diologi8rabprogramma
рабочая программа по биологии (8 класс)

Рабочая программа по биологии для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_biologiya.doc812.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\2020-10-06\Image0008.JPG

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Выпускник научиться:

  • Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • Владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Содержание учебного предмета

Введение. Человек как биологический вид (3 ч)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Глава 1. Общий обзор организма человека (4ч)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.

Лабораторная работа:

Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Глава 2. Опора и движение (6 ч)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Практические работы:

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Лабораторная работа:

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные работы:

Измерение кровяного давления.

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.

Глава 5. Дыхание (5 ч)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторные работы:

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Определение частоты дыхания.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.

Глава 6. Питание (6 ч)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторные работы:

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

Практическая работа:

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

Практическая работа:

Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Глава 9. Покровы тела (4 ч)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Практическая работа:

Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.

Лабораторные работы:

Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).


Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)

Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Глава 13. Размножение и развитие человека (3 ч)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Лабораторная работа:

Измерение массы и роста своего организма.

Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».

Практическая работа:

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Календарно - тематическое планирование

  №

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Всего часов

Их них

дата

предметные

метапредметные

УУД

личностные

л/р

к/р

с/р

план

факт

Введение

3

1/1

Науки о человеке и их методы.

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Выявляют методы изучения организма человека

Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни

Знать и описывать методы изучения организма человека.

Объяснять  связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосо циального существа. Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке

уметь объяснять необходимость знаний о  методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания.

1

2/2

Биологическая природа человека. Расы человека.

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказа тельства (аргумен тировать) родства человека с млекопи тающими живот ными. Определяют черты сходства и различия человека и животных.

Объясняют совре менные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человек

Объясняют возни кновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов

Учащиеся должны знать место человека в систематике.

Определять черты сходства и различия человека и животных.

Объяснять место и роль человека в природе.

Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека.

Доказывать принад лежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека

Объясняют современные концепции происхождения человека.Перечислять характерные особенно сти предшественников современного человека

Узнавать по рисункам представителей рас человека

Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду

Доказывать несостоя тельность расистских взглядов о преимуще ствах одних рас перед другими.

Анализировать содержание рисунков учебника

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

классифицировать по нескольким признакам;

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

извлечение необходимой информации из текстов

Владение  монологической и диалогической  формами  

1

3/3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Приводят доказа тельства (аргумен тировать) родства человека с млекопи тающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных.

Объясняют совре менные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека

Объясняют современные концепции происхождения человека.Перечислять характерные особенности предшественников современного человека

Узнавать по рисункам представителей рас человека

Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду

Доказывать несостоя тельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Анализировать содержание рисунков учебника

- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.

классифицировать по нескольким признакам;

Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.

извлечение необходимой информации из текстов

1

Общий обзор организма человека

4

4/1

Строение организма человека(1). 

Л/р «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела чело века со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Учащиеся должны знать общее строение организма

Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов

Называть органы человека, относящиеся к определенным системам

Находить у себя грудную и брюшную полости.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы.

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков  диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

1

1

5/2

Строение организма человека (2)

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела чело века со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Учащиеся должны знать общее строение организма

Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов

Называть органы человека, относящиеся к определенным системам

Находить у себя грудную и брюшную полости.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы.

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков  диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Планировать учебное сотруд ничество с учите лем и сверстни ками – определе ние целей, функ ций участников, способов взаимодействия.

1

6/3

Стартовая к/р

1

1

7/4

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы.

Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков  диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления

1

Опора и движение

6

8/1

Опорно-двигатель ная система. Состав, строение и рост костей. Л/р «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека».

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Называть функции опорно-двигательной системы

Описывать химический состав костей

Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава

Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями костей;

Извлекать учеб ную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное. Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотруд ничество с товари щами по группе.

1

1

9/2

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

Называть  особенности строения скелета человека;

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

между строением и функциями скелета.

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Сравнивать стро ение поясов верх ней и нижней конечности.

 Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восп риятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

10/3

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. 

П/р «Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы».

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

Называть  особенности строения скелета человека;

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

между строением и функциями скелета.

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Сравнивать стро ение поясов верх ней и нижней конечности.

 Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восп риятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

1

11/4

Строение и функции скелетных мышц.

Объясняют особенно сти строения мышц. Проводят биологи ческие исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц

Самостоятельно работать с текс том учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логи чески мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и позна вательных задач . Умение организо вывать свою дея тельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Умение осознанно исполь зовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спо собность работать совместно в атмосфере сотруд ничества.

1

12/5

Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа «Изучение влияния стати стической и дина мической работы на утомление мышц».

Объясняют особен ности работы мышц. Раскрывают механиз мы регуляции работы мышц. Проводят био логические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Называть последствия гиподинамии

Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона

Описывать энергетику мышечного сокращения

Различать механизм статической и динамической работы

Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок

Анализировать содержание рисунка

Характеризовать механизм регуляции работы мышц

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.

Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения экспериме нта.Умение осознанно испо льзовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спосо бность работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

1

13/6

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. П/р «Выявление плоскостопия».

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки

Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия.

Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике.

Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения экспериме нта.Умение осознанно испо льзовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спосо бность работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

1

Внутренняя среда организма

4

14/1

Состав внутренней среды организма и её функции.

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между лимфой кровью и межтканевой жидкостью Объясняют механизм  перехода жидкости между клетками

Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма;

Характеризовать  внутреннюю среду

Перечислять органы кроветворения

Характеризовать сущность  перехода жидкости между клетками

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения;

 владеть различными видами изложения текста

1

15/2

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним.

Называть признаки биологических объектов:

составляющие внутренней среды организма;

составляющие крови (форменные элементы);

составляющие плазмы.

Наблюдать, срав нивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения;владеть различными видами изложения текста.

Сравнивать кровь человека и лягу шки и делать выводы на основе их сравнения. Умение осознан но использовать средства пись менной и устной речи для престав ления результата; способность рабо тать совместно в атмосфере сотрудничества.

Анализировать собственнуюработу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

1

16/3

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. 

Л/р «Изучение микроскопического строения крови».

Выделяют существен ные признаки имму нитета. Объясняют причины нарушения иммунитета

Называть органы иммунной системы. Давать определение термину иммунитет. Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток. Характеризовать периоды болезни

Приводить примеры инфекционных заболеваний. Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости

Работать с различ ными источниками информации, готовить сообщения, высту пать с сообщении ями. выделять главное, сущест венное; синтези ровать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

1

17/4

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

Выделяют существен ные признаки имму нитета. Объясняют причины нарушения иммунитета

Называть органы иммунной системы. Давать определение термину иммунитет. Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток. Характеризовать периоды болезни

Приводить примеры инфекционных заболеваний. Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости

Работать с различ ными источниками информации, готовить сообщения, высту пать с сообщении ями. выделять главное, сущест венное; синтези ровать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

1

Кровообращение и лимфообращение

4

18/1

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.

Называть:

-особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;

-признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения;

-органы кровеносной системы;

-систему лимфообращения;

-органы лимфатической системы.

Умение работать с текстом учебника, находить главное. Грамотно и лаконично выражать свои мысли.

1

19/2

Сосудистая система. Лимфообращение. 

Л/р «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения            

Давать определение терминам

Различать малый и большой круги кровообращения

Анализировать содержание рисунка

Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов

Использовать лабораторную работу для дока зательства выдвигаемых предпо ложений; аргумен тировать получен ные результаты

Умение работать в группе, сотрудни чать с товарищами и учителем, крат ко и лаконично выражать свои мысли. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике

1

1

20/3

Сердечнососудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. 

Л/р «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

П/р»Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения».

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний

Анализ текста учебника

Участие в беседе

Выполнение лабораторной работы и  анализ ее результатов.

Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе

Называть причины юношеской гипертонии

диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать  выводы. Умение организовывать учебное сотрудни чество и совмес тную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре

1

1

21/4

Контрольная работа

1

1

Дыхание

5

22/1

Дыхание и его значение. Органы дыхания. П/р «Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы».

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

Поиск информации о строении и функциях голосовых связок

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека

Узнавать по немым рисункам органы дыхания

Называть этапы дыхания

ставить цели само образовательной деятельности.

выделять главное, существенное;  синтезировать материал; устана вливать причин но-следственные связи, аналогии.

Правильно форму лировать вопросы и давать аргумен тированные ответы

1

1

23/2

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика».

Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».

Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха.

Определение жизненной емкости легких.

иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха.

Называть расположение центров дыхательной системы

Называть причины горной болезни

Давать определение термину дыхание

Формирование внутренней пози ции обучающее гося на основе положительного отношения к полу чению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности чело века за общее благополучие. Умение формули ровать и удержи вать учебную задачу, преобра зовывать практи ческую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осуществлять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осу ществлять взаим ный контроль, адекватно оцени вать собственное поведение и пове дение окружаю щих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь . Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы

1

1

24/3

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Л/р «Определение частоты дыхания».

Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика».

Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».

Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха.

иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха.

Называть расположение центров дыхательной системы

Формирование внутренней пози ции обучающегося на основе положительного отношения к полу чению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие. Умение формулировать и удерживать учеб ную задачу, прео бразовывать практическую задачу в познава тельную. Различать способ и результат действия, осуществ лять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осуще ствлять взаимный контроль, адеква тно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь . Правильно форму лировать вопросы и давать аргумен тированные ответы. Умение контролировать и оцениватьпроцесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать резуль тат деятельности

1

1

25/4

Заболевания органов дыхания их профилактика. Реанимация.

Приводят доказатель ства (аргумента ция) необходимости соблюдения мер профилактики лёго чных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отрав лении угарным газом, спасении утопаю щего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов

Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы

Называть заболевания органов дыхания.

Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей

аргументировать полученные результаты

Умение контро лировать и оце нивать процесс и результат деяте льности. Самост оятельно созда вать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать результат деяте льности. Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно

1

26/5

Обобщение по главе «Дыхание».

1

1

Питание

6

27/1

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Выделяют существенные признании процессов питания и пищеварения. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека. Составляют схему «Пищеварительная система человека».

иметь представление о составе пищи и роли пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущности и значении питания и пищеварения, строении и функции органов пищеварительной системы;

Формирование внутренней пози ции обучающегося на основе поло жительного отно шения к получе нию знаний. Экологическая культура, готов ность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразо вывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осущест влять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осуществлять взаимный конт роль, адекватно оценивать собст венное поведение и поведение окру жающих, оказы вать сотрудни чество и взаимо помощь.

1

28/2

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

 Л/р «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости. Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов.

иметь представление о процессах пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в них, нервно-гуморальной регуляции этих процессов.

Умение работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельности при решении поставленной задачи. Контролировать и оценивать резуль тат деятельности

1

1

29/3

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Характеризуют сущ ность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищева рении. Используют приобретенные знания для проведения наблюдений за состо янием собственного организма. Устанав ливают взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

иметь представление о процессах пищеварения в желудке и двенадцати перстной кишке, свойствах ферментов и условиях их активности, роли соляной кислоты в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

умение работать с текстомучебника, находить главное. Оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.

1

30/4

Всасывание питательных веществ в кровь.

Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу. По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследу ют роль печени в орга низме. Анализируют сообщение о влиянии алкоголя на здоровье печени. Распознают на наглядных пособиях органы пищева рительной системы.

иметь представление о значении толстого и тонкого кишечника, роли печени в организме, функционировании кишечных ворсинок  и механизме всасывания, роли аппендикса и симптомах аппендицита.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей

1

31/5

Регуляция пищева рения. Гигиена питания. 

П/р«Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы».

Работа с текстом и рисунками учебника. Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пище варения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусло вного сокоотделения. Сравнивают нервную и гуморальную регу ляцию пищеварения.

Приводят доказатель ства необходимости соблюдения мер про филактики нарушений работы пищевари тельной системы в повседневной жизни. Формируют предста вление о гигиени ческих условиях нор мального пищеварения, о режиме питания.

иметь представление о механизмах нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Объяснять вклад И.П Павлова в изучении нервно-гуморальной природысокоотделения.

Называть правила приема пищи. Характеризо вать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний и объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-след ственные связи. Работать с разли чными источник ами информации, готовить сообще ния, выступать с сообщениями.

Уметь оценить степень успешно сти своей индиви дуальной образо вательной деяте льности. Планиро вать учебное сотр удничество с учи телем и сверстни ками – опреде ление целей, фун кций участников, способов взаимодействия

1

1

32/6

Обобщение по главе «Питание».

1

1

Обмен веществ и превращение энергии

4

33/1

Пластический и энергетический обмен.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза.

иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

1

34/2

Ферменты и их роль в организме человека.

Выделяют существен ные признаки обмена веществ и превраще ний энергии в орга низме человека. Опи сывают особенности обмена белков, угле водов, жиров, воды, минеральных солей.

Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ.

Планировать учебное сотрудни чество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

1

35/3

Витамины и их роль в организме человека.

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов и ферментов  в обмене веществ (работа в группах). Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

иметь представление о  ферментам витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения эксперимен та. Анализиро вать собственную работу: соотносить план и совер шенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины

1

36/4

Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. 

П/р «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи.

Обосновывают нормы и режим питания.

иметь представление об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи, роли питания в поддержании здоровья.

Извлекать учеб ную информацию на основе проведе ния эксперимента . Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавли вать их причины .

1

1

Выделение продуктов обмена

3

37/1

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза.

иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

1

38/2

Заболевания органов мочевыделения.

Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза.

уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом.

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

1

39/3

П/р«Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы».

Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы.

уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения

Извлекать учеб ную информацию на основе проведе ния эксперимента

1

1

Покровы тела человека

4

40/1

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки.

Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

иметь представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии.

развивать слове сно-логическое мышление, спосо бности сравнивать и анализировать; оформлять результаты мыслительных операций в уст ной и письменной форме;продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого  

1

1

41/2

Болезни и травмы кожи.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков.

Строить логи ческие рассужде ния, включающее установление при чинно-следствен ных связей. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алго ритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

1

42/3

Гигиена кожных покровов.

Приводят доказатель ства необходимости ухода за кожей, воло сами, ногтями, атакже соблюдения правил гигиены.

иметь анатомо-физиоло гические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств.

Строить логиче ские рассуждения, включающее установление при чинно-следствен ных связей.

1

43/4

Обобщение по главе  «Покровы тела человека».

1

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

8

44/1

Железы внутренней секреции и их функции.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Описывать проявление функций нервной системы

Анализировать  содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»

Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль.

1

45/2

Работа эндокринной системы и её нарушения.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Описывать проявление функций нервной системы

Анализировать  содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»

Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль.

1

46/3

Строение нервной системы и её значение.

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Описывать проявление функций нервной системы

Анализировать  содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»

Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль.

1

47/4

Спинной мозг.

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга

Строение нервной системы

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга

Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета

Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга

Постановка учебной задачи.

Поиск информации в различных источниках.

Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль

1

48/5

Головной мозг.

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий

Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

1

49/6

Вегетативная нервная система. 

П/р «Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Учащиеся должны знать  соматический и вегетативный  отделы нервной системы.

Объяснять влияние отделов нервной системы  на деятельность органов

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы

Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем

Умение формули ровать и удержив ать учебную зада чу, преобразовы вать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь.

Проводить биоло гические исследо вания и делать выводы

1

50/7

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения.

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Учащиеся должны знать  соматический и вегетативный  отделы нервной системы.

Объяснять влияние отделов нервной системы  на деятельность органов

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы

Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем

Умение осуществ лять взаимный контроль, адеква тно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь.

Проводить биоло гические исследо вания и делать выводы

1

51/8

Обобщение по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».

1

1

Органы чувств. Анализаторы

5

52/1

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу. Участвуют в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы  и анализируют их результаты.

умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой,  умение выделять  части зрительного анализатора, знать строение глаз.

Аргументировать полученные результаты. Умение контро лировать и оце нивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельно сти при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам.

Умение осущест влять взаимный контроль, адек ватно оценивать собственное по ведение и пове дение окружаю щих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь

1

53/2

Слуховой анализатор. 

Л/р «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов».

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником.

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Описывают механизм передачи звуковых сигналов.

Показывают взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции.

умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой,  умение выделять  части слухового анализатора, знать строение уха.

умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение организовывать свою деятельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Адек ватное восприятие устной речи и способность передавать содер жание текста в сжатом или разве рнутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способ ность работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

1

54/3

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

Называют располо жение зон чувствии тельности в коре больших полушарий.

Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнают по немым рисункам структурные компо ненты вестибулярного аппарата

Объясняют механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.

умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой,  умение выделять  части анализаторов, знать их строение.

Умение опериро вать изученными понятиями, уста навливать причин но-следственные связи, делать вы воды. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

55/4

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

Называют располо жение зон чувствии тельности в коре больших полушарий.

Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнают по немым рисункам структурные компо ненты вестибулярного аппарата

Объясняют механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.

умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой,  умение выделять  части анализаторов, знать их строение.

Умение опериро вать изученными понятиями, уста навливать причин но-следственные связи, делать вы воды. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

56/5

Обобщение по главе «Органы чувств. Анализаторы».

1

1

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

6

57/1

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Повторяют материал о разноуровневой  организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах.

иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения.

умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на воп росы, логически мыслить, оформ лять результаты мыслительной деятельности в устной и письмен ной форме. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

58/2-59/3

Память и обучение.

Изучают механизм выработки условного рефлекса. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.Приводят  примеры врожденных и приобретенных программ поведения.

Объясняют  механизм формирования динамического стереотипа.  Анализируют содержание рисунков

и основных понятий.

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения.

умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме

1

Врождённое и приобретённое поведение.

Изучают механизм выработки условного рефлекса. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможе ния, доминанты. При водят  примеры врожде нных и приобретенных программ поведения. Объясняют  механизм формирования динамического стереотипа.  Анализи руют содержание рисунков и основных понятий. Выделяют существенные особен ности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения.

умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме

1

60/4-61/5

Сон и бодрствование.

Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики,  сущность и значение снов.

Доказывают  вредное влияние переутомления,  алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

Знакомятся с  правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон».

иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.

:

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики,  сущность и значение снов.

Доказывают  вредное влияние переутомления,  алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

Знакомятся с  правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон».

иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.

Самостоятельно работать с текс том учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логи чески мыслить, выступать с небо льшими сообще ниями. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

1

62/6

Обобщение по главе «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность».

1

1

Размножение и развитие человека

3

63/1

Особенности размножения человека.

Перечисляют этапы жизненного цикла особи.

Узнают по рисункам органы размножения. Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

Сравнивают по выделенным парамет рам бесполое и поло вое размножение.

Характеризуют про цесс оплодотворения.

иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым.

Умение организо вывать свою дея тельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Умение организовывать учебное сотрудни чество и совмес тную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре

1

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона.

использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

Умение структу рировать мате риал, работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

64/2

Беременность и роды.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона.

использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека

Умение структу рировать мате риал, работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

1

65/3

Рост и развитие ребёнка после рождения. 

Л/р «Измерение массы и роста тела организма».

Выделяют основные этапы развития человека после рождения. Доказывают справедливость биогенетического закона.

иметь представление о процессах развития человека после рождения

Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

1

1

Человек и окружающая среда

3

66/1

Социальная и природная среда человека.

Определяют социальную и природную среду, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

иметь представление о

зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды

Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

1

67/2

Окружающая среда и здоровье человека. 

П/р«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека».

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

иметь представление о

зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды

Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

1

68/3

Итоговая к/р за курс 8 класса.

1

1

69-70

Резерв

2