Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал по биологии

Коваль Галина Александровна

Моя цель воспитать способных самостоятельно принимающих решения учеников, способных адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Ведь хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uch-sya.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Одной из главных задач для меня, как учителя биологии, является выявление и развитие способностей учащихся на начальном этапе обучения биологии. При этом  реализую следующие задачи:

- Совершенствовать формы организации учебной деятельности;

  - Использовать новые эффективные педагогические технологии, методики обучения.

-   Способствовать активизации внутренней мотивации к постоянному саморазвитию и самореализации.

-  Способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;  

- Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности

-  Развивать познавательные, информационнно- коммуникативные способности, личностные качества учащихся  

- Проектировать обучение на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;

В своей работе использую ведущие технологии: информационно-коммуникативная, критического мышления, проблемного обучения, игровые.

Работу с одарёнными детьми начинаю с 5 класса. С этой целью выявляю не только готовность ребёнка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. При этом использую занимательные формулировки вопросов, задач, загадки, логические упражнения и задания развивающего характера. Расширение возможностей в понимании индивидуальности каждого ребёнка помогает совместная работа с родителями. В качестве средств выявления одарённости учащихся и средств повышения социального статуса знаний использую в своей работе предметные олимпиады, конкурсы, конференции, в которых принимают участие мои ученики. Развитию одарённых детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей помогает внеклассная работа по предметам. Для оптимального развития реализации творческого потенциала одарённых детей считаю необходимым обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры. С этой целью использую информационно-коммуникационные технологии в разных формах урочной и внеурочной деятельности. Стараюсь каждый урок сделать актуальным и интересным. Доброжелательность, доступное изложение материала, создание ситуации успешности помогают  усвоить материал. Использую различные формы заданий: вопросы, упражнения, загадки, диктанты, тесты, химические и биологические сочинения, кроссворды , игры и эксперименты. Организация проблемно-поисковой деятельности усиливает познавательный интерес учащихся, способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить. При обучении биологии формируется способность  самостоятельно ставить опыты и вести наблюдения. Так как некоторые опыты требуют продолжительного наблюдения (например, «Влияние света на развитие листьев лука» закладывается за 10 дней до урока с фиксацией результатов каждые три дня), есть необходимость вынести их за пределы урока. Внеурочная деятельность сопровождается общением учителя и ученика вне урока, что позволяет учителю проникнуть глубже в духовный мир ребенка.

В ходе реализации общешкольной программы «Одаренные дети»  руководила  предметными кружками «Мир под микроскопом», «Юный биолог», «В мире биологии»который посещали ученики 5-7классов. Программа кружка дополняла курс биологии в этих классах. Интересные и насыщенные содержанием занятия, многие из которых имели исследовательский характер, привлекли большое  количество детей. Участники кружка проявили себя неоднократно на различных конкурсах, олимпиадах.

 Моя цель воспитать способных самостоятельно принимающих решения учеников, способных адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Ведь хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

Методы и формы работы:

В урочной деятельности:

·          технологии проблемно-развивающего обучения на уроках биологии

·         проектно-исследовательская деятельность,

·         игровые технологии (деловые игры и путешествия),

·         информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

·         развития способностей (разно уровневые тесты, презентации)

·         творческие и нестандартные задания.

К внеурочной деятельности относятся:

·        факультативы,

·         предметные недели,

·         театрализованные праздники,

·         олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы

Здесь, работая в малых группах, я реализую дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяю разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности детей.

Предметные недели.

Направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся, появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Внеклассные мероприятия.

особая форма работы, поскольку в них учащиеся имеют возможность реализовать свои способности, непосредственно участвуя в мероприятиях, проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии , развить склонность к художественному чтению, проявить эрудицию и исследовательские навыки. Такая работа способствует повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

С целью выявления наиболее способных учащихся провожу биологические олимпиады в два тура: в первом школьном туре участвуют все ученики. Трое учащихся, набравших наибольшее количество очков, допускаются к участию во втором школьном туре. Победители школьной олимпиады участвуют в муниципальном туре и республиканском.

Принципы работы:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип опережающего обучения.

5. Принцип комфортности в любой деятельности

6. Принцип развивающего обучения.

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Выявление способностей обучающихся

C:\Users\User\Desktop\s1543756139.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...