.

Обобщение по теме «Многообразие животного мира»

35.

35.

Обобщение и анализ знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для надомного обучения 9 класс, учебник М.З. Биболетова, О.А. Денисенко

Данная рабочая программа разработана для учащихся надомного обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом....

Рабочая программа по надомному обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по надомному обучению ученика 8 класса коррекционной школы 8 вида состоит из  программ по следующим  предметам:Чтение, русский язык, математика, история, биология, географи...

Рабочие программы для надомного обучения по истории, обществознанию

Рабочие программы для надомного обучения по истории, обществознанию в 6 кл. - 1 ч в неделю, в 11 кл. - 2 ч в неделю....

Рабочая программа для надомного обучения для 9 класса.

Рабочая пронграмма для надомника 9 класс ,к УМК кузовлев...

рабочая программа для надомного обучения для 8 класса

рабочая программа разработана для детей надомного обучения  8 класса...

рабочая программа индивидуального надомного обучения по географии

Рабочая программа учебного курса «география» разработана для учащегося 8 класса Савина Дмитрия на основе:1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 клас...

рабочие программы индивидуального надомного обучения

рабочие программы индивидуального надомного обучения по географии и биологии 6,7 классы...