Метапредметные образовательные результаты в экологическом воспитании учащихся на уроках географии, химии и биологии как одна из целей работы молодого педагога
статья по биологии

ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной социальной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные образовательные результаты в экологическом воспитании учащихся на уроках географии, химии и биологии как одна из целей работы молодого педагога

Е.Г. Миллер, учитель географии

МБОУ «Лицей №89»

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Е.И. Фероян, учитель химии

МБОУ «Лицей №89»

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Н.М. Эктова, учитель химии

МБОУ «Лицей №89»

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Е.С. Кошелева, учитель биологии

МБОУ «Лицей №89»

г. Кемерово, Кемеровская обл.

ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной социальной деятельности.

Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Междисциплинарные программы аккумулируют в себе содержание работы всех педагогов образовательного учреждения, организующих как урочную, так и внеурочную деятельность. В этом заключается, с одной стороны, сложность в достижении планируемых метапредметных результатов, а с другой стороны, легкость. Все зависит от согласованности действий всех педагогов. Выявление конкретных особенностей учебного предмета, отдельных его курсов на протяжении, например, основной школы для формирования универсальных учебных действий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, ИКТ - компетентности учащихся, основ смыслового чтения и работы с текстом – все это является актуальной задачей учителей географии, химии и биологии.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. [1]

Взаимоотношения же человека, социальных групп и природной (географической) среды являются традиционным объектом географии. Таким образом, именно на географию ложится значительная часть ответственности за формирование у школьников основ экологической культуры. Особое внимание следует обратить на требование к личностным результатам освоения программы, имеющее непосредственное отношение к географии и экологическому образованию - «формирование целостного мировоззрения». Ни одна из учебных дисциплин не работает столь целенаправленно на формирование этого качества личности, как география. География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. [2] Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, также как и личностные, достигаются в процессе изучения многих учебных дисциплин. В ФГОС они представлены главным образом в форме метаумений (освоенных универсальных учебных действий – УУД): умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и др. Каждое из названных умений формируется и в процессе изучения географии. С экологической точки зрения здесь следует выделить умение устанавливать причинно-следственные связи, поскольку экология это, прежде всего, связи, отношения. В то же время один из метапредметных результатов имеет явную экологическую составляющую. Это «формирование и развитие экологического мышления». Экологическое мышление связано с понятием «экологическая культура», их формирование и развитие идет в одном русле. Экологическое мышление можно рассматривать как мысленное установление связей между предметами и явлениями, при этом один из объектов (явлений) рассматривается как центральный. В качестве такого центрального объекта часто выступают человек или социальная группа. [4] Не чуждо экологическому мышлению и мышление территориальное, поскольку экологические проблемы всегда привязаны к той или иной территории. Сказанное еще раз подтверждает, что географическое образование имеет явную экологическую составляющую, что нашло свое отражение и в новом образовательном стандарте. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности.

Химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов. Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы. Изучая тему «Первоначальные химические понятия» (учебник «Химия. 8 класс» Рудзитиса Г. Е. и Фельдмана Ф. Г.), обучающиеся получают начальные представления о химических элементах и связанных с ними понятий. Помимо теоретических знаний обучающиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например, при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным ознакомить обучающихся с рядом понятий экологического характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности и быту, что расширяет их познавательную сферу. Другой пример применения экологических знания для развития и коррекции когнитивной сферы обучающихся, урок обобщающего повторения «Современные способы очистки веществ в промышленности и быту». Он позволяет учителю и обучающимся рассмотреть данную тему с позиции полученных ранее экологических знаний. В ходе урока продолжается формирование экологической культуры и практических умений обучающихся по разделению веществ и их очистке. На этом уроке обучающиеся знакомятся с современными методами очистки веществ с демонстрацией: фильтрации, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок. Демонстрация очистки поверхности воды от загрязнителей (масло, нефть, взвеси). Своеобразным подведением итогов «химико-экологического» урока является практическая работа по разделению искусственно созданной смеси веществ. В связи с тем, что интеграция знаний имеет много различных аспектов, в своей работе мы учитываем экологический потенциал курса химии и географии, рассматривая их во взаимосвязи. Например, тема «Кислород. Оксиды. Горение» тесно связана с важным разделом экологии «Антропогенное воздействие на биосферу. Атмосфера». Широко обсуждается роль кислорода в жизни живых организмов. В средней и старшей школе можно использовать кружок по химии с экологической направленностью с применением методов химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции, с формированием представлений о химических параметрах окружающей среды, их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Основная роль в развитии интереса к занятиям принадлежит пониманию обучающимися причин противоречий в системе «природа — общество». Как можно объяснить поведение того или иного вещества в атмосфере, водоёме, почве, в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращений на природные системы. Химия и экология выступают как связь неживого с живым. На занятиях в лаборатории прикладной экологии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на неё. Работа над формированием метаумений состоит в интеграции наук – экологии и химии, которая показывает роль химии в решении экологических проблем. Главной особенностью является ориентация на деятельностный подход для определения взаимосвязи живой и неживой природы, углубления и расширения полученных теоретических знаний в применении их в повседневной деятельности, ознакомление с профессиями химико-экологического профиля.

Использование в биологии основных знаний других смежных наук и их тесное взаимодействие создают необходимый потенциал для развития предметных, личностных и самое главное – метапредметных компетенций обучающихся. Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и включать следующие составляющие:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в рамках своей познавательной деятельности;
  2. умение владеть основами самоконтроля, адекватной самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  3. умение организовывать учебное сотрудничество и разноплановую совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  4. умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  5. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационными задачами для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
  6. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Одна из задач экологического образования – разностороннее развитие ребенка, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

При решении вопроса формирования экологической культуры ставится задача на внедрение в практику информационных, проектных и здоровье сберегающих технологий. Информационные технологии позволяют построить открытую систему образования, формируя у них системное мышление и рационально организовать познавательную деятельность. В старшем и в среднем звене активно используются элементы проектных технологий. Проектная деятельность школьников имеет ярко выраженную межпредметную направленность. Особенно это касается проектов, посвященных экологическим темам, как совокупности учебно - познавательных приемов, позволяющих решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В конечном итоге результаты процесса должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает учащихся. Социально–значимая работа позволяет преодолеть равнодушие учащихся к окружающим, потребительское и пассивное отношение к окружающей жизни. Таким образом, рациональный отбор методов и средств обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые будут способствовать развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию, а так же формированию экологической культуры.

Литература

  1. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 561-564.
  2. Асмолова,А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова– М.: Просвещение, 2011.
  3. Белавина,И.Н. Планета – наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009.
  4. Васильев,С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 4. Васильев, С.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.

В  этой  статье раскрываются проблемы экологических  ситуаций которые  рассматриваются  и  решаются  на  уроках  биологии....

Деятельность участников образовательного процесса в экологическом воспитании учащихся

1. При    экологическом воспитании в процессе внеклассной работы для получения эффективных результатов необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные способности, в...

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии культуры. Раскрывается понятие экологически образованной личности. Описаны сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках ин...

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по географии.

Сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.На уроках географии уч – ся получают знания о родном крае, а  во внеурочное время углубляют и расширяют полученные знан...

Экологическое воспитание учащихся на уроках географии

    Все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния планеты приводит к необходимости готовить экологически грамотных л...

Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Приводится аннотация к  программе "Экологическое  воспитание  учащихся  на уроках  химии и во внеурочной  деятельности"...

Интеграция образовательных практик в экологическом воспитании учащихся.

Данный материал можно использовать для семинаров любого уровня....