Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник. 35 часов
рабочая программа по биологии (6 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника (УМК  «Линия  жизни»  В.В. Пасечника.  Биология  5 – 6  кл.  Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Рабочая программа по    биологии   ориентирована на воспитанников    6/1    взвода и разработана на основе следующих документов:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

2.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,  протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

3 Программы  В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).

     Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника (УМК  «Линия  жизни»  В.В. Пасечника.  Биология  5 – 6  кл.  Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.

       Согласно календарному учебному графику  Университетского  казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения  высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской  области и в связи с  праздничными днями  данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.

Планируемые  результаты

     Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о целостности природы,

- формирование толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

-  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

 5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета

Жизнедеятельность организмов (18 часов)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.

Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе.  Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.

Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1.  «Поглощение воды корнем»

Лабораторная работа №2.  «Выделение углекислого газа при дыхании»

Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».

Контрольные работы:

Входная тестовая работа

Контрольная работа «Питание и дыхание организмов».

 Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Вегетативное размножение организмов.  Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№4.  «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа№5.  «Определение возраста деревьев по спилу».

Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов)

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде.  Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.

Эндокринная система, ее  роль в гуморальной регуляции организмов.  Биологически активные вещества. Гормоны.

Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы.  Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности  организмов. Рефлекторный  характер деятельности нервной  системы.  Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы.  Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая  нервная деятельность.

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности

Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных.

Контрольные работы:

Итоговая контрольная работа

Тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

Количество лабораторных и практических работ

Количество контрольных работ

1

Жизнедеятельность организмов

18

3

2

2

Размножение, рост и развитие организмов

5

2

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

11

1

Итого:

34

5

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема

Планируемые результаты обучения

Тип урока

Виды и формы контроля

по плану

по факту

универсальные
учебные действия (УУД)

личностные (Л);

познавательные (П);

регулятивные (Р);

коммуникативные (К);

1

5.09

Вводный инструктаж по ТБ.
Процессы жизнедеятельности живых организмов.

Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих.

П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать  проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ  и синтез объектов; умение осуществлять сравнение,  классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

2

12.09

Обмен веществ – главный признак жизни. Входная тестовая работа.

 Тест. Урок изучения нового материала.

Работа с корточками, фронтальный опрос, тест

3

19.09

Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1.  «Поглощение воды корнем»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

4

26.09

Удобрения.

Урок изучения нового материала

Тестовый и фронтальный опрос

5

3.09

Фотосинтез.

Комбинированный урок

Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала;

6

10.09

Значение фотосинтеза.

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала;

7

17.09

Питание бактерий.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

8

24.09

Питание грибов.

Комбинированный урок

Опрос. Карточки.

9

7.10

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос.

10

14.10

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Тест.

Урок изучения нового материала.

Опрос. Карточки.

11

21.10

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

12

28.10

Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании».

Комбинированный урок

Опрос. Карточки.

13

5.12

Контрольная работа  «Питание и дыхание организмов».

Урок контроля и коррекции

Фронтальный опрос.

14

12.12

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3  «Передвижение веществ по побегу растения».

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа

15

19.12

Передвижение веществ у животных.

Комбинированный урок

Опрос. Карточки.

16

26.12

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа

17

16.01

Выделение у животных.

Комбинированный урок

Опрос. Карточки.

18

23.01

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов».

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)

19

30.01

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4.  «Вегетативное размножение комнатных растений»

Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения;

уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе.

Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением приводить примеры.

Комбинированный урок

Работа с карточками в малых группах

20

6.02

Половое размножение.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

21

12.02

Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Лабораторная работа №5.  «Определение возраста деревьев по спилу».

Урок обобщения и систематизации

Фронтальный опрос.

22

20.02

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Комбинированный урок

Тест, фронтальный опрос

23

27.02

Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов».

Урок изучения нового материала

Работа с корточками, фронтальный опрос

Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов)

24

6.03

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.

Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике.

П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Предметные: знать понятия регуляция, гормон, нейрон, рефлексы, инстинкт, саморегуляция, поведение и др; знать механизм нервной и гуморальной регуляции, факторы, влияющие на поведение; уметь объяснять механизм нервной и гуморальной регуляции, объяснять значение регуляции и саморегуляции; различать способы движения организмов; приводить примеры разнообразных способов передвижения

Комбинированный урок

Работа с карточками в малых группах

25

13.03

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

26

20.03

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Урок обобщения и систематизации

Фронтальный опрос.

27

3.04

Поведение организмов.

Комбинированный урок

Тест, фронтальный опрос

28

10.04

Движение организмов.

Урок изучения нового материала

Работа с корточками, фронтальный опрос

29

17.04

Организм – единое целое.

Комбинированный урок

Работа с карточками в малых группах

30

24.04

Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов».

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

31

8.05

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности растений».

Урок обобщения и систематизации

Фронтальный опрос.

32

15.05

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности животных».

Комбинированный урок

Тест, фронтальный опрос

33

22.05

Итоговая контрольная работа

Урок изучения нового материала

Работа с корточками, фронтальный опрос

34

29.05

Обобщение материала по курсу биология.

Комбинированный урок

Фронтальная беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника

       Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...

Рабочая программа по биологии на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. латюшина и др. при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедиаобеспечения для работы на уроках, а также рабочие программы для 5 - 9 классов. Рабочие программы составлены в соответствие с требованиями ...

Рабочая программа математика 5 класс С.Никольский 210 часов

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по математике с уч...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...