Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И.Цапова»

Гагаринского района Смоленской области

Конспект урока по биологии

 «Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые»

7 класс

                                          Учитель: Корешкова Ирина Александровна

                                                    высшая квалификационная категория

2018 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения: урок - практикум.

Формы организации учебной деятельности:

Работа в группах по инструктивным картам, работа с микроскопами, лупами  и с натуральными объектами, фронтальная беседа,  работа с учебником, с текстом, рефлексия.

Формируемые компетенции:

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, исследовательские.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение),

наглядные (демонстрация презентации, таблиц),

практические (работа с натуральными живыми объектами),

проблемный (постановка проблемных вопросов),

рефлексивные методы (самооценка и взаимопроверка)

Образовательные технологии, реализуемые на уроке:

- информационно-коммуникационные;

- развивающие;

- исследовательские;

- личностно-ориентированные.

Метапредметные связи: информатика, экология .

Средства обучения:

Раздаточный материал:

- лабораторное оборудование: живые дождевые черви, лупы, препаровальные иглы, вода, бумага, почва, лук, пинцет, салфетки, лист плотной бумаги;

- тексты для смыслового чтения «Этот удивительный дождевой червь».

Информационный материал: рисунки учебника.

Демонстрационный материал: таблицы по темам «Строение  дождевого  червя»

Интерактивный материал: презентация « Тип кольчатые черви»

Планируемые результаты

Личностные:

-экологическая грамотность учащихся;

Метапредметные:

Познавательные:

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

-умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывания;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

- умение работать в парах.

Предметные:

обучающиеся должны знать:

- особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах.

Обучающиеся должны уметь:

- устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве;

- обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании;

- использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании;

- наблюдать и фиксировать результаты наблюдений;

- обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Мотивация к деятельности и целеполагание (4 мин).

3. Изучение нового материала (33 мин).

4. Закрепление (3 мин).

5. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин).

6. Домашнее задание на выбор (1 мин).

Ход урока:

1. Проверка готовности к уроку. Приветствие. 

2. Прослушайте текст и догадайтесь, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (слайд 1)

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Его глотают не спеша.

- Молодцы, речь идет, конечно же, о дождевых червях.

- Знакомясь с этими животными, что мы можем узнать нового?
Предполагаемые ответы:

- Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей.

- Как связаны особенности строения с их образом жизни?
- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году, всемирно известный эволюционист Ч.Дарвин опубликовал книгу о дождевых червях, которую закончил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”(слайд 2).
- Что же такое интересного увидел Ч. Дарвин в дождевых червях?

3. Общие сведения о классификации кольчатых червей и их происхождении.

Классификация: (слайд 3)

Тип Кольчатые черви

Класс Многощетинковые     Класс Малощетинковые         Класс Пиявки:

(полихеты):                                 (олигохеты):                      медицинская пиявка,      

Нереиды, пескожил                    дождевой червь                конская пиявка                            

С особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности Кольчатых червей мы познакомимся на примере дождевого червя – представителя класса Малощетинковых.

А) Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь» с использованием методики «Пометки на полях»:

- внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, осмысливая его содержание, останавливайтесь на значке*. Ответьте на вопросы 1- 3, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте и потом с учителем.

Б)  Более подробно с внешним строением дождевого червя вы познакомитесь в ходе выполнения лабораторной работы «Внешнее строение и передвижение дождевого червя»  по инструктивной  карте.  Приложение 2.

- Используя текст учебника, рисунки, инструктивную карту выполните лабораторную работу и сделайте вывод об особенностях внешнего строения и передвижения дождевого червя.

В) Подведение итогов лабораторной работы:

-  Какие приспособления помогают дождевому червю при прокладывании ходов, даже в плотной почве?

Г) Особенности внутреннего строения кольчатых червей: работа в группах задания на карточках. Выступления групп. (Слайды презентации)

- Какой тип среди изученных червей на ваш взгляд самый высокоорганизованный? Почему? (беседа)

Физкультпауза:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.               

4. Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов:                                                            Функции:

1. Пищеварительная система            А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система                            Б. Доставляет клеткам кислород и другие

                                                                 питательные вещества

3. Кровеносная система                     В. Осуществляет выделение жидких  

                                                                   продуктов обмена

4. Выделительная система                 Г. Обеспечивает воспроизведение себе  

                                                                  подобных

5. Система размножения                    Д. Управляет работой организма

                                                              Е. Осуществляет переваривание и

                                                                   всасывание пищи

А

Б

В

Г

Д

5. - Что нового, интересного мы сегодня узнали на уроке о кольчатых червях (по цепочке отвечает каждый ученик)

6. Домашнее задание.

- Параграф 17.

- Задание по выбору:

А) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Б) приготовьте презентацию «Многообразие кольчатых червей».

В) подготовьте сообщение о вермикультуре.

                                                                                                            Приложение 1. 

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

 

 

 

 

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли? 

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 

                                                                                                           Приложение 2. 

Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е. разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что им нечем дышать.

3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.

                                                                                                            Приложение 3.

Инструктивная карта.

Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение дождевого червя»

Цель: изучить внешнее строение и особенности передвижения дождевого червя

Оборудование: живой дождевой червь, лист бумаги, лупа, стекло, стеклянная палочка, репчатый лук

Ход работы:


https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53bc1d2e0b785/user_file_53bc1d2e0b785_1_1.png https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53bc1d2e0b785/user_file_53bc1d2e0b785_1_2.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53bc1d2e0b785/user_file_53bc1d2e0b785_1_3.pngБрюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

1. Достаньте червя пинцетом из банки и поместите его на стекло. Опишите, чем отличаются передняя часть его тела от задней, спинная – от брюшной.

2. Подсчитайте, сколько члеников у червя.

3. На каком сегменте находится утолщение – поясок?

4. Найдите с помощью лупы щетинки. Где они расположены? Подсчитайте, количество щетинок на одном членике.

5. Пустите червя ползать по бумаге. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите водой стекло и пустите червя на него. Опишите, как червь передвигается по бумаге и мокрому стеклу.

6. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Поднесите, не дотрагиваясь, до переднего конца тела кусочек лука. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие различных раздражителей.

7. Поместите червя в банку с влажной бумагой. Как он реагирует на новые условия?

8. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.

9. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.
Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Приложение 4.

Группа 1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.
1.Используя рисунок 67, стр.89, определите состав кожно – мускульного мешка кольчатых червей.
2.Какие виды мышц входят в состав кожно-мускульного мешка? Какое значение они имеют?
3.Исползуя рисунок 68, стр.90, определите, определите, сегментировано ли полость тела. Какое это имеет значение?
4.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

Группа 2. Пищеварительная система и питание червей.

Используя материал статьи на стр.90 составьте небольшой рассказ про пищеварительную систему дождевого червя.

Группа 3. Кровеносная система дождевого червя.
1.Используя рис. 67, стр.89, определите, какие, какие органы входят в состав кровеносной системы. Как происходит движение крови по кровеносной системе червя?
2.Почему кровеносную систему кольчатых червей называют замкнутой?
3.Что такое «сердца»?
4.Что такое капилляры? Какое значение имеет густая сеть капилляров в коже и внутренних органах?
5.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу. Отметьте в рассказе, что кровь дождевого червя и многих других червей красная, а это вызвано наличием в крови гемоглобина – дыхательного пигмента, в состав которого входит железо.

Группа 4.Нервная система.
1.Используя стр.86 , определите порядок построения нервной системы. Есть ли отличие в строении кольчатых, плоских и кольчатых червей?
2.Какие органы чувств имеются у дождевого червя, какое значение они имеют?
3.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

Группа 5. Дыхание и выделение.
1.Как осуществляется дыхание червей? Какое значение при этом имеет густая сеть капилляров в коже?
2.Почему после дождя дождевые черви вынуждены выползать на поверхность земли?
3.Используя рисунок 67 на стр.89 и материал на стр.86, определите органы выделительной системы и характер их расположения.
4.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

Группа 6. Размножение.
1.Каких животных называют гермафродитами, а каких раздельнополыми?
2.Как проходит оплодотворение у гермафродитов?
3.Как происходит оплодотворение у раздельнополых червей?
4.Как происходит развитие дождевого червя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: " Тип Кольчатые черви. класс Малощетинковые"

презентация предназначена для урока биологии в 7 классе по теме: " Тип Кольчатые черви. класс Малощетинковые". В презентации представлен материал по внешнему и внутреннему строению дождевых червей, а ...

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей...

презентация к уроку "Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про...

Презентация к уроку "Тип Кольчатые черви.Класс Малощетинковые"

Данный ЭОР используется при узучении  темы "Тип Кольчатые черви.Класс Малощетинковые" в 7 классе,УМК Пасечника....

Конспект урока "в 5 классе по биологии "Царство Грибы"

Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспит...

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме : "Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые"

В презентации рассматривается внешнее строение дождевого червя, представлен алгоритм выполнения лабораторной работы №2 "Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость"...

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Урок по теме "Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"....