diologi7rabprogramma
рабочая программа по биологии (7 класс)

рабочая программа по биологии по учебникуВ.В.Пасечника "Биология 7" (Линия Жизни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7biologiya.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\2020-10-06\Image0007.JPG

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Смысловое чтение;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • Формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.)

Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид— исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Одноклеточные животные. (4ч)

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Глава 2. Многоклеточные  животные. Беспозвоночные (12 ч.)

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Глава 3. Позвоночные животные (12 ч.)

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Домашние млекопитающие. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.

Лабораторные работы:

Изучение многообразия одноклеточных животных.

Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение внешнего строения рыб.

Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.

Экскурсии:
Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.

Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).


          Глава 4. Экосистемы (4 ч.)

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.

Календарно - тематическое планирование 

Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Всего часов

Из них

Дата

Личностные

Метапредметные УУД

Предметные

л/р

к/р

с/р

план

факт

Введение. Общие сведения о животном мире

2

1/1

Особенности, многообразие и классификация животных

Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран;

Законы по охране животного мира.

Регулятивные:

составление таблиц,

определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Познавательные

поиск и отбор информации,

Речевое развитие

Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных,   отрабатывают правила работы с учебником.

1

2/2

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных

Знание многообразия животного мира, среды обитания.

Познавательные

поиск и отбор информации,

Речевое развитие

Регулятивные:

Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека.

1

Одноклеточные животные

4

3/1

Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования.

Познавательные

проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные:

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные:

Работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Научиться  объяснять значение понятий: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности простейших; различать простейших с автотрофным и гетеротрофным типами питания; выдвигать систематические группы простейших и различать их; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с микроскопом и оборудованием.

4/2

Стартовая к/р

1

1

5/3

Простейшие. Жгутиконосцы Инфузории.

Лабораторная работа № 1:

«Знакомство с многообразием водных простейших»

Формирование экологического мышления: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение

Научиться объяснять значения понятий: инфузории, колония, жгутиконосцы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев и инфузорий как наиболее сложно организованных простейших: различать представителей жгутиконосцев и инфузорий на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; объяснять преимущества колониальных форм простейших над самостоятельно живущими одноклеточными: сравнивать особенности строения представителей разных систематических групп простейших

1

1

6/4

Паразитические простейшие. Значение простейших

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению био логии, научного мировоз зрения; умение прим енять получен ные знания в практической деятельности; понимание истин ных при чин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные

работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; передавать содержимое в жатом виде.

Регулятивные:

определять цель урока; представлять результаты работы, делать выводы.

Коммуникативные:

Строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Научиться объяснять значение понятий: паразитические простейшие; характеризовать особенности их жизнедеятельности, оценивать их значение  в природе и жизни человека

1

Многоклеточные животные. беспозвоночные

12

7/1

Организм моногоклеточного животного

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения и  делать выводы

Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение

Знание видов тканей органов многоклеточных животных, о многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности беспозвоночных

1

8/2-9/3

Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения,  делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям

Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение

Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными

Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

2

10/4

Общая характеристика червей. Тип

Плоские черви.

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения,  делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям

Познавательные умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации

Регулятивные:

Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя

Коммуникативные

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными

Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

1

11/5

Тип Круглые черви

Лабораторная работа №2:

«Знакомство с многообразием круглых червей»

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения постатейных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Научиться объяснять значения понятий: пищеварительная, выделительная и половая системы, мускулатура, анальное отверстие, разнополость: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности круглых червей как многоклеточных трехслойных животных с двусторонней симметрией тела: различать представителей круглых червей на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов: описывать образ жизни круглых черней разных классов: объяснять значение приспособлений кольчатых червей, ведущих паразитический образ жизни: оценивать роль круглых червей в природе и в жизни человека: знать правила, позволяющие избежать заражения паразитическими круглыми червями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с микроскопом, лабораторным оборудованием

1

1

12/6

Тип Кольчатые черви,

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности

Познавательные работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение

Научиться объяснять значения понятий: параномия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве: характеризовать особенности строения кольчатых червей; сравнивать особенности строения кольчатых, круглых и плоских червей: выделять прогрессивные черты в строении кольчатых червей: классифицировать кольчатых описывать особенности строения и образ жизни многощетинковых кольчатых червей: описывать роль многощетинковых кольчатых червей в природе и в жизни человека

1

13/7

Полугодовая к/р

1

1

14/8

Тип Моллюски

Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые

Лабораторная работа №4:

«Особенности строения и образ жизни моллюсков»

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения: умение применять полученные знания в практической деятельности: осознание возможности самостоятельного научного исследования

Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Научиться объяснять значения понятий: моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищеварительные и слюнные железы, глаза, почки; характеризовать особенности строения моллюсков: классифицировать моллюсков: выделять прогрессивные черты по сравнению с червями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы.

1

1

15/9

Класс Головоногие моллюски

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения

Научиться объяснять знаечения понятий: брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг: сравнивать представителей классов типа Моллюски: различать представителей разных классов моллюсков, выделять существенные признаки представителей каждого класса: описывать приспособлении моллюсков к условиям среды своего обитания: оценивать роль моллюсков в природе и в жизни человека

1

16/10

Тип ЧленистоногиеКлассы: Ракообразные.

Лабораторная работа №5:

«Знакомство с ракообразныи»

Формирование личностного мировоззрения на основе изучения строения и роли плодов.

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно: предвидеть конечные результаты работы: выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Научиться объяснять значения понятий: хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина — ловчая сеть, легочные мешки и трахеи, партеногенез: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных: классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей класса Ракообразные и Паукообразные: различать представителей ракообразных, объяснять причины широкого распространения членистоногих; оценивать роль ракообразных и паукообразных в природе и в жизни человека; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием: соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

1

1

17/11

Класс  Паукообразные.

1

18/12

Класс Насекомые.

Многообразие насекомых

Лабораторная работа №6:

«Изучение представителей отрядов насекомых»

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия и исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Научиться объяснять значение понятия: насекомые, характеризовать особенности строения и жизнедеятельности насекомых как представителей членистоногих: различать ротовые аппараты и усики насекомых на рисунках и натуральных объектах; устанавливать соответствие между строением ротового аппарата насекомого и характером его питания: классифицировать представителей класса Насекомые: оценивать роль насекомых в природе и в жизни человека: наблюдать за живыми объектами; применять подученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием.

1

1

Позвоночные животные

12

19/1

Тип Хордовые.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности: понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний

Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме: работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: формулировать цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты: осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности

1

20/2

Общая характеристика рыб

Лабораторная работа №7:

««Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Формирование научного мировоззрения: эстетическое восприятие животных: умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы

Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач: предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Научиться объяснять значения понятий: хрящевые и костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия', характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения рыб как обитателей волной среды: приводить доказательства более высокого уровня организации рыб по сравнению с ранее изученными группами животных; объяснять значение разных плавников для движения рыбы: проводить наблюдения за поведением и передвижением рыб: оценивать значение рыб в природе и в жизни человека; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы: демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

1

1

21/3

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Познавательные сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения

Научиться характеризовать приспособления рыб к условиям обитания, оценивать роль хрящевых рыб в природе и в жизни человека

1

22/4

Класс Земноводные,

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры: эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения

Научиться объяснять значения понятий: безногие, хвостатые и бесхвостые земноводные, головастики, характеризовать особенности внешнего и внутреннею строении амфибий как животных, ведущих полуводный образ жизни; классифицировать земноводных; выделять существенные признаки представителей каждого отряда земноводных; приводить доказательства необходимости охраны амфибий; оценивать значение амфибий в природе и в жизни человека

1

23/5

Класс Пресмыкающиеся

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы

Познавательные работал, с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: участвуй в совместной работе, высказывать свое мнение

Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как типичных наземных животных; классифицировать пресмыкающихся; объясняю причины, позволившие пресмыкающимся расселиться на суше; приводить доказательства необходимости охраны пресмыкающихся

1

24/6

Класс Птицы.

Лабораторная работа № 8:

«Изучение внешнего строения птиц»

Формирование научного мировоззрения; эстетическое восприятие животных; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Познавательны: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: работать но плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы.

Коммуникативные: работа в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Научиться объяснять значения понятий: гнездовые и выводковые птицы, инкубация: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения как высокоорганизованных теплокровных животных; объяснять, как птицы приспособлены к полету и почему они широко расселились на планете: различать виды перьев; классифицировать птиц; приводить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся: применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

1

1

25/7

Многообразие птиц и их значение. птицеводство

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биолог ии, элементов экологической культуры; эстети ческое восприятие объек тов природы: понимание важ ности взаимопо нимания при выполнении совместной работы

Познавательны выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для се достижении; организовывать выполнение заданий по готовому плану: анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Научиться характеризовать приспособления птиц к условиям среды их обитания; выделять существенные признаки представителей отрядов Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные; различение представителей данных отрядов на рисунках и фотографиях: оценивать роль птиц данных отрядов в природе и в жизни человека

1

26/8

Класс Млекопитающие

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биоло гии, элементов экологической культуры; эстети ческое восприятие объек тов природы; осознание возмо жности личного участия в охране природы; поним ание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы

Познавательные воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; определяю критерии для сравнения объектов и эффективно использовать их. Регулятивные: определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оцениваю свою деятельность.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Научиться объяснять значения понятий: первозвери, или яйцекладущие, настоящие звери: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих; классифицировать млекопитающих: выделять существенные признаки млекопитаю щих, принадлежащих к отрядам: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокр ылые: различать представителей данных отрядов; оценивать роль млекопитающих данных отрядов в природе и в жизни человека

1

27/9

Многообразие

млекопитающих:

Формирование и развитие позна вательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объе ктов природы; осознание возмо жности личного участия в охране природы; поним ание важности взаимопонима ния при вы полнении совместной работы

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставлен ных задач, предвидеть конеч ные результаты работы, выби ратьсредствадостиженияцели

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; стро ить продуктивное взаимодей ствие со сверстниками и взрослыми

Научиться характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих отрядов Грызуны и Зайцеобразные: различать представителен данных отрядов, описывать их приспособления к условиям среды их обитания; оценивать роль грызунов и зайцеобразных в природе и в жизни человека

1

28/10

Домашние

млекопитающие

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности личного участия в охране природы; понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Научиться объяснять значения понятий: миграции, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих отрядов: Китообразные, Ластоногие. Хоботные и Хищные; описывать их приспособления к условиям среды их обитания: оценивать роль представителей данных отрядов в природе и в жизни человека

1

29/11

Происхождение животных. Основные этапы эволю ции животного мира

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Научиться объяснять значения понятий: происхождение животных, характеризовать основные этапы эволю ции животного мира

1

30-12

Обобщение и систематизация материала по разделу «Многообразие животных»

Умение самостоятельно избирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы: умение применять полученные знания

Познавательные воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по плану, осуществлять рефлексию и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп

1

1

Экосистемы

4

31/1

Экосистема.

признаки экологических групп животных;

  признаки естественного и искусственного биоценоза.

уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

 устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов

 Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп

1

32/2

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

признаки экологических групп животных;

  признаки естественного и искусственного биоценоза.

уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

 устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп

1

33/3

Итоговая к/р

1

1

34/4

Биотические и антропогенные факторы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах

уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

 устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп

1

35

Искусственные экосистемы

Признаки природных и искусственных экосистем

уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

 устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов

Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп

1