Консультация к ЕГЭ "Задачи по генетике"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Винникова Ольга Валерьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_po_zadacham_k_ege.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по генетике.

Приступая к решению генетических задач, необходимо помнить, что в основе всех заданий лежит знание основных законов наследования признаков, а также понимание того, что все законы генетики носят статистический характер. Это означает, что полученные в эксперименте результаты скрещивания будут тем ближе к теоретическим, чем большее количество потомков будет получено в опыте.

Задача № 1 у гомозиготной черной коровы и красного быка? У гетерозиготных черных быка и коровы?

Решение.         

У крупного рогатого скота черная масть доминирует над красной. Каким будет потомство Генотип коровы указан в условии задачи, а генотип быка устанавливается по фенотипу. Обозначим генотип коровы — АА, генотип быка — аа (в задаче не сказано, что этот бык гомозиготен, но гетерозиготным он быть не может, ибо при генотипе Аа проявился бы доминантный ген А, и бык был бы черным). В результате мейоза бык (аа) дает гаметы только одного типа — с геном а, а корова только с геном А. Слияние таких гамет при скрещивании дает зиготу Аа. Других сочетаний гамет быть не может. Так как черная аллель доминирует над красной, такие гибридные (гетерозиготные) телята выглядят черными. Согласно гипотезе о чистоте гамет гетерозиготы должны производить два сорта гамет (с геном а и с геном А). При оплодотворении встречи различных гамет происходят независимо от их генного состава. Вероятности различных гамет можно определить различными способами:

1) с помощью решетки, предложенной генетиком Пеннетом:

2)        алгебраически, представляя типы гамет как двучлены и
скрещивание как произведение этих двучленов:

(А + а) х (А + а) = АА + 2Аа + аа;

3)        с помощью подсчета вероятности каждого события на основе положения о том, что вероятность одновременного осуществления двух независимых событий равна произведению вероятностей каждого из них: первое событие с вероятностью 1/2 — образование каждой родительской формой гамет А и а; второе событие с вероятностью 1/2 встреча при оплодотворении гаметы А либо с гаметой а, либо с гаметой А. Таким образом, вероятности генотипов оказываются следующими: 1/4 АА; 1/4 Аа; 1/4 Аа; 1/4 аа. В итоге — расщепление по генотипу: 1/4 АА; 1/2 Аа; 1/4 аа или 1:2:1. Расщепление по фенотипу 3/4 А; 1/4 а.

Задача М 2

У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями — только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? Что получится, если скрестить узколистое растение с растением, имеющим листья промежуточной ширины?

Решение. Если львиный зев с широкими листьями всегда дает подобное себе потомство, то это — гомозиготная линия с генотипом ШШ, где Ш— ген широколистости. То же самое можно сказать и о растениях с узкими листьями: генотип их шш, где ш — ген узколистости (будем помнить, что в данном случае малая буква не означает рецессивности, а только указывает на признак, противоположный обозначенному большой буквой). Листья промежуточной ширины наблюдаются у гетерозиготных растений с набором генов Шш, получающихся в результате скрещивания особи ШШ с особью шш. При скрещивании двух осо 


бей Шш (с промежуточными листьями) между собой получится менделевское расщепление: 25% потомства ШШ (с широкими листьями), 25% шш (с узкими листьями), 50% — Шш (с промежуточными листьями). Если скрестить узколистое растение шш с растением Шш, имеющим промежуточные листья, 50% потомства будет иметь генотип Шш (промежуточные листья) и 50% — генотип шш (узкие листья). В самом деле: от родителя шш потомок может получить только один ген ш, а от родителя Шш — с одинаковой вероятностью как ген Ш, так и ген ш. Следовательно, возможны только две равновероятные комбинации Шш и шш.

Задача № 3

У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски их. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Какие плоды будут у Fj? Перечислите все формы, какие могут получиться от скрещивания одного из красноплодных представителей F2 с F,? Что получится от скрещивания между собой желтоплодных представителей F2?

Решение. Обозначим доминантный ген красной окраски через К, а его рецессивную аллель, соответствующую желтой окраске, — через к («не красный»). Гомозиготное красное растение имеет генотип КК, а желтое — кк (гетерозиготным оно быть не может, иначе не проявился бы рецессивный признак). Первое скрещивание: КК х кк = Кк, т.е. все представители F — красные гетерозиготы Кк. Скрещивание их между собой дает менделевское расщепление:

{

красные КК — 25%, красные Кк — 50%, желтые кк — 25% .

Таким будет F2. Все желтоплодные растения имеют генотип кк. При скрещивании их между собой получаются только желтоплодные потомки, потому что клетки родителей не содержат

совсем генов К. При скрещивании же красноплодных особей F2 с растениями F приходится различать два случая:

1)        представитель поколения F2 гомозиготен КК, тогда форму
ла скрещивания

„       v        ( красные КК — 50%,

JtvK X Jt\iK        ч        г\п/

{ красные Кк — 50%,

т.е. потомство получается фенотипически однородным (красные), но генотипически состоит из двух количественно примерно равных частей: гомозиготной и гетерозиготной;

2)        представитель поколения F2 гетерозиготен (Кк), тогда мы опять
имеем дело со скрещиванием между собой двух гетерозиготных гиб
ридов (таких же, как F
x) и потому должны ожидать менделевского
расщепления по генотипу в отношении 1(КК) : 2(Кк) : 1(кк).

Задача М 4

Чистопородный черный комолый бык скрещивается с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а черная масть — над красной, причем гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом?

Решение. Обозначим доминантный ген комолости через К, его рецессивную аллель (ген рогатости) — через к, доминантный ген черной масти и его рецессивную аллель (ген красной масти) соответственно через Ч и ч. Речь идет о скрещивании ККЧЧ X ккчч. Так как гены комолости-рогатости и гены масти находятся в разных хромосомах, они передаются потомству независимо друг от друга, так что, говоря о комолости или рогатости, можно совершенно не обращать внимание на признак цвета, и наоборот. Поэтому по закону единообразия первого поколения и с учетом доминирования все гибриды первого поколения, имея генотип КкЧч, окажутся комолыми и черными. А чтобы уяснить себе, каким будет потомство от скрещивания этих гибридов между собой, можно рассуждать следующим образом. Имея генотип КкЧч, каж дый из родителей дает в равном количестве гаметы четырех типов: КЧ, Кч, кЧ, кч. При оплодотворении одна из отцовских гамет сливается с одной из гамет матери, так что может образоваться какая-либо из 16 комбинаций, охватываемых таблицей Пеннета.

        Гаметы матери

Гаметы отца           —        1        =f        ™        1        

        КЧ        Кч        кЧ        кч        

КЧ        ККЧЧ        ККЧч        КкЧЧ        КкЧч

Кч        ККЧч        ККчч        КкЧч        Ккчч

кЧ        КкЧЧ        КкЧч        ккЧЧ        ккЧч

        кч        КкЧч        Ккчч        ккЧч        ккчч

Отметим вес зиготы, содержащие пару генов кк, — они и только они будут соответствовать рогатым потомкам, так как комо-лость доминирует, и все прочие потомки, имеющие хотя бы один ген К, будут комолыми. Аналогично только зиготы, содержащие чч, будут иметь красную масть. Суммировав все одинаковые зиготы получим, что в потомстве наблюдается расщепление 9:3:3:1.

Задача № 5

У дрозофилы нормальная окраска тела доминирует над темной и нормальные крылья над миниатюрными. Гетерозиготную самку дрозофиллы скрестили с самцом, имевшим темное тело и миниатюрные крылья. От этого скрещивания было получено: 249 мух с темным телом и нормальными крыльями, 20 мух с нормальной окраской тела и нормальными крыльями, 15 мух с темным телом и миниатюрными крыльями, 216 мух с нормальной окраской тела и миниатюрными крыльями.

Считаете ли вы, исходя из этих данных, две эти пары генов сцепленными или несцепленными? Если вы решили, что они сцеплены, то укажите, какое из двух приведенных ниже утверждений правильно описывает сцепление у самки:

а) гены темной окраски тела и миниатюрных крыльев лежат в одной хромосоме, а гены нормальной окраски тела и нормаль-

ных крыльев — в ее гомологе. Во время мейоза произошли крос-синговеры;

б) гены темной окраски тела и нормальных крыльев лежат в одной хромосоме, а гены нормальной окраски тела и миниатюрных крыльев в ее гомологе. Во время мейоза произошли крос-синговеры.

Решение. Такое расщепление в потомстве, когда два фенотипа значительно преобладают над двумя другими фенотипами, бывает при сцепленном наследовании. Причем, по закону Моргана, гены, локализованные в одной хромосоме, сцеплены, т.е. наследуются преимущественно вместе. Следовательно, в этом случае в одной хромосоме находятся гены темного тела и нормальных крыльев, а в другой нормальной окраски тела и миниатюрных крыльев, таккак в потомстве мухи с такими фенотипами значительно преобладают. Другие же фенотипы могли возникнуть в результате кроссинговера. Значит, правильным является утверждение б).

Задача № 6

Рецессивный ген гемофилии (несвертываемости крови) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать ее в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена гемофилии)?

Решение. Отец девушки гемофилик, значит, единственная X-хромосома в его генотипе несет ген этой болезни. И эту хромосому он обязательно передал своей дочери. Мать девушки и ее предки здоровы, следовательно, полученная от нее дочерью вторая Х-хро-мосома не отягощена геном гемофилии. Таким образом, в генотипе невесты только одна из двух хромосом несет ген гемофилии. Единственная же Х-хромосома в генотипе здорового жениха такой ген не содержит (иначе он был бы болен). Сыновья от этого брака получают от отца Y-хромосому, нейтральную в отношении гемо филии, а от матери — с одинаковой вероятностью — либо «болезнетворную» Х-хромосому, либо «здоровую». В зависимости от этого сыновья либо будут страдать гемофилией, либо нет. Дочери же получат от отца Х-хромосому, свободную от гена гемофилии. Поэтому они в любом случае в силу рецессивности гена гемофилии, будут здоровыми, но с вероятностью 50% могут оказаться гетерозиготными носительницами гена гемофилии (полученного от матери).

Если здоровый сын женится на здоровой девушке, ни один их ребенок не будет страдать гемофилией. Если в брак со здоровым мужчиной вступит дочь, не являющаяся носительницей гена гемофилии, то все дети будут здоровы. Если же в такой брак вступит дочь гетерозиготная носительница гена гемофилии, то половина ее сыновей окажется гемофиликами, а все ее дочери будут фенотипически здоровы.

При решении всех задач на наследственность у человека необходимо помнить о статистическом (вероятностном) характере получаемых выводов: число детей даже в многодетных семьях недостаточно для того, чтобы фактическое расщепление по фенотипам было наверняка близким к теоретическому. Но если рассматривать не отдельный брак, а все браки такого типа, то согласие теории с практикой будет хорошим.

Задача М 7

У матери первая группа крови (О), а у отца четвертая (АВ). Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?

Решение. Генотип матери 00, генотип отца — АВ. Ребенок обязательно получит от матери ген 0, а отца — один (и только один!) из его генов А и В. Поэтому ребенок будет иметь генотип АО или ВО, но ни в коем случае ни 00, ни АВ, иными словами, он будет обладать второй или третьей группой крови, но не первой, и не четвертой. Как видим, в этом случае ребенок не может унаследовать группу крови ни от своего отца, ни от своей матери.

Задача № 8

Наследственная слепота у людей может быть обусловлена многими различными причинами. В этой задаче мы будем иметь в виду только два вида слепоты, причина каждого из которых определяется своим рецессивным геном. Сколь вероятно, что ребенок родится слепым, если отец и мать его оба страдают одним и тем же видом наследственной слепоты? А если различными? Свяжите полученный ответ с необходимостью, особенно тщательно следите за тем, чтобы вступающие в брак не состояли даже в отдаленном родстве.

Решение. Если слепота обоих родителей обусловлена одним и тем же рецессивным геном, они обязательно гомозиготны по этому гену, и поэтому наверняка передадут свой недуг потомству. Если же слепота отца обусловлена рецессивным геном а в гомозиготном состоянии, слепота матери — другим рецессивным геном в тоже в гомозиготном состоянии, то генотипы родителей могут быть записаны так: у матери ааВВ, у отца ААвв. При оплодотворении образуются зиготы АаВв, в которых действие рецессивного гена слепоты а и рецессивного гена в подавляется их доминантными аллелями зрячести А и В, и потому дети рождаются зрячими. Наличие одинаковых рецессивных генов слепоты особенно вероятно у близких родственников. Поэтому при вступлении их в брак слепота может особенно часто передаваться детям.

Задача № 9

У люцерны были получены следующие данные о наследовании окраски цветков (исходные формы принадлежат к чистым линиям):

Р  : Пурпурные цветки X желтые цветки Fj : Все растения с зелеными цветками F2 : 890 — с зелеными цветками 311 — с пурпурными цветками 306 — с желтыми цветками 105 — с белыми цветками. Попытайтесь объяснить результаты этих скрещиваний.

Решение. Отличие единообразного поколения от обоих родителей наводит на мысль, что здесь просто отсутствует полное доминирование. Однако откуда тогда появляются во втором поколении белые цветки? Попробуем это объяснить тем, что окраска цветка определяется не одним, а двумя парами генов. Если бы у одного из родителей все гены были бы доминантными, то первое поколение не отличалось бы от этого родителя. Значит, у каждого из родителей доминантна только одна гомологичная пара генов (в условии задачи сказано, что родители гомозиготны); поэтому генотипы матери и отца выражаются формулами ААвв, ааВВ. Тогда генотип первого поколения АаВв. Такие особи дают гаметы четырех типов: АВ, Аи, аВ, ав. Возможные комбинации таких гамет определяются с помощью решетки Пеннета. Остается только сопоставить явствующее из решетки теоретическое расщепление 9:3:3:1с условиями задачи; хорошее совпадение подтверждает справедливость сделанного в ходе решения предположения о характере генетического определения окраски цветков люцерны.

Задача № 10

Ген черной масти у кошек сцеплен с полом. Другая аллель этого гена соответствует рыжей масти. Ни одна из этих аллелей не доминирует, так как гетерозиготные животные имеют пятнистую окраску (ее называют иногда «черепаховой»). Почему черепаховые коты встречаются крайне редко? Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом? А с рыжим?

Решение. Для возникновения черепаховой окраски необходимо одновременно наличие двух генов: «Рыжего» и «черного». Но гены эти находятся в Х-хромосомах, в хромосомном же наборе самца — всего одна Х-хромосома, так что одновременное присутствие указанных двух генов заведомо исключено (встречающиеся все-таки крайне редко черепаховые коты имеют ненормальный набор половых хромосом XXY).

Черепаховая кошка образует гаметы с «черной» Хч-хромосо-мой (Ч) и гаметы с «рыжей» Хр-хромосомой (Р). А спермин чер ных котов содержит либо «черную» Хч-хромосому, либо же Y-хромосому, которая не несет никакого гена окраски. В результате оплодотворения образуются гаметы четырех типов: ХЧХЧ, ХЧХР, X4Y, XPY. Две первые соответствуют черной и черепаховой кошкам, а две вторые — черному и рыжему коту.


Теория возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Хол-дейн, С. Фокс, С. Миллер, Г. Меллер). Жизнь на Земле возникла абиогенным путем.

  1. Органические вещества сформировались из неорганических под действием физических факторов среды.
  2. Они взаимодействовали, образуя все более сложные вещества, в результате чего возникли ферменты и самовоспроизводящиеся ферментные системы — свободные гены.
  3. Свободные гены приобрели разнообразие и стали соединяться.
  4. Вокруг них образовались белково-липидные мембраны.
  5. Из гетеротрофных организмов развились автотрофные.

Клеточная теория (Т. Шванн, Т. Шлейден, Р. Вирхов). Все живые существа — растения, животные и одноклеточные организмы — состоят из клеток и их производных. Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов. Для всех клеток характерно сходство в химическом составе и обмене веществ. Активность организма слагается из активности и взаимодействия составляющих его самостоятельных клеточных единиц. Все живые клетки возникают из живых клеток.

Теория эволюции (Ч. Дарвин). Все существующие ныне многочисленные формы растений и животных произошли от существовавших ранее более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последовательных поколениях.

Теория естественного отбора (Ч. Дарвин). В борьбе за существование в естественных условиях выживают наиболее приспособленные. Естественным отбором сохраняются любые жизненно важные признаки, действующие на пользу организма и вида в целом, в результате чего образуются новые формы и виды.

Хромосомная теория наследственности (Т. Морган). Хромосомы с локализованными в них генами — основные материальные носители наследственности.

  1. Гены находятся в хромосомах и в пределах одной хромосомы образуют одну группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.
  2. В хромосоме гены расположены линейно.

З.В мейозе между гомологичными хромосомами может произойти кроссинговер, частота которого пропорциональна расстоянию между генами.

ЗАКОНЫ

Биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А.Н. Север-цов). Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков. В онтогенезе закладываются новые пути их исторического развития — филогенеза.

Закон зародышевого сходства (К. Бэр). На ранних стадиях зародыши всех позвоночных сходны между собой, и более развитые формы проходят этапы развития более примитивных форм.

Закон необратимости эволюции (Л. Долло). Организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков.

Закон эволюционного развития (Ч. Дарвин). Естественный отбор на основе наследственной изменчивости является основной движущей силой эволюции органического мира.

Законы наследования (Г. Мендель).

Закон единообразия: при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки — оно фенотипически единообразно.

Закон расщепления: при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипическне группы — доминантная и рецессивная.

Закон независимого наследования: при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипическне группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1.

Гипотеза частоты, гамет: находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в них в чистом виде.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

(Н. И. Вавилов). Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

Закон генетического равновесия в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг). В неограниченно большой популяции при отсутствии факторов, изменяющих концентрацию генов при свободном скрещивании особей, отсутствии отбора и мутирования данных генов и отсутствии миграции численные соотношения генотипов АА, аа, Аа из поколения в поколение остаются постоянными.

Частоты членов пары аллельных генов в популяциях распределяются в соответствии с разложением бинома Ньютона (рА + qa)2.

Закон сохранения энергии (И. Р. Манер, Д. Джоуль, Г. Гельм-гольц). Энергия не создается и не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую. При переходе материи из одной формы в другую изменение ее энергии строго соответствует возрастанию или убыванию энергии взаимодействующих с ней тел.

Закон минимума (Ю. Либих). Выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т. е. фактором минимума.

Правило взаимодействия факторов: организм способен заменить дефицитное вещество или другой действующий фактор иным функционально близким веществом или фактором.

Закон биогенной миграции атомов (В. И. Вернадский). Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция), или же протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом, как тем, которое в настоящее время составляет биосферу, так и тем, которое существовало на Земле в течение всей геологической истории.

                ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Симметрия — закономерное, правильное расположение частей тела относительно центра — радиальная симметрия (некоторые беспозвоночные животные, осевые органы растений, правильные цветки) либо относительно прямой линии (оси) или плоскости — двусторонняя симметрия (часть беспозвоночных и все позвоночные животные, у растений — листья и неправильные цветки).

Полярность — противоположность концов тела у животных — передний (головной) и задний (хвостовой), у растений верхний (гелиотропический) и нижний (геотропический).

Метамерность — повторение однотипных участков тела или органа; у животных — членистое тело червей, личинок моллюсков и членистоногих, грудная клетка позвоночных, у растений — узлы и междоузлия стебля.

Цикличность — повторение определенных периодов жизни; сезонная цикличность, суточная цикличность, жизненная цикличность (период от рождения до смерти). Цикличность в чередовании ядерных фаз — диплоидной и гаплоидной.

Детерминированность — предопределенность, обусловленная генотипом; закономерность, в результате которой из каждой клетки образуется определенная ткань, определенный орган, что происходит под влиянием генотипа и факторов внешней среды, в том числе в соседних клетках (индукция при формировании зародыша).

Изменчивость — способность организмов изменять свои признаки и свойства; генотипическая изменчивость наследуется, фенотипическая — не наследуется.

Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, т. е. воспроизводить себе подобных.

Приспособленность — относительная целесообразность строения и функций организма, явившаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования.

Закономерность географического распределения центров происхождения культурных растений (Н. И. Вавилов) — сосредото чение очагов формообразования культурных растений в тех районах земного шара, где наблюдается наибольшее их генетическое разнообразие.

Закономерность экологической пирамиды — соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в их массе и изображенное в виде графической модели, где каждый последующий пищевой уровень составляет 10% от предыдущего.

Зональность — закономерное расположение на земном шаре природных зон, отличающихся климатом, растительностью, почвами и животным миром. Зоны бывают широтные (географические) и вертикальные (в горах).

Единство живого вещества — неразрывная молекулярно-био-химическая совокупность живого вещества (биомассы), системное целое с характерными для каждой геологической эпохи чертами. Уничтожение видов нарушает природное равновесие, что приводит к резкому изменению молекулярно-биохимических свойств живого вещества и невозможности существования многих ныне процветающих видов, в том числе и человека.

НЕКОТОРЫЕ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ В РАЗВИТИИ БИОЛОГИИ

1500 г. — Установлена невозможность выживания животных в атмосфере, в которой не происходит горения (Леонардо да Винчи).

1609 г. — Изготовлен первый микроскоп (Г. Галилей).

1628 г. — Открыто кровообращение (В. Гарвей).

1651 г. — Сформулировано положение: «Все живое из яйца» (В. Гарвей).

1661 г. — Открыты капилляры (М. Мальпиги).

1665 г. — Обнаружена клеточная структура пробковой ткани (Р. Гук).

1668 г. — Экспериментально доказано развитие личинок мух из отложенных яиц (Ф. Реди).

1674 г. — Открыты бактерии и простейшие (А. Левенгук).

  1. г. — Описаны пластиды и хроматофоры (А. Левенгук).
  2. г. — Впервые увиден сперматозоид человека (А. Левенгук).

1688 г. — Введено понятие о виде как о систематической единице (Д. Рей).

1694 г. — Экспериментально доказано наличие пола у растений (Р. Камерариус).

1727 г. — Установлено воздушное питание растений (С. Гейлс).

1753        г. — Разработаны принципы систематики и бинарная
номенклатура (К. Линней).

1754        г. — Открыт углекислый газ (Дж. Блэк).
1766 г. — Открыт водород (Г. Кавендиш).

  1. г. — Открыто выделение кислорода растениями (Дж. Пристли).
  2. г. — Показана связь между светом и зеленой окраской растений (Я. Ингенхауз).

1809 г. — Сформулирована первая теория эволюции органической природы (Ж.Б. Ламарк).

1814 г. — Установлена способность экстрактов ячменя превращать крахмал в сахар с помощью ферментов (Г. Кирхгоф).

1823 г. — Отмечены доминантность и рецессивность признаков садового горошка (Т. Э. Найт).

1828 г. — Сформулирован закон зародышевого сходства (К. М. Бэр).

1831 г. — Открыто клеточное ядро (Р. Броун).

1839 г. — Сформулирована клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден).

1839 г. — Сформулировано положение о «неживой» природе ферментов (Ю. Либих).

1845 г. — Впервые синтезировано органическое соединение (уксусная кислота) из неорганических предшественников.

1853 г. — Описано проникновение сперматозоидов в яйцеклетку (Ф. Кебер).

1858        г. — Сформулировано положение: «Каждая клетка из клетки» (Р. Вирхов).

1859        г. — Публикация книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь». Создание эволюционной теории.

1862 г. — Опровержение теории самопроизвольного зарождения (Л. Пастер).

1862 г. — Показано фотосинтетическое происхождение крахмала (Ю. Сакс).

1862 г. — Открыты явления торможения в ЦНС (И.М. Сеченов).

1864        г. — Сформулирован биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер).

1865        г. — Опубликованы законы наследственности (Г. Мендель).
1868 г. — Открыты нуклеиновые кислоты (Ф. Мишдр).

1871 г. — Установлено, что белки состоят из аминокислот (Н.Н. Любавин).

1871 г. — Доказано, что способность ферментировать сахар (превращать его в спирт) принадлежит не дрожжевым клеткам, а содержащимся в них ферментам (М.М. Манассеина).

  1. г. — Открыт митоз у растительных клеток (И.Д. Чистяков).
  2. г. — Доказано, что процессы окисления происходят в тканях, а не в крови (Э. Пфлюгер).

1878 г. — Открыто митотическое деление животных клеток (В. Флемминг, П.И. Перемежко).

1880 г. — Открыты витамины (Н.И. Лунин).

1883 г. — Сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета (И.И. Мечников).

  1. г. — Открыты вирусы (Д.И. Ивановский).
  2. г. — Открыты нитрифицирующие бактерии и объяснена их роль в круговороте азота (С.Н. Виноградский).

1898 г. — Впервые описан мейоз (В.И Беляев).

  1. г. — Открыто двойное оплодотворение у цветковых растений (С. Г. Навашин).
  2. г. — Открытие бактериофагов (Н.Ф. Гамалей).
  3. г.— Вторичное открытие законов наследственности (К. Корренс, Э. Чермак, Г. де Фриз).

1900-1901 гг. — Сформулировано представление об условно-рефлекторной деятельности (И.П. Павлов).

1900 г. — Открыты группы крови у человека (К. Ландштей-нер).

1903 г. — Установлена роль зеленых растений в космическом круговороте энергии и веществ (К.А. Тимирязев).

1906 г. — Начато использование дрозофилы в качестве экспериментальной генетической модели.

1908 г. — Сформулирован закон наследования в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг).

1910 г.— Доказано единство брожения и дыхания (СП. Костычев).

-


-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе

Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий  эмбриологии (дают термин),за...

Фонд оценочных средств по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Комплект контрольно - оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП. 04  «Генетика человека с основами медицинской ге­нетики» по программе подготовки специал...