Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по биологии"мы за здоровый образ жизни"
    учебно-методический материал по биологии (9 класс)

    Курчавая Галина Владимировна

    Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biologija_zdorovyj_obraz_zhizni.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

    .        учитель Курчавая Г.В.

     (Внеклассное мероприятие по биологии.) 

    Цели:

    - дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни;

    - заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми;

    - сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред;

    - добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;

    1.        Оформление зала:

    • «Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения» (Цицерон);
    • «Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом» (Ювенал);

    -«Здоровье — это единственная драгоценность» (Монтень).

    2.        В центре сцены установлена доска с надписью «Факторы здоровья». В течение вечера на этой доске фиксируются факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье.

    Ход мероприятия:

    Ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте» , а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложены пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

    Иван Петрович Павлов – русский ученый – физиолог говорил: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.»

    Сегодня мы вас познакомим с правилами здорового образа жизни.

    Ученица. Многие задают вопрос: «Как бы прожить, чтобы не болеть?»

    И многие себе отвечают: «Так не бывает».

    Да, каждый человек, хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой – чуть ли не каждый месяц?

    Уже давно установлено, что за своим здоровьем надо следить с детства.

    Давайте выделим основные правила здорового образа жизни.

    Чтоб мудро жизнь прожить,

    Знать надобно немало.

    Два главных правила запомни для начала:

    Ты лучше голодай, чем что попало есть,

    И лучше будь один, чем с кем попало.

    Итак, правило №1: «Правильное питание»

    От нашего питания зависит очень многое. Пища не должна быть чрезмерной и обильной. Народ уже давно усматривает в этом источник болезней. Посмотрите, какие интересные пословицы я нашла (что занимательно, на эту тему есть пословицы практически у всех народов). Давайте попробуем поиграть. Я называю пословицу, а вы пробуете отгадать, какой народ ее придумал.

    Пословицы:

    1.        Умеренность - лучший врач

    (молдавская)

    2.        Только при умеренном образе жизни можно дожить до старости, при излишествах близка смерть

    (немецкая)

    3.        Не в меру еда - болезнь и беда

    (осетинская)

    4.        Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило мудрости

    (русская)

    5.        Хочешь, чтоб тебя уважали, - не говори много; хочешь
    быть здоровым - не ешь много

    (узбекская)

    6.        И лекарство в избытке - яд

    (Японская)

              7. Если ешь слишком много, то теряешь вкус, если говоришь слишком много, то теряешь разумные слова

    (вьетнамская)

              8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу

                                                             (русская)

    В пословицах разных народов звучит мысль, что умеренность во всем играет главенствующую роль в сохранении здоровья.

    Вы очень хорошо справились с заданием, и думаю, главное из пословиц поняли.

    Ведущий: Скажите, какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровым?

    Вы назвали действительно полезные продукты. Но вам нужно еще кое-что добавить в свой пищевой рацион. А что именно, отгадайте!

     Очень вкусные плоды,

     И полезные они.

    Много жира, витаминов.

     Как питательны они!

                            Ядра ели в шоколадке

    Скорлупа - краситель яркий.

    Угадай-ка поскорей:

    Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех)

     В орехе витамина С в 50 раз больше, чем в цитрусовых - лимоне, апельсине. Содержит 45-75% масла, поэтому назначается ослабленным больным для восстановления сил. Листья и кора отвариваются и используются для заживления ран.

    Овощ этот очень крут!

    Убивает всех вокруг.

    Помогут фитонциды

     От оспы и чумы.

     И вылечить простуду

    Им тоже сможем мы. (Лук)

       

    Эти резные листочки
    Лечат сердечко и почки.
    Улучшают аппетит,
    Боль прогонят, где болит.
    Быстро смывают веснушки,
    И лысины нет на макушке.

    (Петрушка)

            В бордовых корнеплодах
    Лекарство от запоров.
    Давление понижает,

    И кровь оздоровляет.

    Салат - от ожиренья.

    А сок - от воспаленья. (Свекла)

    Этот плод - аптека наша,

    Из него полезна каша.

     Семечки - деликатес,

      И глистам - противовес. Диетическое блюдо -От                     болезней всех, как чудо! (Тыква)

    Листья - будто кружева,
    Украшенье для стола.

    Повышают аппетит,        .

    Придают здоровый вид.

    Круглый год лечение,

    И все от воспаления.

    (Укроп)

    Форма семян - будто органы тела.
    Издавна - знахари знали все это.

    Это - источник белка для спортсмена.

    Это - лекарство для органов тела.

    Лечат и печень, и почки.

    Гладкими будут и щечки.

    От диабета спасенье,

    И для толстушек леченье.

    (Фасоль)

     

    Эти листья и плоды

    Содержат фитонциды.

     Для кулинара и врача

    Они незаменимы,    

     Источник витамина С

    От кашля избавленье.

    Те разноцветные плоды –

    Леченье с наслажденьем.  (Смородина)

    Эти вкусные плоды

     Всем знакомы с древности.

     Все, кто ели, не болели,

    Зубы белые блестели,

     Малокровие, ожирение

    Побеждают без сомнения.

    Есть варенье, сок, пюре

    И аптека во дворе.

    (Плоды яблони)

    Овощи и фрукты

    Любят все на свете.

    Бабушки и дети, Секреты знают эти.

    Виноград и вишня

    Лечат все сосуды.

    Абрикос - от сердца,

    Груша - от простуды.

    Апельсин, как витамин,

    Знают все, незаменим.

    Ешьте фрукты, здоровейте,

    Пейте сок и не болейте!

    Ученик: Второе правило - отдых и благотворное влияние сна. 

    Сон очень положительно влияет на организм. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку?

    Многие приходят к выводу, что не меньше семи часов, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное - человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

    По этому поводу народ тоже сложил пословицу. Значит, у нас второй конкурс. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

    Пословицы:

    1.        От хорошего сна...

    (молодеешь)

    2.        Сон-лучшее...

    (лекарство)

    3.        Выспишься...

    (помолодеешь)

    4.        Выспался - будто вновь.

    (родился)

    Ведущий: а мы с вами подошли к третьему правилу здорового образа жизни. Это активная деятельность и активный отдых.

    Ученик: Статистика: сидячий образ жизни — это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности — это причина 2-х миллионов смертей в год.

    Заведите себе привычку после школы играть в футбол или утром бегать на длинную дистанцию, девушкам хорошо по утрам и вечерам прыгать через скакалку. Можно родителям помогать по дому, активно убирая квартиру или что-то готовя на ужин.

    Сейчас статистика говорит, что менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

    Ведущий: а теперь посмотрите сказку «Эликсир молодости»

    За горами, за лесами,

    За широкими морями,

    Против неба - на земле

    Жил старик в одном селе.

    У старинушки три сына:

    Старший умный был детина,

    Средний сын и так и сяк,

     Младший... тоже не дурак!

     В долгом времени аль вскоре

     Приключилося им горе.

    Старик собрался помирать –

    Надо рецепт молодости достать!

     Он сынов своих собрал

    И такое им сказал:

     «Вы, сыны мои родные, -

    Удалые, молодые.

     Вы должны меня спасти,

    Рецепт молодости привезти!»

    Братья долго не сбирались –

    В тот же вечер распрощались.

    День проходит, два проходит –

    Глаз с окна старик не сводит.

    В третью ночь старшой идет

    И такую речь ведет:

    «Эй вы, сонные тетери!

    Отпирайте брату двери,

    Под дождем я весь промок

    С головы до самых ног».

    Брату двери отворили,

    Разыскателя впустили,

    Стали спрашивать его:

    Не привез ли он чего?

    Старший тут же помолился,

    Вправо, влево поклонился

    И, прокашлявшись, сказал:

    «Вот я что, отец, достал.

    Чудо-крем - чуть дотащил! –

    Он избавит от морщин».

    Похвалил его отец:

    «Ты, Данило, молодец!»

    Кремом он себя обмазал

    И лег спать с открытым глазом.

    Тут и щиплет, и болит.

    Знать, здоровие бурлит!

    Чуть рассвет в окно глядит –

    Старик у зеркала стоит.

    Все морщины сосчитал,

    Тихо с ужасом сказал:

    «Крему больше я не верю:

    Чуть не помер от «нивея»!

    Вдруг Гаврило к нам придет

    И рецепт мне принесет?»

    Так сказал и удивился:

    Средний сын к нему явился!

    Он явился, помолился,

    Вправо, влево поклонился

    И, прокашлявшись, сказал:

    «Вот я что, отец, достал.

    То не водки двести грамм –

    Это Биттнера бальзам!

    Если ты, отец, готов –

    Пей, живи без докторов!»

    Похвалил его отец:

    «Ты, Гаврило, молодец!»

    «Биттнер» взял и в тот же миг

    Отхлебнул его старик.

    Постоял он, подождал

    И... куда-то убежал!

    День проходит, два проходит –

    Старичок с горшка не сходит.

    Просто средний позабыл,

    «Мезим форте» не купил.

    Наш старик совсем болеет,

    Старость скоро одолеет.

    Вот он слышит странный звук:

    Младший появился вдруг!

    Пред глазами чудный ряд:

    Девицы в ряду стоят,

    Молодые, озорные,

    В мелки кольца завитой,

    Хвост струится золотой.

    «С ними в ряд ты становись.

    Не ленись, а потрудись!»

    Наш старик, сколь ни был пылок,

    Долго тер себе затылок.

    «Чуден, - молвил, - божий свет,

    Уж каких чудес в нем нет!»

    Весь отряд тут поклонился,

    Танцевать скорей пустился.

    Под ритмичную музыку девушки выполняют упражнения по аэробике.

    Год прошел, другой идет –

    Дед не курит и не пьет!

    Каждый день он прыгал, бегал,

    Много плавал, в мяч гонял,

    Набирал для жизни сил,

    Не хворал он и не ныл.

    Он соседских стариков пережил на сто годков!

    Говорил он им зимой:

    «Закалялись бы со мной!

    Утром бег и душ бодрящий.

    Бег спортивный, настоящий.

    На ночь окна открывать,

    Свежим воздухом дышать.

    Ноги мыть водой холодной.

    И тогда микроб голодный

    Вас вовек не одолеет!

    Не послушались - болеют!

    Молодым я говорю,

    И сто раз им повторю:

    Со здоровьем дружен спорт!

    Стадион, бассейн, корт,

    Зал, каток - везде вам рады.

    За старание в награду

    Станут мышцы ваши тверды,

    Будут кубки и рекорды!»

    Ученица: Ребята, а вы замечали, насколько лучше начинает себя чувствовать человек, когда побывает на природе? Это не только особый отдых, но и лечение, которое мы даже не замечаем.

    В народе широко известна целительная сила росной травы. Традиционное катание в ночь Ивана Купалу по росной траве имеет в своей основе наблюдения многих поколений за пиком целебной силы трав, наступающий к середине лета. Считается, что цветы обладают наибольшим запасом целебных веществ в пору цветения, когда и рекомендуется их собирать, а кора и почки - весной, в период активного движения соков.

    Вы замечали, что ваши бабушки лечатся травами? Да и многие уже предпочитают пить не таблетки, а травы, целительная сила которых нам передается из поколения в поколение уже много-много веков.

    Итак, необходимо лечиться природой. Есть даже замечательное                  стихотворение на эту тему, Послушайте:

    Если я заболею,

    к врачам обращаться не стану.

    Обращаюсь к друзьям

    (не сочтите что это в бреду):

    постелите мне степь,

    занавесьте мне окна туманом,

    в изголовье поставьте

    ночную звезду.

    Я ходил напролом.

    Я не слыл недотрогой.

    Если ранят меня в справедливых боях,

    забинтуйте мне голову

    горной дорогой

    и укройте меня

    одеялом в осенних цветах.

    Порошков или капель - не надо.

    Пусть в стакане сияют лучи.

    - Жаркий ветер пустынь, серебро водопада –

     Вот чем стоит лечить.

    От морей и от гор

    так и веет веками,

    как посмотришь - почувствуешь:

    вечно живем.

    Не облатками белыми

    путь мой усеян, а облаками.

    Не больничным от вас ухожу коридором,

    а Млечным путем.

    Ученик: Теперь поговорим о четвертом правиле. Вредные привычки. Что это такое?

    Курение и алкоголизм. Сюда же можно отнести и наркоманию. О вреде курения и алкоголизма, а уж тем более, наркомании, сейчас говорят очень много. Все знают, что здоровье и эти вредные привычки - несовместимы. И все же с каждым днем все больше и больше молодых людей, которые начинают либо курить, либо выпивать, а кто-то идет и на самое страшное - принимает психотропные вещества.

    Звучит запись звона колокола. Учащиеся выходят на сцену, в руках у них зажженные свечи, по очереди участники произносят слова и поднимают плакаты (см. Приложение).

    Участники:

    • На пороге тысячелетия наступает момент, когда Мы за все бываем в ответе, Перелистывая года.

    Человек, покоривший небо, Чудо техники изобретая, Приобщаясь к дурным привычкам, О здоровье своем забывает.

    Звучит фонограмма песни «Вечеринка» (из репертуара Децла). Все участники танцуют; музыка заканчивается - все замирают. Затем по очереди оживают, произносят слова и поднимают плакаты (см. Приложение).

    Участники:

    • С чего все это начиналось?
    • А начиналось с шампанского, с бокала,
    • Когда судьба улыбкой обласкала.
    •  А после поскакала вкривь и вкось.
    •  Теперь один и тот же тусклый круг,
    • Где все друзья друг друга «уважают»
    •  И всякий раз нетрезвый свой досуг
    • Бездарно в неизвестность провожают...
    • (Участник поднимает плакат № 1.)
    • Цвет лица землист. А он не старый...
    • В доме холод, грязь и тишина.
    • Дети - в школе умственно отсталых,
    •  И в психиатрической - жена...
    • Слаб и вял он, словно из мочала Сотворен...
    •  А он, при всем при том,
    • Человеком тоже был сначала,
    • Тенью человека стал потом.
    • Началось все с дымной сигареты:
    • Огонек ее так сладостно манил.
    •  И хотелось взрослым стать скорее.
    • Вот и час расплаты наступил...
    • (Участник поднимает плакат № 2.)
    • Вот он тащился, чуть не умирая.
    • Через минуту ж - где достал, бог весть! –
    • О радостях искусственного рая
    • Мир может на лице его прочесть...
    •  А сколько их сейчас бредет по свету,
    •  Чья участь то сладка, а то тяжка!
    • И, видимо, уже спасенья нету
    • От этого простого порошка...
    • (Участники поднимают плакаты № 3 и № 4.)
    • Участники (хором):

    Глаза свои открой! Смотри и повторяй.

    Наркотики долой! Верность соблюдай!

    Глаза свои открой! Смотри и повторяй.

    Курение долой и пить не начинай!

    Глаза свои открой! Смотри и повторяй.

    Наркотики долой! Курение долой!

    Верность соблюдай! Пить не начинай!

    Жизнь свою спасай! Звучит запись, имитирующая стук сердца.  Голос за кадром произносит слова:  «Люди,  одумайтесь,  пока еще не поздно!»

         

        2        3         4

         1

    Плакат №1: «Распитие спиртных напитков запрещено!»

    Плакат №2: «Токсикомания запрещена!»

    Плакат №3: «Курение запрещено!»

    Плакат №4: «Употребление наркотических средств запрещено!»

    Ученица: есть еще одно главное правило. Каждый день
    начинать оптимистично, с доброй душой и помыслами. Это очень важно
    для здоровья человека.

    Народ давно это заметил. Многие афоризмы и пословицы призывают ограничить поток мыслей и эмоций, связанных с негативными сторонами жизни.

    Вот послушайте.

    Пословицы:

    1.        Привяжи свое спокойствие к камню для еще большего спокойствия.

    (балкарская)

    2.        Гнев - лезвие ножа, разум - рукоять ножа.

    (балкарская)

    3.        Счастливые люди никогда не мошенничают.

    (голландская)

    4.        Одно ласковое слово лучше десяти ударов.

    (осетинская)

    5.        Кто старшего не послушался, в большую яму попал.

    (чеченская)
       Ведущий: чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем — это уже стресс. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее...

    Ведущий: Я знаю людей, которые говорят: «А ты закури - и все пройдет». И вы знаете, как они ошибаются. По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до 10; включить музыку, закрыть глаза, представить себя животным и попробовать потанцевать.) Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и, если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.

    Ведущий: показывает ребятам упражнение - растирание ладошек.

    Ведущий. Есть еще одно замечательное средство от стресса — это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. А сегодня для вас поет ваш одноклассник...

    Исполняется музыкальный номер.

    Ведущий. А на нашей доске появляется еще одна запись в графе положительных факторов - «хорошее настроение». Ваши аплодисменты — это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладошек, а через них и массаж ваших внутренних органов. Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.

    Ведущий. Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, что помогало им переносить все невзгоды и трудности. Русские люди всегда были сильными. Но силу каждый человек определяет по-своему. Для кого-то сильные люди — это те, которые открыли гармонию в себе. Для кого-то — это честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. Но сильный человек - еще и тот, у кого есть сила управлять самим собой.

    Ученица: А теперь я хочу вам дать несколько советов, как сберечь ощущение радости жизни:

    ♦        Любите своих близких. Уделяйте больше внимания тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливыми.

    • Помогайте другим людям. В нас глубоко заложен альтруизм — потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим, вы помогаете себе. Во-первых, растет самоуважение, во-вторых, снимаются психические и физические стрессы.
    • Постарайтесь быть счастливыми! Понаблюдайте за собой, подумайте и выясните, что именно приводит вас в хорошее настроение, что радует, и стремитесь к этому.
    • Больше двигайтесь. Пока не совсем понятно почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик Павлов называл это чувство «мышечной радостью». Есть мнение, что при физических усилиях в мозге вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории.
    • Настроение человека в течение дня в немалой степени зависит от часа пробуждения. По данным исследователей из Лиссабонского университета, ранний подъем примерно на 50—60% снимает риск депрессии, апатии, уныния. Уже с первыми лучами солнца количество гормонов, воздействующих на центры угнетения в головном мозге, резко уменьшается. Самое сложное здесь для нас — перестроить режим сна и бодрствования. Этот процесс протекает у разных людей в различные сроки, вплоть до года, но в конечном счете организм перестраивается.
    • Психическую и физическую активность стимулируют ароматы цитрусовых. В то же время они уменьшают выработку «стрессового» гормона адреналина. Если вам предстоит трудный, напряженный рабочий день, то после утреннего душа воспользуйтесь косметическими средствами с бодрящими цитрусовыми ароматами.
    • Психологи утверждают, что есть смысл задумываться над прежними ошибками только для того, чтобы предотвратить их в будущем. Мучить же себя упреками в том, что уже нельзя изменить, абсолютно бессмысленно.

    Ведущий: пожелаю вам никогда не болеть, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, быть бодрыми и вершить добрые дела.

    Будьте здоровы!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни"

    Цели: дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни;приобщить учащихся к здоровому образу жизни;добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;развивать...

    Внеклассное мероприятие на тему: « Я выбираю здоровый образ жизни!»

    Внеклассное мероприятие на тему:« Я выбираю здоровый образ жизни!»ВведениеУмение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.Классный ...

    Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мы за здоровый образ жизни!"

    Здоровье- это не подарок , который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат каждого человека и общества .Здоровое тело -продукт здорового рассудка.  Здоровье -это вершина на которую ...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Выступление агитбригады "Антидот"(пропаганда здорового образа жизни) для учащихся 10 класса"

    Сценарий выступления агитбригады учащихся 10 класса по профилактике вредных привычек...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"

    Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда  здорового образа жизниЗадачи  1) Способствовать расширению представления о  ...

    Внеклассное мероприятие по теме "Мы за здоровый образ жизни!". 5-е классы

    Разделы: Внеклассная работа Цель: воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни, посредством вовлечения детей в такие формы организации оздоровительной работы, как спортивные э...