Задания для подготовки к ЕГЭ.Тема "Основные направления эволюции"
тест по биологии (11 класс)

Данный материал будет полезен для  использования в качестве повторения и закрепления темы "Основные направления эволюции".Собраны различные типы заданий,встречаемые в КИМах ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания:

I. Вставить недостающий термин

1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите 
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

undefined

II. Выбор множественного ответа

1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

  

 1) 

развитие образовательных тканей у растений

  

 2) 

наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

  

 3) 

отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

  

 4) 

появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

  

 5) 

мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

  

 6) 

железистые волоски на листьях душистой герани

2. К ароморфозам относят

  

 1) 

возникновение хорды у животных

  

 2) 

образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

  

 3) 

наличие у коров четырехкамерного желудка

  

 4) 

наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

  

 5) 

появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

  

 6) 

возникновение полового размножения

3. Укажите признаки общей дегенерации у животных.

  

 1) 

общий подъем организации

  

 2) 

снижение интенсивности жизнедеятельности

  

 3) 

понижение уровня организации

  

 4) 

исчезновение органов пищеварения при паразитизме

  

 5) 

приспособления частного характера

  

 6) 

упрощение нервной системы в связи с сидящим образом жизни

  

III. Установить соответствие

1. Установите соответствие между признаками птиц и путями эволюции, в результате которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ ПТИЦ

 

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

А) 

четырёхкамерное сердце

Б) 

окраска оперения

В) 

теплокровность

Г) 

перьевой покров

Д) 

ласты у пингвинов

Е) 

длинный клюв у болотных птиц

   

1) 

ароморфоз

2) 

идиоадаптация

2. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения.

  

ПРИМЕР

 

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) 

возникновение приспособлений 
у придонных рыб к среде обитания

Б) 

появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся

В) 

вскармливание потомства молоком у млекопитающих

Г) 

появление нервной сети у кишечнополостных

Д) 

формирование у вьюрков многообразных по форме клювов

Е) 

преобразование передних конечностей 
в ласты у китообразных

   

1) 

ароморфоз

2) 

идиоадаптация

3. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует.

  

ПРИМЕР

 

ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ

А) 

отсутствие органов пищеварения 
у ленточных червей

Б) 

редукция пальцев у лошади

В) 

отсутствие органов зрения у бычьего цепня

Г) 

отсутствие конечностей у змей

Д) 

редукция хорды у взрослой формы асцидии

Е) 

редукция органов зрения у кротов

   

1) 

общая дегенерация

2) 

идиоадаптация

4. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

  

ПРИЗНАК

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) 

исчезновение некоторых органов 
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) 

длинные тычиночные нити у цветков 
ржи

В) 

утрата органов пищеварения у цепней

Г) 

редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) 

созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) 

предостерегающая окраска у божьей коровки

   

1) 

идиоадаптация

2) 

общая дегенерация

5. Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался.

  

ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) 

неполная перегородка в желудочке сердца

Б) 

покровительственная окраска тела

В) 

яйца с яйцевыми оболочками

Г) 

сухая кожа без желёз

Д) 

ласты у морских черепах

Е) 

редукция конечностей у змей

   

1) 

ароморфоз

2) 

идиоадаптация

6. Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник.

  

ПРИЗНАК

 

ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ

А) 

приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений

Б) 

различия в строении ротового аппарата 
у насекомых

В) 

появление семени у голосеменных растений

Г) 

образование зоба у некоторых видов птиц

Д) 

возникновение полового процесса

Е) 

возникновение проводящей ткани 
у растений

   

1) 

ароморфоз

2) 

идиоадаптация

7. Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример.

  

ПРИМЕР

 

ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) 

переход от размножения спорами 
к размножению семенами

Б) 

возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка

В) 

образование многообразных приспособлений к опылению 
у покрытосеменных

Г) 

формирование тканей и органов 
у моховидных

Д) 

появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых

Е) 

преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений

   

1) 

ароморфоз

2) 

идиоадаптация

8. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник.

  

РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ

А) 

возникновение систематических таксонов

Б) 

упрощение организации при паразитизме

В) 

усложнение систем органов

Г) 

появление полового процесса

Д) 

упрощение организации при сидячем образе жизни

   

1) 

ароморфоз

2) 

общая дегенерация

IV.Работа с текстом

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

 2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Паукообразные – наземные животные, тело которых состоит из головогруди и брюшка, имеют четыре пары ног. (2)К классу паукообразных относят пауков, клещей и скорпионов. (3)Некоторые паукообразные приспособились к жизни в водной среде; например, паук-серебрянка имеет длинные плавательные щетинки на задних конечностях. (4)У скорпионов на конце брюшка имеется жало для умерщвления жертвы. (5)Наличие колюще-режущего ротового аппарата у клещей позволяет им вести паразитический образ жизни. (6)Паукообразные являются частью биогеоценозов: питаясь насекомыми, они сами являются пищей для позвоночных животных.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело 
к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни 
в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ 
и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания  ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Популяция является элементарной единицей эволюции. (2)В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3)Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией.  (4)Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5)Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6)Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.

undefined

V. Работа с таблицей

Рассмотрите рисунок с изображением бабочки березовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления

Форма естественного отбора

Направление эволюции

 

__________(А)

 

 

__________(Б)

 

 

__________(В)

 

 

  

Список терминов и понятий:

1) 

маскировка

2) 

расчленяющая окраска

3) 

ароморфоз

4) 

движущая

5) 

дегенерация

6) 

идиоадаптация

7) 

разрывающая

8) 

стабилизирующая

VI. Дать развернутый ответ

1. Какие глобальные ароморфозы обеспечили развитие организмов на Земле на начальных этапах биологической эволюции (в архее и протерозое)? Укажите не менее четырёх ароморфных признаков и их значение 
в эволюции.

2. Биологический прогресс млекопитающих сопровождался появлением множества частных приспособлений – идиоадаптаций. Приведите не менее трёх примеров идиоадаптаций во внешнем строении крота, которые позволяют ему успешно вести подземно-роющий образ жизни. Ответ поясните.

3. Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных 
по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите 
не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

4. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?

5. Какие ароморфозы позволили птицам  широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.

6. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

7. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Главные направления эволюции"

Презентация к уроку биологии...

Урок "Основные направления эволюции групп организмов"

Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...

Направления эволюции

презентация сопровождение урока биологии в9 или 10 классе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)...

Презентация для урока: "Главные направления эволюции"

Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...