Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб
методическая разработка по биологии (7 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

План-конспект урока в 7 классе по индивидуально-групповой методике "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" при подготовке к международному исследованию PISA.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб Хайбулина К.В. к.п.н., доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, учитель биологии МБОУ СОШ №10 г.о. Королев

Слайд 2

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии может осуществляться с использованием коллективных форм деятельности. Рассмотрим на примере организации индивидуально-групповой методики на уроках и внеурочной деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности по индивидуально-групповой методике осуществляется в соответствии с основными составляющими: 1. Инструктаж, вводная беседа или лекция. 2. Самостоятельная работа школьников. 3. Систематизация и коррекция знаний. 4. Обобщение и оценка знаний учащихся. В.В. Пасечник

Слайд 3

Технологическая карта Урок . Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

Слайд 4

Задачи урока: - расширить представления учащихся о приспособленности рыб к условиям обитания; - раскрыть значение рыб в природе и жизни человека; - обосновать необходимость и меры охраны рыб; - обобщить и систематизировать знания учащихся о рыбах.

Слайд 5

Планируемые результаты обучения: Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии рыб, знакомятся с приспособлениями рыб к условиям обитания, значением рыб, совершенствуют умение различать рыб среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве.

Слайд 6

Планируемые результаты обучения: Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о рыбах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.

Слайд 7

Планируемые результаты обучения: Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению рыб, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к рыбам и их охраны.

Слайд 8

Основные понятия урока: приспособление рыб к условиям обитания, рыболовство, промысловые рыбы, рыбоводство.

Слайд 9

Деятельность учащихся: Выполнение заданий учителя, работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради и открытых интерактивных заданий по естественнонаучной грамотности международного исследования PISA, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении практической ценности биологических знаний, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к рыбам.

Слайд 10

Деятельность учителя: Ход урока I . Организационный момент Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока. II . Актуализация и проверка знаний Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке. Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.

Слайд 11

Деятельность учителя: III . Изучение нового материала 1. Приспособления рыб к условиям обитания (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ). 2. Значение рыб в природе (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ).

Слайд 12

Деятельность учителя: 3. Промысел и разведение рыб (объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ и других средств ИТ) 4. Учитель контролирует работу учащихся по инструктивной карточке в группах, проверяет правильность выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

Слайд 13

Деятельность учителя: IV . Закрепление знаний 1. Проверка правильности выполнения заданий учащимися. 2. Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам задания «РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО» Используя средства ИКТ (ПК, интерактивную доску, проектор)

Слайд 14

Деятельность учителя: V . Подведение итогов Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников. Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты работы у всех или у нескольких учащихся из разных групп.

Слайд 15

Инструктивная карточка темы План работы Самоконтроль в группе. Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Закрепление знаний. Подведение итогов.

Слайд 16

Ход урока I . Самоконтроль в группе Проведите в группе самоконтроль усвоения материала, изученного на прошлом уроке. Результаты сообщите учителю. II . Объяснение учителя Внимательно прослушайте объяснение новой темы учителем.

Слайд 17

Ход урока Самостоятельная работа 1. Изучите § 51 учебника. 2. Выполните задание «РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО». 3. Выполните задания 1—3 на с. 86-87 рабочей тетради. 4. Устно ответьте на вопрос: «Почему в морях добывают во много раз больше рыбы, чем в реках?» 4. Закрепление знаний Фронтальная беседа по вопросам интерактивного задания естественнонаучной грамотности международного исследования PISA-2015 «РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО».

Слайд 18

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО

Слайд 19

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО

Слайд 20

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО

Слайд 21

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЫБОВОДСТВО

Слайд 22

Ход урока 5. Подведение итогов Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы. Возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников. Учитель по своему усмотрению может проверить и оценить результаты работы в рабочей тетраде у всех или у нескольких учащихся из разных групп.

Слайд 23

Использование индивидуально-групповой методики во внеурочной деятельности осуществляется по представленной технологической карте.

Слайд 24

Технологическая карта внеурочного занятия по индивидуально-групповой методике Тема занятия: Задачи занятия: Планируемые результаты обучения: Основные понятия: Деятельность учащихся: Деятельность учителя: Инструктивная карточка темы Этапы занятия:

Слайд 25

Список используемых источников Пасечник В. В. Уроки биологии. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014. — 174 с. Пасечник В.В. Биология. 7 кл.:учеб.для общеобразоват. Учреждений с прил. На (DVD) / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2014. — 255 с. Примеры открытых заданий по естествознанию PISA 2015 (По материалам исследований) file:///C:/Users/warcr/AppData/Local/Temp/Rar$DI00.078/Instr_Sci_PISA2015.pdf Хайбулина К.В. Формирование естественнонаучной грамотности на уроке биологии в 7 классе «Многообразие насекомых» https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/03/15/formirovanie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-na-uroke-biologii-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде".

Урок экологии 7 класс. "Условия обитания животных в воде. Приспособления животных к жизни в воде"....

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс).

Методическая разработка лабораторной работы «Изучение приспособлений организмов к условиям среды обитания» (11 класс)....

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл.

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл, связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»при наличии  у...

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Б...

Урок "Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб"

Урок биологии по программе В.В.Пасечника "Линия жизни". 7 класс...

Лабораторная работа Приспособленность организмов к условиям обитания

На примере четырех видов млекопитающих проводится выявление приспособлений к различным условиям обитания....