Методическая разработка.Рабочая программа по "Биологии", для 7 класса, VIII вида
рабочая программа по биологии (7 класс)

Громова Тамара Викторовна

Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_vid._biologiya.7.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

                       

            Рабочая программа учебного предмета «Биология»

               предметной области «Естественнонаучные предметы»

индивидуального обучения, для 7-х классов

                                                     

   

                                             

                                               Составитель: Громова Т.В.

                                                             Учитель биологии. Высшая квалификационная  категория

Барнаул

   Пояснительная  записка

Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс «Естествознания» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 35 уроков.

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
  2. Биология. Растения, бактерии, грибы. 7 кл. Учебник для специальных(коррекционных) школ VIII вида/З.А.Клепинина.- М.:Просвещение, 2011.
  3. Рабочая тетрадь. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. VIII вид. Клепинина З.А.

Основными задачами преподавания  являются:

  1.  сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
  2.  формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
  3.  проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  4.  первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  5.  привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.

Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

.                                 Основные технологии, методы, формы обучения.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.   Игровые

4. Информационно-коммуникационные

5.   Развивающего обучения

6.   Проектные

7.   Составления алгоритма выполнения задания

8. Развития навыков самопроверки самоконтроля

9. Конструирования (моделирования)

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером, работа с атласом


        Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  •  строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  •  некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
  •  разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  •  отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
  •  приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
  •  различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  •  различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  •  выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
  •  различать грибы и растения.

                                                        Содержание программы

РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ (66 ч; 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (16 ч).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

 Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

  1.  Испарение воды листьями.
  2.  Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
  3.  Образование крахмала в листьях на свету.
  4.  Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
  5.  Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль).

Строение семени с одной семидолей (пшеница).

Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 ч)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Бактерии (2 ч)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (2 ч)

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы (3 ч):

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия (1 ч): «Весенняя работа в саду».

Повторение (2 ч)

Календарно-тематический план

п/п

Дата

Наименование раздела и тем учебных занятий 

Количество уроков

1

1 нед.

сен

  1. Введение

2

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения

0,5

Значение растений в природе

2.   РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями 

16

2

2 нед. сен

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. 

Практическая работа : органы цветкового растения

0,5

Подземные и наземные органы цветкового растения 

3

3 нед. сен

Корни и корневые системы .Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).

0,5

Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

4

4 нед.

сен

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей

0,5

 

Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

5

1 нед. окт

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные

0,5

Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.

6

2 нед. окт

Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

0,5

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни).

Практическая работа : Строение цветка.

3 нед.

окт

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

0,5

7

Опыление цветков.

8

4 нед. окт

Оплодотворение

0,5

Образование плодов и семян.

9

1 нед. нояб

Плоды сухие и сочные.

Распространение плодов и семян.

10

2 нед. нояб

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян.

 

Практическая работа : Определение строения семени с двумя семидолями .

Практическая работа : Строение семени с одной семидолей (пшеница).

0,5

3 нед. нояб

Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. 

Практическая работа : Определение всхожести семян.

0,5

11

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)

34

12

4 нед. нояб

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль).

0,5

13

1 нед. дек

Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

0,5

14

2 нед. дек

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза

0,5

Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).

0,5

15

3 нед. дек

Выращивание: посев, уход, уборка Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности

0,5

 

16

4 нед. дек

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш

Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Практическая работа:

Перевалка и пересадка комнатных растений

0,5

Лук, чеснок — многолетние овощные растения

Выращивание: посев, уход, уборка Использование человеком. Практическая работа: Строение луковицы.

17

1 нед. янв

Двудольные растения

0,5

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Практическая работа: Строение клубня картофеля

18

2 нед. янв

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов).

0,5

 Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

19

3 нед. янв

Розоцветные.

0,5

 Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

20

4 нед. янв

Биологические особенности растений сада

0,5

Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

21

2 нед. фев

Сложноцветные. 

0,5

Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.

22

3  нед. фев

Особенности внешнего строения сложноцветных.

0,5

Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практическая работа «Выращивание рассады».

23

4 нед. фев

Голосеменные.

0,5

 Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.

24

 1 нед. март

 Сравнение сосны и ели.

0,5

Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

25

2 нед. март

Папоротники. 

0,5

Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника

26

3 нед. март

Мхи.

0,5

 Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

27

1 нед. апр

Охрана растительного мира.

0,5

Бактерии (2 ч)

2

28

2 нед. апр

Общее понятие.

 Значение в природе и жизни человека

0,5

Грибы (2 ч)

2

29

3 нед. апр

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница

0,5

Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

30

4 нед. апр

Практическая работа :

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке

0,5

31

1 нед. май

Практическая работа :

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

0,5

32

2 нед. май

Практическая работа :

Уборка прошлогодней листвы. 0,5

0,5

33

3 нед. май

Экскурсия (1 ч): «Весенняя работа в саду».

1

34-35

4 нед. май

Повторение (2 ч)

2

Итого: 35

35

 


                                Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов

В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Методическая разработка рабочей программы по биологии "Человек. 8 класс"

В данной разработке представлена рабочая программа по курсу "Человек. 8 класс" (ФГОС) ....

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...