Главные вкладки

    Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни в процессе изучениея предметов естественнонаучного цикла"
    статья по биологии (8 класс)

    Трофимова Белла Ивановна

    Статья содержит материал работы ВКР на тему "Формирование ЗОЖ в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx548.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

    образования «Чувашский государственный

    педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

    Факультет естественнонаучного образования

    кафедра биоэкологии и химии

    СТАТЬЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА»

                                                Студент:  Трофимова Б.И.

    Чебоксары 2019

    Формирование здорового образа жизни в  процессе изучения предметов естественнонаучного цикла.

    Издавна ключевой ценностью человека является его физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как основное условие свободной деятельности человека, его развития.

    Организм человека работает по законам саморегуляции. В данном случае на него оказывает влияние многообразие факторов внешней среды. Нередко подобное влияние носит отрицательный характер. К отрицательным влияниям относится следующее:

    - нарушение гигиенических требований режима дня, питания, учебного процесса;

    - недостатки калорийности питания;

    - неблагоприятные экологические факторы;

    - вредные привычки;

    - неблагополучная наследственность;

    - недостаточный уровень медицинского обеспечения и т.п.

    Одним из самых эффективных способов противодействия указанным факторам является следование правилам здорового образа жизни (далее - ЗОЖ).

    ЗОЖ - это активная деятельность людей, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья как условия совершенствования прочих аспектов аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска», появления заболеваний, наилучшего использования в интересах охраны и укрепления здоровья социальных и природных условий. В более узкой и определенной трактовке - это крайне благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявление медицинской активности.

    Формирование ЗОЖ представляет собой ключевой механизм первичной профилактики начального этапа в укреплении здоровья людей путем изменения образа жизни, противодействия негигиеническому поведению и вредным привычкам, преодоление прочих негативных аспектов образа жизни.

    Внедрение ключевых компонентов первичной профилактики в форме навыков гигиенического поведения должно включаться в систему школьного воспитания детей, отражаться в системе санитарного просвещения (которое сейчас пропагандирует ЗОЖ), физической культуры и спорта.

    ЗОЖ объединяет все, что благоприятствует реализации школьником общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность личности в формировании, сохранении и укреплении как индивидуального, так и общественного здоровья.

    Для качественной организации ЗОЖ нужно постоянно следить за собственным образом жизни и соблюдать определенные условия, а именно:

    - длительная двигательная активность;

    - правильное питание;

    - наличие чистого воздуха и воды;

    - закаливание;

    - соблюдение правил личной гигиены;

    - отказ от вредных привычек;

    - грамотный режим труда и отдыха.

    Итак, ЗОЖ - это процесс соблюдения школьником установленных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, благоприятствующих сохранению здоровья, эффективной организменной адаптации к внешним средовым условиям, высокому уровню работоспособности в учебной деятельности.

    В контексте генетической сущности человека ЗОЖ определяется как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленной типологической специфике отдельно взятого человека и определенным жизненным условиям, ориентированным на формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также многоаспектная реализация человеком его социально-биологических функций.

    При формировании индивидуального здоровья стиль жизни крайне важен, поскольку имеет персофицированный характер и устанавливается историческими и национальными традициями, персональными наклонностями. Ввиду этого при более или менее эквивалентном уровне потребностей каждой личности он характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это выражается в различном поведении людей, что, прежде всего, определяется воспитанием и многообразием индивидуальных образов жизни. В данном случае нужно принимать во внимание как типологическую специфику каждого человека, так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он находится. Далеко не последнюю роль в начальных установках играют личностно-мотивационные качества того или иного человека, его жизненные ориентиры.

    ЗОЖ как система состоит из трех ключевых взаимосвязанных компонентов: культур питания, движения и эмоций.

    Культура питания. В ЗОЖ питание представляет собой ключевой системообразующий фактор, поскольку позитивным образом воздействует на двигательную активность и эмоциональную устойчивость.

    Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают исключительно аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плаванье, катание на лыжах и пр.) в природных условиях.

    Культура эмоций. Негативные эмоции имеют существенную разрушительную силу, позитивные же сохраняют здоровье, благоприятствуют успеху.

    Актуальная система образования не благоприятствует формированию ЗОЖ, ввиду чего знания взрослых людей о ЗОЖ не являются их убеждениями. В школе рекомендации по ЗОЖ школьникам нередко даются в назидательной и категорической форме, что формирует у них положительные реакции. А взрослые и педагоги нечасто придерживаются подобных правил.

    Школьники редко занимаются формированием ЗОЖ, поскольку это требует волевых усилий, они чаще всего занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

    Итак, ЗОЖ должен ориентированно и непрерывно формироваться в течение жизни человека, а не находиться в зависимости от тех или иных жизненных ситуаций.

    Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях представляет собой важнейшую проблему и предмет важности, поскольку оно влияет на будущее государства, генофонд нации, научный и экономический потенциал социума и, вместе с остальными демографическими характеристиками, является основополагающей характеристикой социально-экономического развития страны.

    Итак или иначе, на состояние здоровья детей значительным образом воздействуют неблагоприятные социальные и экологические условия. Негативная экологическая обстановка в районах проживания и обучения школьников сильно повышает их заболеваемость и сокращает потенциальные возможности образовательного процесса.

    Здоровье школьников, с одной стороны, чувствительно к негативным влиянием, с другой довольно пассивно по своей сущности: разрыв между влиянием и результатом может являться существенным, доходя до нескольких лет, и, возможно, человечеству сейчас известны только начальные проявления отрицательных популяционных сдвигов в здоровье детей, а также всего населения РФ.

    Ввиду этого крайне важно на базе существующих тенденций формирования здоровья детей понимать фундаментальные законы его развития, ориентировать действия социума на изменение негативных закономерностей, пока жизненный потенциал населения России не пострадал необратимо.

    Здоровье школьников является интегральной характеристикой, аккумулирующей воздействие генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и прочих факторов, т.е. представляет собой совокупный итог многоаспектного взаимодействия человека с природой и обществом.

     

    Рисунок 1 – Факторы, воздействующие на здоровье школьника

    Одной из ключевых характеристик здоровья детей является заболеваемость. Заболеваемость - это объективное массовое явление появления и распространения патологии среди детей, представляет собой продукт взаимодействия настоящих и предыдущих поколений людей с внешней окружающей средой, выражающегося в разных формах в определенных условиях существования. Детям свойственны закономерности формирования патологии, касающиеся ключевых возрастных биологических процессов и жизненных условий.

    В последнее время имеет место устойчивая закономерность к ухудшению характеристик здоровья школьников. Заметно увеличились показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН считает, что специфика отрицательных изменений здоровья детей за последнее время состоит в следующем:

    1. Существенное сокращение количества абсолютно здоровых детей. Так, среди школьников их число сейчас составляет около 10-12%.

    2. Интенсивное увеличение числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений выросла в 1,5 раза, хронических болезней - в 2 раза. 50% учеников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

    3. Реструктуризация хронической патологии. В 2 раза повысилась доля заболеваний органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата, в 3 раза - болезни почек и мочевыводящих путей.

    4. Рост количества учеников, имеющих несколько диагнозов. 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников имеют в анамнезе как минимум 5 функциональных нарушений и хронических заболеваний.

    Одним их ключевых параметров, определяющих состояние здоровья детей, является физическое развитие, чьи закономерности в последнее время вызывают сильную обеспокоенность.

    Физическое развитие необходимо исследовать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, чаще всего, сочетается с отклонениями состояния здоровья. Подобное явление подтверждено многими исследованиями.

    Крайне значимым показателем здоровья в настоящее время становится физическое развитие детей, у которых увеличивается доля существующих отклонений, особенно ввиду дефицита массы тела. Действительным фактором формирования подобных отклонений является снижение уровня жизни.

    Общие и местные экологические проблемы оказывают значительное влияние на глубокие процессы формирования здоровья, включая изменение процессов возрастной динамики, возникновение сдвигов в клинике и направленности заболеваний, продолжительности течения и разрешения патологических процессов.

    Для определения рисковых факторов в формировании здоровья школьников осуществлялось анкетирование родителей учеников школ. Всего у обследованных детей 756 факторов неблагополучия, причем биологические составляли 45,8%, социальные - 16,8%, смешанные - 37,4%.

    Среди факторов, формирующих здоровье, существенную роль играют «школьные факторы». Их доля воздействия на характеристики здоровья учеников равняется 20%, а воздействие медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Роль рисковых школьных факторов выражается сведениями, приводимыми многими исследователями.

    Исследование состояния здоровья школьников-лицеистов лучше чем тех, кто живет и учится в сельской местности. Данный факт позволяет говорить о том, что интенсификация обучения, неподкрепленная системой оздоровительных мероприятий, ведет к существенным изменениям в состоянии здоровья. Между соматическим и психическим здоровьем есть четкая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, представляет собой ключевой фактор разных отклонений в работе всех систем организма и развития хронической патологии, и, напротив, соматические заболевания затеняют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

    Среди детей, живущих и обучающихся в сельской местности, достоверно ниже удельный вес здоровых детей и выше - детей больных или с разными отклонениями в состоянии здоровья: в городе дети I группы здоровья (здоровые дети) составляют 36,93%, II группы (дети, имеющие функциональные отклонения) - 48,73%, III группы (с хроническими заболеваниями) - 14,34%, тогда как на селе данные цифры составляют 26,02%, 53,59%, 17,09% соответственно.

    II группа здоровья доминирует среди школьников. Максимальная группа детей со II группой здоровья определена в возрастном периоде до 1 года (61,9%). Далее их количество сокращается ввиду перехода в I группу здоровья (в большей степени) и III группу здоровья (меньшей степени). Последующее сокращение II группы здоровья имеет место в возрасте 15-17 лет до 45,8%.

    С возрастом повышается и удельный вес детей с III группой здоровья. В возрасте 15-17 - 22%. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком инвалидом.

    Распределение детей по группам здоровья исходя из пола определило, что из ребят I группы здоровья до 10 лет преобладают девочки, из ребят от 10 лет мальчики. Из ребят II группы нет существенного полового расхождения. У ребят III группы до 10 лет нет различий по половому признаку, с началом пубертатного периода женский пол в большой степени определяет рост удельного веса детей с хронической патологией.

    Необходимо также сказать о том, что в результате ориентированных лечебно-восстановительных мероприятий, осуществляемых среди школьников, имеет место рост доли здоровых детей с 28,58% в 11-14 лет до 33,97% к возрасту 15-17 лет.

    При сравнении данных по острой заболеваемости у детей в общеобразовательных школах и школах нового типа определено, что «индекс здоровья» в лицеях и гимназиях ниже, чем в обычных школах: 33,6% против 46,6%.

    По характеристикам кратности повторений острых заболеваний у одних и тех же школьников в течении учебного года имела место тенденция к учащенным повторным заболеваниям у девочек из гимназий и лицеев по сравнению с остальными учениками.

    Итак, на основе научного анализа полученных данных:

    1) установлены самые распространенные отклонения в здоровье учеников;

    2) определены закономерные обособленности показателей здоровья первоклассников и десятиклассников, девочек и мальчиков;

    3) определены расхождения в состоянии здоровья и формировании патологии у школьников городов и сел, различных типов школ.

    Вышеуказанные проблемы здоровья школьников нуждаются в пристальном внимании со стороны педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в данном оздоровительном процессе отводится образовательной системе, способной сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

    Итак, оценка современного состояния и тенденций здоровья школьников позволяет сделать вывод о существенном неблагополучии, ведущему к серьезным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в такой ситуации речь идет уже не просто о состоянии здоровья школьников, а о будущем России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"

    В статье говорится о том, что включает в себя комплексный подход в воспитательно-оздоровительной работе....

    Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

    Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

    Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

    Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

    Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

    Презентация к статье "Связь интегральной и проектной технологий в преподавании математики и предметов естественнонаучного цикла"

    Возможно, данный материал окажется востребованным у учителей математики и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Подготовка учащихся, сочетающая интегрированные уроки и проектные тех...

    ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

           Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...