Методическая разработка.Рабочая программа по "Биологии", для 7 класса, VIII вида
рабочая программа по биологии (7 класс)
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_vid._biologiya.7.docx | 58.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №102»
Рабочая программа учебного предмета «Биология»
предметной области «Естественнонаучные предметы»
индивидуального обучения, для 7-х классов
Составитель: Громова Т.В.
Учитель биологии. Высшая квалификационная категория
Барнаул
Пояснительная записка
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс «Естествознания» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 35 уроков.
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
- Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
- Биология. Растения, бактерии, грибы. 7 кл. Учебник для специальных(коррекционных) школ VIII вида/З.А.Клепинина.- М.:Просвещение, 2011.
- Рабочая тетрадь. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. VIII вид. Клепинина З.А.
Основными задачами преподавания являются:
- сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.
. Основные технологии, методы, формы обучения.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Составления алгоритма выполнения задания
8. Развития навыков самопроверки самоконтроля
9. Конструирования (моделирования)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером, работа с атласом
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- различать грибы и растения.
Содержание программы
РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ (66 ч; 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями (16 ч).
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
- Испарение воды листьями.
- Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
- Образование крахмала в листьях на свету.
- Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
- Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль).
Строение семени с одной семидолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 ч)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (2 ч)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 ч)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы (3 ч):
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия (1 ч): «Весенняя работа в саду».
Повторение (2 ч)
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Наименование раздела и тем учебных занятий | Количество уроков | |||
1 | 1 нед. сен |
| 2 | |||
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения | 0,5 | |||||
Значение растений в природе | ||||||
2. РАСТЕНИЯ Общее знакомство с цветковыми растениями | 16 | |||||
2 | 2 нед. сен | Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Практическая работа : органы цветкового растения | 0,5 | |||
Подземные и наземные органы цветкового растения | ||||||
3 | 3 нед. сен | Корни и корневые системы .Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). | 0,5 | |||
Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | ||||||
4 | 4 нед. сен | Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей | 0,5
| |||
Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения. | ||||||
5 | 1 нед. окт | Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные | 0,5 | |||
Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. | ||||||
6 | 2 нед. окт | Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. | 0,5 | |||
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Практическая работа : Строение цветка. | ||||||
3 нед. окт | Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). | 0,5 | ||||
7 | Опыление цветков. | |||||
8 | 4 нед. окт | Оплодотворение | 0,5 | |||
Образование плодов и семян. | ||||||
9 | 1 нед. нояб | Плоды сухие и сочные. | ||||
Распространение плодов и семян. | ||||||
10 | 2 нед. нояб | Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян.
Практическая работа : Определение строения семени с двумя семидолями . Практическая работа : Строение семени с одной семидолей (пшеница). | ||||
0,5 | ||||||
3 нед. нояб | Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Практическая работа : Определение всхожести семян. | 0,5 | ||||
11 | Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). | |||||
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) | 34 | |||||
12 | 4 нед. нояб | Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). | 0,5 | |||
13 | 1 нед. дек | Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). | 0,5 | |||
14 | 2 нед. дек | Однодольные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза | 0,5 | |||
Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). | 0,5 | |||||
15 | 3 нед. дек | Выращивание: посев, уход, уборка Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности | 0,5
| |||
16 | 4 нед. дек | Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Практическая работа: Перевалка и пересадка комнатных растений | 0,5 | |||
Лук, чеснок — многолетние овощные растения Выращивание: посев, уход, уборка Использование человеком. Практическая работа: Строение луковицы. | ||||||
17 | 1 нед. янв | Двудольные растения | 0,5 | |||
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Практическая работа: Строение клубня картофеля | ||||||
18 | 2 нед. янв | Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). | 0,5 | |||
Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. | ||||||
19 | 3 нед. янв | Розоцветные. | 0,5 | |||
Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). | ||||||
20 | 4 нед. янв | Биологические особенности растений сада | 0,5 | |||
Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. | ||||||
21 | 2 нед. фев | Сложноцветные. | 0,5 | |||
Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. | ||||||
22 | 3 нед. фев | Особенности внешнего строения сложноцветных. | 0,5 | |||
Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Практическая работа «Выращивание рассады». | ||||||
23 | 4 нед. фев | Голосеменные. | 0,5 | |||
Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. | ||||||
24 | 1 нед. март | Сравнение сосны и ели. | 0,5 | |||
Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. | ||||||
25 | 2 нед. март | Папоротники. | 0,5 | |||
Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника | ||||||
26 | 3 нед. март | Мхи. | 0,5 | |||
Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. | ||||||
27 | 1 нед. апр | Охрана растительного мира. | 0,5 | |||
Бактерии (2 ч) | 2 | |||||
28 | 2 нед. апр | Общее понятие. Значение в природе и жизни человека | 0,5 | |||
Грибы (2 ч) | 2 | |||||
29 | 3 нед. апр | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница | 0,5 | |||
Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. | ||||||
30 | 4 нед. апр | Практическая работа : Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке | 0,5 | |||
31 | 1 нед. май | Практическая работа : Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. | 0,5 | |||
32 | 2 нед. май | Практическая работа : Уборка прошлогодней листвы. 0,5 | 0,5 | |||
33 | 3 нед. май | Экскурсия (1 ч): «Весенняя работа в саду». | 1 | |||
34-35 | 4 нед. май | Повторение (2 ч) | 2 | |||
Итого: 35 | 35 |
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.
В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....
Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов
В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...
Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования
Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...
Методическая разработка рабочей программы по биологии "Человек. 8 класс"
В данной разработке представлена рабочая программа по курсу "Человек. 8 класс" (ФГОС) ....
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. – М...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...