Программа "Биохимия - химия жизни"
рабочая программа по биологии (11 класс)

Штрек Ирина Александровна

Программа "Биохимия-химия жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biohimiya_-_himiya_zhizni.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приложение

к Образовательной программе

среднего общего образования,

утвержденной приказом директора

от 29.08.2020г. № 803

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

_____________________________

Протокол от 29.08.2020 г. № 1

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________________ /Т.Г.Ефименко

29.08.2020г.

ПРИНЯТО на заседании

педагогического совета школы

 Протокол от 29.08.2020 г. № 7

Программа курса по выбору

«Биохимия – химия жизни»

10-11 классы

Составитель: Штрек  И.А.

учитель химии

2020

Пояснительная записка

           Рабочая программа элективного по обществознанию для учащихся 10-11 классов составлена на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы  Боголюбова Л.Н.,           Городецкой НИ, Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень», программы курса химии для учащихся 10-11  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автора О. С. Габриеляна (2010 года) и Государственного образовательного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2010).

Программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» предназначена для учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Она дополняет содержание предметов химии, биологии и обществознания. Курс рассчитан на два года, 35 часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе (всего 69 часов).

Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии, химии и обществознания. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией, биологии, обществознанию.

Цель курса:  сформировать представления о взаимосвязи человек-индивид, человек-природа.

Главными задачами курса являются:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии, обществознания и химии;
  • удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и обществознания;
  • формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов;
  • рассмотреть основные стрессогенные факторы среды;
  • развиватие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

        Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

        Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

        При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

        Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

        Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

        Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
        Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

        Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. после изучения элективного курса учащиеся должны знать: 
  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
  1. после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
  • пользоваться сравнением и синтезом, систематизацией и обобщением на уровне учебного материала, высказывать суждения;
  • соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
  • создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

10 класс

1

Введение 

2

2

2

Жизнь как особое природное явление

7

4

3

3

«Человек и общество»

8

6

2

4

«Человек. Познание»

9

7

2

5

«Социальные отношения»

7

6

1

6

Заключение

2

2

Всего:

35

25

10

11 класс

7

Введение 

1

1

8

«Социальные отношения»

3

1

2

9

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека 

4

2

2

10

Влияние строительных материалов на здоровье человека

4

1

3

11

Влияние интерьера помещений на состояние человека 

4

1

3

12

Профессиональные и сезонные болезни.

6

2

4

13

Социальные аспекты экологии человека  

Стресс как экологический фактор

5

2

3

14

Определение частоты воздействия стрессоров

6

3

3

15

Заключение

2

1

Всего:

35

13

21

Итого:

70

38

31

Содержание программы

Введение (3 ч.)

 Введение: цели и задачи курса, краткая характеристика содержания и практической деятельности, форм обратной связи. Человек как биосоциальное существо. Влияние условий жизни на организм человека. Антропосистемы, антропоэкосфера. Урбоэкология. Социальная экология.

Жизнь как особое природное явление (7 ч)


        Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки. Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни. Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни. Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.
        Методическое обеспечение: демонстрации  схем, отражающих многоуровневую организацию живого; портреты или изображения ученых (Аристотель, г. Тревиранус, А. Лавуазье, И.П. Павлов, Ф. Энгельс, А.И. Опарин, В.И. Вернадский и др.).
        Дискуссионное занятие "Мир самого сложного – жизнь?"
        Семинар с элементами исследовательской деятельности " Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации".

«Человек и общество» (8 ч).

        Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Средства массовой информации.

        Генетика. Наследственные болезни. Отношения социума к людям с отклонениями.

«Человек. Познание» (9 ч.)

        Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.         Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность.

«Социальные отношения» (7 ч)
        Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Значение родословной.

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека (4 ч.)

            Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.

Влияние строительных материалов на здоровье человека (4 ч)

        Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит. Присутствие примесей

Влияние интерьера помещений на состояние человека (4 ч.)

Размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстура отделочных материалов.

Профессиональные и сезонные болезни.(6 ч)

Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.

     Характерные сезонные болезни, их этимология, профилактика и простейшие способы лечения. Аллергия, поллиноз. Холера.

Социальные аспекты экологии человека  

Стресс как экологический фактор(5 ч.)

Причины стресса. Организационные факторы стресса. Личностные факторы. Адаптационные способности к стрессогенному событию или жизненной ситуации.

 Стрессовое напряжение, его признаки. Способы борьбы со стрессом. Реакции организма на стресс: пассивность, релаксация, активная защита. Релаксационные упражнения. Концентрация стресса. Ауторегуляция дыхания.

            Методы профилактики стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса. Стрессовый и нестрессовый стили жизни.

Определение частоты воздействия стрессоров (6 ч.)

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени

уверенности в себе.

Методики управления течением стрессовых реакций.

Внутренний диалог, положительные утверждения, нереальные установки. Модели поведения в стрессовой ситуации.

Заключение (3 ч)

Подведение итогов. Конференция.

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

     1.Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994.

     2.Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.

     3.Высоцкая М.В.Экология. Элективные курсы. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2006. 

     4.Губарева Л. И., Мизирёва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

 

Дополнительная литература

     1.Азон Б.Стресс излечим. - М.:1994

     2.Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998.

     3.Белов С.В., Барбинов Ф.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991.

     4.Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991.

     5.Гартинский Г.Б, Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.:1993.

     6.Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. - М.:1997.

     7.Кукушин В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование. – Ростов на Дону: Феникс ,2006

     7.Моисеева Н.И Биоритмы жизни. -СПб.:1997.

     8.Моисеева Н.И.Время в нас и время вне нас. - Л.:1991.

     9.Петров. К.М.Общая экология - СПб.:1998.

     10.Прохоров Б.Б.Экология человека. Социально-демографические аспекты. - М.:1991

     11.Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для  учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

     12.Ужегов Г.М. Биоритмы на каждый день. - М.:1997

Календарно – тематическое планирование  

Дата

Коррект.

Тема урока

Применение на уроках ИКТ или ЦОР

Домашнее задание:

10 класс

Введение (2 ч)

1

Человек как биосоциальное существо.

2

Влияние условий жизни на организм человека

Жизнь как особое природное явление (7 ч)

3

Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки.

4

Понятие жизнь: виталистическая, механистическая, метаболическая, организационная, информационная и эволюционная трактовки.

5

Л.р.№1. Свойства жизни. Иерархическая система. Уровни организации жизни.

6

Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни.

7

Понятие об элементарной единице и элементарном явлении уровней организации жизни.

8

Л.р.№ 2. Проявление главных свойств жизни на разных уровнях ее организации.

9

Практикум № 1.  Дискуссионное занятие "Мир самого сложного – жизнь?"

«Человек и общество» (8 ч)

10

Социум как особенная часть мира.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-21714.html 

11

Системное строение общества.

12

Практикум № 2. Общество и природа..

13

Общество и культура

14

Процессы глобализации и становление единого человечества.

15

Практикум № 3. Глобальные проблемы человечества.

16

Семинар. Генетика. Наследственные болезни.

http://www.youtube.com/watch?v=nzIfyieZQuE 

17

Отношения социума к людям с отклонениями.

«Человек. Познание» (9 ч)

18

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18813 

19

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

20

Бытие человека.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18813 

21

Бытие человека.

22

Бытие человека.

23

Потребности и интересы человека.

24

Практикум № 4. Потребности и интересы человека.

25

Деятельность человека, ее основные формы.

26

Практикум № 5. Деятельность человека, ее основные формы.

«Социальные отношения» (7 ч)

27

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18893 

28

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

29

Социальные группы и их классификация.

30

Практикум № 6. Социальные группы и их классификация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18893 

31

Неравенство и социальная стратификация.

32

Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность.

33

Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение.

Заключение (2 ч)

34

Подведение итогов. Конференция.

35

Подведение итогов. Конференция.

11 класс

Введение (1 ч)

1

Антропосистемы, антропоэкосфера. Урбоэкология. Социальная экология.

«Социальные отношения» (3 ч)

2

Семья и брак как социальные институты.

3

Семинар. Демографическая и семейная политика в РФ.

4

Значение родословной

5

Л.р. № 3 «Составление родословной своей семьи»

Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека (4 ч)

6

Источники неионизирующего электромагнитного излучения.

7

Практикум № 11. Источники неионизирующего электромагнитного излучения.

8

Электромагнитное излучение.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 

9

Семинар. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.

Влияние строительных материалов на здоровье человека (4 ч)

10

Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит.

11

Практикум №12. Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит.

12

Практикум № 13. Присутствие примесей

13

Л.р. № 4 «Определение влияния различных условий на прочность строительных материалов»

Влияние интерьера помещений на состояние человека  (4 ч)

14

Размещение мебели и предметов обихода, освещение.

15

Цветовая гамма интерьера. Л.р. № 5 «Влияние цвета на здоровье человека»

16

Семинар. Текстура отделочных материалов.

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2&fr=web 

17

Л.р. № 6 «Создание интерьера»

Профессиональные и сезонные болезни. (5 ч)

18

Виды и причины профессиональных болезней.

19

Профилактика профессиональных болезней. Практикум № 14. Разработка профилактических мероприятий.

20

Характерные сезонные болезни, их этимология, профилактика и простейшие способы лечения.

21

Семинар. Характерные сезонные болезни, их этимология, профилактика и простейшие способы лечения.

22

Л.р. № 7 «Правила закаливания»

Социальные аспекты экологии человека. Стресс как экологический фактор (5 ч)

23

Причины стресса. Организационные факторы стресса. Личностные факторы.

http://www.nostress.ru/types.html 

24

Адаптационные способности к стрессогенному событию или жизненной ситуации. Стрессовое напряжение, его признаки.

http://www.nostress.ru/types.html 

25

Практикум № 15. Способы борьбы со стрессом. Реакции организма на стресс: пассивность, релаксация, активная защита. Релаксационные упражнения. Концентрация стресса. Ауторегуляция дыхания.

26

Практикум № 16. Методы профилактики стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса.

27

Семинар. Стрессовый и нестрессовый стили жизни.

Определение частоты воздействия стрессоров (6 ч)

28

Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

29

Практикум № 17. Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени уверенности в себе.

30

Методики управления течением стрессовых реакций.

31

Методики управления течением стрессовых реакций. Л.р. №8 «Определение устойчивости к стрессовым ситуациям»

32

Внутренний диалог, положительные утверждения, нереальные установки.

33

Практикум № 18. Модели поведения в стрессовой ситуации.

Заключение (2 ч)

34

Подведение итогов. Конференция

35

Подведение итогов. Конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Химия жизни Программа элективного курса

Элективный курс «Химия жизни» адресован учащимся средней (полной) школы, изучающим курсы химии и биологии на профильном уровне. Основной целью курса является систематизация, обобщение и углублени...

Презентация к уроку "Химия жизни"

Данный интегрированный урок проводится в конце изучения химии. Кроме проверки и обобщения знаний обучающихся, удается показать им  мир в целом.Курс химии, как и других естественно- научных дисцип...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОХИМИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ « ХИМИЯ ЖИЗНИ»

В кружок по биохимии приглашаются ребята, ориентированные на участие в различных биологических олимпиадах и интересующиеся биохимией, цитологией, молекулярной биологией и биологией в целом. Специально...

Урок 1. Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Методы познания в химии.

Разработка первого урока химии в 8 классе содержит подробный конспект урока, рабочий лист и домашнее задание. Урок разработан в соответствии с УМК «Химия», Габриелян О.С., Остроумов И...