« Глобальные экологические проблемы»
методическая разработка по биологии (11 класс)

Гаврилова Елена Ревмировна

Разработка урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»

Разработка урока

« Глобальные экологические проблемы»

12 класс

Учитель биологии

Высшей квалификационной категории

Гаврилова Е.Р.

2015 год. Улан-Удэ

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжить изучение действия антропогенных факторов. Находить и систематизировать знания о глобальных экологических проблемах и путях их решения;
  • Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем;

Развивающие:

  • Развивать умение  анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения
  • Развивать умение обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования
  • Развивать навыки самостоятельной работы
  • Развивать интерес к предмету
  • Развивать  постоянное стремление к расширению общего кругозора

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к учебе
  • Воспитывать сознательное, ответственное отношение к природе своего края и планеты в целом

Используемые технологии:

ИКТ, технология критического мышления, технология диалогового взаимодействия, технология проблемного обучения

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедиа, презентация

      2. Карточки –таблицы «Антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу» для самостоятельной работы

     3. кейс-карточки с фактами по глобальным экологическим проблемам и путям решения проблем.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. На столах учебники, тетради, ручки, кейс-карточки

2. Повторение пройденного материала.

Тест:  Карточки –таблицы «Антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу» для самостоятельной работы.

3. Изучение нового материала

-Вы заполнили таблицу. Каждый из этих видов деятельности человека не наносит глобального вреда планете. Но если их сложить вместе и представить их объем и продолжительность, то конечно в целом это может привести … К чему? Конечно к глобальным экологическим проблемам, касающимся всей планеты в целом, а значит каждого из нас. Слайд 1.

-Посмотрите на экран. Вот список глобальных экологических проблем. Достаточно внушительный, если учесть. Что это глобальные проблемы. Цель сегодняшнего урока: оценить глобальные экологические проблемы и определить пути их решения.

-Запишите тему урока. Слайд 2. Ознакомьтесь более подробно с целью урока. Слайд 3.

Давайте ознакомимся с этими проблемами. (Презентация). Пока я рассказываю про них, запишите список этих проблем в тетрадь.

У нас сегодня  урок-  заседание экспертной комиссии. Заседают эксперты по глобальным экологическим проблемам:

1. Нарушение озонового слоя

2. Загрязнение атмосферы

З. Загрязнение водных систем

4. Состояние почв

5. Потеря биоразнообразия

На партах таблички «эксперты по проблеме «Нарушение озонового слоя», «эксперты по проблеме «Загрязнение атмосферы», «эксперты по проблеме «Загрязнение водных систем», «эксперты по проблеме «Состояние почв», «эксперты по проблеме «Потеря биоразнообразия».

- Мы будем все время работать с дополнительным материалом. У вас на партах карточки с фактами, подтверждающими глобальные экологические проблемы. Пожалуйста, господа «эксперты», выберите факты, относящиеся к вашей экологической проблеме. Обоснуйте выбор и зачитайте их. На каждую проблему приведено примерно 3 факта. Дается на это 5 минут. Слайд 4.

   Через 5 минут эксперты начинают зачитывать свои выбранные факты и обосновывать их. На это уходит 5 минут.

-Хорошо, фактами эксперты доказали нам, что проблемы, действительно, глобальны. Мы впечатлены.

 -Что же делать? Как решать эти проблемы? Есть ли какие-нибудь выходы из этих проблем?

-Это нам опять скажут эксперты. Пожалуйста, выберите из списка №2 пути,  которые, вы считаете, помогут решить вашу экологическую проблему. Также 5 минут на это. (В это время учитель проверяет заполненные таблицы, выставляет оценки.)

Через 5 минут «эксперты» дают обоснование выбора путей решения глобальных экологических проблем.

Идет обсуждение, правильно ли выбраны пути решения проблем. После, учащиеся записывают их в тетрадь.

  1. Закрепление.

Какие проблемы мы рассмотрели сегодня?

Можно ли решить эти проблемы?

Информация про Программу устойчивого развития «Повестка дня на 21 век», принятую в Бразилии в 1992г. (170 стран).

 Подводятся итоги урока. Выставляются оценки.

Спасибо за урок! Урок окончен.

Приложение №1

Антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу

Содержание деятельности человека

Последствия данной деятельности

  1. Прямое истребление биологических видов

  1. Сбрасывание в воду промышленных отходов

  1. Добыча нефти в океане, транспортировка и переработка

  1. Избыточное удобрение полей

  1. Непродуманная борьба с вредителями с\х с помощью ядохимикатов

  1. Ввоз животных и растений на новые для них материки и острова

  1. Истребление лесов

  1. Распашка земель

  1. Интенсивная работа фабрик и заводов

Приложение №2

Глобальные экологические проблемы.

Факты

-1984 год. Индийский город Бхопал. Из-за технических неполадок возникла утечка ядовитых газов ночью, когда город спал. Последствия: 2,5 тыс человек погибли сразу, отравления получили 500тыс., из них 70 тыс. стали инвалидами.

-мощность озонового слоя мала, она может составить всего 3 мм. А концентрация основных видов хлорфторуглеродов (они разрушают озоновый слой) возрастает в атмосфере ежегодно на 4%.

-при разрушении озонового слоя, увеличение ультрафиолетового излучения на 10% может увеличить на 7,5% число людей, заболевших опасной формой рака кожи – меланомой, и на 10% - менее опасной формой – карциономой.

- при увеличении ультрафиолетового излучения на 10%  также может вызвать катаракту глаз у 80 млн человек.

- в районе Байкальского ЦБК зона загрязнения озера Байкал распространилась на 10 км2 и более, площадь загрязненного участка дна составляет 70 км2 (1994г.).

- В целом объем сточных вод в России в 1998г. равнялся 55.7км3. Из них 22 км3 сброшены неочищенными, нормативно очищенными оказались только 2,5 км3.

-объем воды, выбрасываемый мировой промышленностью составляет 800 км3 в год. Если ее не очищать, то всех рек мира, а их годовой суммарный сток – около 40 тыс км3, не хватит, чтобы восстановить загрязненные воды до качества, близкого к естественному.

- предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ не должны превышаться в атмосфере городов. Но в 71 городе России ПДК хотя бы по одному показателю превышены в 10 раз.

- только от болезней, связанных с загрязнением воздуха, в мире ежегодно погибает 2,7 млн человек.

-в 19 веке толщина плодородного гумусового слоя в России в Центрально-Черноземном регионе достигала 2 метра. Сейчас толщина слоя достигает 50 см. Россия фактически лишилась уникальных черноземов.

- К концу 20 века 17% всех сельскохозяйственных угодий мира утратили плодородие. Больше всего- в Европе, Азии, Центральной Америке-20-25%.

- Наибольшую озабоченность ученых вызывает быстрое сокращение площади тропических лесов – самых продуктивных и богатых видами сообществ планеты. Она уменьшается с фантастической скоростью – 20 га за минуту.

- В 1973г. Международный союз охраны природы (МСОП) опубликовал Черную книгу – список видов, исчезнувших с лица земли с 1600 г. Она включает 296 позвоночных животных и более 300 беспозвоночных.

- За время существования современной цивилизации, т.е.  за 10 тыс. лет, человек разрушил естественные экосистемы на 63% суши, причем две трети разрушений приходится на 20 век.

Приложение №3

Глобальные экологические проблемы.

Пути решения.

  1. Чтобы прекратить разрушение озонового слоя, в соответствии с Монреальским соглашением 1987г. решено сократить производство озонразрушающих веществ в странах – основных производителях таких веществ.
  2. Отработанные воды предприятий подвергают очистке. При этом очищенную воду используют снова в производственном цикле. Водооборотная система.
  3. Использование безотходного производства позволит сократить выбросы в атмосферу, в водные системы.
  4. Использование вторичного сырья сократит добычу металлов и другого сырья, сохранит экосистемы.
  5. Запрет на использование пестицидов в борьбе с сорняками и вредителями.
  6. Увеличение количества заказников, заповедников, охраняемых территорий.
  7. Промысел сокращается и заменяется искусственным разведением рыбы и морских деликатесов.
  8. Сверхновые биотехнологии будут использоваться для сохранения биоразнообразия («библиотеки» генетических кодов исчезающих видов, хранилища замороженных клеток редких животных и растений – как возможность восстановить их в случае исчезновения в природе).
  9. Материальное потребление все чаще уступает место потреблению информации (а ее «производство» не угрожает здоровью окружающей среды)
  10.  Принят Закон об охране природы
  11.  Использование новых методов очистки водных систем
  12.  Использование биологических методов очистки морей от нефти
  13. Использование биологических методов борьбы с вредителями и сорняками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Глобальные экологические проблемы" 10 - 11 классы

Представленный урок разработан на основе Технологии интерактивного обучения (модель Позиционного обучения)[1], с использованием информационных технологий. Обучающимся  предложен урок  в форм...

Глобальные экологические проблемы современности

Данная программа  позволяет учащимся 11 класса более подробно и глубоко рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Это  не только расширит кругозор учащихся, но и позволит ...

презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"

в презентации освещены глобальные экологические проблемы...

Мастер - класс "Глобальная экологическая проблема"

Еще в 40-х годах академик В.И. Вернадский, основоположник учения о ноосфере (сфера разума), писал о том, что хозяйственная деятельность человека стала оказывать на географическую среду не менее сильно...

Конспект урока по географии "Глобальные экологические проблемы"

Структура разработанного урока ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а так же на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач ...