Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_reproduktivnye_organy_rasteniya.docx440.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9 Репродуктивные органы растения.

(УМК Сонин Н.И., 6 класс)

Цели урока:

Деятельностная цель- формировать универсальные учебные действия при изучении репродуктивных органов растений, развивать умения работать с природными объектами.

Предметно-дидактическая цель- сформировать понятие о цветке -видоизмененном побеге, плодах, семенах как органах семенного(полового размножения), рассмотреть многообразие и значение цветов.

Задачи:

1.Рассмотреть строение и функции частей цветка;

раскрыть биологическое значение главных частей цветка, соцветий, плодов;

способствовать пониманию закономерностей образования плодов и семян.

2. Способствовать развитию умений  ориентироваться в причинно-следственных связях, классифицировать объекты, обобщать, выделять главное.

3. Содействовать окультуриванию жизненного опыта учащихся и эстетическому воспитанию.

Предметные умения

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся    по изучению строения и функций цветка, соцветий, плодов, семян; разобрать классификацию и виды плодов давать определение понятиям: цветок,  венчик,  лепестки,  чашелистики,  чашечка,  пестик,  тычинки,

завязь,  столбик,  рыльца,  пыльца,  цветоложе,  цветоножки,  соцветие,  плоды, околоплодник,  семязачатки.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Формирование УУД

Личностные: 

формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности; самоконтроль и самооценка

Регулятивные:  Формировать  умение  ставить  перед собой  цели и анализировать условия достижения цели; прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

 Познавательные:  Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное,  делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь 

Коммуникативные:  развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

ЦОР,  рабочая тетрадь, учебник, комнатные растения, муляжи плодов, натуральные сухие плоды, муляжи цветов.

 Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления

новых знаний и способов деятельности

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня немножко необычный урок. Как вы думаете, чем он необычен? Во-первых, у вас на столах стоят комнатные растения. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке. Во вторых у нас гости. Так давайте постараемся, чтобы на нашем уроке царила атмосфера взаимопонимания ,открытости и удовлетворения.

2. Актуализация знаний.

Обратимся к нашим  помощниками и  вспомним изученный материал. Посмотрите на комнатные растения и определите какой стебель, жилкование листьев, особенности листорасположения, форму листьев, способы их прикрепления. Я сейчас подойду к каждой парте, и вы расскажите о растениях, стоящих у вас на столах.

Что такое побег?

Спросить синквейны

3.Изучение нового материала.

Посмотрите внимательно на растение. О каком органе растения мы  не сказали ни слова. (о цветке) А что мы можем о нем рассказать? А хотели ли вы получить новую информацию ?

Слайд 1.

Учащиеся формулируют тему урока:  «Цветок, плод, семя- репродуктивные органы растения», его цель:  изучить строение цветка, типы соцветий, плоды, их разнообразие и значение; и его производным Записываем в тетради.

Включить видео.

 

Это самый заметный и яркий орган цветкового растения. Ему и по сей день посвящают литературные и музыкальные произведения. Для людей это символ красоты, любви и воспоминаний.

Слайд 2

У Данте есть такие строчки:

Я шел вперед, но всюду замедлялись

Мои шаги при взгляде на …(цветок)

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. Что они нам дают? И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Что же такое цветок?

 Обратимся к словарю стр.151.

Цветок – это видоизмененный побег, из цветочной (генеративной почки) стр.30 (если затрудняются ответить)

Зачем же нужны цветки растению?

 Слайд 3.Какую функцию выполняют?  Посмотрите на слайд.

 Слайд 4

Какими бывают цветы?

- Среди цветов есть свои гиганты и карлики. Например, в Индонезии на о. Суматра в чаще тропических лесов, можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен. Цветок этого растения достигает 1м в диаметре, и весит около 7кг. А развивается растение, имеющее такие цветки гиганты, из самого обычного семечка.

- Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер 5-6мм.

Слайд 5

Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план

строения.

Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках.

Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется

цветоложем.  Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.

                 Цветок

околоцветник пестик тычинка (слайд 6)

Околоцветник??

- Все части цветка, которые располагаются вокруг тычинок и пестика, называется околоцветником

мужская часть цветка, женская часть цветка

Далее учащиеся работают в группах. Для каждой группы дается индивидуальное задание: (5 мин.)

1.  Группа. Задание: изучить текст учебника на стр.  33  , составить схему строения околоцветника и выписать его функции.

2.  Группа. Задание: изучить текст учебника на стр.  33 , составить схему строения пестика и выписать его функции.

3.  Группа. Задание: изучить текст учебника на стр.  33  , составить схему строения тычинки и выписать ее функции.

Слайд 7

После этого каждая группа дает ответ на свое задание:

1.  Группа :

                             Околоцветник

                            Чашечка венчик

                  Чашелистики    лепестки

Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и

привлечение насекомых.

 (Перейти на последний слайд)

Околоцветник может состоять из чашечки и венчика. Тогда он называется двойным. Как у колокольчика. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Такой околоцветник мы видим у тюльпана.

2.  Группа:

                   Пестик

рыльце столбик завязь  

Основная функция пестика:  участвует в половом размножении, а из  завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена.

3.  Группа:

                 Тычинка

тычиночная нить пыльник  

Основная функция тычинки: участвует в половом размножении, созревание пыльцы.

 Вывод в тетради

В какой части цветка образуется пыльца? - В какой части цветка имеются семязачатки? Это главные части цветка.

А в  целом цветок- целостная система, обеспечивающая половое размножение.

Физкультминутка:

И.п.- сидя на стуле. 1-2 – плавно наклонить голову назад, на счёт 3-4 – голову

наклонить вперёд и вернуть в и.п, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз, темп

медленный.

2.  И.п.- сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2 – и.п. 3 – поворот головы

налево. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3.  И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через левое

плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же выполнить правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Учитель:- Что еще нужно знать о цветковых растениях

Слайд 8

 рассказ учителя: Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Есть цветки, которые имеют только или тычинки или только пестики.

Цветок

обоеполый  раздельнополый

Найти пояснение в учебнике с.33

Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец, тополь, облепиха, ольха).

В зависимости от того какие  цветы (обоеполые или однополые) располагаются на растении, растения бывают:

Растения

однодомные                         двудомные    (слайд 9)

В тексте учебника (с.33). Найдите: какие цветки называют  однодомными,  какие двудомными? Учащиеся работают с текстом учебника и отвечают на вопрос учителя.

Слайд 10 Венчик цветка.

- Теперь сравним венчик лютика и колокольчика. Чем они отличаются? ( По цвету)  А еще? У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным.

- Скажите, а почему венчики так ярко окрашены?   ( Для того, чтобы привлекать внимание насекомых)

- А вот цветы, которые расцветают ночью не такие яркие, но зато они обладают сильным ароматом.

Слайд 11. Чашечка цветка.

- Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков. Она называется – сростнолистная, А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Такая чашечка называется – раздельнолистная.

Слайд 12 Диаграмма цветка

Слайд 13

Очень часто цветы располагаются на растениях не по одиночке, а группами, которые называют соцветиями. (Работа с текстом) с.33. Соцветия – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Слайд 14 Имеют  общее строение. Соцветия бывают простыми и сложными.

Слайд 15.

Слайд 16. Зачем соцветия? В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для  насекомых – опылителей.

Дома заполнить таблицу Соцветия.в р.т. №42 с.26

- Итак, давайте обобщим все, что мы узнали о строении цветка.

Проведем биологическое исследование изучим  цветы на  наших помощниках (комнатных растениях).

- Найдите главные части.

-Назовите типы венчика?   ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

- Назовите типы чашечек?  ( раздельнолистная, сростнолистная)

- Данный  цветок имеет  околоцветник двойной или простой?  (двойной)

- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?

Слайд 17.Что образуется на месте цветка у цветкового растения?

Со временем на месте цветов образуются плоды. Да. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод— это «зрелый цветок».

Слайд 18

Строение и функции плода

-  Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

Слайд 19

  1. После оплодотворения из семязачатков развивается семя.
  2.  Из его покровов – семенная кожура.
  3.  В это же время клетки стенки завязи начинают получать все больше и больше питательных веществ и из них развивается околоплодник.
    У некоторых растений в образовании плодов принимают участие и другие части цветка.

  В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.

-  Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция - это защита семян и их распространение. Ребята, а как можно классифицировать плоды? Учащиеся высказывают свои мнения. Слайд20-22. Дома выполнить в р.т. задание 43

А как же устроено семя?

Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)

После самостоятельной работы учащихся озвучивают

Выполнить в р.т. зад.44

Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать растение к которому это принадлежит.

-А все ли перечисленные являются плодами?

- Вы абсолютно правы -  морковь это видоизменение корня, а картофель видоизменение побега. а остальные называются плодами.

Вывод.

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Заключение.

- Итак, сегодня мы с вами выяснили особенности строения важного для цветковых растений органа – цветка. Он состоит из главных частей: пестика и тычинок, и околоцветника, состоящего из венчика и чашечки. Цветок – репродуктивный (генеративный) орган растения. Соцветия необходимы некоторым растениям для привлечения насекомых. 

Учитель напоминает о том, что из-за своей яркости и красоты цветы часто срывают. Почему этого нельзя делать? Ученики предполагают, что при этом прекращается семенное размножение. Урок можно закончить словами Р. Тагора: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет».

Составьте синквейн по нашей теме

 Составить по схеме:                                                                                                                        Ответ:    

  • Название темы – одно существительное              
  • Описание темы -  два прилагательных        
  • Описание действия – три глагола  
  • Отношение к теме – четыре слова  

 Цветок

Красивый, благоухающий                            

Украшает,пахнет,плодоносит                                              

Венчик, чашечка, тычинки, пестики

Орган                                                         

 5. Рефлексия.

Сегодня мы с вами узнали много нового, и я хотела бы узнать, понравился ли вам сегодняшний урок? Перед вами лежат лепестки разных цветов, выйдите к доске и прикрепите к цветку  лепесток  с цветом вашего настроения.

Домашнее задание

1.Выучить основные понятия темы, используя словарь и с.43-44.

2. Выполнить в р.т. №42,43,45.

3.Найти легенды и мифы о цветах и подготовить

небольшое сообщение, или составить синквейн.

Учитель говорит о том, что цветам поклонялись во все времена, им приписывали магическую силу, про них складывали легенды,их очеловечивали:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов

Инструкционный лист 1

  1. Выполните задание

а) изучить текст учебника на стр.  33 (1 абзац ),  составить схему строения

       околоцветник

……..                     ………

……..                     ……..

б) подписать на рисунке в р.т.№37

в) назвать  функции околоцветника.

г) главная или вспомогательная часть цветка?

     2.  Биологическое исследование

         Изучите цветок по плану:

- Найдите главные части (пестик и тычинки)

-Назовите типы венчика?   ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

- Назовите типы чашечек?  ( раздельнолистная, сростнолистная)

- Данный  цветок имеет  околоцветник двойной или простой?  (двойной)

- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?

   

3.  Заполните схему в тетради (с.34, 2 абзац, с.36)

Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)

Выполнить в р.т. №44 стр.28

Инструкционный лист 2.

     1 Выполните  задание

а) изучить текст учебника на стр.  33 (1 абзац ),  составить схему строения

                 пестик

……..          ………    ……..                        

б) подписать на рисунке в р.т.№37

в) назвать  функции пестика.

г) главная или вспомогательная часть цветка?

     2.  Биологическое исследование

         Изучите цветок по плану:

- Найдите главные части.

-Назовите типы венчика?   ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

- Назовите типы чашечек?  ( раздельнолистная, сростнолистная)

- Данный  цветок имеет  околоцветник двойной или простой?  (двойной)

- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?

    3. Заполните схему (с.34, 2 абзац, с.36)

Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)

Выполнить в р.т. №44 стр.28

Инструкционный лист 3

  1. Выполнить задание

а)изучить текст учебника на стр.  33 (2 абзац ),  составить схему строения

                тычинка

……..                       ……..

б) подписать на рисунке в р.т.№37

в) назвать  функции  тычинок.

г) главная или вспомогательная часть цветка?

     2.  Биологическое исследование

         Изучите цветок по плану:

- Найдите главные части.

-Назовите типы венчика?   ( сростнолепестной, раздельнолепестной)

- Назовите типы чашечек?  ( раздельнолистная, сростнолистная)

- Данный  цветок имеет  околоцветник двойной или простой?  

- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?

   

3. Заполните схему (с.34, 2 абзац, с.36)

Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)

Выполнить в р.т. №44 стр.28

_ Познавательных:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

_Коммуникативных:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

_ Предметных:

  • Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

_Коммуникативных:

  • Через организацию работы в микрогруппах;
  • Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

_ Метапредметных:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа ;
  • Развивать на уроке активную речевую практику;

_Личностных:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

 

 

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

 

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

-сворачивать и разворачивать текст;

-узнавать соцветия по схемам.

Основные формы листовой пластинки

http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/forma_lista.jpg

1 - широкояйцевидный лист
2 - округлый
3 - обратноширокояйцевидный
4 - яйцевидный
5 - эллиптический
6 - обратнояйцевидный
7 - узкояйцевидный
8 - ланцетный
9 - продолговатый
10 - обратноузкояйцевидный
11 - линейный

Типы расчленения пластинок простых листьев и классификация сложных листьев
http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/tip_lista.jpg

Основные типы края листа
http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/kray_lista.jpg

1 - цельнокрайний; 2 - выемчатый; 3 - волнистый; 4 - шиповатый; 5 - зубчатый; 6 - двоякозубчатый; 7 - пильчатый; 8 - городчатый

Формы верхушки Формы верхушки, основания и края листовых пластинок также являются признаками, используемыми при описании и определении растений.

Основные формы верхушки листовой пластинки
http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/verhyshka.jpg

1 - остистая; 2 - остроконечная; 3 - заостренная, или острая; 4 - притупленная; 5 - округлая; 6 - усеченная; 7 - выемчатая

Формы основания листовой пластинки
http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/osnova.jpg

1 - сердцевидное; 2 - почковидное; 3 - стреловидное; 4 - копьевидное; 5 - выемчатое; 6 - округлое; 7 - округло-клиновидное; 8 - клиновидное; 9 - оттянутое; 10 - усеченное

Главные типы листьев
http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/ris/tipu_listev.jpg

1 - игловидный (хвоя); 2 - линейный; 3 - продолговатый; 4 - ланцетный; 5 - овальный; 6 - эллиптический, дугонервный, цельнокрайний; 7 - округлый; 8 - яйцевидный, перистонервный, зубчатый; 9 - обратнояйцевидный; 10 - ромбический; 11 - лопатчатый; 12 - сердцевиднояйцевидный, городчатый; 13 - почковидный; 14 - стреловидный; 15 - копьевидный; 16 - перистолопастный; 17 - пальчатолопастной, пальчатонервный; 18, 19 - пальчаторассеченный; 20 - лировидный; 21 - тройчатосложный; 22 - пальчатосложный; 23 - парноперистосложный, с прилистниками и усиками; 24 - непарноперистосложный с прилистниками; 25 - дваждыперистосложный; 26 - многократноперистосложный; 27 - прерывчато-перистый; 28 - чешуйчатый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Технологическая карта урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма". 9 класс (УМК Н.И. Сонин)

Представлен проект урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма" в 9 классе....

Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...

Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."

Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.Задачи урока:Образоват...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...

Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"

Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"...