Рабочая программа по биологии 5-9 классов
рабочая программа по биологии

Никифорова Марина Юрьевна

Биология - это наука о живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_biologiya.rar700.7 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Контрольно-измерительные материалы к теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

  1. Закончите предложения:

А – В ядре носителями наследственной информации являются……….

Б – Генетический аппарат клетки находится в ……………….

В – Пластиды, окрашенные в зеленый цвет – это ……………

Г -  Части клетки, содержащие клеточный сок, называются …………..

  1. Найдите ЛИШНЕЕ в  предложениях:

А – Строение микроскопа: окуляр, зеркало, объектив, ручка, штатив.

Б – Приборы для изучения строения клеток: лупа, микроскоп, телескоп.

В – К органическим веществам относятся: белки, жиры, вода, углеводы.

Г – В состав животной клетки входят: ядро, цитоплазма, хлоропласты, мембрана.

  1. Решите тест:

А – для старой клетки характерно:

1 – большая вакуоль

2 – много вакуолей

3 – маленькие размеры

Б – для молодой клетки характерно:

1 – большие размеры

2 – ядро в центре клетки

3 – одна-две вакуоли

В –  НЕ будет свойством неживой природы:

1 – движение

2 – размножение

3 – химическое строение

Г – НЕ имеют клеточного строения:

1 – бактерии

2 – грибы

3 – неживые тела

Д – Неорганические вещества – это:

1 – вода и минеральные соли

2 – белки, жиры, вода

3 – минеральные соли, углеводы

Контрольно-измерительные материалы  по теме «Бактерии»

1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

2. В клетке бактерий состоит из:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, жгутики;
  3. оболочка, цитоплазма, нет ядра.

3. Бактерии питаются как

  1. сапротрофы
  2. паразиты
  3. верно  1 и 2.

4. Споры бактерий необходимы для

  1. размножения;
  2.  переживания неблагоприятные условий и распространения;
  3. верно 1 и 2

5. Определите правильное высказывание

  1. Большинство бактерий бесцветны.
  2. У бактерий есть хлорофилл.
  3. У бактерий сложное поведение.

6. Определите Неправильное высказывание

  1. Бактерии обитают везде.
  2. У бактерий есть ядро.
  3. Бактерии двигаются при помощи жгутика

7. Закончите предложение:

1) Приспособление к выживанию бактерий в неблагоприятных условиях - …………….

2) Бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов - ………….

3) Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов - ……………

4) Бактерии, питающиеся при помощи фотосинтеза - …………………………………….

Контрольно-измерительный материал к уроку «Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека»

  1. Закончите предложения:
  1. Грибы бывают одноклеточные и …………………………
  2. Грибы питаются ……………….веществами.
  3. В клетках грибов много  ……………………………………
  4. Тело грибов состоит из тонких белых нитей - ……………

  1. Выполните тест:
  1. Мицелий – это….

 А – грибница

 Б – ядра в клетках

 В – органические вещества

 2)  Грибы приносят человеку пользу:

А – портят продукты

Б – питаются органическими веществами

В – изготовление лекарств

3) Грибы НЕ участвуют

А – в образовании почвы

Б – в разрушении остатков других организмов

В – в фотосинтезе

4) Симбиоз – это…

А – полезная тесная связь между организмами

Б – процесс роста

В – фотосинтез

5) Симбиоз может БЫТЬ

А – между грибами и бактериями

Б – между грибами и почвой

В – между грибами и растениями

6) Нити грибницы плотно оплетающие корень растения называют

А – мицелий

Б -  фотосинтез

В – грибокорень (микориза)

7) Грибы при симбиозе дают растениям

А – органические вещества

Б – воду

В – минеральные вещества и воду

Контрольно-измерительные материалы по теме «Шляпочные грибы»

 

Выполните тест:

1)Плодовое тело шляпочных грибов состоит из:

А- шляпки, ножки, грибницы

Б- трубочек, пластинок

В- корня, стебля, листьев

2) К съедобным грибам относятся:

А- сыроежка, сморчок, опята

Б- ложные опята, белый гриб, ложные лисички

В- мухомор, подосиновик, поганки

3) Нижний слой шляпки состоит из трубочек у

А- всех шляпочных грибов

Б- трубчатых грибов

В- пластинчатых грибов

4) Нельзя употреблять в пищу

А- старые грибы

Б- трубчатые грибы

В- пластинчатые грибы

5) К ядовитым грибам НЕ относится

А- мухомор

Б- маслята

В- шампиньоны

Найдите, что в тексте лишнее, запишите:

6) Сморчок, подберезовик, мухомор – съедобные грибы.

7) Шляпочные грибы образуют симбиоз с бактериями.

8) Нити грибницы плотно оплетают корни дерева образуют плодовые тела.

9) Грибница поглощает из почвы органические вещества.

Подумайте и закончите предложение:

10) Шляпочные грибы и растения образуют …………….

11) Растения дают шляпочным грибам……….вещества.

12) Нити грибницы плотно оплетают корень растения и даже проникают внутрь его, образуя ………….или микоризу.

Контрольно-измерительный материал по теме: «ЛИШАЙНИКИ»

  1. Выполните тест:

А – лишайники состоят из

1 – грибов и водорослей

2 – грибницы и одноклеточных водорослей

3 – грибницы и слоевища

Б – тело лишайника называется

1- слоевищем

2 – симбиозом

3 – ризоидом

В – грибница дает одноклеточным водорослям в лишайнике

1 – минеральные вещества и воду

2 – органические вещества и воду

3 – органические вещества

Г – одноклеточные водоросли в лишайнике питаются за счет

1 – фотосинтеза

2 – фотосинтеза и симбиоза

3 – симбиоза

Д – как называется группа лишайников несколько приподнятая над поверхностью прикрепления

1 – кустистые

2 – листоватые

3 – накипные

  1. Найдите лишнее:

А – лишайник состоит из грибницы, водорослей, таллома

Б – лишайники бывают накипные, стеблевые и кустистые

В – лишайники растут очень быстро

Г -  симбиоз – это тесная связь полезная одному организму

  1. Закончите предложения:

А – Одноклеточные водоросли снабжают грибницу ……..веществами.

Б – Тесная связь между грибницей и одноклеточными водорослями называется………

В – Лишайники разнообразны по …………..строению.

Г – Лишайник впитывает влагу всей …………..тела.

4 .  Каких  частей лишайника НЕТ на этом рисунке?

Отдел лишайники

Контрольно-измерительные материалы по теме: «Общая характеристика растений»

  1. Закончите предложение:

А – Группа клеток, имеющая общее строение и функции……

Б – Главный признак всех растений…..цвет

В – Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции…….

Г – Большинство растений имеют ……пигмент.

2)  Найдите лишнее:

А – растения бывают высшие, низшие и болезнетворные

Б – у низших растений нет корней, стеблей, слоевища

В – у высших растений есть побеги, корни, таллом

3) Допишите определение:

Главный характерный признак Царства Растения – это…………..

Контрольно-измерительный материал по теме «ВОДОРОСЛИ»

  1. Закончите предложение:

А – к низшим растениям относятся……..

Б – водоросли бывают одноклеточные и ……….

В – зеленые водоросли имеют ……..  пигмент

Г – тело многоклеточных водорослей называется ……..

  1. Найдите лишнее в предложении:

А – у водорослей НЕТ листьев, корней, слоевища, стебля

Б – водоросли бывают зеленые, желтые, красные

В – водоросли могут обитать в воде, во влажных местах, в почве, на камнях

  1. Допишите определение:

Главный признак водорослей – это………

Контрольно-измерительные материалы по теме: «МХИ»

  1. Закончите предложения:

А – из мхов образуется в болотах …………..

Б – мхи состоят из листьев, стебля и ………..

В – у мхов НЕТ ………в отличии от других растений

Г – мхи размножаются при помощи…………….

Д – мхи способны всасывать много …………….

  1. Найдите лишнее в предложении:

А – у мхов есть корни, стебель, листья

Б – в отличии от водорослей у мхов есть корни и листья

В – мхи могут обитать во влажных местах, болотах и камнях

  1. Допишите определение:

Мхи – это …………..споровые растения.

Контрольно-измерительные материалы по теме: «Папоротники. Хвощи. Плауны»

1) Закончите предложения:

А – папоротники, хвощи, плауны – размножаются при помощи ……

Б - папоротники, хвощи, плауны состоят и листьев, стебля и ……….

В – папоротники и др. – это ………..споровые растения.

Г – папоротники и др. растут во ……………местах.

2) Найдите лишнее в предложении:

А – папоротники и др. состоят из листьев, ризоидов и стебля.

Б – папоротники и др. образуют уголь, торф.

В – папоротники и др. размножаются семенами.

Г – папоротники и др. питаются при помощи ризоидов.

3)Допишите определение:

Папоротники и др. размножаются спорами, поэтому их относят к высшим …………растениям.

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Семенные растения»

  1. Закончите предложение:

А – голосеменные и цветковые растения относятся к ……………растениям

Б – покрытосеменные растения состоят из стебля, корня, листьев и ……….

В – высшие растения размножаются при помощи ……………….

Г – листья голосеменных растений называют…………………….

  1. Найдите лишнее в предложении:

А – голосеменные состоят из стебля, корня, цветка, хвои

Б – цветковые размножаются при помощи спор

В – самая многочисленная и молодая группа - голосеменные растения

Г – орган семенного размножения цветковых – это плод

  1. Допишите определения:

А – Наземные вечнозеленые деревья и кустарники называются……

Б – Второе название Покрытосеменных растений ………………….

В – Растения, семена которых открыто лежат на поверхности шишек, называются …...

Г – Растения, семена которых развиваются внутри плода, называются…………………..

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Происхождение организмов на Земле»

  1. Закончите предложение:

А – первыми организмами на Земле были….

Б – они появились в ………………

В – растения освоили сушу благодаря процессу………

Г – первыми растениями на Земле были……………..

  1. Найдите ошибку в предложении:

А – порядок появления организмов на Земле: бактерии, животные, грибы

Б – первые организмы появились на суше

В – самые древние организмы – это грибы

Г – растения появились на суше благодаря дыханию

  1. Допишите предложения:

А – Риниофиты – это древние растения между водорослями и …………

Б – Они обитали и в воде, и на ……………………………..

В – строение риниофитов похоже на строение…………………

Г – от них произошли……………………………………………

  1. Составьте в виде цепочки эволюцию растений.
  2. Допишите определение:

Процесс появления организмов на Земле – это……………………..


Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант 1

Выберите один верный и более полный ответ

  1. Растительная клетка снаружи покрыта

А. цитоплазмой

Б.  вакуолью

В. клеточной оболочкой

Г. хромосомами

2. Зеленые пластиды носят название

  1. Хлоропласты
  2.  Хромопласты
  3.  Лейкопласты
  4.  Хромосомы

3. Какая ткань осуществляет рост растения в высоту

  1. образовательная ткань
  2. основная ткань
  3. покровная ткань
  4. проводящая ткань

4. К семенным растениям относят

  1.  цветковые растения
  2. цветковые и голосеменные растения
  3.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи и плауны
  4.  цветковые, голосеменные, папоротники, хвощи, плауны и мхи

5. К числу голосеменных растенийне относят:

  1.  Маршанция
  2.  Кипарис
  3.  Гинкго
  4.  Ель

6. Хромосомы находятся

  1.  в цитоплазме
  2.  в пластидах
  3.  в вакуолях
  4.  в ядре

7. Сосуды и трахеиды входят в состав

  1.  образовательной ткани
  2.  основной ткани
  3.  покровной ткани
  4.  проводящей ткани

8. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:

  1. царств
  2. государств
  3.  колоний
  4. автономий

9. Мхи являются:

  1. грибами
  2. симбиотическими растениями
  3. низшими растениями
  4. высшими растениями

10. Главной особенностью почвенной среды является

  1. повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а так же малые колебания температуры
  2. повышенное содержание кислорода и углекислого  газа, а так же малые колебания температуры
  3.  пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры
  4.  пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительное колебание температуры

11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1)верные утверждения

А) водоросли – это высшие растения

Б) низшие растения – это растения небольших размеров

2) неверные утверждения

В) низшие растения – это водоросли

Г) тело низших растений разделено на вегетативные органы, но не имеет тканей

Д) низшие растения – это растения, тело которых не разделено на ткани и вегетативные органы

Е) растение, тело которого не разделено на ткани и вегетативные органы, относятся к низшим растениям

12. Верными являются следующие утверждения:

  1. Папоротниковидные, хвощевидные, и плауновидные растения относятся к высшим споровым растениям
  2. Все высшие растения относятся к числу семенных растений
  3. У высших споровых растений имеются побег, лист и корень
  4. У высших споровых растений имеются побег и главный корень
  5. Высшие споровые растения размножаются только вегетативно
  6. Высшие споровые растения могут размножаться вегетативно и спорами.

13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

  1. В результате слияния половых клеток образуется…

  1. Клетка - это

  1. Гетеротроф - это

  1. Наука о растениях называется

  1. Лишайник представляет собой симбиоз

  1. Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – скорость роста растения

  1. Назовите все среды обитания живых организмов

  1. Внеклеточные формы жизни называются

  1. Микориза - это

  1. Какие растения формируют плод

14. Вставьте пропущенные слова

ГРИБ__КОР__Н__;  С__ПР__ТРО__;  Б__ОЛОГИЯ;  НЕ__РГ__НИЧЕСКИЕ ВЕЩ__СТВА;  КЛ__ТЧАТКА;  Б__ЛКИ; ПРОК__Р__ОТ; М__Т__ХОДРИЯ;  ФАГ__Ц__ТОЗ;  Р__Б__СОМА.

15.  Подпишите отмеченные цифрами части:

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Вариант 2

Выберите один верный и более полный ответ

  1. Внутренняя среда клетки – это

А) вакуоль

Б) клеточный сок

В) пластиды

Г) цитоплазма

  1. Хлоропласты – это

А) зеленые пластиды растений

Б) носители наследственной информации клетки

В) сахара, образующиеся в листьях растений

Г) зеленые пигменты растений

  1. Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину

А) образовательная ткань

Б) основная ткань

В) покровная ткань

Г) проводящая ткань

  1. Семена образуются

А) у всех растений

Б) у всех высших растений

В) у голосеменных и покрытосеменных растений

Г) только у цветковых растений

  1. К числу голосеменных растений не относят

А) эфедру

Б) кедр

В) сфагнум

Г) сосну

  1. Резервуар, содержащий клеточный сок, носит название

А) вакуоль

Б) цитоплазма

В) ядро

Г) хромосома

  1. Ситовидные трубки входят в состав

А) образовательной  ткани

Б) основной ткани

В) покровной ткани

Г) проводящей ткани

  1. Исключительно к одноклеточным организмам относятся

А) животные

Б) грибы

В) бактерии

Г) растения

  1. Лишайники являются

А) высшими растениями

Б) симбиотическими растениями

В) грибами

Г) водорослями

  1. Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является

А) достаточное количество кислорода и значительные изменения температуры воздуха

Б) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

В) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

Г) достаточность кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

11. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие – неверными:

1)верные утверждения

А) таллом – это тело растения, не разделенное на ткани и вегетативные органы

Б) слоевище имеет чётко выраженные слои клеток

2) неверные утверждения

В) слоевище водорослей имеет различную форму

Г) слоевище водорослей может быть нитчатым или лентовидным

Д) таллом многоклеточных водорослей имеет корни и листья

Е) хлорелла - это низшее  многоклеточное растение

12. Верными являются следующие утверждения:

  1. Представители отдела Моховидные относятся к числу высших споровых растений
  2. Представители отдела Моховидные являются низшими растениями
  3. Представители отдела Моховидные  растут во влажных местах
  4. Сфагнум произрастает в засушливых местах
  5. Печёночники – класс в отделе Моховидные
  6. Печеночники имеют стебель,  лист и корень

13. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы.

Вопрос

Ответ

  1. Половые клетки называются …

  1. Симбиоз – это …

  1. Автотроф – это …

  1. Наука о живой природе называется

  1. Бесполое размножение осуществляется с помощью…

  1. Назовите метод, с помощь которого можно изучать следующую явление – полет птиц

  1. Назовите все царства живой природы

  1. Группа клеток сходных по строению и выполняющая одинаковую функцию называется…

  1. Мицелий - это

  1. Главный  орган размножения покрытосеменных растений

14. Вставьте пропущенные слова

М__К__РИЗА;  П__Р__ЗИТ;Б__ТАНИКА; __РГ__НИЧЕСКИЕ В__ЩЕСТВА;  М__Н__РАЛЬНЫЕ СОЛИ;  УГЛ__ВОДЫ;  М__МБР__НА; В__КУ__ЛЬ;  П_НОЦ_ТОЗ; ХЛОР__Ф__Л__.

15. Подпишите отмеченные цифрами части:


6 класс

Контрольно-измерительные материалы по теме: «Строение семян»

 Задание:

 Подпишите части семени. В какой части семени находятся питательные вещества?

Решите тест:

1. Какие растения имеют семена:

а) мхи    б) водоросли      в) папоротники      г) цветковые

2. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:

а) семенной кожуры                                   б) зародыша с одной семядолей  

в) зародыша с двумя семядолями              г) эндосперма

3. Эндосперм образован тканью:

а) покровной            б) образовательной         в) запасающей          г) механической

4. К двудольным  растениям относится:

а) пшеница        б) лук             в) кукуруза           г) яблоня

5. Зрелое семя НЕ содержит эндосперма у:

а) тыквы        б) пшеницы                       в) лука             г) ясеня

6. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?

а) в эндосперме    б) в семядолях        в) в корешке    г) в семенной кожуре

7. Семена, какого растения считают самыми  крупными?

а) эвкалипта        б) кокоса        в) ананаса          г) сейшельской пальмы

8. Какая часть зародыша семени пропущена при перечислении: корешок, стебелек, семядоли:

а) семенная кожура    б) почечка         в) околоплодник           г) эндосперм

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Виды корней и типы корневых систем»

Задание: 

Подпишите виды корней. Какой тип корневой системы изображен на рисунке?  

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет корень?

а) закрепляет растение в почве            

б) всасывает воду и минеральные соли из почвы

в) откладывает в запас питательные вещества

г) образует органические вещества из неорганических

2. Из зародышевого корешка семени развивается:

а) главный корень                               в) придаточные корни          

б) боковые корни                                г) воздушные корни

3. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:

а) главный корень                              в) придаточные корни          

б) боковые корни                               г) воздушные корни

4. Мочковатая корневая система образована:

а) главным корнем и придаточными корнями        

б) главным корнем и боковыми корнями

в) придаточными и боковыми корнями              

г) придаточными и воздушными корнями

5. Окучивание растений проводят для усиления роста:

а) главного корня                             в) придаточных корней    

б) боковых корней                           г) воздушных корней

6. У какого растения стержневая корневая система?

а) пшеницы                                     в) щавеля                

б) чеснока                                       г) овса

7. У моркови человек употребляет в пищу:

а) побег                                          в) плод                  

б) корень                                        г) клубень

8. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

а) придаточными                         в) воздушными            

б) боковыми                                 г) корневыми волосками

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Клеточное строение корня. Зоны корня»

                           Задание: 

Подпишите зоны корня.

Какие функции они выполняют?

Решите тест:

1. Ткань - это:

а) часть растения,   состоящая  из клеток

б) группа клеток, разных по строению, образующих разные органы

в) группа клеток, сходных по строению и выполняемой функции

г) группа клеток, выполняющих различные функции

2. Зона деления корня образована тканью:

а) покровной            б) проводящей        в) образовательной              г) основной

3. Зона всасывания корня образована тканью:

а) покровной      б) проводящей       в) образовательной             г) основной

4. Корневая система представлена:

а) боковыми корнями                                                              в) придаточными корнями  

б) главным корнем                                                                  г) всеми корнями растения

5. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению         в) придает корням прочность                                                      

б) выполняет защитную функцию                                         г) участвует в делении клетки

6. Корневые волоски располагаются в зоне:

а) всасывания   б) проведения        в) роста      г) деления

7. Рост корня в длину происходит благодаря ткани:

а) покровной    б) проводящей              в) образовательной            г) основной

8. Сосуды расположены в зоне:

а) всасывания        б) проведения       в) роста            г) деления

9. Ощипывание кончика корня при пересадке молодых   растений называется:

а) прививка            б) окучивание    в) пикировка     г) черенкование

10. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань:

а) покровная                б) механическая         в) проводящая              г) образовательная

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Видоизменения корней»

Задание: какую функцию выполняют видоизмененные корни? Назовите, у каких растений они встречаются.

Решите тест:

1. Что представляет собой корень?

а) видоизмененный побег                        

б) клубень с глазками

в) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли        

г) корневище

2. Какое значение имеет корнеплод в жизни растений?

а) в нем откладываются в запас вещества        

б) обеспечивает минеральными солями

в) в нем образуются органические вещества        

г) обеспечивает водой

3. Видоизмененные корни можно определить по наличию:

а) почек      

б) придаточных корней    

в) запаса в них органических веществ  

г) корневых волосков

4. В образовании корнеплодов принимает участие:

а) придаточные корни    

б) главный корень    

в) боковые корни    

г) боковые и придаточные корни

5. Корневые клубни появляются в результате утолщения:

а) только придаточных корней          

б) главного корня  

 в) только боковых корней                

г) боковых и придаточных корней

6. Корни, какого растения лишены корневых волосков:

а) свеклы    

б) георгина    

в) орхидеи    

г) кувшинки

7. Воздушные корни имеет:

а) орхидея    

б) одуванчик      

в) горох    

г) морковь

8. Утолщение главного корня имеет:

а) одуванчик      

б) свекла    

в) лук      

г) орхидея

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Побег и почки»

                               Задание 1:

Подпишите основные части побега

( рис. А)

                               Задание 2:

Какие почки изображены на рисунке?

 Подпишите  основные части почек

( рис. Б)

Решите тест:

1. Что такое побег?

а) часть стебля     б) часть корня       в) это почки и листья

г) стебель с расположенными на нем листьями или почками

2. Что такое почка?

а) видоизмененный побег    б) часть стебля     в) орган растения      г) зачаточный побег

3. Конус нарастания в почке образован тканью:

а) проводящей        б) покровной               в) образовательной        г) механической

4. Какое растение имеет очередное листорасположение?
а) клен        б) береза       в) сирень         г) элодея

5. У какого растения мутовчатое листорасположение?
а) клен        б) береза           в) сирень              г) элодея

6. Из генеративной почки развивается:

 а) цветок      б) побег        в) лист        г) корень

7. Вегетативная почка состоит из:

а) черешка и листовой пластинки      

б) зачаточного бутона

в) зачаточного стебля и листьев        

г) стебля с почками

8. Супротивное расположение листьев служит приспособлением к:

а) уменьшению испарения йоды    

б) лучшей освещенности

в) усилению испарения                

г) размножению

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Внешнее и клеточное строение листа»

             Задание 1:

Подпишите строение листа. Какими тканями образованы жилки листа? (рис. А)

                 Задание 2:

Подпишите части устьица. Какое значение они имеют? (рис. Б)

Решите тест:

1. Какую функцию НЕ выполняет лист?

а) фотосинтез      б) газообмен           в) запас питательных веществ        г) испарение воды

2. У сидячих листьев нет:

а) листовой пластинки    б) черешка           в) жилок          г) устьиц

3. У березы листья:

а)  простые      б)  сложные  в) сидячие     г) все предыдущее

4. Какой тканью образована жилка листа?

а) покровной   б) образовательной       в) всасывающей         г) проводящей

5. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное        б) дуговое        в) сетчатое       г) параллельное и дуговое

6. Кожица листа образована тканью:

а) покровной           б) образовательной                     в) всасывающей         г) проводящей

7. Устьице — это:

а) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними

б) расстояние между клетками

в) клетки образовательной ткани

г) мертвые клетки с толстыми стенками

8. Воздух поступает в растение, благодаря:
а) прозрачным клеткам кожицы              6) наличию хлоропластов

в) наличию устьиц                              г) наличию проводящих пучков

9. Верхняя часть основной ткани листа называется:

а) столбчатой тканью   б) губчатой тканью        в) проводящей тканью     г) межклетниками

10. В состав жилки листа НЕ входят:

а) сосуды        б) ситовидные трубки    в) механические волокна    г) устьица

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Влияние среды на строение листа.

Видоизменения листьев»

Задание: подпишите видоизменения листьев у растений, изображенных на рисунке. Какое значение имеют видоизменения для растения?

Решите тест:

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой, называется:

а) экология      

б) фенология    

в) ботаника    

г) естествознание

2. Растения влажных мест обитания имеют:

а) длинные корни      

б) крупные листья  

в) восковой налет на листьях    

г) листья-колючки

3. Верхние листья гороха превратились в усики, для того чтобы:

а) защитить растение от испарения

б) защитить от листогрызущих насекомых

в) поддержать растение в вертикальном  положении

г) обеспечить передвижение воды по растению

4. Колючки кактуса:

а) защищают растение от насекомых-вредителей

б) повышают плодовитость растения

в) защищают от болезней

г) защищают от чрезмерного испарения

5. Какое растение имеет видоизмененные листья?

 а) сирень      

б) барбарис        

в) яблоня              

г) роза

6. Какое  растение относится к насекомоядным?

а) росянка        

б) крапива            

в) чертополох      

г) зверобой

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Строение стебля»

Задание: Назовите основные части стебля, видимые не вооруженным глазом?

                Чем образована проводящая ткань?

Решите тест:

1. Какие функции выполняет стебель?

а) выносит листья к свету

б) запасает питательные вещества

в) проводит питательные вещества

г) все вышеперечисленное

2. Твердость стеблю придает вещество, входящее в состав оболочек клеток:

а) лигнин         б) хитин           в) целлюлоза            г) крахмал

3. У какого из перечисленных растений лазающий стебель?

а) кукуруза        б) вьюнок        в) виноград           г) земляника

4. Кожица образована тканью:

а) покровной                    б) механической             в) проводящей           г) образовательной

5. Чечевички выполняют функцию:

а) защищают от пыли                     б) участвуют в газообмене

в) замедляют испарение воды          г) защищают от бактерий

6. В стебле органические вещества в запас откладываются в:

а) коре        б) камбии           в) сердцевине             г) древесине

7. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток:

а) коры        б) камбия            в) сердцевины           г) древесины

8. Ситовидные трубки состоят:

а) из вытянутых мертвых клеток с одревесневшими стенками

б) из живых вытянутых клеток с отверстиями в поперечных стенках

в) из живых клеток разной формы

г) из узких длинных клеток с тонкими оболочкам

9. У какого из растений вьющийся стебель?

а) вьюнок         б) подсолнух            в) горох          г) земляника

10. У какого растения ползучий стебель?

а) малина         б) земляника         в) хмель               г) одуванчик

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Видоизменения побегов»

Задание 1: подпишите строение под цифрами 1-8. Что такое глазки? Как доказать, что клубень — видоизмененный побег?

Задание 2:  подпишите строение под цифрами от 9 до 12.

Что такое донце? Как доказать, что луковица — видоизмененный побег?

Решите тест:

1. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение корня:

а) корневище             б) клубень         в) корнеплод        г) колючки

2. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение листа:

а) корневище      б) клубень         в) корнеплод         г) колючки

3. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение стебля:

а) корневище      б) корнеклубень          в) корнеплод          г) колючки

4. Какую функцию выполняет корневище?

а) укрепляет растение в почве              б) хранит запас питательных веществ

в) участвует в размножении                   г) все вышеперечисленное

5. Подземные побеги, на которых развиваются клубни называются:

а) столоны        б) глазки           в) донце       г) корневище

6. У каких растений встречается такое видоизменение  стебля как клубень?

а) морковь            б) топинамбур        в) тюльпан        г) горох

7. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как луковица?

а) пырей         б) топинамбур          в) нарцисс          г) горох

8. Надземные видоизменения побега — колючки встречаются у:

а) кактуса          б) шиповника       в) боярышника     г) сосны

Контрольно-измерительные материалы по теме:

 «Цветок. Соцветия»

        
Задание 1: подпишите строение цветка. Какой околоцветник у данного цветка?

Задание 2: подпишите части пестика и тычинки. Почему эти части цветка называются главными?

Задание 3:  какие типы соцветий изображены на рисунке? Приведите примеры растений с этими соцветиями.

Решите тест:

1. Цветок — это орган растения, который обеспечивает:

а) семенное размножение  б) образование гамет   в) оплодотворение   г) все перечисленное

2. Главные части цветка:
а) лепестки венчика       б) чашелистики     в) пестик и тычинки       г) цветоложе

3. Околоцветник называется двойным, если есть
а) чашечка и венчик    б) только чашечка    в) только венчик      г) лепестки венчика

4. Неправильный цветок у:

а) яблони        б) гороха        в) тюльпана              г) капусты

5. Семена развиваются из:        

а) рыльца пестика       б) пыльника           в) стенок завязи        г) семязачатка

6. Цветки обоеполые у:

а) ивы и вишни        б) ржи и пшеницы               в) огурца и сливы      г) огурца и кукурузы

7. Двудомные растения — это:

а) ива и вишня        б) вишня и яблоня         в) огурец и слива    г) тополь и ива

8. Соцветие кисть у:

а) сирени        б) черемухи       в) клевера         г) вишни

9. Соцветие корзинка у:

а) пшеницы        б) примулы      в) одуванчика          г) кукурузы

10. Каково биологическое значение соцветий?

а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными             б) образуют больше пыльцы

в) лучше привлекают насекомых                                              г) все вышеперечисленное

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Плоды. Распространение плодов и семян»

Задание 1: выберите  сочные и сухие плоды. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

Задание 2: выберите односемянные и многосемянные плоды. Перечислите способы распространения плодов.

Решите тест:

1. Какая часть цветка  НЕ участвует в образовании плодов?

а) стенки завязи пестика     б) основания тычинок и лепестков    в) цветоложе   г) цветоножка

2. Плод называется простым, если он образовался из цветка, где был:

а) только один пестик   б) несколько пестиков         в) только одна тычинка   г) несколько тычинок

3. Плод яблоко у:

а) апельсина           б) томата       в) айвы         г) ананаса

4. Сухой односемянный плод называется:

а) коробочка           б) зерновка        в) стручок      г) боб

5. Соплодие, образующееся из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов, встречается у:

а) инжира и ананаса     б) ежевики и малины      в) яблони и груши     г) огурца и тыквы

6. Растения, семена или плоды которых разносятся ветром:

а) репейник                 б) кокосовая пальма         в) береза        г) недотрога

7. Растения, семена или плоды которых разносятся животными или человеком:

а) репейник                 б) кокосовая пальма           в) береза     г) недотрога

8. Растение, завезенное в Америку из Европы, которое индейцы называют «следом белого человека»:

а) ромашка пахучая     б) амброзия      в) подорожник       г) картофель

Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс

ВАРИАНТ 1

Часть А

При выполнении заданий А1-А10 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Клубень и луковица — это

1) органы почвенного питания 3) генеративные органы

2) видоизменённые побеги 4) зачаточные побеги

А2. Всасывающая зона корня состоит из клеток

1) эпидермиса 3) корневых волосков

2) корневого чехлика 4) сосудистых

А3. К однодольным растениям относится

1) капуста 3) кукуруза

2) картофель 4) крыжовник

А4. Главные части цветка – это:

1. Тычинки и пестик.

2. Лепестки.

3. Чашелистик.

4. Цветоложе.

А5. Какую функцию не выполняет лист?

1) опыление 3) фотосинтез

2) газообмен 4) транспирация

А6 . Тип плода, показанный на рисунке.

1) ягода 3) бобhttps://arhivurokov.ru/multiurok/7/b/4/7b441e41fc212702f4e72dd7fcb79b226c4f662a/phpfiBh8O_Arhiv-ZIP---WinRAR_2_1.png

2) стручок 4) коробочка

А7. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле?

1) папоротниковидные 3) голосеменные

2) водоросли 4) покрытосеменные

А8. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой на ней обозначен пестик?         1) А               2)  Б              3)  В               4) Г

https://arhivurokov.ru/multiurok/7/b/4/7b441e41fc212702f4e72dd7fcb79b226c4f662a/phpfiBh8O_Arhiv-ZIP---WinRAR_2_2.png

Б

В


Г

А

А9. Камбий древесного растения

1) обеспечивает рост стебля в длину 3) защищает стебель от повреждений

2) способствует росту стебля в толщину 4) придаёт стеблю прочность и упругость

А10. Усики гороха – это

1) видоизмененный лист 3) видоизмененный корень

2) видоизменённый побег 4) видоизмененный стебель

Часть В

Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр, которые следует записать в бланк ответов

В1.Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.

1) образование плодов и семян 4) оплодотворение и формирование зародыша

2) появление вегетативных органов 5) прорастание семени

3) появление цветков, опыление

В2.Установи соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впиши в таблицу буквы выбранных ответов.

Признаки плода

Название плодов

А) сочный с тонкой кожицей

Б) сухой плод

В) односеменной

Г) многосеменной

Д) состоит из 2х створок

Е) семя покрыто одревесневшей кожицей

1) Костянка

2) Боб

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С

Запишите развернутый ответ.

С1. В чём проявляется симбиоз гриба и дерева?

С2. Укажите не менее трех признаков отличия растений от животных.

Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс

ВАРИАНТ 2

Часть А

При выполнении заданий А1-А10 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Мхи относят к высшим споровым растениям, потому что они:

1. Размножаются спорами.

2. Имеют стебель, листья и размножаются спорами.

3. Имеют стебель, листья, корни и размножаются спорами.

4. Размножаются половым путем.

А2. Покрытосеменные растения представлены только:

1. Деревьями, кустарниками, лианами и многолетними травами.

2. Многолетними и однолетними травами, листопадными деревьями и кустарниками.

3. Деревьями, кустарниками, травами.

4. Кустарниками и травами.

А3. Семена имеют:

1. Хвощи.

2. Мхи.

3. Папоротники.

4. Цветковые.

А4. К однодольным растениям относят:

1. Пшеницу, чечевицу, кукурузу.

2. Горох, фасоль, капусту.

3. Кукурузу, лук, частуху.

4. Частуху, ясень, яблоню.

А5. В зародыше различают – зародышевой корешок, почечку, семядоли и …

1. Стебелек.

2. Семенную кожуру.

3. Эндосперм.

4. Околоплодник.

А6. Какой цифрой обозначено соцветие зонтик?

1) 1 3) 3https://arhivurokov.ru/multiurok/7/b/4/7b441e41fc212702f4e72dd7fcb79b226c4f662a/phpfiBh8O_Arhiv-ZIP---WinRAR_2_7.png

2) 2 4) 4

А7 Двойной околоцветник у:

1. Яблони.

2. Свеклы.

3. Тюльпана.

4. Орхидеи.

А8. Формула цветка *Ч5Л5ТПсоответствует:

1. Лилейным.

2. Крестоцветным (капустным).

3. Розоцветным.

4. Пасленовым.

А9. Плод ягода характерен для:

1. Ежевики.

2. Малины.

3. Вишни.

4. Барбариса.

А10. Рост корня в длину обеспечивает:

1. Образовательная ткань.

2. Покровная ткань.

3. Запасающая ткань.

4. Основная ткань.

Часть В

Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр, которые следует записать в бланк ответов .

В1. Какие три признака характеризуют семейство Паслёновые?

  1. имеют видоизмененный подземный побег-клубень
  2. плод стручок или стручочек
  3. к семейству относятся картофель, табак
  4. плод коробочка или ягода
  5. к семейству относятся редька, редис

В2.Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относится

А) Капустные (Крестоцветные) 1) Однодольные

Б) Злаки2) Двудольные

В) Розоцветные

Г) Пасленовые

Д) Лилейные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д


Часть С

Запишите развернутый ответ .

С1. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

С2. Укажите не менее четырех признаков ветроопыляемых растений.


ОТВЕТЫ ДЛЯ 6 КЛАССА

Часть А

За верное выполнение каждого из заданий А1-А10 выставляется один балл.

Вариант 1Вариант 2

А1

2

А2

3

А3

3

А4

1

А5

1

А6

2

А7

4

А8

2

А9

2

А10

1

А1

2

А2

3

А3

4

А4

3

А5

1

А6

1

А7

1

А8

3

А9

4

А10

1

Часть В

За верный ответ на каждое из заданий В выставляется 2 балла.

1 вариант

Ответ

В1

52341

В2

121221

2 вариант

Ответ

В1

135

В2

21221

Часть С

За верный ответ на каждое из заданий С выставляется 2 балла.

Варианты 1

Правильный ответ:

1)гриб получает от дерева органические вещества

2)дерево использует гифы гриба как придаточные корни

С1.В чём проявляется симбиоз гриба и дерева?

Правильный ответ:

1)в клетках есть целлюлоза

2)растут в течение всей жизни

3)используют солнечную энергию для создания органических веществ

С2.Укажите не менее трех признаков отличия

растений от животных.

Варианты 2

С1.Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ.

2) Веществ недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

С2.Укажите не менее четырех признаков ветроопыляемых растений.

Правильный ответ:

1)мелкие невзрачные цветки

2)растут большими группами

3)цветут до распускания листьев

4)имеют много сухой и легкой пыльцы


7 класс

Итоговая работа по биологии в 7 классе

вариант 1

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.

 1) дышат, питаются, размножаются             3) имеют механическую ткань

 2) состоит из разнообразных тканей            4) имеют нервную ткань

2А. Животные, какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?

 1) Кишечнополостные                3) Кольчатые черви

 2) Плоские черви                        4) Круглые черви

3А.Какое животное обладает способностью восстанавливать утраченные части тела?

1) пресноводная гидра

 2) большой прудовик

 3) рыжий таракан

 4) человеческая аскарида

4А.Внутренний скелет - главный признак

 1) позвоночных                           3) ракообразных

 2) насекомых                              4) паукообразных

5А. Чем отличаются земноводные от других наземных позвоночных?

 1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позвоночником

 2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке

 3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением

 4) двухкамерным сердцем с венозной кровью

6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?

 1) пресмыкающихся                    3) земноводных

 2) млекопитающих                      4) хрящевых рыб

7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

 1) смешанной

 2) венозной

 3) насыщенной кислородом

 4) насыщенной углекислым газом

8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении

 1) немытых овощей

 2) воды из стоячего водоема

 3) плохо прожаренной говядины

 4)консервированных продуктов  

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:  

В1. У насекомых с полным превращением

 1) три стадии развития

 2) четыре стадии развития

 3) личинка похожа на взрослое насекомое

 4) личинка отличается от взрослого насекомого

 5) за стадией личинки следует стадия куколки

 6) во взрослое насекомое превращается личинка  

  Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

 ВИД ЖИВОТНОГО                                                ОСОБЕННОСТЬ    СТРОЕНИЯ СЕРДЦА  

 A) прыткая ящерица                                             1)  трехкамерное без перегородки в желудочке

 Б) жаба

 B) озёрная лягушка

 Г) синий кит                                                          2) трехкамерное   с   неполной перегородкой

 Д) серая крыса

  Е) сокол сапсан                                                     3) четырехкамерное

 

 А        

 Б        

 В        

 Г        

д        

Е

 

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

 А) Млекопитающие

 Б) Пресмыкающиеся

 В) Рыбы

 Г) Птицы

 Д) Бесчерепные хордовые  

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

 

Итоговая работа по биологии в 7 классе

                                                                    вариант 2

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А.Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

 1) образуют органические вещества из неорганических на свету

 2) накапливают запас питательных веществ

 3) переваривают захваченные частицы пищи

 4)  удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

 1) немытых овощей

 2) воды из стоячего водоема

 3) плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов

3А.  У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

 1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

 2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

 3) на голове две пары ветвистых усиков

 4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб                           3) хрящевых рыб

 2) земноводных                          4) ланцетников

5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

 1) дышат атмосферным кислородом

 2) размножаются на суше

 3) откладывают яйца

 4) имеют легкие

6А. Признак приспособленности птиц к полету -

 1) появление четырехкамерного сердца

 2) роговые щитки на ногах

 3) наличие полых костей

 4) наличие копчиковой железы

7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, -

 1) Земноводные

 2) Хрящевые рыбы

 3) Млекопитающие

 4) Пресмыкающиеся

8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

 1) хрящевых и костных рыб

 2) ланцетника и рыб

 3) земноводных и рыб

 4) пресмыкающихся и рыб

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

  В1. Какие признаки характерны для животных?

 1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

 2) питаются готовыми органическими веществами

 3) активно передвигаются

 4) растут в течение всей жизни

 5) способны к вегетативному размножению

 6) дышат кислородом воздуха

 

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между признаком животах и классом, для которого этот признак характерен.

 ПРИЗНАККЛАСС

 А) оплодотворение внутреннее                                              1) Земноводные

 Б) оплодотворение у большинствавидов наружное

 В) непрямое развитие ( с превращением  )                      

 Г) размножение и развитие происходит на суше                 2) Пресмыкающиеся

 Д) тонкая кожа, покрытая слизью

 Е) яйца с большим запасом питательных веществ

 

 А        

 Б        

 В        

 Г        

 Д        

 Е

           

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

 А) Плоские черви

 Б)  Круглые черви

  В) Простейшие

 Г)  Кишечнополостные

 Д)  Плоские черви

           

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

  С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.


8 класс

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 1.

Уровень А

1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал    2. жиры     3. белки     4. белки, жиры, углеводы

2.  Рефлекторная дуга заканчивается

  • исполнительным органом                                 3.  рецептором
  • чувствительным нейроном                                4.  вставочным нейроном

3.  Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1.  фагоциты        2.  лимфоциты        3.  эритроциты        4.  тромбоциты

4.  Малый круг кровообращения начинается:

1.  от левого желудочка        2.  от правого желудочка        3.  от аорты        4.  от правого предсердия

5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

  • волосковых клеток                3.  жидкости улитки
  • мембраны улитки                4.  барабанной перепонки

6.  Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1.  гипертония                2.  гипотония                3.  аллергия                4.  аритмия

7.  Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  • из гладких мышц                                 3.  из эпителиальной ткани
  • из скелетных мышц                                4.  из соединительной ткани

8.  Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1.  нервы, нервные узлы                                 3.  спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2.  спинной мозг, головной мозг                       4.  головной мозг, нервы, нервные узлы

9.  Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

  • рецептор, воспринимающий сигнал                         3.  проводящие пути
  • зона коры, где проводится анализ раздражений                4.  все указанные компоненты

10.  Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки   2.Дриопитеки     3. Парапитеки     4. Австралопитеки.

11.  Наименьшая скорость движения крови в

  • артериях                2.  аорте                3.  капиллярах                4.  венах

12.  Парным органом мочевыделительной системы является

  • мочеточник        3.  мочеиспускательный канал
  • мочевой пузырь        4.  почка

13.  Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1.  легочная плевра                2.  эпителий                3.  альвеола                4.  мембрана

14.  К железам внешней секреции относят:

1.  печень                2.  половые железы                3.  гипофиз                4.  надпочечники

15.  Дыхательные пути - это

  • носовая полость, гортань, трахея                         3.  только бронхи
  • носовая полость, гортань, трахея, бронхи                4.  трахея и бронхи

16.  В органах пищеварения не расщепляются

1.  углеводы        2.  води и минеральные соли        3.  жиры        4.  белки

17.  Пластический обмен это –

  • синтез органических веществ из неорганических                 3.  синтез минеральных веществ
  • окисление органических веществ                                4.  окисление минеральных веществ

18.  При недостатке витамина В1 развивается

  • цинга                                                                 3.  рахит
  • расстройство деятельности нервной системы                4.   «куриная слепота»

19.  В ротовую полость открываются протоки

1.  печени                2.  поджелудочной железы                3.  надпочечников                

4.  слюнных желез

20.  К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1.  инфаркт миокарда             2.  СПИД                  3.  малокровие                    4.  туберкулез

21.  Какой орган выделительной системы главный?

1.  кожа                2.  сердце                3.  почки                4.  кишечник

22. Где в коже содержится пигмент?

1. дерма

2. гиподерма.

3. соединительная ткань.

4. в клетках ростового слоя эпидермиса.

23.  Как называется неподвижное соединение костей?

1.  стык                2.  сустав                3.  шов                4.  Хрящ

24.  Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

1. мягкая

2. жесткая

3. газированная

4. дистиллированная

25.  Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух    2. Зрение     3. Обоняние     4. осязание

Уровень В

1. Установите соответствие:

СТРУКТУРЫ       АНАЛИЗАТОРЫ

1. стекловидное тело                                                        А.  зрительный

2. улитка                                                          Б.  пространственный (вестибулярный)

3. колбочки                                                          В.  слуховой

4. палочки

5. наковальня

6. полукружные каналы

 2.  Установите соответствие

НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

  • вены малого круга кровообращения
  • вены большого круга кровообращения
  • артерии малого круга кровообращения
  • артерии большого круга кровообращения

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

А.  От сердца

Б.  К сердцу

3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:

Типы зубов

Строение и функции

А

Резцы

1

Широкая, бугристая поверхность

Б

Клыки

2

Плоская коронка

В

Коренные

3

Коронка конусовидная

4

Откусывание пищи

5

Разжевывание и перетирание пищи

6

Состоит из дентина и эмали

Уровень С

  • У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
  • В чем значение крови для организма человека?

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 2.

Уровень А

1.  Белки расщепляются в

1.  пищеводе        2.  ротовой полости                3.  печени                4.  желудке, кишечнике

2.  Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы               2. нервные центры                3. нервные узлы                4. гормоны

3.  Что составляет основную часть плазмы?

1.  белки                2.  жиры                3.  углеводы                4.  вода

4.  Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка        2.  от правого желудочка        3.  от аорты        4.  от левого предсердия

5.  Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

  • роговица                2. зрачок                3. хрусталик                        4.  стекловидное тело

6.  Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1.  вены                2.  артерии                3.  капилляры                 4.  клапаны

7.  Кровь движется к сердцу по

1. артериям        2. капиллярам        3. венам        4. лимфатическим сосудам

8.  Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1.  гормон                2.  Нейрон                3.  Рефлекс                4.  Синапс

9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка  2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка   4. Уздечка языка

10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп    2. Синантроп     3. Кроманьонец       4. Неандерталец

11.  Нормальное артериальное давление человека

  • 100/60                  2. 120/70                3.  150/90                        4. 180/100

12.  Наружная часть почки образована

  • корковым слоем         2.  мозговым слоем          3.  почечной лоханкой        4.  сетью капилляров

13.  В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

  • заниматься спортом        3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными
  • делать зарядку                4. не бывать на улице

14.  Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:  

1.  в полость рта        2.  кровеносные сосуды        3.  органы мишени        4.  во внешнюю среду

15.  Голосовые связки расположены в

1.  глотке                2.  трахее                3.  гортани                4.   ротовой полости

16.  У человека желудок расположен за

1.  пищеводом                   2.  глоткой                3.  толстой кишкой                 4.  тонкой кишкой

17.  Энергетический обмен это  -

  • синтез органических веществ из неорганических     2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы  2. Паразитические черви    3. Вирусы    4. Бактерии

19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия  2.гастрит   3. Аппендикс   4 холецистит

20.  Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1.  дыхательная             2.  кровеносная               3.  выделительная        4.  Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л   2.  1,5 л        3.  2 л        4. до 3 л

22.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1.   В1                2.  С                3.  D                4.  А

23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

1.1       2.   2        3.3.    4.4

24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

        

  • 0,5 л   2. 1-1,5 л    3. 2-2,5 л     4. Более 3 л

25.  В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха                  2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания                   4. при поступлении кислорода в кору головного мозга

        

Уровень В

 2 вариант

1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .

Название структур глаза

Функция структуры или его расположение в органе

  • Глазница

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

2.Слёзные железы

Б. место расположения глаза

3.Роговица

В. Проведение нервного импульса

4.Радужная оболочка

Г. Прозрачная оболочка

5.Хрусталик

Д. светочувствительная оболочка

6.СЕтчатка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

7.Зрительный нерв

Ж. орган, выполняющий функцию линзы

В2. Установите соответствие:

СПОСОБ   ПРИОБРЕТЕНИЯ

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

ВИД ИММУНИТЕТА

А. Естественный

Б. Искусственный

3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.

Ферменты и их функции

Отделы пищеварительной системы

1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы

2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде

А) ротовая полость

Б) желудок

В)тонкий кишечник

3.Липаза – расщепляет жиры

4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде

Уровень С

1. В чем состоит барьерная функция печени? 2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь?

ОТВЕТЫ

вариант    1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1.

+

+

+

+

+

+

+

2.

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

+

+

+

4.

+

+

+

+

+

+

+

В1

  1-А, 2-        В, 3-А, 4-А, 5-В, 6-Б

В 2

1-б,   2-б,   3-а,    4-а,

В3

А – 2, 4, 6   Б – 3,6    В – 1, 5, 6

вариант     2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1.

+

+

+

+

+

2.

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

+

+

В1

1-б,  2-а,  3-г,   4-е,   5-ж,   6-д,   7-в.

В2

А-1,    б—2,3,4

В3

1-а,  2-б,   3-в,  4-в.

Вариант 1

Часть С

  • Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.
  • Кровь это вид соединительной ткани. Осуществляет связь между всеми частями организма. Обеспечивает питание и вынос продуктов распада

 Ответы Вариант 2

Часть С.

С.1. Печень орган массой до 1,5 кг. В печень входят печеночная артерия, воротная вена, выходят лимфатические сосуды и общий печёночный проток. Стенки капилляров печени способны поглощать из крови циркулирующие в ней вещества, захватывать и переваривать вредные микроорганизмы, остатки эритроцитов, капли жира. Пройдя через капилляры , кровь собирается в центральные вены , которые впадают в нижнюю полую вену. ПО этим сосудам очищенная кровь выводится из печени.

Ответ на С 2. Сердце часть своего сердечного цикла отдыхает. Систола (сокращение) предсердий и дистола (расслабление) желудочков-предсердия сокращаются, митральный и трёхстворчатый клапаны открываются и кровь поступает в желудочки.

Систола желудочков – кровяное давление в них повышается , полулунные клапаны аорты и клапаны легочных артерий открываются, кровь из желудочков поступает в сосуды.

Общая дистола-желудочки расслабляются.  сердце остаётся в состоянии покоя, пока кровь, поступающая по венам , не заполнит предсердия.



9 класс

Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс

1 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один

правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой

позвоночных животных?

1. Клеточную мембрану   2. Эндоплазматическую сеть  3. Вакуоль   4. Рибосому

А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате

1. Регулярных сезонных изменений в природе

2. Возрастных физиологических изменений особей

3. Природоохранной деятельности человека

4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции

А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки

1. Гистология   2. Эмбриология   3. Экология  4. Цитология

А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов

неживой природы?

1. Рост  2. Движение  3. Ритмичность  4. Раздражимость

А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них

1. Хлоропластов  2. Плазматической мембраны  3. Оболочки из клетчатки

4. Вакуолей с клеточным соком

А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1. И.И. Мечникова   2. Луи Пастера    3. Н.И. Вавилова     4. Ч. Дарвина

А 7. Какая цепь питания составлена правильно

1. кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица

2. растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица

3. лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея

4. кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение

А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу

1. Живорождение у млекопитающих

2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3. Превращение конечностей китов в ласты

4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.

А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения

1. 75%   2. 10%    3. 25%    4. 50%

А10. К освобождению энергии в организме приводит

1. Образование органических веществ

2. Диффузия веществ через мембраны клеток

3. Окисление органических веществ в клетках тела

4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина

При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует

1. об их родстве

2. об общности их происхождения

3. о происхождении растений от животных

4. об их развитии в процессе эволюции

  • о единстве растительного и животного мира 6.
  • о многообразии их органов и тканей

В2. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  • они способны питаться только готовыми органическими веществами
  • они растут в течении всей своей жизни
  • в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  • в клетках содержится хитин
  • в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
  • они размножаются спорами

В3. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:

  • листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
  • Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
  • Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
  • Листопад осенью.
  • Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
  • Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В4. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

  • Поглощение света
  • Окисление пировиноградной кислоты
  • Выделение углекислого газа и воды
  • Синтез молекул АТФ за счет химической энергии
  • Синтез молекул АТФ за счет энергии света
  • Синтез углеводов из углекислого газа
  • Энергетический обмен
  • Фотосинтез

В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  • Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
  • Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
  • Использование только готовых органических веществ
  • Синтез органических веществ из неорганических
  • Выделение кислорода в процессе обмена веществ
  • Грибы
  • Автотрофы
  • Гетеротрофы

В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

А) голосеменные

Б) цветковые

В) папоротникообразные

Г) псилофиты

Д) водоросли

С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и

особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у

организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной

информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в

хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие

признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных

признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом

организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма

Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс

2 вариант

К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один

правильный, номер этого ответа запишите.

А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических,

называются

1. Анаэробами  2. Автотрофами  3. Аэробами  4. Гетеротрофами

А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:

1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом

2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона

3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами

4. Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.

А 3. К органическим веществам клетки относятся:

1. Белки и липиды  2. Минеральные соли и углеводы

3. Вода и нуклеиновые кислоты  4. Все правильно

А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:

1. Регуляция биосинтеза белка

2. Расщепление сложных органических молекул

3. Передача наследственной информации

4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ

А 5.Для модификационной изменчивости характерно:

1. Она приводит к изменению генотипа

2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются

3. Она используется для создания новых сортов растений

4. У каждого признака организмов своя норма реакции

А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:

1. Объяснил происхождения жизни  2. Создал систему природы

3. Усовершенствовал методы селекции 4. Объяснил причины приспособленности организмов

А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:

1. Семейство  2. Популяция  3. Класс  4. Особь

А 8. Отличием живых систем от неживых можно считать:

1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития

2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы

3. Способность к движению  4. Способность к увелечению массы

А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:

1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами  2. Похолодание

3. Вытаптывание травы в парках  4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса

А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:  1. Белков и углеводов

 2. Кислорода и углекислого газа 3. Углекилого газа и воды  4. Кислорода и водорода

При выполнении заданий В 1. – В 3. Запишите номера трех правильных ответов

В 1. Во время метафазы I происходят:

1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом

2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления

3. Окончание формирования митотического аппарата

4. Конъюгация гомологичных хромосом

5. Выстраивание бивалентов хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной

пластинки

6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки

7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

В2. В чем проявляется сходство растений и грибов

  • растут в течение всей жизни
  • всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
  • растут только в начале своего индивидуального развития
  • питаются готовыми органическими веществами
  • являются производителями в экосистемах
  • имеют клеточное строение

В3. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:

  • яркая окраска божьих коровок
  • чередование ярких полос у шмеля
  • чередование темных и светлых полосу зебры
  • яркие пятна ядовитых змей
  • окраска жирафа
  • внешнее сходство мух с осами

В4. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

А.Вещества окисляются

Б.Вещества синтезируются

В.Энергия запасается в молекулах АТФ

Г.Энергия расходуется

Д.В процессе участвуют рибосомы

Е.В процессе участвуют митохондрии

  • Пластический обмен   2.Энергетический обмен

В5. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

А.Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б.Использование только готовых органических веществ

В.Выделение кислорода в процессе обмена веществ

Г.Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

Д.Синтез органических веществ из неорганических

Е.Грибы

  • Автотрофы      2.Гетеротрофы

В6. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.

А.Членистоногие  Б.Кишечнополостные    В.Земноводные   Г.Рыбы   Д.Птицы

С 1.  ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ

 Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная

в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых

молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная

РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В

цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим

концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные

аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя

нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую

белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и

обеспечивается энергией АТФ.

Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.

Название процесса

Условия процесса(что для него необходимо?)

Механизм процесса

Результат процесса

Значение процесса

Где происходит процесс синтеза  матричной РНК?

Итоговая контрольная работа по биологии .9 класс

ответы 1варианта

А1-2; А2-4; А3-4; А4-4; А5 -2; А6 -4; А7 -2; А8-3; А9-3; А10-3.

В.1. – 125; В 2. – 145; В3- 234. В4-211122; В5 -122112; В6-ДГВАБ

С 1.

1. В предложении (2): -Передача наследственных признаков у организма происходит при

бесполом и половом размножении

2. В предложении (5): - Совокупность всех наследственных признаков – генов организма,

полученных от обоих родителей, называют генотипом организма

3. В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются

у организма.

Ответы 2 варианта

А1-2; А2-2; А3-1; А4-3; А5 -4; А6 -4; А7 -2; А8-1; А9-4; А10-1.

В 1. – 235; В 2. -- 126;  В3-124; В4-212112; В5-121212; В6- БАГВД

С 1.

1.Биосинтез белка

2.Наличие

ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ

3.Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь

4.Синтез определенного белка

5.Синтез собственных белков организма, реализациянаследственной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...