Умение строить логические рассуждения и делать выводы
статья по биологии

Ахмедьянова Надежда Евгеньевна

В статье говорится о способах формирования универсальных учебных действиях, которые имеют свои особенности на разных этапах обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Умение строить логические рассуждения и делать выводы

        Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщенными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в дальнейшем. ФГОС нового поколения выдвигает требования по формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

        В педагогике «умения» - это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями.

        Содержание школьного предмета «Биология» предоставляет большие возможности для формирования таких логических универсальных действий, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей.

        Формируемые логические универсальные учебные действия имеют свои особенности на разных этапах обучения. Причем в старшей школе данные умения активно используются и развиваются.

         При формировании логических универсальных учебных действий выделяю пять этапов.

        На первом этапе, то есть на начальной стадии формирования логических действий, знакомлю обучающихся с тем, как выполнить действие, которым надо овладеть.

        На втором этапе идет усвоение или восстановление знаний, на основе которых будет вырабатываться действие, формулируются правила его осуществления.

        На третьем этапе показываю, как производится действие, говорю о трудностях, с которыми может встретиться ученик при работе. В старших классах показ заменяю работой обучающихся по инструктивным карточкам.

        

        На четвертом этапе провожу практическое овладение действием, вырабатываю правильное умение. Обучающиеся начинают осознанно применять правила выполнения действия.

        Пятый этап – самостоятельные и систематические упражнения.

        Для автоматизации применения логических универсальных действий требуется неоднократное повторение, причем число таких повторений не одинаково для разных учеников.

        Постепенно ученики начинают самостоятельно применять полученные умения в повседневной практике не только на уроках биологии, но, уверена, и на других уроках, так как это умение носит метапредметный характер.

        При формировании логических универсальных действий использую:

        1. Работу с коллекциями, моделями.

        2. Работу с рисунками.

        3. Выполнение лабораторных работ.

        4. Составление таблиц.

        5. Составление логических схем.

        6. Работу с учебником.

        7. Работу с понятиями.

        8. Биологические задачи.

        9. Тесты.

        Обучение школьников приемам логического мышления помогает добиться осмысленного усвоения ими базисного материала и высвободить время для его закрепления, углубления и расширения, сделать процесс познания активным.

        Являясь метапредметным, умение строить логические рассуждения, делать выводы способствует не только успешному овладению суммой знаний, но и помогает в различных жизненных ситуациях.