открытый урок биологии по теме "Царство Растений"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ануфриева Евгения Владимировна

С данным материалом в 2020 году я выступала на конкурсе "Учитель года 2020 г." в номинации "Педагогический дебют". В состав разработки входили таблицы, иллюстрации и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_biologii_docx.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный  предмет: биология

Класс: 5

Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова

Составитель урока: учитель биологии  – Ануфриева Е.В.

Тема урока: Растения

Тип урока: Открытие нового знания

Цели урока:

Расширить знания о Царстве растений.

Сформировать представление учащихся о делении царства растений на группы.

Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и уметь грамотно и точно выражать свои мысли.

Основные термины и понятия: растение, корень, побег, лисья, почки, цветок, флора, цветковые растения, голосеменные растения, спора, слоевище папоротники, мхи, водоросли.

Проблемный вопрос: Что произойдет с планетой, если исчезнут все растения?

Планируемые результаты:

Предметные

  • Характеризовать главные признаки растений.
  • Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.
  • Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.
  • Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».
  • Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп.
  • Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, уметь анализировать и выделять основную мысль.

Регулятивные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  • Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  • Сформировать умение работать в группе и объективно оценивать работу каждого участника команды.

Личностные:

  • Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
  • Сформировать познавательный интерес и мотивацию к изучению биологии.

План урока:

1.Организационнный момент.(приветствие, разделение класса на команды и ознакомление с формой проведения урока). Проверка домашнего задания (усвоение пройденного материала на прошлых уроках). 5-7 минут.

2.Актуализация знаний. 3-5 минут.

3.Изучение нового материала. 13 минут.

4.Физкультминутка. 3 минуты.

5.Закрепление. 5-7 минут

6.Подведение итогов. Рефлексия.  3 минуты.

7.Ознакомление с домашним заданием. 2 минуты.

Эпиграф к уроку.

Мне растения открыли
Душу чуткую свою!
Все они загадкой были,
Хоть я с детства их люблю.

Каждая травинка - чудо!
Боже! Сколько в мире трав!
И растения - как люди,
Ведь у каждого свой нрав.


Ход урока:


1. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Ануфриева Евгения Владимировна. Сегодня урок биологии у вас буду вести я! Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, а кто-то возможно вспомнит о том, что уже давно знал и поделится с нами своими знаниями. Возможно, и я сегодня чему-то научусь у вас. Форма проведения нашего сегодняшнего урока должна показать,  как вы умеете работать в группах и самостоятельно. Как вы умеете оценивать свою работу и работу своих товарищей. Для этого вы сейчас распределены на команды по 4 человека и я предлагаю вам выбрать командира вашей группы. На ваших столах лежат папки с заданиями под номерами, которые в  течении урока вы должны будете выполнить.  Кроме этого, у каждой команды есть оценочный лист, в который командир группы доложен выставить оценку каждому участнику группы за выполнение того или иного задания. Запишите пожалуйста имена и фамилии всех участников вашей группы. По результатам этих отметок каждому из вас в конце урока будет выставлена оценка. Командиров команд оценивает учитель. На доске записывается 4 команды и присваивается место (от 1 до 4) в конце каждого задания.

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, хотелось бы проверить то, как вы усвоили материал, пройденный на прошлых уроках. Для этого на ваших столах лежат папки с заданиями под № 1. Достаньте их и выполните мини-тесты.  (на выполнение отводится не более 3 минут).

МИНИ-ТЕСТ.

1.Бактерии – это одноклеточные организмы.+

2.Бактерии – самая древняя группа организмов, появились на более 3,5 млдр. лет назад.+

3.Бактерии не способны образовывать органические вещества из неорганических.-

4.Бактерии имеют ядро.-

5.В образовании топлива - природного газа, тоже приняли участие бактерии.+

6.Моногие бактерии вызывают у человека опасные заболевания.+

7.В производстве кисломолочных продуктов бактерии не участвуют.-

8.Бактерии крупнее вирусов их можно увидеть в микроскоп.+

9.Можно ли пить некипяченую воду из реки.-

( самостоятельное выполнение задания)

Когда дети закончили выполнение тестов, они меняются тетрадями друг с другом и проверяют по ответам, которые выведены на доску ( заранее написать ответы на доске).

2.Актуализация знаний.

Как описать одним словом картинки?

Слайд 1. (Цветы)

Слайд 2.(Деревья)

Слайд 3.(Водоросли)

Слайд 4.(Папоротники)

Слайд 5.(Мхи)

Слайд 6.(А все вместе это Растения).

-Как называется такая большая и разнообразная группа живых организмов? (Царство Растений). Это и будет нашей с вами сегодняшней темой урока.

-Как вы думаете, что нам нужно изучит, чтобы узнать этих жителей Царства поближе?

(строение, название, основные характеристики, среда обитания, их назначение в природе и роль в жизни человека). Записать опорные вопросы на доску (или слайд).

-Приведите примеры какие предметы и продукты растительного происхождения вы знаете?

(ответы учеников).

-Обратимся к тексту параграфа на стр.48.

Читают по цепочке и обсуждают прочитанное.

А знаете ли вы….

Власть Флоры распространялась и на мир людей, и она стала покровительницей юношества и девичества, в которых цветут ее юные силы. Флора владела и особым цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения, детеныша животного или же ребенка, или же божества.
Однажды, когда Юнона была обижена своим супругом – верховным богом Юпитером, она в отместку решила родить сына без его помощи. Тогда Юнона отправилась на берег Океана, могучей реки, обтекающей всю вселенную, чтобы оттуда начать поиски зелья, которое помогло бы ей осуществить желание. По пути Юнона остановилась у дома, где жила богиня Флора. Она окликнула Юнону и стала расспрашивать, куда и зачем та держит свой путь. Юнона рассказала Флоре о своей обиде и поклялась, что обойдет все просторы вселенной, спустится в глубины подземного мира, но заветное зелье все же найдет и тогда родит сына. Сказав это, она громко заплакала. Флора сочувствовала рыдающей богине, но очень боялась гнева Юпитера. Юнона же сразу поняла, что Флора может ей помочь, и стала молить сжалиться над ней. Трижды Флора была готова помочь Юноне, но каждый раз ее останавливал страх перед Юпитером. Тогда Юнона поклялась самой страшной и нерушимой клятвой, какую только приносят боги, что никогда не выдаст Флору, если та ей поможет. И Флора не выдержала. Она рассказала, что у нее есть один, всего лишь один цветок, который может помочь забеременеть любому живому существу. И снова принялась Юнона умолять Флору отдать ей цветок. Флора не вынесла слез и молений великой богини. Она вынесла из дома ветку с заветным цветком. Юнона сорвала цветок и дотронулась им до своего тела. Как только она это сделала, так сразу же почувствовала, что в глубине ее чрева появился младенец. Радостная, пошла она на восток во Фракию, там появился на свет ее сын – Марс...

 Читаем параграф дальше. Записываем основные понятия и определения темы.

-Теперь возьмите папку с заданием № 2. Там вам предложены различные части растений, которые вы должны собрать и выстроить в правильном порядке, но внимательно посмотрите на название группы растений. (слайд) (групповое выполнение задания)

Каждая команда отмечена, и можно приступать к следующему заданию.

-Перед вами папка с задание под № 3. В ней у вас неправильные картинки. Ваша задача быстро найти ошибки и отметить их на листке и объяснить свой ответ. (слайд) (групповое выполнение задания).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Приступаем к папке № 4. В ней находятся карточки с названием растения и предметами (продуктами), которые из них изготавливают. Установите соответствие (групповое выполнение задания) (слайд).

 5. Закрепление.

- На ваших столах лежит папка с заключительными заданиями под № 5.

В ней находится табличка, которую каждому из вас необходимо заполнить. (групповое выполнение заданий) (слайд).

Это задание не включается в соревнование, а считается подведение итогов пройденной темы.

6. Подведение итогов. Выставление оценок. Заполнение дерева успеха учениками (раздать всем шаблоны для самооценки).

7. Ознакомить всем с домашним заданием: стр. 48-54, читать, пересказывать, отвечать на вопросы в конце параграфа. Для желающих получить дополнительную оценку предлагается составить кроссворд по данной теме из 7-10 вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии"Отдел голосеменные растения" 6 класс

Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение голосеменных...

Открытый урок биологии «Растение – целостный организм»

Урок  биологии  разработан для учащихся  7 класса  коррекционной школы VIII вида....

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без корней

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без стеблей?

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме: "ОРганизм растения,как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без листьев

Материал для учащихся к открытому уроку биологии по теме "Организм растения, как единое целое"...

К открытом уроки биологии по теме "Организм растения, как единое целое", растения без цветков

Материал к открытому уроки биологии для учащихся 6 класса по теме "Организм растения, как единое целое"...

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....