Близорукость и дальнозоркость как основные заболевания глаз
творческая работа учащихся по биологии (7 класс)

Куприянова Светлана Геннадьевна

В работе приведено описание причин, основных признаков дальнозоркости и блтзорукости, а также результаты собственного исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_zrenie.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-исследовательская конференция «Юный исследователь»

Секция: Медицина

Тема: Близорукость и дальнозоркость

как самые распространенные болезни глаз

Автор: Иванова Валерия Сергеевна, уч-ся 6 «Г» класса

ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

Научный  руководитель: Куприянова Светлана Геннадьевна,

учитель биологии ГБОУ СОШ №5

«ОЦ «Лидер» г.о. Кинель

2019

Содержание

  1. Введение                                                                                                   3
  2. Глава I                                                                                                        4
  1. Строение глаза                                                                                4
  2. Заболевания глаз. Дальнозоркость                                               4
  3. Близорукость                                                                                   7
  4. Профилактика заболеваний глаз                                                  11
  1. Глава II                                                                                                      13
  1. Особенности выполнения гимнастики для глаз                          13
  2. Встреча с медицинским работником школы                               14
  3. Результаты анкетирования учащихся                                           15
  1. Заключение                                                                                                18
  2. Библиография                                                                                            19

Введение

Актуальность: На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Наиболее распространенными заболеваниями глаз являются близорукость и дальнозоркость. Зрение позволяет человеку познавать мир. Зрительная система дает возможность получать представление о цвете, форме, размере, количестве и расположении предметов. Поэтому важно знать, почему падает зрение и как этого избежать.

Проблема: Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться о здоровье своих глаз. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

Цель работы: выявить причины возникновения близорукости и дальнозоркости и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение

Задачи:

  • Изучить теоретические основы данной  проблемы.
  • Исследовать  строение и функции органа зрения.
  • Изучить основные симптомы, признаки и способы лечения близорукости и дальнозоркости.
  • Совместно с медицинским работником школы познакомиться с данными медосмотра школьников  с целью выявления детей с нарушением зрения.
  • Провести анкетирование учащихся 6-х классов по теме работы
  • Составить рекомендации для учащихся по гигиене зрения.

Объект исследования: органы зрения

Предмет исследования: основные заболевания глаз - дальнозоркость, близорукость

Методы исследования: теоретические (изучение литературы), практические (анкетирование, математическая обработка данных, интервьюирование)

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать при проведении уроков биологии и внеклассных мероприятий здоровьесберегающего характера

Глава I

Строение глаза

      Глаз человека улавливает отраженный от предметов свет, который попадает на своеобразную линзу – роговицу. Функция роговицы заключается в фокусировке всех поступающих лучей. Преломленные роговицей световые лучи через заполненную бесцветной жидкостью камеру глаза доходят до радужки. В центре радужки расположен зрачок, через отверстие которого далее проходят только центральные лучи. Зрачок отвечает за приспособляемость нашего глаза к различному уровню освещенности. Далее отфильтрованный поток света попадает на хрусталик – линзу, предназначенную для более полной и точной фокусировки потока света. Следующий этап прохождения светового потока – это путь через стекловидное тело на сетчатку – особый экран, где проецируется изображение, но только в перевернутом виде. Строение человеческого глаза предусматривает то, что объект, на который мы смотрим, отображается в самом центре сетчатки – макуле. Именно эта часть глаза человека и отвечает за остроту зрения.

Заболевания глаз

Дальнозоркость

        Дальнозоркость – это расстройство зрения, при котором человек становится неспособным различать находящиеся поблизости предметы. Данное состояние обусловлено особенностью восприятия глаз: пересечение лучей света происходит не на сетчатке, а позади нее. В норме же воспринимаемый глазом поток света должен падать непосредственно на сетчатку, что позволяет хорошо видеть как на близких, так и на дальних расстояниях. Дальнозоркость бывает врожденная и приобретенная. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная дальнозоркость возникает чаще всего из-за ослабевания с возрастом глазных тканей. Развитие дальнозоркости может происходить и по причине повышенного внутриглазного давления. При этом расширяется зрачок радужной оболочки, а сама она утолщается, сокращая углы обзора хрусталика и затрудняя отток внутриглазной жидкости.


      Данное расстройство зрения обычно развивается в зрелом возрасте, после 40-50 лет. Глаза хорошо различают дальние предметы, однако смотреть на ближние, а также писать и читать без очков становится практически невозможно. 

Лечение дальнозоркости

       Для лечения дальнозоркости применяются различные способы коррекции: врач назначает ношение специальных очков, контактных линз или хирургическую коррекцию. «Плюсовые» контактные линзы, как и очки, подбирают в зависимости от остроты зрения и сопутствующих патологий.
Лечение может также включать в себя такие мероприятия, как гимнастика глазных мышц, лазерстимуляция, видеокомпьютерная коррекция, массаж воротниковой зоны, плавание контрастный душ, и т.д. По достижении 18 лет можно применить лазерную коррекцию дальнозоркости. В этом случае с помощью лазера изменяют форму роговицы, которой придают очертания естественной линзы. Длительность такой процедуры – 10-15 минут, при ее выполнении исключаются болезненные ощущения.
        Дальнозоркость можно вылечить методом проведения операции по замене хрусталика. В этом случае через разрез на склере или роговице при помощи ультразвука удаляется кора или ядро хрусталика. Затем на это место устанавливают искусственный хрусталик, корректирующий зрение. Имплантация линзы применяется в том случае, когда свойства глаза нарушены умеренно или не совсем не нарушены. При операции собственный хрусталик не извлекается, в него дополнительно имплантируется специальная линза, которая позволяет устранить проблему.
         Кроме того, назначаются специальные препараты в виде капель для глаз и витаминных комплексов. Специалисты утверждают, что своевременное лечение может остановить развитие дальнозоркости и даже вернуть утерянную остроту зрения.

Излечима ли детская дальнозоркость

       Дальнозоркость у детей характеризуется нарушением зрения, при котором резко снижается способность видеть близкие объекты, находящиеся на расстоянии 20-30 см. В лечении данной патологии используется несколько методов.
            При дальнозоркости глазные яблоки у детей короче нормы, вследствие этого после преломления лучей фокус зрения располагается за сетчаткой, а на глазном дне формируется нечеткое изображение. Новорожденные дети имеют детскую дальнозоркость около трех диоптрий. По мере взросления и роста ребенка глазное яблоко также увеличивается в размере, в результате оптический фокус перемещается на сетчатку, и зрение становится нормальным. В силу различных причин в некоторых случаях дальнозоркость может составлять выше 3 диоптрий. Чтобы видеть предметы, ребенку приходится напрягать глаза. Примерно в 40% случаев при дальнозоркости у детей развивается сходящееся косоглазие, амблиопия (нарушение, при котором зрение снижено даже в очках). 

       Лечение детской дальнозоркости и сопутствующих патологий выполняется на фоне коррекции зрения при помощи очков. Врач назначает курсы аппаратного лечения дальнозоркости, они включают в себя различные методы стимуляции зрения. Все они безболезненны и хорошо переносятся детьми. Современные технологии консервативной аппаратной терапии позволяют в большинстве случаев справиться с амблиопией при дальнозоркости. При правильном лечении удается избавиться от постоянной очковой коррекции.

Близорукость


         Близорукость (или на языке медиков – миопия) - особое нарушение зрительного аппарата человека, которое представляет собой резкое снижение возможности чётко видеть дальние предметы. Когда же больной работает с предметами на близком расстоянии, он испытывает резкую боль в глазах и висков. Близорукость при невероятных нагрузках на глаза чревата кровоизлиянием. Специалисты-офтальмологи объясняют близорукость дефектом фокусирования потока света на сетчатке глаза.  Близорукость также, как и дальнозоркость, бывает врожденная и приобретенная. При врожденной близорукости глазное яблоко удлиненное, а при приобретенной хрусталик и роговица преломляют световые лучи очень сильно. И в том, и в другом случае изображение фокусируется не на сетчатке, а впереди нее.

Виды близорукости (миопии)

К наиболее распространенным видам близорукости относятся следующие:

1.Врожденная (патология с самого рождения, связанная с аномалией развития глазного яблока; встречается довольно редко) /Приобретенная (близорукость, развитая в течение жизни);

2.Стационарная (зрение остается стабильным, ухудшений не происходит) / Прогрессирующая (со временем зрение ухудшается; очень часто близорукость прогрессирует в детском и подростковом возрасте в связи с ростом ребенка).

3.Слабая (до 3,0 D (диоптрий) включительно) /Средняя (от 3,25 до 6,0 D) /Высокая (более 6 D, причем может достигать весьма значительных величин вплоть до 30 D);

4.Ночная (возникает при недостатке освещения, в народе ее называют «куриной слепотой»);

5.Профессиональная (возникает из-за частого длительного напряжения зрения при рассматривании предметов на близком расстоянии);

6.Школьная (возникает у учащихся в связи с длительным напряжением зрения на близком расстоянии, является подвидом профессиональной близорукости);

7.Ложная (возникает при увеличении тонуса ресничной мышцы - спазма аккомодации - и исчезает с его нормализацией);

8.Осложненная (при близорукости может удлиняться глазное яблоко, что приводит к растягиванию внутренних оболочек глаза, нарушению питания его тканей и негативно сказывается на сетчатке. Прогрессирование близорукости может привести к дистрофическим изменениям на глазном дне, разрывам сетчатки и ее отслоению. Поэтому людям, страдающим близорукостью, рекомендуется минимум раз в год проходить обследование глазного дна у офтальмолога, чтобы предотвратить отслойку сетчатки глаза, грозящую слепотой).

Причины возникновения близорукости

         Близорукость может быть диагностирована в любом возрасте, но чаще, впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, близорукость усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:

  • Наследственность – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. способствовать прогрессированию близорукости.
  • Перенапряжение глаз - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.
  • Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.
  • Неправильная форма глазного яблока (его слишком удлиненная форма). При этом изображения предметов,  фокусируясь, не достигают сетчатки.
  • Нарушения в функциях оптической системы глаза (хрусталик, роговица). Изображения предметов слишком сильно преломляются оптической системой глаза и сходятся в фокус перед сетчаткой, а не на ней.  

Запреты и ограничения при миопии

         Для людей с близорукостью существует ряд ограничений, о которых следует помнить. Например, при высокой степени миопии, врачи не рекомендуют поднимать тяжести, находиться долгое время в положении с наклоненной головой вниз. Это повышает риск повреждения сетчатки.

        При любой степени близорукости запрещено заниматься контактными видами спорта, а также тяжелой атлетикой, боксом, борьбой, прыжками в воду. Следует уменьшить нагрузки для глаз, связанные с концентрацией зрения.

        Нередко беременным женщинам, имеющим среднюю и высокую степень миопии, для родов рекомендуется кесарево сечение. При средней миопии решение принимается на основании заключения врача.

Лечение близорукости

        Близорукость нужно лечить срочно. Лечение близорукости непосредственно зависит от формы заболевания и её степени.

       Лечение слабой близорукости представляет собой лазерную терапию коррекционного характера; если же лазерная коррекция противопоказана, то в данном случае поможет стимуляция или контактная и очковая коррекция.

        Когда же близорукость достигла средней степени, используют или лазерную коррекцию, или очки, или постоянные, а возможно, и только ночные линзы.

      Сильная близорукость требует имплантации фактичной линзы. Оперативное вмешательство (склеропластика) необходимо и при диагнозе «прогрессирующая миопия», во время чего вводят за глазное яблоко специальную ткань с целью его укрепления.

        При прогрессирующей близорукости предлагается склеропластика, при которой через разрезы конъюнктивы за глазное яблоко вводится специальная ткань. Далее она спаивается со склерой и таким образом укрепляет глазное яблоко, предотвращая его дальнейший рост, а, следовательно, и развитие близорукости. Как альтернатива операции или дополнение к ней может назначаться лечение аппаратными методами.

Профилактика заболеваний глаз

Профилактика дальнозоркости

       Степень проявления дальнозоркости можно снизить или вообще отсрочить ее появление. Основная рекомендация - берегите ваши глаза. Работайте или читайте только при хорошем освещении, т.е. при включенном верхнем свете или настольной лампе мощностью не менее 60 Вт. Свет лампы должен покрывать всю рабочую поверхность. Избегайте резких перепадов освещения. Не смотрите телевизор и не работайте за компьютером в темноте.

       Обязательно чередуйте зрительные и физические нагрузки. Каждые 30-40 минут делайте перерыв, чтобы пройтись и размяться.

      Несколько раз в день делайте гимнастику для глаз. Вот примерный список упражнений, которые заставляют работать  различные группы глазных мышц:

  1. Круговые движения глазами (по часовой и против часовой стрелки).
  2. Интенсивные сжимания и разжимания век.
  3. Движения по диагонали. Скосить глаза в правый нижний угол, затем перевести взгляд вверх. Аналогично выполнить упражнение слева.
  4. Сведение глаз к носу. Упражнение легче выполнить, если к переносице приложить карандаш или ручку.
  5. Фокусировка на близких и дальних предметах. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на точку на стекле (можно даже наклеить бумажный кружок). Затем посмотрите вдаль на горизонт, стараясь разглядеть удаленные предметы.

Каждое упражнение необходимо повторять не менее 5-6 раз ежедневно.

Профилактика близорукости

      Любую болезнь, в том числе и близорукость, проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому профилактику миопии важно осуществлять с раннего возраста.

Для этого необходимо выполнять следующие рекомендации:

•        Соблюдать дистанцию между глазами и монитором, книгой, планшетом и т. д. не менее чем в 30 см. Это позволит уменьшить усилия, прилагаемые для фокусировки зрения и предотвратить развитие как временной, так и постоянной миопии.

  • Глазам необходимо предоставлять отдых. Чем дольше зрение находится в напряжении, тем выше риск того, что разовьется близорукость. Поэтому обязательно нужно делать перерыв после 40 минут зрительной работы.
  • Не следует читать лежа на спине или на боку, а также в движущемся объекте (в машине, поезде, метро и пр.). Аппарату аккомодации придется каждую секунду перенастраиваться для того, чтобы уловить изображение, что неизбежно приведет к его перенапряжению. Если читать лежа, то один глаз всегда будет удален от объекта больше, чем другой, что также вызывает перенапряжение зрения.
  • Важно всегда держать спину прямо. Правильная осанка позволит смотреть на объект зрения под необходимым углом.
  • Необходимо должное внимание уделить достаточному освещению. Это позволит избавить глаза от перенапряжения. Солнечный свет является оптимальным для человеческого глаза. Но так как достичь такого освещения при работе не всегда удается, то важно пользоваться искусственным светом. Обязательно следует установить настольную лампу при работе в вечерние часы.
  • Важно защищать зрение от разрушительного воздействия ультрафиолета.
  • Правильное питание – не менее важный фактор для профилактики близорукости. Ежедневное поступление минералов и витаминов позволит органу зрения лучше функционировать и избегать переутомления.

Глава II

Особенности выполнения гимнастики для глаз

Упражнения для глаз при близорукости специалисты рекомендуют выполнять и взрослым, и детям. Особенно они показаны людям, страдающим от синдрома «компьютерного зрения», который появляется вследствие регулярно времяпрепровождения за разной аудиовизуальной техникой. Рискам больше всего подвержены дети, а также люди в преклонном возрасте. В любом случае, профилактика необходима. Есть несколько требований при выполнении упражнений для глаз.

Первое – это регулярность занятий. Даже при низкой интенсивности регулярные занятия принесут больше пользы. Также важна постепенность в выполнении упражнений. Это значит, что не надо начинать сразу с 30 повторений. Сначала делаете 3 повтора одного упражнения, после этого – 5, и так по нарастающей.

Заниматься лучше всего после того, как вы хорошо поели. Первые результаты вы можете заметить после нескольких недель регулярных повторений.

Упражнения для глаз при близорукости

  1. На несколько секунд закройте глаза. Потом медленно откройте и начните часто моргать. Делать это можно в течение 8 секунд. Закройте глаза, отдохните и повторите упражнение.
  2. На 5 секунд закройте глаза, а после этого широко распахните их и старайтесь не моргать.
  3. Это упражнение выполняют стоя. Вытяните перед собой левую руку, а указательный палец направьте на нос. Приближайте палец к лицу и не сводите с него взгляд. После этого закройте глаза. Желательно не делать много повторений этого упражнения.
  4. Безымянным, указательным и средним пальцами слегка надавить на верхнее веко при закрытых глазах.
  5. Указательными пальцами немного приподнимите кожу в области бровей и начните закрывать глаза, преодолевая сопротивление кожи.
  6. Поставьте указательный палец в наружный угол глаза, средний – на центр верхней кромки орбиты, безымянный – во внутреннем углу и начните растягивать кожу в разные стороны.
  7. Упражнение выполняется сидя. Вам надо не спеша переводить взгляд с предметов на полу на потолок, не двигая при этом головой.
  8. Совершайте движение правой рукой справа налево и следите за указательным пальцем руки. Потом-то же самое упражнение повторите с левой рукой.

Встреча с медицинским работником школы

       В январе 2016 года мы встретились с Поповой Натальей Геннадьевной, медицинским работником нашей школы и побеседовали с ней. Из беседы мы выяснили, что в нашей школе, как и в других школах города Кинель, у учащихся есть проблемы со зрением.

       В начальных классах проблемы со зрением (в основном, близорукость) имеются у 12% учащихся. В среднем звене (5-9 классы) уже у 23% детей есть нарушения зрения. Это связано с тем, что у ребят возрастает учебная нагрузка и они  много времени проводят за компьютером. В старшей школе нарушения зрения наблюдаются у 20% учащихся.

Анкетирование учащихся 6-х классов  по изучаемой проблеме

В октябре 2019 года мы провели анкетирование учащихся 6-х классов ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель. В нем приняли участие 55 человек.

Анкета.

  1. Есть ли у вас проблемы со зрением?
  2. Если есть, то какая это проблема?
  3. Сколько времени ежедневно непрерывно вы проводите за компьютером? (подчеркнуть)

Менее 1 часа

От 1 до 2 часов

Более 2 часов

  1. Знаете ли вы, что при частой работе за компьютером может ухудшиться зрение?
  2. Делаете ли вы какие-либо упражнения для глаз?
  3. Назовите известные вам заболевания глаз
  4. Как называют врача, который занимается лечением заболеваний глаз?
  5. Носите ли вы очки или специальные линзы?

Результаты анкетирования

  1. Проблемы со зрением возникают у 58% учащихся (32 чел)

  1. Основные проблемы со зрением: 67% - близорукость, 8% - сухость, жжение глаз, 8% - покраснение глаз, у 11% - слезятся глаза, 3% - дальнозоркость, 3% - пелена перед глазами.

  1. Количество времени, которое школьники проводят ежедневно за компьютером: более 2 часов – 62%, от 1 до 2 часов – 24%, менее 1 часа – 14% опрошенных.

  1. 89% опрошенных знают, что при частой работе за компьютером может ухудшиться зрение.

  1. Упражнения для глаз делают 44% опрошенных, 56% - не делают

  1. 3 и более заболеваний глаз смогли назвать 44% опрошенных, 1-2 заболевания – 47%, не знают заболеваний глаз – 9%

  1. Все опрошенные знают специальность врача, который занимается лечением заболеваний глаз
  2. 47% опрошенных, имеющих близорукость,  носят очки или линзы, 53% - не носят

     Проанализировав ответы учащихся, можно сделать вывод о том, что более половины моих сверстников имеют те или иные проблемы со зрением. Чаще всего – это близорукость. Подавляющее большинство опрошенных не соблюдают временных норм работы за компьютером, хотя многие понимают, что это пагубно влияет на их зрение. Гимнастику для глаз делают 44% опрошенных.

Заключение

       Подводя итоги и обобщая результаты проделанной работы, следует отметить, что нами были изучены основные причины возникновения близорукости и дальнозоркости, исследовано строение и функции органа зрения, из беседы с медицинским работником школы было выяснено, что в средней школе 23% учащихся нашей школы страдают различными нарушениями зрения. Из проведенного анкетирования мы узнали, что проблемы со зрением возникают более чем у половины учащихся 6-х классов. В основном, это – близорукость. Подавляющее большинство учащихся не соблюдают временных норм работы за компьютером, несмотря на то, что они знают о негативном влиянии его на зрение. Больше половины опрошенных не делают никаких упражнений для глаз.

       Были составлены рекомендации по гигиене зрения у школьников, с которыми мы познакомили учащихся. Мы надеемся, что они смогут выполнять наши простые рекомендации по улучшению и укреплению зрения.

Библиография

  1. Ковалевский Е.И. Офтальмология. – М.: Медицина, 1995, 498с.
  2. Леонкин В.В., Богдашевич М.Р. Болезни глаз: когда тускнеет зеркало души. – М.: Эксмо, 2005, 125 с.
  3. Мухина М.Н. Будь зрячим без очков. – Санкт-Петербург: Питер, 2003, 88с.
  4. Савельева Ю.А. Методы улучшения зрения. – М.: Рикол Классик, 2006, 63с.
  5. Троицкая С.И. Улучшаем зрение сами. – Санкт-Петербург: Питер, 2004, 132с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И спешит Грибоедов навстречу судьбе, близоруко прищурив глаза»

Общешкольный вечер, посвящённый памяти А.С.Грибоедова...

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы ( ФФНР, альтернативное сходящееся косоглазие, дальнозоркость обоих глаз, острота зрения OD/OS=0.4/0.6, окклюзия на левом глазу) на тему: «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

У ребенка-инвалида сходящееся косоглазие, поэтому весь картинный материал предъявляем ребенку на фланелеграфе или на подставке.Предметные картинки наклеены на цветной картон, силуэты картинок ра...

Памятка для 5 – 7 классов. «Правила, соблюдение которых снижает риск заболевания глаз».

Памятка для 5 – 7 классов. «Правила, соблюдение которых снижает риск заболевания глаз». Включает в себя правила, снижающие риск появления болезни глаз, гимнастику для глаз....

Близорукость: причины и профилактика развития близорукости у детей и подростков.

Близорукость - актуальная проблема нашего времени. Большой процент развития близорукости, а также увеличения ее степени, приходится на школьный возраст. Поэтому очень важно в школе классным руководите...

Конспект открытого урока по теме "Заболевания глаз"

Разработка содержит конспект урока....

Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.

Интегрированный урок физика с биологией. Данный урок интересен новыми приемами, методами и современным подходом в обучении физики. Интересно подобран материал, оригинально оформлена технологическая ка...