Работа по выявления и развитию способностей учащихся
статья по биологии
Работа по развитию способностей выстраивается с помощью:
- применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий для активной познавательной деятельности учащихся;
-включение в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий;
- формирование навыков исследовательской, проектной
деятельности
Работа по выявлению способностей
выстраивается с помощью:
- различных диагностик;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ
учащихся);
- учета желаний родителей;
- наблюдение за проектной деятельностью
учащихся и анализ продуктов деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniya_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 849.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся»
Из опыта работы учителя биологии ГБОУ Лицей-интернат № 61 Бальжиевой М.А.
Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить.
Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуализацию спроса. В идеале работа с одаренными детьми должна начинаться с начальной школы, но в нашем лицее это невозможно т.к. мы принимаем детей только с 7 класса.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности нашего лицея.
В лицее разработана и с успехом несколько лет реализуется система работы с одаренными детьми. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Как я достигаю результатов обучения с одарёнными детьми?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- развитие способностей в школьном кружке «Эколог-исследователь»;
- развитие способностей у учащихся во внеурочной деятельности;
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для этого диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Мною разработаны дифференцированные задания для критического мышления учащихся, которые предлагаю на уроках учащимся с нарастанием уровня сложности. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/04/02/differentsirovannye-zadaniya-po-biologii-dlya-razvitiya
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: биология и химия, биология и экология, биология и география с использованием интерактивной доски.
Тесно сотрудничаю с ФГБиЗ БГУ, активно принимаем участие в разных семинарах, занятиях в zoom, олимпиадах и т.д. Отправляю своих детей для подготовки к олимпиадам на биологические интенсивы. Учащиеся овладевают определёнными знаниями и приносят результаты https://nsportal.ru/albom/2021/04/02/rezultaty-uchashchihsya-litsey-internata-no61 Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного?
Есть несколько путей:
1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время,
2) обогащение обучения.
В своей практике работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает, расширение изучаемой области, а «вертикальное» более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением). Использую кластеры и дерево понятий. Большое внимание придаю вовлечению во внеурочную деятельность не только талантливых детей, но и детей испытывающие небольшие трудности в успеваемости, желающие участвовать в различных мероприятиях, тем самым создавая для них «ситуацию успеха».
В течение нескольких лет я провожу в школе занятия кружка «Эколог-исследователь» для учащихся 7-9 классов https://всёпродоб.рф/program/5780-ekolog-issledovatel .
В кружке Эколог=исследователь, занимаются учащиеся, проявляющие постоянный интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В этом кружке созданы три группы, где каждая группа выполняет свои определенные задачи. С членами группы «Организаторский центр» широко практикуется проведение тематических вечеров на экологические темы. Результаты показывают, что такие вечера приносят наибольшую пользу, если содержательная их часть базируется как на местном краеведческом материале, так и на данных о мировых экологических проблемах, на общих вопросах экологии и охраны природы, а также на региональных экологических проблемах. Эта группа оказывает огромную помощь учителю в проведении таких мероприятий:
Операция «Помоги птицам зимой», «Сохраним Байкал», конкурс Экологического рисунка и плаката, экологический праздник «День птиц», «День Земли», викторины «Природа и мы», Экологический бумеранг» и т.д.
Участвуя во внешкольных и внеклассных мероприятиях, ученики приобретают опыт принятия экологических решений на основе полученных знаний.
Группа «Информационный центр», занимается ежемесячным выпуском брошюры, составлением презентации. Целью этой работы: формирование познавательного интереса. В этом издании освещаются различные проблемы стран, мира, республики.
В группе «Исследовательский центр» ребята занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью. Свои результаты представляют на научно-практических конференциях различного уровня. (https://nsportal.ru/node/4779177,https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2021/04/02/diplom-3-stepeni-po-baykalovedeniyu )
Работа кружка осуществляется целенаправленно и систематично, что повышает ее воспитательную и познавательную ценность, способствует развитию экологического мышления и экологической культуры молодых людей. Поэтому учащиеся активно и с интересом занимаются в этом кружке.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся, к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь во внеурочное время. Для таких детей разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты. Свои успехи и достижения, учащиеся собирают в портфолио.
Исходя из опыта работы, понимаю, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараюсь выявить одаренных детей, помогаю развить эту одаренность, даю возможность проявить себя, показать свои способности.
В лицее формирование классов происходит на основе конкурсного отбора после 6-го класса. В результате по итогам набора в 7-й класс собраны дети из разных школ города, районов республики. Переход в другую школу для некоторых ребят является стрессом - новые учителя, новые требования, новый коллектив, проживание в интернате.
Взяв классное руководство над 7 классом, встретилась с рядом трудностей. Этап первичной диагностики классного коллектива мотивировал меня к решению ряда задач, направленных на формирование гармонично-здорового образа жизни, на повышение интеллектуально-познавательного процесса, на нравственное воспитание. В решении поставленных задач, мне особенно помогла программа экологического воспитания «Зеленый мир».
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни. В ходе реализации задач геоэкологического образования провожу эффективные меры по укреплению здоровья детей. При беседе с медицинским работником, выяснилось, что 40% учащихся в классе имеют отклонения в здоровье. Также было выявлено у каких, учащихся имеются отклонения в здоровье. Через приобщение учащихся к различным оздоровительным мероприятиям решили задачу укрепления здоровья детей. Для достижения результатов сохранения здоровья, были организованны частые походы в лес, экскурсии, проведение мероприятий и уроков в лесу, посещение лыжной базы, катка. Также в лицее существует хорошая традиция проведения Дня здоровья, осенних и весенних футбольных, волейбольных матчей, где участниками являются учителя, воспитатели, учащиеся.
Эти мероприятия послужили основой укрепления здоровья. Так, например, после проведения физминуток, уроков на свежем воздухе, в классе наблюдалось снижение пропусков уроков по причине болезни.
Индикаторы сохранения здоровья | 2018-2019 уч.г | 2019-2020 уч.г | 2020-2021 уч.г |
Число учебных дней, пропущенных учащимися по болезни на одного школьника | 8 | 5 | 3 |
Показатели работы по сохранению здоровья
В ходе реализации модели образования огромную роль играет организация ученического самоуправления. Для развития, сплочения и координации ученического коллектива в условиях интернатной системы были созданы группы актива под конкретные дела, которые были представлены в одно объединение под названием «ЮНЭК (юный эколог)».
Каждый ученик класса имеет возможность выбрать ту группу, в которой бы хотел работать. В процессе развития ученического самоуправления у некоторых детей проявлялись такие качества, как: активность, инициативность, мобильность, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы, планировать дальнейшую работу.
В рамках этого объединения мы с детьми принимаем участие в образовательной программе «Школьная лига РОСНАНО», являюсь куратором этого проекта от нашего Лицея http://schoolnano.ru/node/17061
Учащиеся нашего объединения принимают участие в конкурсах разных сессии организованные школьной лигой роснано, а также занимают призовые места. Призеры и победители имеют право на бесплатную поездку в лагерь Артек и Океан. https://nsportal.ru/albom/2021/04/02/rezultaty-uchashchihsya-litsey-internata-no61
Нашим Лицеем в 2015 году приобретен специальный нанобокс, во время кружковых занятий мы используем этот бокс для экспериментальных работ.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Поэтому мы с моими учащимися принимаем участие во Всероссийском экодиктанте и занимаем призовые места.
https://nsportal.ru/albom/2021/04/02/rezultaty-uchashchihsya-litsey-internata-no61
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Развивая в каждом ученике неповторимую человеческую индивидуальность, ориентируя их на высокие ценности, активную гражданственность, социальное творчество, важно совершенствовать работу самого классного руководителя. Я убеждена, что создание атмосферы взаимопонимания между детьми, учителями и родителями помогают решать трудные задачи.
Таким образом, в ходе реализации программы, учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им достигнуть успехов в различных мероприятиях, конкурсах разного уровня, повысить успеваемость класса.
Я думаю большинство учебных и творческих достижений все еще впереди, но заложенный опыт их активной творческой работы, сплоченность, взаимоподдержка, эмоциональный запал станут основой и залогом их дальнейшей, успешной деятельности. Перед нами стоят новые задачи и целое поле будущих перспектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...