Открытый урок биологии "Класс Птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Курочкина Наталья Александровна

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_klass_ptitsy.doc238 КБ
Файл instruktivnaya.docx256.83 КБ
Файл krossvord.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Птицы. Отряд Пингвины»

Предмет                          биология

Тема, класс:                     «Класс Птицы. Отряд Пингвины», 7 класс

Тип:                                   Комбинированный урок

Цели урока:

1) Дать общую характеристику птиц; изучить особенности строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

2) Научить видеть прекрасное в мире птиц, воспитывать чувство любви и бережного отношения к представителям класса птиц.

3) развивать умения работать с натуральными объектами и текстом учебника при выполнении лабораторной работы, умения анализировать, сравнивать и делать выводы; формирование умения использовать компьютерные технологии;

Задачи урока:

1) вспомнить систематику животных; общие признаки класса Пресмыкающиеся;

2) составить общую характеристику птиц в сравнении с пресмыкающимися и подвести учащихся к выводу о происхождении птиц;

3)выявить черты приспособленности птиц к полету и в ходе лабораторной работы подтвердить приобретенные теоретические знания;

4) разобрать понятия выводковые и гнездовые птицы;

5) познакомиться с отрядом Пингвины

6) обобщить изученное в форме развития устной речи учащихся;

7) организовать самооценку работы учащихся.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

• словесные, наглядные, практические;

• проблемно-поисковые, эвристические;

• методы самостоятельной работы.

Методы контроля и самоконтроля:

• индивидуальный и фронтальный устный опрос,

• контроль выполнения лабораторной работы с натуральными объектами и текстом учебника.

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

• по изучаемому материалу: наблюдение, работа с натуральными объектами, книгой, интерактивной доской, иллюстрацией, ЦОР;

•по характеру познавательной деятельности: по инструктивной карточке, конструктивные, требующие творческого подхода;

• по способу организации: групповая, индивидуальная. 

Формирование ключевых компетенций:

ценностно – смысловой, учебно – познавательной, информационной, общекультурной,  коммуникативной, личностного самосовершенствования

Техническое оснащение урока:

1. АРМ учителя.

2. Интерактивная доска 3. ЦОР(презентация).

4. Чучело птицы, набор перьев птиц, лупы

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

I. Организационно-мотивационный этап (ОМЭ).

1.1. Организационный момент - 2 мин

Здравствуйте, ребята! Мы с вами вот уже 2-ую четверть путешествуем по царству Животные. Это огромное царство и «обойти» его за такое короткое время просто невозможно. Разве только немножко приподнять завесу таинственного и неизвестного.

Девизом нашего урока я предлагаю взять слова Чака Паланика

«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведем себя с животными.» Как вы понимаете смысл этих слов?                                                                       

(присаживаются)

Высказывают свои мнения

Слайд1

1.2. Актуализация знаний  (работа с интерактивной доской, фронтальная работа, индивидуальная работа) – 6 мин

-Ребята, вспомните, пожалуйста, систематику животных?

- Давайте определимся, где мы сейчас находимся? Какой тип  животных изучаем?                                                                                                                                                                              

- Вспомните систематические категории Хордовых и сделайте подписи к рисункам

- давайте  быстро дадим экспресс-характеристику этого типа.

(уч-ся фронтально  по очереди по одному предложению характеризуют хордовых животных) 

- проверка выполнения задания на доске.

- последний класс животных, с которыми мы познакомились, был класс Пресмыкающиеся. Давайте соберем портрет Рептилии.

Проблемный вопрос. Какие животные занимают следующую ступеньку эволюции и в чем проявляется повышение уровня организации по сравнению с пресмыкающимися? 

Формулирование темы и цели урока.

   Ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.  Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Цель нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. 

Вид – род – семейство – отряд – класс – тип - царство

- Мы изучаем  «Тип Хордовые». Класс Пресмыкающиеся

-двусторонняя симметрия, внутренний скелет – хорда, жаберные карманы во взрослом или зародышевом состоянии, замкнутая кровеносная система, нервная система в виде трубки.

 Уч-ся  подходят к доске и переносят признаки пресмыкающихся в левый столбик. По ходу выполнения работы уч-ся корректируют и дополняют ответы товарищей

В результате работы приходят к проблемному вопросу

-Птицы. Они освоили воздушную среду обитания и имеют много приспособлений к такому образу жизни.

(формулируют с учителем тему урока, записывают её в тетрадь, цели урока)

-изучить особенности строения птиц в связи с полетом, отметить черты сходства и различия с пресмыкающимися.

Слайд 2

На доске мел открывается картинка пресмыкающегося

Доска мел

На доске мел открывается картинка птиц

II. Операционно-исполнительный этап (ОИЭ).

2.1. Общая характеристика класса Птиц – 5 мин

- Ребята, в начале урока мы с вами дали общую характеристику пресмыкающихся. Давайте попробуем сделать то же самое для птиц.

(работа с интерактивной доской, аналогичная выполняемой ранее по характеристике пресмыкающихся- в левый столбик необходимо выбрать и перенести характерные черты птиц. Работа выполняется фронтально). Сразу же по ходу выполнения работы учитель с помощью переходит к слайдам для более детального изучения характерных особенностей  птиц с использованием ЦОРов, видеофрагментов.

 

 

2.2.Лабораторная работа «Внешнее строение птиц. Строение перьев».

Для достижения цели и получения ответа на проблемный вопрос предлагаю Вам выполнить небольшое исследование.

 

После выполнения своего исследования группы обмениваются объектами и заданиями. В конце работы фронтально даются ответы на вопросы, поставленные в исследовании.

2.3.Сравнение кл. Птиц с кл. Пресмыкающиеся.

- А теперь давайте сравним полученные результаты и сделаем вывод.  подведение уч-ся к предположению   о происхождении птиц.)

2.4.Происхождение птиц. Археоптерикс

(рассказ учителя)

2.5. Физкультминутка ПИНГВИНЫ

2.6. Отряд Пингвины

 

Ученики с места называют признак, учитель с их слов переносит его в правый столбик

-способность к полету;

-облегченный скелет;  

-сухая кожа, отсутствие желез;

- органы дыхания многоячеистые легкие и воздушные мешки;(гиперссылка)

-4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения

- теплокровность;

- интенсивный обмен веществ;

- внутреннее оплодотворение;

- раздельнополость;

- высокое развитие головного мозга и органов чувств;

- перьевой покров. (гиперссылка)

(Групповая работа учащихся по инструктивной карточке учебника   на фоне голосов птиц).

Исследование 1   "Внешнее строение птицы".   ( Работа с натуральным объектом – чучелом птицы ) 

Исследование 2.   «Перья птиц, строение и состав».(Работа с натуральным объектом – набором перьев птиц ).

(уч-ся формулируют вывод о сходстве птиц и пресмыкающихся

 

(Сообщение ученика с использованием мультимедийной презентации)

Видео «Полет птиц»

Слайд 3

Флеш анимация

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7+видеофрагмент Выводкавые и гнез птицы

Музыкальное сопровождение «Голоса птиц»

Слайд8

слайд 9+рассказ учителя

III  Рефлексивно-оценочный этап (РОЭ).

3.1. Закрепление (индивидуальная работа)

- разгадай кроссворд

-

3.2. Рефлексия урока

-Какова была цель урока?

-Достигли ли мы цели урока?

-Оцените свою работу и работу товарищей на уроке

-  Дайте оценку сегодняшнего урока, выбрав один из смайликов, отражающих ваше отношение к уроку, ваше настроение 

(Отвечают на поставленные вопросы, анализируя собственную деятельность на уроке, ставят само- и взаимооценку)

 учащиеся подходят к доске и выбирают смайлик согласно своему настроению и отношению к уроку на фоне музыкального сопровождения» В мире животных»)

Описание: D:\Мои документы\Мои рисунки\пр6.jpg

8. Домашнее задание

Есть ли вопросы?

Записываем домашнее задание.

-параграф

-творческое задание на выбор: синквейн, кроссворд, рисунок, рассказ и т.д.

 (контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь)

-задают вопросы при возникновении таковых;

- записывают задание в дневник или тетрадь.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

ТЕМА: ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ. СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.

Оборудование: Чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Ход работы.

1.        Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назовите их.

2.        Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на её форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза, обратите внимание на их расположение. Найдите слуховое углубление.

3.        Рассмотрите туловище птицы. Определите его форму. Определите месторасположение крыльев и ног.

4.        Обратите внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомните, у каких животных такой покров.

5.        Рассмотрите хвост птицы. Запишите названия перьев, расположенных на хвосте и крыле, подсчитайте их число.

6.        Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, назовите основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало. Зарисуйте строение контурного пера, подпишите названия его основных частей.

7.        Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахала. Зарисуйте это перо и подпишите названия его основных частей.

8.        На основании внешнего строения отметьте приспособления птиц к полёту.

9.        Оформите результаты наблюдений в тетради в виде выводов.

(для описания внешнего строения используйте приложение 1)

                                                                                                                                                                        Приложение 1

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=9621

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=9620

Внешнее строение птицы

http://zrenielib.ru/tw_refs/18/17112/17112_html_1d31dd2f.jpg

Строение перьев

Приспособленность к полету:

1.

2.

3.

4.

5.

Выводы:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Открытый урок "Вещие птицы"

История  "Вещих птиц"  в народном фольклоре и приемы их изображения в различное время и в различных техниках...

Открытый урок "Перелётные птицы"

Урок ( дача нового материала ) по системно-деятельностному подходу....

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Конспект открытого урока "Трудно птицам зимовать"

Тема урока: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".Тип урока: комбинированный.Цель: формировать представления о зимующих птицах в городе и способах помощи им.    Задач...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....

Конспект открытого урока "Сказочная птица"

Конспект открытого урока внеурочной деятельности "Сказочная птица" в 4 классе....