Доказательство эволюции
план-конспект урока по биологии (7 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dokazatelstva_evolyutsii.docx579.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок предназначен для учащихся 7 класса, изучающих раздел «Эволюция».

Цель: Рассмотреть основные доказательства эволюции органического мира.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с основными группами доказательств эволюции в животном мире;        

- Выявить ключевые понятия доказательств эволюции; расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.                           Развивающие:

- Развивать у школьников умения аргументировать высказываемую точку зрения;

- Формировать у учащихся критическое отношение к точкам зрения, не обоснованным научными фактами;                                                                                                              - Продолжение формирования умений учащихся вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету,                        формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование:

1) электронная презентация  «Доказательства эволюции животных»,

2) таблицы «Эмбриологические доказательства эволюции», «Биогеографические доказательства эволюции», «Сравнительно-анатомические доказательства эволюции»,

3) окаменелости, отпечатки, слепки, модели.

Ключевые биологические понятия урока: эволюция, палеонтология, переходные формы, эмбриология, рудименты.

Методы обучения:           Частично поисковый.

Планируемые результаты: Учащиеся получают представление об основных доказательствах эволюции животных.

Форма организации  учебной деятельности:     урок с использованием  ИКТ (презентация «Доказательства эволюции животных»).

План урока.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала:                                                                     1) Палеонтологические доказательства эволюции животных.                      2)    Эмбриологические доказательства эволюции   животных.         Проведение физкультминутки                                                                            3) Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства  эволюции   животных (работа в группах и совместная, сообщение учащегося).
  3. Закрепление изученного материала (проведение тестирования с использованием сигнальных карточек).
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

Проблемный вопрос  Наш урок мне хотелось бы начать с вопроса:

Можно ли  доказать то, чего не видишь?             

Если вы затрудняетесь, скажите: А что такое доказательство?  Где  оно используются ?

 Как выглядит процесс доказательства?

Доказательство – это логический аргумент подтверждающий истинность  теории, правила и т.д.  с одной стороны, а с другой – процесс установления истины.

Постановка задач

Итак, сегодня  на уроке нам  мы попробуем  найти ответ на этот вопрос:

 Можно ли доказать то, чего не видишь? (на доску на листочке  А4)

А для этого я предлагаю нам сегодня всем вместе на уроке отправиться в кино.                    (на слайде кинозал)                                                                                                                                          Но чтобы попасть  в кинозал, нам нужны билеты. А получить вы их сможете тогда, когда успешно справитесь с  заданием.

Проверка знаний  ( на эту работу вам  потребуется 5 минут)

Тест   в 2 вариантах  «Строение и функции  органов и их систем». (делаем в тетрадях)

Взаимопроверка    (на слайде ответы и критерии оценки в тестах – нет оценки  2! )

1 вариант

1г, 2в,3в, 4а, 5б

2 вариант

1г,2г,3б,4а,5г

    Оценки в личный  листок оценивания.

 Получили билеты

На билетах вопросы:

- Какой процесс был показан на экране? Как вы это поняли?

-Какие группы животных были задействованы в съемках?

ФИЛЬМ

Ответы на вопросы

Как вы понимаете, что такое эволюция? 

Замечательно, а сейчас давайте посмотрим, насколько правильно вы дали определение  этому    понятию  (на слайде определение)

записываем в тетрадь    Эволюция - это необратимый исторический процесс развития.

Можно ли сейчас наблюдать эволюцию животных?

(Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее сложно и практически невозможно)

А почему  живые организмы в процессе эволюции изменяются?

Л.Б.Ламарк  - стремление к совершенству (первая эволюционная теория, но не совсем точная)

Ч.Дарвин -  приспособление к новым условиям среды в борьбе за существование

Ребята,  вы можете для сравнения привести примеры из бытовой жизни человека, где наблюдается этот процесс.

Примеры  (на слайде)

-Туфли

-Автобусы   (к/ф «Место встречи изменить нельзя» герой  Глеб Жеглов –  актер  Владимир Высотский)

-Кинопроектор,  фильмоскоп

Я хотела вам еще показать фильм, но к сожалению проектор вышел из строя. Я думаю, вы мне поможете и мы создадим свой фильм.

Как мы назовем наш фильм? (исходя из вопроса) Надо как-то связать вопрос и  то, о чем мы с вами сейчас говорили.                                                                                                                   То есть к концу урока мы с вами что должны сделать – найти доказательства, поэтому и фильм будет называться:

Доказательства эволюции животных (распечатка)

- Давайте попробуем  с вами определить или  предположить  сколько будет серий в нашем фильме (3-4)  (на доску)

- Название серий :  Палеонтологические находки

                                  Зародышевое развитие животных

                                  Сравнительно –анатомические исследования (распечатки)

  1. Палеонтологические находки  

     О чем нам предстоит снять первую серию? Что такое палеонтология?                          

Палеонтология  наука, изучающая останки древних вымерших животных. ( в тетрадь и на доску) 

Ископаемые останки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей.

Рассматриваем  ископаемые останки

        Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. Именно палеонтология даёт тот материал, который позволяет предположить, а иногда и сказать с уверенностью, как конкретно шла эволюция. Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире – они вымерли, но ученые до сих пор находят их останки, воссоздают их  реконструкции и пытаются разгадать причины их вымирания. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного.

     Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм (это находки древних организмов сочетающие в строении черты низкоорганизованных  и высокоорганизованных животных).                                                                                                                  В Европе был найден отпечаток животного с признаками,  присущими одновременно и рептилиям и птицам. Кто это?

Археоптерикс  (на слайде и на доске)       первоптица , жившая в юрском периоде

Р.Т.  № 3 стр 126             учебник  стр 251

Проверка

   -  Ребята, давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.

Черты сходства, характерные для птиц: крылья, покрытые перьями, общий вид.

Чтобы сделать наш фильм более красочным я добавлю еще картинку

Зверозубый ящер: с пресмыкающимися - тело покрыто роговыми чешуями, общий облик; с млекопитающими – расположение конечностей, зубы свидетельствуют о его сходстве с млекопитающими (клыки, резцы и коренные).         

Надо еще добавить яркости!

Исследовательская работа в городском  музее

У нас на каникулах работала группа  палеонтологов        .

 Которая выяснила,  что  в наше городском музее есть тоже  доказательства. Что они там увидели и услышали, мы сейчас узнаем.

Рассказ  детей  (на слайде фото  музея и мои с мамонтом)

        Мамонты появились в Сибири около 160  тыс. лет назад.

Рост  их достигал 3,5 метра

Весили – 5-6 тонн.

Бивни достигали 4 - 4,5 метров им весили до 100 кг.

Жили мамонты  небольшими  стадами  по 12-15 особей.                      Вымерли около 10 тыс. лет назад.

В музее сохранились останки мамонтов и первобытных бизонов: бивни разных размеров, нижняя челюсть мамонта с 2  большими зубами, отдельно зубы, ребро мамонта, череп бизона  и фрагмент челюсти шерстистого носорога.

                                                                                                                Вывод 1 серии : Ребята, какой вывод вы можете сделать о палеонтологических доказательствах?  Палеонтология дает богатый доказательный материал,  решает следующие задачи: выявление ранних этапов эволюции жизни;  выявление основных этапов развития органического мира;  но сведения о самых древних животных обычно неполны, отрывисты, поэтому для доказательства эволюции животного мира используют еще другие  данные,  например:  эмбриологии – науки о зародышах.

2.Зародышевое развитие животных

Закроем на время учебник

  - Ребята, вы уже знаете, что большинство организмов развиваются из оплодотворенного яйца.   Проследим стадии развития зародышей различных организмов.

  Групповая работа  Определить к какой группе животных относится зародыш (Задание № 1)   А мне поможет  на доске  ……(разместить на доске 1 человек)

Проверка на слайде  и на доске  

- Что вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития?              Верно, удивительное сходство!

 Например, ранние стадии развития зародышей всех классов, в том числе и млекопитающих похожи на зародыш рыб: имеются жаберные щели. По-видимому,  далекими предками были рыбы. Или зародыш млекопитающего похож на зародыш саламандры, следовательно, в ряду их предков были и земноводные.        

 - Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они  сходны  между собой?   (Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат).

 Р.Т. № 1 стр. 126 (на слайде)       -  Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития?

  Вывод 2 серии: Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов и служит доказательством эволюции живых организмов    (на доску)

 (Переход к физминутке) В  процессе  эволюции  у каждого  животного, в связи с приспособлением к условиям среды  появились свои особенности, это как раз, то о чем  нам сейчас с экрана расскажут девочки, а мы вместе с вами им поможем. А для этого нужно всем  приподняться со своих мест. Гостей прошу тоже присоединиться.

Физкультминутка

3.Сравнительно –анатомические исследования                

Так как серия называется  сравнительно-анатомические исследования, сразу и начнем исследовать. Для получения достоверных фактов мы возьмем разнообразные объекты.

Учащиеся делятся на  группы, каждая из которых получает задания:

Задание  для группы № 1:

  Рассмотрите рисунки, на которых изображены передние  конечности разных животных (рыбы, лягушки, ящерицы и крыла птицы) и человека. Найдите черты сходства в их строении.

        

        

        

Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите усложнение строения  кровеносной системы. Укажите черты сходства.  

                                 

Задание № 3. Сравните строение головного мозга  земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства и различия.  

Задание № 4. Сравните строение  конечностей птиц и земноводных.  Укажите черты сходства.   (раздаточные коллекции скелета птиц и земноводных).

Задание № 5. Сравните строение  позвоночника пресмыкающихся и млекопитающих.  Укажите черты сходства.   (раздаточные коллекции скелета пресмыкающихся и млекопитающих).

Проверка

1 группа, дополняет 4 группа: Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть, хотя имеют разную форму и величину. Сходство строения свидетельствует о родстве животных. Доказательство эволюции! 

Гомологичные органы – органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различную форму, величину и приспособленность (передние конечности позвоночных животных). (Новый термин и определение записывается учащимися в тетрадь).                          На доску «Гомологичные органы» и картинку                         

2 группа: Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы (от 2-камерного сердца с 1 кругом кровообращения у рыб до 4-камерного сердца и 2 кругов кровообращения у птиц и млекопитающих), общие черты строения: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения. Все это свидетельствует о родстве животных и общности происхождения органического мира.        

3 группа:        Одни и те же отделы головного мозга: передний, средний, промежуточный, продолговатый, мозжечок. Отличия обитание в разной среде приводит к изменениям того или иного отдела (например: мозжечок у птиц)        

5 группа:        Одни и те же 5  отделов позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

Молодцы, хорошо поработали!

Есть гомологичные органы, а есть еще аналогичные органы - органы   сходные  по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.   (записать в тетрадь и на доску)  

( на экране  примеры аналогичных органов:  крыло бабочки и крыло птицы, конечности медведки (насекомое) и конечности крота)

Ребята, скажите,  а  человек как  - то может эти  приспособления животных к жизни  использовать в своей жизни.

(на экране примеры птица и самолет, крот и бульдозер, перепонки у лягушек и ласты для плавания)

Но на этом доказательства не заканчиваются!

У некоторых животных имеются рудиментарные органы (новый термин  записывается учащимися в тетрадь и на доску,  которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит, когда-то их предки имели эти конечности. (на экране примеры) и в учебнике рис.193 через камеру

Ребята, а кто из вас знает птицу киви?(на экране птица киви)

 Давайте поближе с ней познакомимся.                                                                                                         Киви — нелетающие птицы, крылья очень плохо развиты – они всего 5 см в длину и почти незаметны среди оперения. Однако у киви сохранилась привычка, отдыхая прятать клюв под крыло.

Наличие рудиментарных органов у животных  также свидетельствует об эволюционных изменениях.                                                                                

Есть еще доказательства: атавизмы- (новый термин  записывается учащимися в тетрадь и на доску)  проявление признаков предков у современных особей.

Примеры на экране (через камеру пример с лошадью рис 190, атавизмы у людей на слайде)

Ну вот,  мы с вами познакомились с примерами сравнительно - анатомических (морфологических) доказательств.

        Ребята, какие выводы вы можете сделать?         

        Вывод 3 серии: Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства: рудиментарные органы, атавизмы, сходство скелетов, систем органов, свидетельствуют об эволюционных изменениях и историческом развитии всего органического мира!

Ш. Закрепление:  

Ребята, а сейчас проверим, как вы усвоили то, о чем мы говорили

1. Палеонтология        

2. Эмбриология        

3. Сравнительная анатомия и  морфология (на экране)                

Соотнести науку и  доказательства

ископаемые формы  мамонтов (1)

на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки; (2)

передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека; (3)

крылья у киви; (3) - рудименты

задние конечности питона; (3) - рудименты

зверозубые ящеры; (1)

волосатость  у человека; (3)- атавизмы

археоптерикс  (1)

(После делаются общие выводы урока)

Соотнесение  цели  и     результатов урока ( 4 серия)

Выводы урока: Данные палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии позволяют установить сходство между отдельными группами животных, указывающее на их родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира!

IV. Домашнее задание: Мы с вами разобрали  весь материал, вы хорошо поработали, поэтому дом задание будет следующим. На следующем уроке у нас с вами  будет дискуссия: Почему исчезли динозавры? Почему вымерли мамонты? Попрошу подготовиться.                     Может  это  станет  продолжением нашего сериала.

Домашнее задание на слайде параграф 49, вопросы

Рефлексия: (на экране)

 1.    Больше всего мне понравилось …

2.    Сегодня я узнал (а),

 3.    Главным на уроке для меня было …

Спасибо всем за урок.    Попрошу оценить свою работу и сдать оценочные листы.

Источники информации и литература:

  1. Латюшин, В.В., Шапкин, В.А. Биология. Животные. 7класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -  М.: Дрофа, 2007.
  2. Биология. Животные 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Пепеляева, О.А., Сунцова, И.В. Биология 7 класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Д. Эттенборо Живая природа. Пер с англ. – М.: ООО «Мир книги», 2003.
  5. Сайт «Доказательства эволюции» www.darwin.museum.ru/expos/floor3/Evol/defrus.htm
  6. Сайт «Эволюция – Пути  и механизмы»  http://evolution2.narod.ru/index.htm
  7. Биология 2000 «Обучающая энциклопедия» http://informika.ru/text/database/biology/data/biology39.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....

презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"

В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Доказательства эволюции животных".

Презентация "Доказательства эволюции животных" была разработана для учителей, работающих по программе и учебнику Латюшкина. Презентация используется при объяснении нового материала в процессе всего ур...

Доказательства эволюции животных. 7 класс

Доказательства эволюции животныхФилогенез – историческое развитие организма.Эволюция животного мира – историческое развитие животного мира.Любой вид животных появляется, распространяется, живет ...

Доказательства эволюции.

Биология 9,11 класс. Раздеп "Эволюционные учения". Макроэволюция....