Опорный конспект по биологии
консультация по биологии (11 класс)

Потемкина Ольга Алексеевна

Данный опорный конспект предназначен для самостоятельного изучения нового материала на базовом уровне учащимися пенитенциарной школы в условиях отсутствия доступа к учебникам и интернет-ресурсам. В конспект  включён механизм самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_klass_tema_ontogenez.docx110.23 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 11 класс Тема: ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды, он начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью. Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым путем, разделяют на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из яйцевых оболочек или рождением организма. Эмбриональное развитие большинства многоклеточных животных включает три основных этапа: 1. дробление; 2. гаструляция; 3. гисто- и органогенез.

Стадия дробления характеризуется образованием многоклеточного однослойного зародыша – стадия бластулы.В процессе дробления объем зародыша не изменяется, а размеры клеток с каждым разом уменьшается. Образующиеся в результате дробления зиготы клетки называются бластомерами. На стадии 32 бластомеров зародыш имеет вид ягоды малины  (зародыш не имеет полости). На стадии 64 бластомеров в нем образуется полость, а бластомеры располагаются в один слой вокруг неё. Эта стадия называется бластулой (многоклеточный однослойный зародыш). Полость находящаяся внутри называется бластоцелью – первичная полость тела. Все клетки зародыша имеют диплоидный (2n) набор хромосом. Гаструляция – образование двухслойного зародыша путем впячивания  бластодермы в полость бластоцели. Гаструла имеет два слоя клеток: наружный эктодерма и внутренний – энтодерма. Их называют первым и вторым зародышевыми листками. Полость называется гастроцелью или полость первичной кишки, а вход в неё – первичный рот, или бластопор. У беспозвоночных бластопор превращается в окончательный рот (первичноротые), у вторичноротых животных (хордовые), из бластопора формируется анальное отверстие, а рот образуется на противоположной стороне тела.На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие кишечнополостных (гидры, медузы), у всех остальных типов животных между экто- и энтодермой образуется третий зародышевый листок – мезодерма (формируется из клеток энтодермы).Зародышевые листки – это отдельные пласты клеток, занимающие отдельное положение в зародыше, из которых в дальнейшем развиваются все системы органов. Гисто и органогенез – процесс образования тканей и органов. Эктодерма на спинной стороне зародыша прогибается, образуя желобок, края которого смыкаются. Образовавшаяся нервная трубка погружается под эктодерму. На переднем конце нервной трубки формируется головной мозг.  Отростки нервных клеток ц.н.с образуют периферические нервы. Кроме того из эктодермы развиваются покровы и их производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки (рецепторы) анализаторов, мозговой слой надпочечников. Из мезодермы развиваются все виды соединительной ткани: кости, хрящи, сухожилия, подкожная клетчатка и др.), мышцы, кровеносная, выделительная и половая системы.

Постэмбриональный период онтогенеза начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма. Этот период характеризуется ростом и половым созреванием. Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. При прямом развитии на свет появляется организм похожий на взрослую особь, но отличается от него только размерами, недоразвитием половых органов, а также пропорциями тела. Характерно для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. При непрямом развитии (развитие с метаморфозами) – превращениями, из яйцевых оболочек выходит личинка, отличающаяся от взрослого организма. У неё имеются специализированные личиночные органы, отсутствуют некоторые органы взрослой особи. Личинка питается, растет, личиночные органы разрушаются, формируются органы взрослого животного. Биологическое значение непрямого развития заключается в том, что организм на стадии личинки растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйцеклетки, а благодаря самостоятельному питанию. Следовательно, такой тип развития характерен для организмов, яйцеклетки которых содержат малое количество желтка (земноводные, многие членистоногие и др.) Таким образом, при непрямом развитии уменьшается конкуренция за пищу и место обитания между взрослыми особями и их потомством. Например, личинка лягушки – головастик питается растениями, а взрослая лягушка – насекомыми. Также, у ряда видов, например кораллов, взрослые особи ведут прикрепленный образ жизни, они не могут передвигаться. Зато личинка у них подвижна, что способствует расселению вида.

Задание: рассмотрите схему «Онтогенез». Какой информации нет на схеме?

C:\Users\User\Desktop\Задания при ковите 2020-2021у.г\11 кл\онтогенез 11 кл..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорный конспект по биологии «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»

«Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора»...

Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний".

Статья и презентация "Опорные конспекты по биологии - как средство, повышающее качество знаний"....

опорный конспект к уроку биологии "Фотосинтез"

Данный опорный конспект поможет учащимся раскрыть тему "Фотосинтез"...

Опорные конспекты по биологии 6 класс

Опорные схемы-конспекты по теме "Семейства цветковых растений"...

Опорный конспект по биологии 8 класс

Опорный конспект по биологии 8 класс по теме: "Эпителиальная и соединительная ткани", особенности строения, функции и виды тканей...

Опорные конспекты по биологии: требования к их составлению, методика использования

Опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебног...

Опорный конспект по биологии

Данный опорный конспект предназначен для самостоятельного изучения нового материала на базовом уровне учащимися пенитенциарной школы в условиях отсутствия доступа к учебникам и интернет-ресурсам. В ко...