Целевая подготовка учащихся к ГИА. Ткани человека.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии

Колегова Анна Александровна

Таблица - запоминалка  "Ткани человека"  (структурированный материал по учебнику Рохлова В.С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkani_cheloveka.docx520.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ткани человека (по учебнику Рохлова. Целевая подготовка учащихся к ЕГЭ)

В самом начале развития человека все его клетки одинаковы, но довольно рано специализируются. У взрослого человека более 200 различных типов клеток, которые можно распределить в 4 группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют одинаковое строение, происхождение и выполняемые функции.

Межклеточное вещ-во – это составная часть соединительной ткани позвоночных и многих беспозвоночных животных, включающая соединительнотканные волокна и аморфное основное вещество, выполняющая механическую, опорную, защитную и трофическую функции. Представлено жидкостью (плазма крови, лимфа), волокнами (коллагеновые, эластические, ретикулярные) и основным веществом, или матриксом, в к-ром преобладают мукополисахариды и глюкозаминогликаны — гиалуроновая к-та, хондроитинсерные к-ты и др. М. в. продуцируется фибробластами, хондробластами, остеобластами.

Ткань

Виды ткани

Рисунок

Строение

Функции

  1. Эпителиальная ткань

Эпителий бывает покровный, железистый

По количеству пластов:

Однослойный эпителий

(выстилает грудную и брюшную полость тела)

Многослойный эпителий

(кожа)

По форме:

Цилиндрический

(кишечник)

Кубический эпителий

(нефроны почек)

Реснитчатый эпителий

Плоский

Необходимо выполнить самим учащимся (рисунок «Типы тканей» даны после таблицы)

Однородные клетки, сплошные пласты, одна из поверхностей примыкает к соединительной ткани. В пластах нет кровеносных сосудов (питание благодаря диффузии из прилежащих тканей)

Клетки способны к регенерации (восстановлению повреждения)

Покрывают поверхность тела, образуют слизистые оболочки внутренних органов и желёз, через покровный эпителий идёт обмен веществ.

Кожный эпителий – защитная функция

Кишечный эпителий – всасывание веществ

Эпителий лёгких- газообмен

Железистый эпителий

Расположен в железах кожи, кишечнике, слюнных железах, печени, железах внутренней секреции

Выделяют секрет ( защищают поверхность тела, участвуют в переваривании пищи, регулируют работу внутр.органов, удаляют вредные продукты)

  1. Мышечная ткань

Поперечнополосатая

Сердечная

Гладкая

В клетках содержатся сократительные волоконца- миофибриллы, состоят из белков- актина и миозина.

При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток

Опора и движение

Возбудимость и сократимость

Поперечнополосатая

(скелетная)

- зависит от воли человека

-потребляет много энергии и кислорода

- быстро утомляется

Клетки многоядерные, длиной 1-12 см

Строят скелетные мышцы, стенки ротовой полости, мышцы языка, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические мышцы, диафрагма.

Сердечная

Клетки одноядерные, ветвятся, образуя единую сеть

Одновременное сокращение, благодаря импульсу и расслабление

Гладкая

- небольшая сила сокращений

- тонус

- меньшая утомляемость

- небольшая потребность в кислороде и энергии

Клетки веретеновидные, одноядерные, длина 0,1 мм

Образуют внутренние органы и сосуды

Ткань

Виды ткани

Рисунок

Строение

Функции

  1. Соединительная (ткань внутренней среды)

Костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа

Клетки расположены рыхло, много межклеточного вещества

Костная- защита и опора

Кровь- транспортная ( переносит газы, пит.вещ-ва, гормоны)

Рыхлая волокнистая ткань ( прослойка между органами, также соединяет кожу с мышцами) опора, защита, питание

  1. Нервная

( образует ЦНС, нервные узлы, сплетения, периферические нервы)

Клетки (нейроны) состоят из тела и отростков двух видов.

Тело состоит из ядра и цитоплазмы, они образуют серое вещество мозга, нервные узлы или ганглии.

Отростки

Дендриты- короткие

Аксон (нервное волокно) – длинные (до 1 м)

Аксоны покрыты миелиновой оболочкой (жировой), их скопление образует белое вещ-во, нервы

Аксоновые окончания – терминали

Синапс – зона контакта одной клетки с другой

Восприятие, переработка, хранение и передача наследственной информации

Ответная реакция на раздражители (возбудимость и проводимость)

Координацию внутренних органов

Чувствительные нейроны

(центростремительные)

Картинки по запросу рефлекторная дуга

Воспринимают раздражение от рецепторов к ЦНС

Двигательные (центробежные)

Из ЦНС к мышцам, железам, на перифирию

Вставочные нейроны

(интернейроны)

Воспринимают раздражение от других нейронов и передают нервным клеткам

https://sun9-59.userapi.com/c856132/v856132252/1698e1/NIwEGoV8_tU.jpg

https://sun9-8.userapi.com/c856132/v856132777/152f42/YIDN4z53xzU.jpg

Картинки по запросу Из каких зародышевых листков, что образуется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

Лабораторный практикум на тему "Ткани человека"

Предлагаю использовать данный материал в качестве закрепления приобретенных знаний во время проведения лабораторной работы или контроля  пройденного материала....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА

Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...