«Современные проблемы теории эволюции"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

«Современные проблемы теории эволюции» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_seminar_9kl.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока- семинара «Современные проблемы теории эволюции», 9 класс

Цель семинара: обсудить современные проблемы эволюционной теории

Тип урока: обобщающий урок с использованием технологии "критическое мышление"

Методические особенности: на уроке используется групповая форма работы; класс делится на 4 групп, каждая из которых получает домашнее задание, а затем презентует и защищает его

План семинара:

1.понятие эволюции органического мира

2. возникновение и история развития теории эволюции

3. эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

4. синтетическая теория эволюции

Ход урока

 Вступительное слово учителя.

Современный мир живой природы очень разнообразен. Он представлен  - вирусами и бактериями, растениями и грибами, лишайниками, животными и человеком. Откуда такое многообразие? Кто и как сотворил это чудо?

Креационисты утверждают, сиё - есть результат божественного сотворения. Доказать это с позиции науки невозможно, но и опровергнуть тоже, т.к. процесс сотворения был единожды. Оппозиционеры утверждают, что современный органический мир есть результат эволюционного развития.  Но есть организмы, популяции которых так хорошо приспособлены к среде обитания, что их видовые особенности практически не изменялись на протяжении десятков и сотен миллионов лет. К ним относятся первые автотрофы – синезеленые водоросли, потомки первых хрящевых рыб – акулы, ровесники динозавров – крокодилы. Уже более четырехсот миллионов лет в Африке, Южной Америке и Австралии, почти не меняясь, обитают рыбы, которые могут дышать не только жабрами, но и через плавательный пузырь, мало отличающийся от настоящих легких. Они прекрасно приспособились к засухе, которая длится в тех местах от 6 до 9 месяцев в году. Когда водоемы пересыхают, эти рыбы (протоптеры) впадают в спячку – засыпают носом кверху в своеобразных вырытых в илистом дне норах, до тех пор, пока сезон дождей не разбудит их. Впрочем, в лабораторном эксперименте подопытная рыба без воды и еды проспала более 3 лет... Загадки появления таких удивительных природных феноменов объясняет современная теория эволюции.

Первый ученый, который создал научную теорию эволюции был Ч.Дарвин. Однако Дарвин предложил свою теорию 150 лет назад, и с тех пор успели произойти многие важнейшие открытия популяционной экологии, генетики, молекулярной биологии. Важнейшими из них были: переоткрытие законов Г. Менделя в начале ХХ века, внедрение представления о гене В. Йохансена, формулирование хромосомной теории наследования Т. Моргана, мутационной теории Г. Фриза, популяционных идей С. С. Четверикова и многие другие. Давайте вспомним основные положения его теории, которая была дополнена открытиями современных ученых.  Ваша цель на уроке - сопоставить положения теории Ч.Дарвина с современными открытиями и попытаться составить современную синтетическую теорию эволюции.

Работа в группах.

а)  на втором этапе урока каждая группа выступает у доски, презентуя результаты домашней работы

Вопросы домашнего задания:    

1 группа «Понятие эволюции органического мира» 

Теория эволюции Ч. Дарвина

  • Единица эволюции – вид
  • Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
  • Приспособленность организмов, образование новых видов возникают в результате накопления видом мелких полезных изменений, которые оказываются полезными в новых условиях среды. Особи с такими изменениями сохраняются и в течение длительного времени, их количество внутри вида возрастает

Результаты эволюции: возникновение приспособлений, образование новых видов, многообразие видов в природе

2 группа «Возникновение и история развития теории эволюции»

3 группа «Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка»

4 группа «Синтетическая теория эволюции»

Крупным прорывом в области эволюционных представлений стала работа английского биолога Дж. Хаксли (Источник) – «Эволюция – современный синтез». Она послужила толчком к формулированию синтетической теории эволюции. В настоящий момент синтетическая теория эволюции содержит следующие положения:

1. Материалом для эволюционного процесса являются мутации, а также их комбинации в ходе полового процесса.

2. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор, возникающий на фоне борьбы за выживание.

Избыточная численность особей более не является движущей силой эволюции, как ранее предполагал Дарвин.

3. Наименьшей единицей эволюции является популяция.

Одна особь не способна к размножению и передаче своих признаков потомству, поэтому особь не может рассматриваться как единица эволюции.

4. Эволюция носит дивергентный характер, то есть, как правило, один вид дает начало сразу нескольким другим видам.

5. Эволюция носит постепенный и длительный характер.

Видообразование представляет собой непрерывную череду смены разных признаков. Невозможно выделить начало и конец видообразования.

6. Вид представляет собой совокупность популяций.

Между популяциями возможен поток  генов в результате скрещивания. Когда по каким-то причинам поток генов прерывается, говорят об изоляции. Изоляция ведет к накоплению различий между популяциями и, в конечном итоге, к видообразованию.

7. Макроэволюция идет тем же путем, что и микроэволюция.

Не существует специфических путей макроэволюции, которые не были бы характерны для микроэволюции.

8. Все таксоны имеют монофилетическое происхождение.

Это значит, что все виды одного таксона имеют общего предка.

9. Эволюция имеет ненаправленное течение, то есть ее движение не подвержено какой бы то ни было логике.

Действительно, совершенно одинаковые популяции, которые подверглись изоляции, будут развиваться, как правило, в совершенно независимых направлениях.

Эти положения современной эволюционной теории позволяют объяснить многообразие видов на Земле. Однако до сих пор существует множество экспериментальных данных, противоречащих этим тезисам. Но будем надеяться, что дальнейшие открытия смогут преодолеть эти противоречия.

Итоги урока.

Оценка полученной теории.

Анализ выступлений учащихся.

Общий вывод по уроку:

      До сих пор не утихают споры вокруг теории эволюции. Самым сложным остаётся вопрос о видообразовании, а именно он является основополагающим. Может быть в скором будущем, фундаментальные научные открытия позволят исправить этот недостаток. А пока можно сказать, мы изучаем, скорее философскую доктрину, а не научную теорию. Вопрос образования новых видов открыт! Наука нуждается в великих открытиях. 

Выводы:

  1. Итак, из сказанного видно, что развитие науки после выхода в свет труда Ч. Дарвина не прошли даром. Новые открытия заставляют каждое новое поколение биологов по-новому воспринимать и трактовать закономерности эволюционного процесса. Однако новейший синтез, создание целостной концепции эволюции, которая сможет заменить синтетическую теорию эволюции, пока еще дело будущего. Вместе с тем, несомненно, магистральный путь развития эволюционной биологии лежит в русле тех идей и тех направлений, которые были заложены гением Ч. Дарвина.
  2. Теория эволюции занимает центральное место в современной биологии, объединяя все ее области и являясь общей теоретической основой.
  3. Дано общее представление о современном состоянии теории эволюции, ее структуре, соотношении микроэволюции и макроэволюции.
  4. Развитие ИКТ - компетентности в связи со стремительным развитием системы источников информации предполагает: умение выбирать и использовать различные источники информации, воспринимать и оценивать ее качество, проявлять избирательность в информационном потреблении, эффективно использовать найденную информацию для решения конкретных задач.

Заключение.

Синтетическая теория эволюции является лишь возможным вариантом объяснения эволюционного процесса. Не существует пока твердо установленных законов эволюции; есть лишь хорошо подкрепленные фактическими данными гипотезы, которые в совокупности составляют достаточно обоснованную теорию. Преждевременное принятие современных концепций как неких догматических истин на достигнутом сейчас уровне, равно как и на любом уровне научного исследования, может подавить интеллектуальный рост и поиски истины. Некритическое принятие ряда представлений эволюционной теории служит тому примером. Некоторые из событий, приводимых в качестве доказательств эволюционной теории, могут быть воспроизведены в лаборатории, однако это не значит, что они действительно имели место в прошлом; они просто свидетельствуют о возможности таких событий.

Оценки за урок.          Домашнее задание: повторить и подготовиться к тесту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Теория эволюции"

Тест по теме "Учение об эволюции" можно использовать в 9 классе или в 10 при изучении биологии на базовом уровне....

Чарльз Дарвин и его теория эволюции

Чарльз Дарвин и его теория эволюции...

Синтетическая теория эволюции

В первой  половине  ХХ  века на  основе  синтеза имевшихся ранее  и  новых научных  данных   была создана новая теория – С Т Э.Она  основана...

Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция.

Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция....

"Что мы знаем о современных теориях эволюции?"

В этой статье будут кратко рассмотрены некоторые промахи, в теории эволюции основанной только на естественном отборе. К слову, эволюция - это естественный процесс развития живой природы, сопровож...

Научно-практическая конференция "Актуальные проблемы теории и практики современного образования"

Выступление на научно-практической конференция "Актуальные проблемы теории и практики современного образования" по вопросам совершенствования методики преподавания физики. Участие в мастер-к...