Профориентация на уроках биологии.
элективный курс по биологии (8 класс)

Любовь Ивановна Фадеева

Работая над проблемой  «Улучшение  качества  образовательного  процесса  путём  формирования  профессиональной  ориентации  учащихся», профориентационную  работу  на  уроках строила  путём  формировании  профессиональной  направленности  личности  учащихся  и  развития  профессиональной  мотивации,  так  как  именно  эти  качества  помогут  школьникам  правильно  выбрать  профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_na_urokah_biologii.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация  на  уроках  биологии.

(Из  опыта  работы).

   У  любого  педагога  нередко  возникает  проблема  формирования  у  школьников  положительной  мотивации  учения  вообще  и,  в  частности,  к  своему  предмету.  Для  её  решения  используют  различные  приёмы:  активизация  познавательной  деятельности  с  помощью  привлечения  интересной  и  занимательной  информации,  проведения  различного  рода  игр,  замена  реальной  оценки  действий  учащихся  несколько  завышенной  и  т.д.  Но  всё  это  внешняя  мотивация – наиболее  распространённая  и  чаще  используемая  на  уроках.

Между  тем  известно,  что  более  продуктивна  внутренняя  мотивация.  Она  порождается  конкретной  предметной  деятельностью  и  непосредственно  связана  с  данной  учебной  дисциплиной  и  её  содержанием.   Наши  дети – подростки  уже  имеют  сложившуюся  систему  ценностей,  имеют  свои  представления  о  будущей  жизни.  Они  понимают,  что  для  достижения  своих  целей  необходимо  иметь  хорошую  профессию  и  образование.  Однако  школьники  плохо  представляют,  какие  профессии  в  будущем  будут  востребованы,  какие  личностные  и  профессиональные  качества  понадобятся  им  для  достижения  успеха.

Работая над проблемой  «Улучшение  качества  образовательного  процесса  путём  формирования  профессиональной  ориентации  учащихся», профориентационную  работу  на  уроках строила  путём  формировании  профессиональной  направленности  личности  учащихся  и  развития  профессиональной  мотивации,  так  как  именно  эти  качества  помогут  школьникам  правильно  выбрать  профессию.

Наиболее  благоприятное  время  для  формирования  профессиональной  мотивации,  связанное  с  возрастными  особенностями  детей – 6-8  классы.  В  этот  период  закладывается  фундамент  будущей  профессии,  понимание  значения  труда  в  жизни  людей,  уважение  и  любовь  к  труду.  В этом  возрасте  школьники  часто  обращают  внимание  на  внешнюю  привлекательность  профессии  и  не  могут  определиться в  выборе,  так  как  часто  им  нравятся  самые  разные  специальности.  Поэтому  на  уроках  знакомлю  ребят  с  содержанием  труда  по  различным  профессиям,  связанным с  биологией:  селекционера,  животновода,  растениевода,  садовода,  фармацевта,  эколога  и  др. То  есть  происходит  первичный  элементарный  анализ  профессий,  который  определяет:  1)содержание  профессий;  2) необходимые  для  профессии  способности  и  умения.

Например,  при  изучении  тем:  «Многообразие  растений»,  «Систематика  растений»,  «Сельскохозяйственные  растения»  и  др.,  знакомлю  ребят  с  профессией  фармацевта. Что  необходимо  знать  фармацевту?  Особенности  строения  и  жизнедеятельности  растительного  организма,  систематику  растений.  Что  должен  уметь  фармацевт?  Он  изготавливает  и  отпускает  лекарственные  препараты.  Где  можно  получить  профессию  фармацевта?  Рассказываю  об  учебных  заведениях,  где  можно  получить  эту  специальность.  Востребована  ли  в  настоящее  время  эта  профессия?  Да,  т.к.  постоянно  расширяющаяся  сеть  аптек  требует  подготовки  большого  числа  высококвалифицированных  специалистов.  Желающим  предлагаю  подготовить  дополнительный  материал  на  тему  «Лекарственные  растения».

Профессия  фермера – сельскохозяйственная  профессия,  которая  в  последнее  время  активно  распространяется  и  предполагает  знание  биологии  растений,  животных,  требует  больших  физических  и  материальных  затрат. Поскольку  мы  живем  в  небольшом  городе,  где  практически  каждая  семья  имеет  земельный  участок,  на  котором  выращиваются  сельскохозяйственные  растения  или  подворье  с  сельскохозяйственными  животными,  школьники  имеют  практическое  представление  об  этой  профессии  и  принимают  активное  участие   в  обсуждении. Это  профессия,  в  которой  многие  при  разумном  подходе  достигают  больших  успехов,  а  выращивание  сельскохозяйственной  продукции  даёт  хороший  доход  фермеру.

В  8-9  классах  основной  акцент -   на  самооценку,  самоанализ  и  самовоспитание  в  связи  с  намечающимися  профессиональными  интересами.  Возникает  необходимость  оценить  соотношение  требований  профессии  и  личных  данных.  Главная  задача,  которая  решается  в  8-9  классах – организация  предпрофильной  подготовки,  позволяющей  учащемуся  в  дальнейшем  осознанно  выбрать  профиль  обучения,  т е.,  совершить  первичное  профессиональное  самоопределение.  От  этого  выбора  зависит  успешность  обучения  школьников  в  старших  классах,  их  подготовка  к  следующей  ступени  образования  и  к  будущей  профессиональной  деятельности.  Чем  точнее  сделан  выбор,  тем  меньше  разочарований  и  трудностей  будет  в  будущем  у  нынешнего  школьника  и  тем  больше  вероятность,  что  он  станет  хорошим  специалистом.

Для  школьников  данного  возраста  мною  разработаны  несколько  курсов  по  выбору,  которые  помогают  ученикам  проверить  себя,  ответить  на  вопросы:  «Могу  ли  я,  хочу  ли  я  учить  это,  заниматься  этим?».  Каждый  из  предложенных  курсов  может  оказать  помощь  8-9-классникам  в  совершении  осознанного  выбора  профиля  обучения  в  старшей  школе.

Самый  востребованный  курс - «Основы  медицинских  знаний»,  он  носит  ориентационный  характер.  Востребованность  его  связана,  по – видимому,  с  тем,  что  профессия  врача,  другого  медицинского  персонала,  которую  школьник  может  получить  в  будущем,  хорошо  оплачиваема,  пользуется  спросом,  уважением.

Курсы  по  выбору:  «Физиология  животных»,  «Самонаблюдения  и  опыты  по  физиологии  человека»,  «Этология  животных»  носят  углубленный  характер,  являются  введением  в  одну  из  сопутствующих  биологии  наук  («Физиология  животных»  и  «Этология  животных»)  или  имеют  практическую  направленность  («Самонаблюдения  и  опыты  по  физиологии  человека»).  Хорошая  реклама  этих  курсов  дала  неплохой  результат – все  курсы  были  выбраны  девятиклассниками.

В  10-11  классах  особо  важно  развивать  ведущие  мотивы,  осуществлять  практическую  пробу  сил  в  интересующей  области,  проводить  работу  по  определению  соответствия  между  требованиями  профессии  и  возможностями  ученика  и  параллельно  с  этим  формировать  устойчивую  позицию  выбора,  так  как  именно  в  этот  период  заканчивается  процесс  профессионального  самоопределения.

Основными  мотивами   выбора  профессии  школьниками  в  этом  возрасте  становятся:  социальная  значимость  и  престиж,  интерес  к  профессии,  материальная  заинтересованность,  наличие  специальных  способностей,  романтика  риска,  поиска,  возможность  творчества  и  новизны.  Немаловажную  роль  играют  также  подражание  родителям  и  старшим,  интерес  к  школьному  предмету.

      В  решении  этой  задачи  ведущую  роль  играет  такая  форма  дифференциации  как  профильное  обучение.  В  нашей  школе химико-биологический  профиль  обучения  ежегодно  оказывается  востребованным  учащимися.  Старшеклассники,  обучающиеся  в  профильном  химико-биологическом  классе,  имеют  устойчивый  интерес  к  данным  предметам  и  к  определённым  сферам  профессиональной  деятельности.  Расширенное  изучение  предмета  направлено  на  развитие  интереса  учеников  к  изучаемому  материалу,  идёт  углубление  в  профилирующем  предмете  тех  тем,  которые  являются  профессионально,  личностно  и  социально  значимыми  для  ученика.  Например,  в  профильном  химико-биологическом  10  классе  был  введен  дополнительно  1  урок  биологии  в  неделю.  Он  используется  на  изучение  современных  научных  открытий,  решение  биологических  задач,  развитие  познавательных  интересов,  способностей  учащихся,  углубленное  изучение  предмета.  Стараюсь  построить  учебный  процесс  таким  образом,  чтобы  старшеклассники  могли  не только  успешно  сдать  единый  государственный  экзамен  по  завершении  изучения  курса  биологии,  но  и  сделали  верный  выбор  профессии.

   Встречаясь  с  родителями  старшеклассников,  обсуждаем  интересы,  возможности,  способности  их  детей,  реальные  пути  построения  профессиональной  карьеры.  Рекомендую  не  отбрасывать  возможность  получения  начального  профессионального  образования  как  реального  и  эффективного  этапа  в  профессиональной  подготовке  подростков  после  окончания  основной  школы.