Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
рабочая программа по биологии (8 класс)

Лысенко Наталья Николаевна

Направленность данной программы – естественно-научная.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 14-15 лет, в занятия включены игровые упражнения и ситуации, тестирование, Практические работы,   пробуждающие интерес к новой деятельности.

Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения. Формирование целостного представления о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; знакомство с основами системы самосбережения и укрепления здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №6 г.Солнечногорска

141500 Московская обл.                                                             тел/факс 8-496-2-64-54-06

г.Солнечногорск, ул. Банковская д.6А                                  e-mail: sunschool.6@mail.ru

РЕКОМЕНДОВАНО            

методическим советом

протокол № 1

от «28» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ гимназии №6

_______________Мадатова Н.А.

Приказ № ___ от 02.09.2019г.

                                

        

Дополнительная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Экологические аспекты здоровья человека »

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Лысенко Н.Н.

педагог дополнительного образования

Солнечногорск

1.   Пояснительная записка

Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

       

      1.Конституция Российской Федерации.

      2.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

     от 29.12.2012 №273-Ф3.

      3.Cемейный Кодекс РФ.

4.        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

5.        Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 4 июля 2014№41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству,cодержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

6.        ФЗ от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

7.        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

8.        Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ).

9.Приказ Минипросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

10. Устав ОУ

1.1 Направленность

Направленность данной программы – естественно-научная. Рабочая программа курса дополнительного образования составлена на основе авторских программ:

1) О.Е.Аверчинкова «Основы педиатрии» - Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы - М.: Айрис-пресс, 2007 г.;

2) С.А. Цветков, Ф.Н. Салахова - авторская программа элективных курсов для основной и средней школы «Экологические аспекты здоровья человека» - Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений/сост. Г.М.Пальдяева.-М.: Дрофа, 2011.

      Объём курса рассчитан на 36 часов. Практические работы авторского курса «Основы педиатрии» сохранены  в полном предложенном объёме в рабочей программе, практические работы авторского курса «Экологические аспекты здоровья человека» заменены семинарскими занятиями и обсуждением теоретических аспектов предложенных проблем.

     В рабочей программе элективного курса спланировано проведение контрольно-обобщающего занятия «Особенности физиологии человека» по итогам первого полугодия.

По окончании элективного курса вместо предложенных в авторской программе экскурсии и анкетирования в разделе темы 11- «Подведение итогов» - спланировано  тестирование по итогам элективного курса.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 14-15 лет, в занятия включены игровые упражнения и ситуации, тестирование, Практические работы,   пробуждающие интерес к новой деятельности.

1.2 Цель

Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения. Формирование целостного представления о здоровье человека, о влияющих на него экологических факторах и особенностях их воздействия на человеческий организм; знакомство с основами системы самосбережения и укрепления здоровья.

Задачи:

Обучающие:

 -дать знания об особенностях человеческого организма во временном диапазоне от плода до 18-летнего возраста;

-вызвать интерес к вопросам  профилактике заболеваний организма человека;

-обучить простейшим навыкам защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды;

- дать знания о влиянии биотических и абиотических экологических факторов на здоровье человека и о проблемах и возможностях адаптации человека к окружающей среде.

 Развивающие:

-дать навыки организации психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья;

-расширить кругозор в области экологии человека.

Воспитательные:

-Сформировать активную жизненную позицию о здоровом образе жизни, заложить основу для системы сохранения и укрепления здоровья;

-воспитание бережного отношения к природе, гармонизация отношений человека с окружающим миром.

1.2.2  Отличительные особенности

Отличительные особенности программы «Экологические аспекты здоровья человека» заключаются в том, что она учитывает возрастные потребности детей познакомиться со своим организмом подробнее; процесс освоения позволяет расширить свой кругозор; в программу заложено выполнение ребятами  большого количества Практических работ, возможность участия в семинарских занятиях с обсуждением теоретических аспектов предложенных экологических проблем.

1.2.3Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 14-15лет

Психологические особенности данного возраста  

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.

        Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.

Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.        

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.

Подростки  склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно  помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц.сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).

Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых,  ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Примерно в 15 лет  после поисков себя формируется «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.

Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования.

1.2.4 Объем и срок освоения

Программа «Экологические аспекты здоровья человека» имеет объем 36 часов. Срок освоения программы 1 год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 14-15 лет. Наполняемость учебной группы, как правило, 10-15 чел.

1.2.5    Форма обучения - очная

1.2.6 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

В основе  реализации программы лежит системно-деятельностный подход к обучению,  цель которого - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

1.2.7 Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1часу. Всего 36 часов в год.

1.2.8 Планируемые результаты.

В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:

Обучающийся научится и будет знать:

- об особенностях развития человеческого организма во временном диапазоне от плода до 18-летнего возраста;

-о мерах по профилактике детских заболеваний;  

-о необходимости бережного отношения к природе, о необходимости гармонизации отношений с окружающим миром,

- о влиянии биотических и абиотических экологических факторов на здоровье человека и о проблемах и возможностях адаптации человека к окружающей среде.

Обучающийся будет иметь следующие навыки:

- навыки защиты от воздействия различных видов загрязнений окружающей среды;

-навыки организации психолого-педагогической диагностики и валеологического мониторинга состояния здоровья;

-навыки здоровьясбережения.

Учащиеся должны научиться:

-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

- проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных условиях;

- оценивать общее экологическое состояние экосистемы;

- проводить практические работы, приобрести практические навыки и умение работать в коллективе, решать коллективные задачи.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде; сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

1.2.9 Формы аттестации:

1.Вводное тестирование

2. Практические работы

3. Устный опрос

4. Круглый стол на тему «Здоровый образ жизни в моей семье»

 (на осенних каникулах)

5. Контрольно-обобщающее занятие «Особенности физиологии человека»

(по итогам первого полугодия)

6.Викторина «Знаю ли я себя?» (на весенних каникулах)

7.Тестирование по итогам курса (в конце учебного года)

1.2.10 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (мониторинг)

Мониторинг освоения образовательной  программы  дополнительного  образования

 «Экологические аспекты здоровья человека»  

Цель:   

  • отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы , повышения успеваемости обучающихся.
  • обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения  образовательной программы

Задачи:

  1. Контроль качества образования;
  2. Подбор эффективных методов обучения;
  3. Выявление результатов педагогического процесса;
  4. Получение сведений о личности обучающихся;
  5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
  6. Самоанализ своего педагогического труда.

Сроки проведения.

Входной контроль

Дата проведения:  Сентябрь

Промежуточный контроль

Дата проведения:   Декабрь  

Итоговый контроль

Дата проведения: Май  

С целью проверки эффективности развития  личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры  и критерии.

Исходя из структуры творческих способностей обучающихся  были выделены следующие параметры:

  • Универсальные учебные действия;
  • Подготовка по предмету.

 Параметру  «универсальные учебные действия»   соответствуют следующие критерии:

- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая  активность при достижении целей, эмоциональное  участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью

- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;

- Работоспособность-  усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.

- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся,  создания благоприятного  климата  в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.

- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися  уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее  к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.

    Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:

- Умение быстро переключать внимание, или  держать внимание на нужном объекте –  умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

- Умение аргументировать свое мнение, вести диалог и участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение -  умение хорошо запоминать и владеть учебным материалом, что зависит от объема усвоенной учеником учебной информации .

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов)  соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (2-3 балла)   характеризуется:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

 Начальный уровень  развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит,  не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

В  ходе проведения мониторинга применялись  следующие методы:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • беседа.

1.2.11 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

-Открытое занятие (на весенних каникулах)

-Творческая работа-подготовка индивидуальных тематических сообщений ребятами, сопровождаемых авторскими презентациями, и выступление с ними на уроках биологии.

1.2.13 Материально-техническое обеспечение

Кабинет биологии, компьютер, колонки, экран, проектор, парты-16 штук, стулья-32 штуки, таблицы, коллекционный и дидактический материал, лабораторное оборудование для проведения Практических работ. Мультимедийное учебное пособие ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2006. ЗАО «Новый диск», - «Анатомия и физиология человека».

1.2.14 Информационное обеспечение

                     Интернет источники:

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября

http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей

http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области

https://infourok.ru – сайт для организаторов и учителей

www.school-collection.edu.ru

1.2.15 Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Лысенко Наталья Николаевна, учитель биологии высшей категории.

                                                     

1.3. Учебный план

                 

Задачи 1 года обучения:

- Дать всем детям первоначальную экологическую подготовку, выявить их склонности и способности.

- Способствовать личному развитию и, возможно, профессиональному самоопределению ребенка.

- Привить интерес к биологии и экологии, любовь к природе.

- Гармоническое развитие творческих и интеллектуальных способностей, памяти и внимания.

- Развить выразительность и осмысленность речи

- Воспитать культуру поведения и общения.

- Воспитать  умение  работать в коллективе.

- Развить психические и  познавательные  процессы: память, внимание, мышление, воображение.

п/п

Название раздела, темы

количество часов

формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

 Вводное занятие

 Правила по охране труда  и поведению.

1

1

0

 1.Вводное тестирование

 2.Устный опрос

 Репродуктивная система человека

2

2

0

 1.устный опрос

Мониторинг физического развития учащихся

1

0.5

0.5

1.устный опрос

2.практическая работа

Особенности ВНД человека

3

2

1

1.устный опрос

2.практическая работа

Опорно-двигательный аппарат человека

3

2,5

0.5

1.устный опрос

2.практическая работа

3. Круглый стол на

тему «Здоровый

образ жизни в моей семье»

Иммунитет

2

2

0

1.устный опрос

2.практическая работа

Дыхание

2

1

1

1.устный опрос

2.практическая работа

Пищеварительная система

2

1,5

0,5

1.устный опрос

2.практическая работа

Кожный покров

3

2

1

1.устный опрос

2.практическая работа

3.Контрольно-обобща-

ющее занятие

«Особенности физио-

логии человека»

Здоровье человека

1

1

0

 1.устный опрос

Основы здорового образа жизни

1

1

0

 1.устный опрос

Ландшафт как фактор здоровья

1

1

0

 1.устный опрос

Химические загрязнения среды и здоровье человека

2

2

0

 1.устный опрос

Биологические загрязнения среды и здоровье человека

2

2

0

 1.устный опрос

Питание как фактор человеческого здоровья

3

3

0

 1.устный опрос

Физические загрязнения среды и здоровье человека

3

3

0

1.устный опрос

2.Викторина «Знаю ли   я

я себя?»

Биопатогенные зоны

1

1

0

 1.устный опрос

Экология души

2

2

0

 1.устный опрос

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

1

1

0

 1.устный опрос

Подведение итогов

1

1

0

1.Тестирование по итогам

 курса.

Всего часов

36ч

31,5ч

4,5ч

                              1.3. Содержание учебного плана

Тема 1   Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по курсу «Экологические аспекты здоровья человека». Правила поведения в кабинете биологии.

Теория: 1 час

Практика: 0ч

  Тема 2   Репродуктивная система человека (2 ч)

Проект «Почему дети похожи на родителей».  Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр - основатель современной эмбриологии. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным» (проблема клонирования) .

Материалы и оборудование: таблицы из серии («Здоровый образ жизни» - «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная модель-аппликация («Наследование резус-фактора»; модель-аппликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста дидактические материалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); использование информационных ресурсов Интернета.

Теория: 2 часа

Практика:0ч

     Тема 3 Мониторинг физического развития учащихся (1 ч) 

Особенности развития юношей и девушек. П.Ф. Лесгафт.

Бодибилдинг - это вид спорта или дань моде?

Практическая работа №1:

«Мониторинг физического развития учащегося».

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» - «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование информационных ресурсов Интернета.

Теория – 0,5ч

Практика-0,5ч

          Тема 4 Особенности ВНД человека (3 ч)

Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля способность человека к преодолению трудностей. «Золотые сны», от которых не просыпаются. Наркомания - это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога. Познавательные процессы. Речь - средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И. М. Сеченов.

Практическая работа №2:«Определение типа темперамента».

Практическая работа №3:« Определение объема памяти».

Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни»  и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.

Теория – 0,5ч

Практика-0,5ч

Тема 5 Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч) 

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских снимков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача -ортопеда. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.

Практическая работа №4:

«Определение гибкости позвоночника и выявление нарушений осанки».

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеологические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раздаточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Интернета.

Теория – 2ч

Практика-1ч

Тема 6 Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. ВИЧ -инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Материалы и оборудование: портреты ученых; географическая карта; публикации СМИ; использование информационных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ ЖИЗНИ», таблицы «Синдром приобретенного иммунодефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».

Теория – 2ч

Практика-0ч

Тема 7 Дыхание (2 ч)

Строение органов дыхательной системы. Дыхательные движения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обменных процессов. Хороший голос - правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.

Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.

Практическая работа №5:«Определение жизненной емкости легких».

Практическая работа №6:«Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе».

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи· человека сегментарные»; прибор для сравнения r содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не курить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.

Теория – 1ч

Практика-1ч

Тема 8. Пищеварительная система (2 ч)

Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике.  Пищеварительные железы.

Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача – диетолога А. А. Покровский.

Практическая работа №7:

«Составление меню дневного рациона».

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы: полости рта»

«Схема строения зуба», «Виды прикуса» , « Стадии кариеса»,

 « Профилактика стоматологических заболеваний», « Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность»,

«Пищеварительный тракт».

Теория – 1,5ч

Практика-0,5ч

Тема 9. Кожный покров (3ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Практическая работа №8:«Определение типа кожи на разных участках лица».

Практическая работа №9: «Правила ухода за кожей».

Практическая работа №10:« Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах»

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «Топография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в картонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зеркало

Теория – 2ч

Практика-1ч

Тема 10. Здоровье человека (1 час)

Знакомство с целями, задачами и содержанием курса, с программой работы. Здоровье и его составляющие. Самооценка здоровья. Проба по К. П. Бутейко. Оценка пульса. Взаимосвязь психического и физического здоровья человека. Лечебные факторы среды. Повреждающие  факторы среды. Болезни человека.

Теория – 1ч

Практика-0ч

Тема 11. Основы здорового образа жизни (1 час)

Составляющие здорового образа жизни. Двигательная активность. Рациональное питание.

Оценка образа жизни. Оценка своих привычек. Оценка здоровья. Оценка степени физической подготовки. Оценка правильности питания.

Теория – 1ч

Практика-0ч

Тема 12. Ландшафт как фактор здоровья (1 час)

Влияние климата. Влияние различных форм рельефа (гор, равнин, морей). Влияние природного ландшафта. Влияние городского ландшафта. Видеооэкология.

Теория – 1ч

Практика-0ч

Тема 13.Химические загрязнения среды и здоровье человека (2 часа)

Определение загрязнения. Кумулятивный эффект. Классификация загрязнений. Особенности влияния химических загрязнений на здоровье человека. Пестициды. Мутагены. Канцерогены. Последствия химических отравлений.

Теория –2

Практика-1ч

Тема 14.Биологические загрязнения среды и здоровье человека (2 часа)

Виды биологических загрязнений. Бактериалььное загрязнение. Вирусные инфекции и их профилактика. Выбросы органических веществ искусственного происхождения. Грибковые загрязнения. Паразитологическая обстановка в РФ и регионе. Природно-очаговые инфекции. Влияние глобального потепления на паразитологическую обстановку· в РФ и регионе.

Экспертиза продуктов питания с целью выявления генетически модифицированных компонентов (ГМК).

Теория – 2ч

Практика-0ч

Тема 15. Питание как фактор человеческого здоровья (2 чaca)

Полноценное рациональное питание - залог здоровья. Раздельное питание. Биологически активные вещества (БАВ) и биологически активные добавки (БАД).Их влияние на человеческий организм. Экологически чистые продукты. Генетически модифицированные продукты, их влияние на здоровье. Влияние нитратов на организм человека. Польза и вред диет и постов.

Теория – 2ч

Практика-0ч

Тема 16.Физические загрязнения среды и здоровье человека (3 чaca)

Виды физических загрязнений. Шум. Влияние шума. Шкала интенсивности шума. Влияние ультразвуков и инфразвуков. Шумовая болезнь. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека. Радиоэкология. Радиоэкология организма (дозы облучения). Естественный радиационный фон. Искусственные источники радиации. Радиационная

безопасность. Радиационная обстановка в России и регионе.

Теория – 3ч

Практика-0ч

Тема 17.Биогеопатогенные зоны (1 чac)

Природа биогеопатогенных зон (БП3). Влияние БП3 на растения и животных. Влияние БП3 на человеческий организм. Учет БПЗ при строительстве жилья.

Теория – 1ч

Практика-0ч

Тема 18.Экология души (2 часа)

Биоэнергоинформационные взаимосвязи человека. Информационно-энергетическое поле Земли и его влияние на человека. Экологическая этика и ее влияние на биополе человека. Влияние космических объектов на здоровье человека. Религиозные секты, их признаки и вредное воздействие на сознание человека.

Теория – 2ч

Практика-0ч

Тема 19.Проблемы адаптации человека к окружающей среде (1 час)

Адаптация. Стресс. Учение Г. Селье о стрессе. Фазы приспособления к стрессу. Дистресс. Типы адаптивного поведения человека. Влияние типа адаптивного поведения человека на выбор профессии.

Теория – 1ч

Практика-0ч

Тема 20. Подведение итогов (1 час)

Тестирование по итогам элективного курса.

Теория – 1ч

Практика-0ч

2. Методическое обеспечение.

Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

         Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

        Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

        Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

        Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,

заинтересованность в результатах, взаимопроверка.

        Практические – получение информации на основании практических  действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

        Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных  спектаклей)

        Методы воспитания:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из

основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой

специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых

ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него

чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с

использованием способов концентрации внимания и эмоционального

побуждения.

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,

образных текстов, музыкального сопровождения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении

материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.

* Формы организации образовательного процесса

Формой организации образовательного процесса по программе    «Экологические аспекты здоровья человека» являются занятия в группах. При общении ребят в группе развиваются полнее коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные УУД. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Программа рассчитана на групповые занятия с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

 Формы организации учебного занятия:

 

  • вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
  • комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
  • беседа
  • викторина
  • Круглый стол
  • Практическая работа.

Программа предполагает применение следующих технологий:  

  • Технология развивающего обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Игровая технология
  • ИКТ
  • Проблемно-диалогическая технология
  • Здоровьесберегающая технология

 Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:

Вводная часть - подготовительная часть – основная часть –заключительная часть. В вводную часть входит орг. момент и сообщение темы занятия. Подготовительная часть включает повторение изученного на предыдущем занятии. Основная часть содержит учебные материалы, выполнение творческих заданий и Практических работ. В заключительную часть входит подведение итогов, рефлексия.

                                     

                                               3. Список литературы

Литература для педагога:

1.Цветков С.А., Салахова Ф.Н. «Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. Сост. Г.М. Пальдяева.-М.:Дрофа, 2011.

2. Программа элективных курсов Аверчинковой О.Е.  «Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы» - М. Айрис-пресс, 2007 г.

Литература для обучающихся:

1. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. «Экология. 10 (11) класс». - М.: Дрофа, 2016.

2 Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Экология. 10 (11) класс». - М.: Дрофа, 2016.

3. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда-М.: Устойчивый мир, 2001.

4. Колесов Д.В., Маш Д.Д., Беляев И.Н. «Биология человека», 8 класс, М.: «Дрофа», 2017.

Литература для родителей:

1. Гора Е. П. Экология человека. - М.: Дрофа, 2007.

                               Календарный учебный график

                             1год 36 часов обучения - 36 недель

Месяц

Число

Форма занятий

Коли

чество часов

Тема

Место

про

веде

ния

Форма

контроля привести  в ссоответствие с разделом программы

1

сентябрь

2

Вводное занятие.

Вводное занятие.

Правила по охране труда, гигиены и поведения. Введение в программу.

к.8

1.Вводное тестирование

2.Устный опрос

2

сентябрь

9

Темати

ческое занятие

Почему дети

похожи на родителей

к.8

Устный опрос

3

сентябрь

16

Темати

ческое занятие

Возрастные процессы

к.8

Устный опрос

4

сентябрь

23

Комби

нированное занятие

Особенности развития

 юношей и девушек.

Практическая

работа №1:

«Мониторинг

физического разви

тия учащегося»

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

5

сентябрь

30

Комби

нированное занятие

Типы нервной системы

Практическая работа №2:

«Определение типа

темперамента»

1.Устный опрос

2.Практическая работа

6

октябрь

7

Темати

ческое занятие

Наркомания-это

болезнь.

к.8

Устный опрос

7

октябрь

14

Комби

нированное занятие

Память и внимание

Практическая работа

 №3: «Определение

объёма памяти»

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

8

октябрь

21

Комби

нированное занятие

Скелет человека

Практическая работа

№4:

«Определение гиб

кости позвоночника

и выявление

нарушения осанки»

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

9

октябрь

28

Темати

ческое занятие

Роль двигательной

активности.

к.8

Устный опрос

10

ноябрь

5

Темати

ческое занятие

Круглый стол на тему

 «Здоровый

образ жизни в моей

 семье»

к.8

Круглый стол

11

ноябрь

11

Темати

ческое занятие

Детские инфекционные

Заболевания и меры

 борьбы с ними

к.8

Устный опрос

12

ноябрь

18

Темати

ческое занятие

ВИЧ-инфекция

к.8

Устный опрос

13

ноябрь

25

Комби

нированное занятие

Дыхательные движения

Практическая работа №5:

«Определение жизнен

ной ёмкости лёгких»

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

14

декабрь

2

Комби

нированное занятие

Практическая работа №6:

«Измерение продолжи

тельности задержки ды

хания при вдохе

и выдохе» Суд над

сигаретой.

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

15

декабрь

9

Темати

ческое занятие

Система органов пищева

рения. Влияние

никотина на слюну.

к.8

Устный опрос

16

декабрь

16

Комби

нированное занятие

Рациональное питание.

Режим

питания. Практическая

работа №7: «Составление

меню дневного

рациона»

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

17

декабрь

23

Комби

нированное занятие

Строение и функции,

 гигиена кожи.

Закаливание организма.

Практическая

работа №8: «Определе

ние типакожи на разных

участках лица».

Практическая

работа №9: «Правила

 ухода за кожей».

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

18

январь

13

Комби

нированное занятие

Изучение  приёмов нало

жения повязок на

условно повреждённые

 места кожного

покрова.

Практическая работа №10:

«Первая помощь при

ожогахи при обмороже

нии, тепловом и

солнечном ударах».

к.8

1.Устный опрос

2.Практическая работа

19

январь

13

Темати

ческое занятие

Контрольно-обобщающее

 занятие

«Особенности

физиологии

человека»

к.8

 

Контрольно-обобщающее

 занятие

20

январь

27

Темати

ческое занятие

Здоровье и его состав

ляющие.

Лечебные и поврежда

ющие факторы среды.

к.8

Устный опрос

21

февраль

3

Темати

ческое занятие

Оценка образа жизни и

привычек, степени

 физической

 подготовленности,

правильности питания.

к.8

Устный опрос

22

февраль

10

Темати

ческое занятие

Влияние климата и

рельефа,

 городского ландшафта

на здоровье человека.

 Видеоэкология.

к.8

Устный опрос

23

февраль

17

Темати

ческое занятие

Классификация загрязне

ний.

Особенности влияния

загрязнений на здоровье

человека. Мутагены.

Канцерогены. Пестициды.

к.8

Устный опрос

24

февраль

25

Темати

ческое занятие

Последствия химических

отравлений.

Кумулятивный эффект.

к.8

Устный опрос

25

март

2

Темати

ческое занятие

Бактериальные и

вирусные

инфекции и их профи

лактика.

 Грибковые загрязнения.

Паразитологическая

обстановка в регионе.

к.8

Устный опрос

26

март

10

Темати

ческое занятие

Природно-очаговые

 инфекции.

Влияние глобального

потепления на

паразитологическую

обстановку в регионе.

к.8

Устный опрос

27

март

16

Темати

ческое занятие

Рациональное питание.

Раздельное питание.

 БАДы.

к.8

Устный опрос

28

март

23

Темати

ческое занятие

Экологически чистые

продукты. ГМО продукты.

Польза и вред диет.

к.8

Устный опрос

29

апрель

1

Темати

ческое занятие

Викторина «Знаю ли я

 себя?»

к.8

   Викторина

30

апрель

6

Темати

ческое занятие

Виды физических

 загрязнений.

Шум. Ультразвук и

инфразвук

в жизни человека.

к.8

Устный опрос

31

апрель

13

Темати

ческое занятие

Электромагнитные

излучения и человек.

Радиоэкология организма.

Радиационная

безопасность.

к.8

Устный опрос

32

апрель

20

Темати

ческое занятие

Влияние биопатогенных

 зон на

растения, животных и

человека. Учёт БПЗ при

строительстве жилья.

к.8

Устный опрос

33

апрель

27

Темати

ческое занятие

Биоэнергоинформационные

взаимосвязи человека.

Влияние

космических объектов на

здоровье человека.

к.8

Устный опрос

34

май

6

Темати

ческое занятие

Экологическая этика и её

влияние на биополе

человека.

к.8

Устный опрос

35

май

12

Темати

ческое занятие

Адаптация. Стресс.

Учение

Г.Селье о стрессе.

Дистресс.

Типы адаптивного

 поведения

человека. Влияние типа

адаптивного поведения

на выбор профессии.

к.8

Устный опрос

36

май

18

Темати

ческое занятие

Подведение итогов.

Тестирование

по итогам курса.

к.8

Тестирование по итогам

 курса.

Итого: 36 недель-36 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Элективный курс Экологические аспекты здоровья человека

Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы. Рассчитан на 17 часов для учащихся 9 классов, заботящихся о своем здоровье и выбравших естественный ...

Программа спецкурса (8 класс) «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».

   В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникнувшись этой идеей, человек приходит к необходимости  вести здо...

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

      Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 7 классе "Три важных аспекта здоровья человека"

Вашему вниманию предлагается конспект урока по систематизации пройденного материала по теме "Здоровье"...

Программа внеурочной деятельности «Экологические аспекты здоровья человека»

Цель программы: создание условий для творческого развития личности, развитие мотивации к познанию и творчеству, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профессии. Формиро...