Программа работы школы Экология. Безопасность. Жизнь.
проект по биологии (10 класс)

Каждая школа имеет программу по которой должна работать.  Направления по которвм работает шшкола два. Это экологические исследования, связанные с неблагополучной обстановкой в районе. И второе направление изучение истории нашего края  Но по каждому из этих направлений должны быть свои мероприятия, свои особенности развития, изучения. Так постепенно формировалась программа по которй работает школа. На регональном конкурсе наша программа заняла первое место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Верхнеднепровская СОШ №3

Дорогобужского р-на

Смоленской обл.

Девиз: «Мыслить глобально – действовать локально».

Программа

по экологическому воспитанию школьников

«ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ»

Зам. Директора по воспитательной работе: Калинина Л.В.

Учитель биологии: Шпакова Е.В.

 

пгт Верхнеднепровский

2017

                      Актуальность проблемы:    

Как яблоко на блюде,  У нас земля одна.   Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна.

                     Немудрено добраться До скрытых тайников   Разграбить все богатство У будущих веков.                

                         Мы общей жизни зерна                                                                                                                                                                                  Одной судьбы родня Нам пировать позорноВ счет будущего дня.

                  Поймите это, люди,  Как собственный приказ,Не то Земли  не будетУ каждого из нас.

                                                            М.Дудин.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        Мы живем во время - глобальных экологических перемен, порою катастроф – сейчас, как никогда ранее остро стоит вопрос «быть или не быть» и Человеку и Природе.

        Перед человеком встало много проблем: Это и проблема пресной воды, озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди, применение пестицидов, гербицидов (большинство из них относятся к ядам нервно- паралитического действия) кислотные дожди, минеральные удобрения и др. Уже сейчас в биосферу выброшено свинца – в 6 раз, ртути – в 68, а мышьяка - в 110 раз больше, чем их имеется в природе,  что безусловно, отражается на всем живом крайне отрицательно. Содержание токсических веществ в биосфере приближается к пороговому уровню, и живые организмы находятся в состоянии хронической болезни. «По оценкам специалистов, в биосферный круговорот втянуто более миллиона тонн хлорорганических токсических соединений. Эти соединения распределились в различных частях биосферы. Поступление в биосферу созданных человеком злостных токсических веществ сейчас превышает 40 миллионов тонн в год. Сюда входят, кроме хлорорганических соединений, и полихлорбифенилы, органические летучие соединения - дихлорэтан, фреоны и т.п. Общее же годовое поступление искусственных веществ, никогда не встречающихся в биосфере, достигает 100 миллионов тонн. Со стоком с суши в Мировой океан ежегодно поступает 13-14 миллионов тонн нефти, способной загрязнить 13-14 тысяч кубических км. воды и покрыть пленкой две трети его поверхности, а из атмосферы выпадает до 90 миллионов тонн нефтепродуктов – бензина и других летучих фракций нефти и продуктов неполного сгорания и деструкции. Если учитывать, что в дождях оказывается теперь в сотни и тысячи раз больше серной, соляной и азотной кислот, то некогда благодатная влага облаков и туч становится фактором снижения плодородия почв и угнетения всего живого». Человечество вплотную подошло к той черте, за которой ничего живого, ныне существующего, может уже не быть.  Настал критический момент и для Человека и для Природы. Судьба Жизни в руках нас, наших Детей. Смогут ли они хотя бы  остановиться на  достигнутом,  сумеют ли изменить систему своего бытия, сумеют ли превратить силы природоразрушающие в силы природосберегающие, природовосстанавливающие. Сумеет ли будущее поколение не выбрасывать в отравленную и уже хронически больную биосферу - жизненную среду Земли, миллиарды тонн многочисленных ядов, не разрушать биосферу Земли радиационными, электромагнитными и другими вредностями, но сумеет ли оно реально помочь Природе - нейтрализовать эти, уже привнесенные им загрязнения? Вот основная задача человека сегодня! Задача выживания. Выживание сейчас полностью зависит от того, сумеет ли он трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Это проблема всего человечества, моя наша проблема, которую мы должны решать вместе со своими детьми. Наша задача, цель нашей работы – экологическое воспитание детей. Проблема становится еще более актуальной в связи с тем, что мы живем в экологически неблагоприятном районе, где на территории 1км.кв. расположены 4 крупных предприятия: ТЭЦ, АО. «Дорогобуж», картонно-рубероидный, котельный завод, и ряд мелких: ЖБИ, молокозавод, льнозавод и др.  Все вместе они дают высокий уровень загрязнения воды, воздуха, почвы: (вся таблица Менделеева). На территории Дорогобужского промузла, для оценки степени техногенного загрязнения проведено  эколого - геохимическое изучение состояния окружающей среды и здоровья населения. Установлено, что территория подвержена интенсивному техногенному загрязнению, которое распространяется на все виды природных сред: почвенный покров, водные объекты, атмосферный воздух. Загрязненный почвенный покров охватывает территорию площадью более 50 кв.км. Выявлено 18 геохимических аномалий, в том числе с сильным уровнем загрязнения на площади около 1,5кв.км. Элементы – загрязнители обнаружены в питьевой воде, в  овощах, фруктах, в животноводческой продукции. Был изучен микроэлементный состав волос населения района, который показал накопление в организме детей, женщин, не имеющих профессиональных нагрузок, токсичных элементов. На территории района 2 хранилища жидкого аммиака, склады, заполненные селитрой, около 120 гектаров земли занято золоотвалом, свалками, шлаконакопителями.(8 млн. тонн золы). Прирост населения в 2 раза ниже среднестатистического. Дети рождаются со страшными патологиями.  По мнению специалистов здесь «Маленький Чернобыль».

      Наши предки обожествляли природу, ее явления, придавая стихийным силам  сверхъестественный  смысл.  С чего мы начинали свою работу? С основного понятия, что такое человек и что для него природа? Человек – существо земное. Он рожден Землей, развивался под ее воздействием, биологически  связан со своей праматерью. Ему нужен воздух, чтобы дышать; вода, чтобы утолять жажду; почва, благодаря которой можно получать пищу.

С развитием науки и знаний  мистический ореол, которым люди окружали мир природы, померк. Люди поняли взаимосвязь всего сущего на земле и в природе, связь между ее мельчайшими звеньями. Все чаще стали задумываться о правомерности своего вторжения в гармонию этих связей. Человек,  наконец,  понял, что природа не создала ничего лишнего. Понял, по образному выражению Р. Эмерсона, что сорняк – это «растение, достоинства которого  еще не открыты».  

Ведь как оказывается; и ядовитая змея, и дождевой червь, и муравей – ничто не лишнее. Более того  -  необходимое.  Все, что есть в живом мире - это звенья одной цепи.

 При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьезными последствиями, и в первую очередь для человека. И Человек и Земля рано или поздно надрываются. Уже сейчас Земля криком кричит,  она  молит нас о милосердии. «Бедная расстрелянная Земля».

Природа наша терпит, терпит…

Но сколько может вынести обид,

И вот однажды, вы уже поверьте,

Она нам очень сильно отомстит. Долг человека перед будущим.

Каждый оплачивает свои долги сам. Но есть у нас и общие долги. И один из них - сбережение в целости и сохранности природы – нашего общего дома.

Теперь, кажется, мы уже осознали, что нетрудно лишиться всего ее многообразия не только по злому умыслу, но и по недомыслию.

 Природа щедра, но она не прощает ошибок.

 Никогда еще равновесие между природой и человеком не было столь зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед потомками, долг перед будущим,  как за сохранность природы, так и за сохранение самой жизни на Земле.

Одна из острейших проблем, стоящих сейчас перед человечеством это – сохранение природной среды и разумное природопользование.

Никто не вправе злоупотреблять  щедростью земли, транжирить и губить ее богатства, поскольку ими должны пользоваться не только мы, но и будущие поколения. Не следует посягать на их «долю», ибо в противном случае произойдет непоправимое.  Наши потомки не простят нас. Введение.

         Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы со школьниками. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора: 

непосредственное познание природы;

школьное экологическое образование и воспитание;

средства массовой информации.

Принципы, лежащие в основе экологического воспитания:

  • принцип единства – мы часть природы;
  • принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь;
  • принцип сотрудничества – сотрудничество с природой, а не её завоевание;
  • принцип любви, заботы, радости – лучшее в жизни – не материальное;
  • принцип охраны природы;
  • принцип «Чти свои корни» - Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет!
  • принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель» - не только теория познания, но и труд;
  • принцип «Люби свой край» - изучай и люби природу, живи с ней в согласии. 

Цель: 

Формирование ответственного отношения учащихся  к окружающей среде, развитие личности через организацию совместной, познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде;

организовать практическую природоохранную деятельность учащихся, родителей и жителей поселка, связанную  с проблемой загрязнения окружающей среды выхлопными  газами, и нахождению путей решения этой проблемы через  посадку  новых   зеленых насаждений. способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии; 

обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки, на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа

Для достижения этих целей необходимо решить  следующие задачи: 

Способствовать развитию у детей экологической культуры.

Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды.

Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края; видеть красоту окружающего мира.

Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Способствовать активному вовлечению родителей  и  жителей  поселка  к  решению  обозначенной  проблемы. реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины посредством экологии, туризма и краеведения;

организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;

модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов  детей в играх, учебе, делах, общении;

формирование нравственной экологической позиции личности;

развитие у детей и подростков личного экологически-ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

включение детей и подростков в экологически-ориентированную деятельность;

Задачи:

Обучающие :

дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; научиться применять на практике полученные знания;

помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способность формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; 

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера: 

понимание жизни как высшей ценности; человек как ценность всего смысла познания; - универсальные ценности природы; ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли. 

 Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

           Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);  компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);  компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. 

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. 

Система реализации программы:

Реализация экологического образования и воспитания в нашей местности осуществляется в следующих формах:

предметная

на уроках окружающего мира, биологии, географии,окружающего мира;

межпредметная –

экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.; 

внеурочная

  • различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность)
  • научные исследования школьников под руководством учителей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
  • походы и экскурсии;
  • агитация и пропаганда населения по экологическим вопросам;
  • встречи и беседы с экологами, инспекторами лесной охраны, школьниками других школ. 

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в школе целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной, основной и средней(полной) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся. 

Начальная школа): 

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Формировать понятие «Малая Родина», обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.      Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. 

Основная школа: 

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков. Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый берег», «Чистая посадка», «День Родника», походы и рейды).  Принципы организации экологического воспитания и образования:

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

             Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы).

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
традиционные;
активные, инновационные.

межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

классные и библиотечные часы;

исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

экологические праздники и мероприятия;

лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления.

Сроки реализации – 5 лет (период с 2017 по 2022 годы).

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной классы и основной школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

 Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Во внеклассной работе принимают участие учащиеся с 1 по 9 класс.

При организации работы учитывается интерес и способности школьников.

Ежегодно планируем экологическую работу, которая имеет общественную значимость, ориентацию на местные природные условия.

Для реализации запланированной деятельности используются различные формы работ:

массовые: Участие в международных экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды», выставки урожая;

групповые: экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др;

классные часы: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе человека» и многие другие;

игровые: устные журналы «Наши природные лекари», «Экологический бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Вода - удивительное вещество», «Значение зелёных растений», «Курение и здоровье», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли» и др.;

практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие », посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы (проект «Наш школьный двор»)

пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск листовок оформление экологического уголка о правилах поведения в природе, выпуск школьных экологических газет: «Экологические проблемы нашего деревнпоселка», «Курильщик - сам себе могильщик», «Экологический календарь» и др., конкурсы плакатов, рисунков на природоохранную тему.

Экологическое образование и воспитание учащихся не заканчивается с окончанием учебного года, а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много лет в школе организуется работа лагеря с дневным пребыванием детей, где идет активная экологическая работа (беседы, конкурсы, рисунки

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Другой, наиболее активно применяемой, формой работы является проектирование. Ориентированность школы на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях.Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников (в работе библиотекаря).

В школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков.

В апреле - мае проходят экологические недели, когда организованно благоустраивается школьная территория.

Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.

Весной (март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".

Мы активно принимаем участие в районных и областных экологических мероприятиях.

Ожидаемые конечные результат

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей

Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в  деревне.

Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания. Мероприятия по реализации программы:

Мероприятия по реализации программы:

Мероприятие

Форма

Класс

Ответственный

Укрепление материально – технической базы школы

1

Обустройство территории школы

1-11кл.

Администрация школы, учитель биологии

Ежегодно

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

1-11кл.

Учитель биологии,

Ежегодно

Укрепление учебно-методической базы

1

Опубликование материалов по экологии

Учителя-предметники

Ежегодно

2

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Администрация школы,начальник лагеря

Ежегодно

3

Трудоустройство 14- летних подростков в летний период

Администрация школы

Ежегодно

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Участие в предметных олимпиадах,в школе, районе, области.

5-11кл.

Зам.директора па воспитательной работе

Ежегодно

2

Участие в районной экологической конференции школьников

9-11кл.

Учителя- предметники

Ежегодно

3

Участие в областной экологической конференции школьников

Учителя- предметники

Ежегодно

4

Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье»

1 -5кл.

Учителя начальных классов

Ежегодно

5

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

1 -5кл.

Учителя начальных классов

Ежегодно

6

«Я знаю родной край»

Учителя начальных классов, учитель биологии

Ежегодно

7

«Красная книга» книга совести каждого человека.

1 -5кл.

Учителя начальных классов, учитель биологии

Ежегодно

8

«Охрана животных»

1-7кл.

Учителя начальных классов, учитель биологии

Ежегодно

9

«Антропогенное воздействие на биосферу» 5-9 кл.

5-9 кл.

учитель биологии

Ежегодно

Внеклассные мероприятия

1

Осенний карнавал «Золотая осень »

1-9кл.

Зам.директора па воспитательной работе

Ежегодно

2

Выставка творческих работ «Подарки щедрой осени»

1-9кл.

Зам.директора па воспитательной работе.Учитель труда, рисования.

Ежегодно

3

Оформление фотовыставки «Природа Родины моей»

1-9кл.

Учитель труда, рисования. учитель биологии

апрель

Акции:

1

1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая»)

Зам.директора па воспитательной работе

Ежегодно

2

День здоровья,подготовка к проведению мероприятию на улице в лесу.

7апреля

учитель биологии

Ежегодно

3

День Земли

22апреля

учитель биологии

Ежегодно

4

День защиты животных,

4октября

учитель биологии

Ежегодно

5

Всемирный день воды (инфо-урок «Вода – удивительное вещество!»)

22марта

учитель биологии,учитель географии

Ежегодно

6

День здоровья

Осень, весна

Учителя физкультуры ,учитель биологии

Ежегодно

7

Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях»

Осень, весна

Классные руководители

Ежегодно

8

Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»

Апрель-май

Классные руководители

Ежегодно

9

Летняя трудовая четверть

июнь

Администрация школы.

Ежегодно

10

Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере  

июнь

Начальник лагеря

Ежегодно

11

Проведение предметных недель по экологии

В течение года

учитель биологии,учитель географии,химии.

Ежегодно

12

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

В течение года

Зам.директора па воспитательной работе.Учитель труда, рисования.

Ежегодно

13

Конкурс на лучшую поделку из природного материала.

Весна

Зам.директора па воспитательной работе.Учитель труда, рисования.

Ежегодно

14

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»

Осень, весна.

Зам.директора па воспитательной работе.Учитель труда, рисования.

Ежегодно

15

Проведение мероприятий в рамках операции «Наш дом – Земля»

Кл. руководители, учителя предметники

Ежегодно

Направления по экологическому воспитанию школьников:

Познавательное направление:

1

«Я и моя малая Родина»

«Нет наркотикам!»

«Береги природу – наш дом»

«Они должны выжить» по страницам Красной книги Смоленской области

конкурс

1-2

10-11

3-4

6-8

Учитель ИЗО

Кл. руководители

Учитель ИЗО

Кл. руководители

сентябрь

ноябрь

март

март

2

Посещение Смоленского музея природы, зооцентра

экскурсия

5

Кл. руководители

октябрь

3

Всемирный день Воды

6

Кл. руководители

Учителя биологии

март

4

«Защитим природу»

Экологическая сказка

1-4

Кружок юннатов

март

5

«Мир природы в объективе»

Фотовыстав ка

1-4

Члены фотокружка

октябрь

6

День птиц:

«Что это за птица»

«Лесная почта»

«Птичьи следы»

викторина

игра

викторина

1-2

3-4

5

Кл. руководители

Кл. руководители

Кл. руководители

март

март

март

7

Жалобная книга природы»

5-9кл.

осень

8

«Здоровье и природа»

урок-семинар

8кл.

Учитель биологии

март

9

Экологически чистая продукция»

Классные часы-

Учитель биологии

ноябрь

10

Природа и мы

Классные часы-

5-9кл.

Кл. руководители

декабрь

11

День Науки:

«Экологические проблемы Смоленской области»

«Экологические проблемы России»

«Защита человека от экологических угроз»

рефераты

9,11кл.

Учителя- предметники

апрель

12

Научная конференция «Глобальные проблемы человечества: Экологическая проблема»

Урок-конференция

10кл.

Учитель географии

май

13

«Осторожно, ядовитые растения»

1-11кл.

Кл. руководители

Учитель биологии

Апрель-май

14

«Берегите природу»

выставка книг

Школьный библиотекарь

март

апрель

15

«Мир природы» выставка поделок из природного материала

выставка

1-8кл.

Кл. руководители

октябрь

Природоохранное направление

Покормите птиц зимой

изготовление кормушек

1-4кл.

Родители, классные руководители

январь-февраль

День птиц. Изготовление кормушек.

Вывешивание скворечников

9кл

Учитель биологии

март

апрель

Наведи порядок в Доме. Трудовой десант по благоустройству территории школы

Трудовой десант

4-11кл

Кл. руководители

апрель-май

«Зеленый наряд школе» Озеленение классных комнат и школьных коридоров, рекреаций

Озеленение

1-11кл

Кл. руководители

в течение года

«Аллея выпускников»

Посадка деревьев (сосны)

11

Кл. руководители

апрель

Направление: Формирование здорового образа жизни.

1. Эколого-познавательные туристические походы.

Тематика походов:

Операция «Муравейник»

Цель: учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира на примере муравьев, формировать готовность к защите природы.

Программа: беседа о пользе муравьев в природе и необходимости их охраны; десант по поиску муравейников, установка охранных знаков; наблюдение за муравьями; изображение увиденного в рисунках.

«Зеленая аптека»

Цель: знакомство детей с лекарственными растениями, растущими в нашем районе, формирование эстетического восприятия окружающего мира, бережного отношения к природе.

Программа: беседа о полезных качествах растений, об их использовании в народной медицине, о правилах заготовки лекарственного сырья, о необходимости охраны растений; десант по поиску лекарственных растений; заготовка растительного материала для  гербария  «Лекарственные растения нашего района»

                       «Путешествие по экологической тропе».

Цель: знакомство учащихся с  экологическими проблемами  нашего района, формирование экологического мышления.

Программа: беседа об экологических проблемах нашего района, о последствиях негативного влияния человека на природу и его здоровье; выявление факторов нарушения экологического равновесия (обмеление р. Днепр, закисление почвы, сокращение численности отдельных видов животных, изменение фитоценозов), составление отчета о походе.

«Озера – старицы – как пример биоценоза»

Цель: 

       учить детей наблюдать за жизнью в экосистеме (биоценозе) на примере озера. Развивать чувство прекрасного, познавательного интереса, формировать необходимость бережного отношения к природе.

Программа: 

         беседа об экосистемах, биоценозах, о происхождении озер Малая и Большая Карута, Круглого; наблюдение за обитателями озера, описание видового состава растений, животных, компонентов природы комплекса, их взаимосвязи. Выявление факторов, подтверждающих влияние хозяйственной деятельности человека на биоценоз. Зарисовка пищевых цепей, составление дневника наблюдений.

Направление: Работа с родителями, общественностью, внешкольными организациями

Выращивание и наблюдение за комнатными растениями (опыты и летние задания по ботанике)

Содержание домашних питомцев.

Экскурсии  в зоопарк, на выставки  экзотических животных.

Семейные походы выходного дня.

Изготовление скворечников.

Участие в художественных природоохранных конкурсах.

Семейное чтение художественных произведений о природе, жизни животных и растений.

Коллекционирование марок, открыток, этикеток с изображением явлений и объектов природы.

Родительский всеобуч.

Участие родителей в школьных мероприятиях экологической направленности:школьный двор,посади дерево.

Акция: Нет наркомании, день борьбы со СПИДОМ.

Как сохранить здоровье ребенка.

Влияние телевидения комъпьютерных игр на здоровье человека.  

Районная и городская администрация, отдел по образованию и молодежной политике благоустройство воинских захоронений.                                                                                                                                                    

                   Научно-методическая работа 

        Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива:

        Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

Предполагаемые результаты.

  • Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
  • Воспитание экологической культуры.
  • Приобретение необходимой физической закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, походах, лагерях.
  • Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
  • Изучение природы своего района, области, страны.
  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практических умений, организаторскими способностями, расширения кругозора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         


  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ.

Открытый урок, целью которого является: Обобщить, проанализировать и расширить знания по экологической безопасности; Научить выявлять положительные и отрицательные стороны научных открытий и технологи...

План проведения акции «Экология. Безопасность. Жизнь»

План содержит основные мероприятия, которые будут проводиться в рамках акции  «Экология. Безопасность. Жизнь»...

ИМИТАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ « ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ»

Мероприятие в форме пресс-конференции обобщает и систематизирует знания учащихся  по экологической безопастности. Используется авторский сборник материалов экологического содержания. Развивается ...

Акция «Экология. Безопасность. Жизнь»

Отчет о проведении акции  «Экология. Безопасность. Жизнь»...

Экология. Безопасность. Жизнь.

Интерактивная игра для учащихся 7 - 8 классов по вопросам экологии и безопасности своей жизни....

организация работы школы по безопасности образовательного пространства

Безопасность образовательного пространства – одно из главных условий успешной деятельности любого образовательного учреждения...

План проведения декады естественных наук. Экология - безопасность - жизнь.

План проведения декады естественных наук. Экология - безопасность - жизнь....