Программа "Биология под микроскопом"
рабочая программа по биологии (8 класс)

Штрек Ирина Александровна

Биология под микроскопом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_pod_mikroskopom.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное образовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная средняя школа № 1 г. Белоярский»

     РАССМОТРЕНО                                                                                        Приказ Директора

на заседании экспертного совета                                                          СОШ №1 г.Белоярский

Протокол от   августа  2020 г.,№                                                            от.                           №                        

 СОГЛАСОВАНО                                                                 ПРИНЯТО

Зам. директора              на  заседании  педагогического

___________  Т.Г.Ефименко              совета  школы  от «    »                 .,

«        »  08   2020 г.                                                                                                   Протокол №  

Рабочая программа

 курса по выбору

 «Биология под микроскопом»

 

 

                   Учитель: Штрек И.А.

                                                                                     СОШ № 1 г. Белоярский

 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации биологического факультатива, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения  понимание жизни как величайшей ценности.

Факультатив по биологии организуется для учащихся 8 классов, которые уже

знакомы по урокам биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Курс, рассчитанный на 35 академических часов. Включает теоретические и практические занятия.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  

        Цель: ознакомление учащихся с многообразием мира живой природы, выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи программы:

1. Углубить  и расширить знания о многообразии форм и уровней живых организмов;

2.Повысить познавательный  интерес, способствовать профориентации учащихся;

3. Развить практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.

4. Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.

5. Сформировать  приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследоватеской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

     Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Количество

часов

Всего часов по теме

Лабораторные работы

Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней

1

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы

2

Клетка – структурная единица живого организма

5

2

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение

6

2

Грибы и бактерии под микроскопом

6

2

 Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов

4

1

Исследовательская работа

6

3

 Польза и вред микроорганизмов

2

Подведение итогов

3

35

10

Содержание программы.

Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней (1 ч).

Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (2 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

Клетка – структурная единица живого организма (5 ч).

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение (6 ч).

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом.

Грибы и бактерии под микроскопом (6 ч).

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение её под микроскопом.

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов (4 ч).

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов.Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом.

Исследовательская работа (6ч).

 Поиск информации. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы.

Польза и вред микроорганизмов. (2 ч).

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

Подведение итогов ( 3ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Электронное приложение к учебнику Сухоруковой JI.H., Кучменко B.C.
  • Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.

Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru

1.http://intergu.ru

2.http://www.uroki.net/docrus.htm

3.http://www.rusedu.ru/detail_1019.html

4.http://1september.ru/

5.www.bio.nature.ru

6.www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

8.Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология»

9. http://nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема

Введение. Биологическая лаборатория и правила работы с ней. 1 ч

1

Введение. Биологическая лаборатория и правила работы с ней.

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы. 2 ч

2

Методы изучения живых организмов.

3

Увеличительные приборы.

Клетка – структурная единица живого организма. 5 ч

4

Клетка: строение, состав, свойства.

5

Микропрепараты.

6

Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

7

Л.р. № 1 «Клетки растений под микроскопом.»

8

Л.р. № 2 «Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов. Ознакомление с микрофото и видеосъемкой. »

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. 6 ч

9

Систематика растений. Особенности растений и их отличие от животных.

10

Основные правила приготовление временных препаратов из растений.

11

Л.р. № 3 «Приготовление препарата мякоти плодов томата, арбуза, яблока, шиповника и их изучение под микроскопом».

12

Л.р. № 4 «Приготовление препарата кожицы лука, листа элодеи, листьев, побегов, корней разных мест обитания и их изучение под микроскопом.»

13

Ткани растений.

14

Демонстрация и обсуждение фрагментов видео фильмов «Эволюция», «Водоросли», «В мире растений».

Грибы и бактерии под микроскопом. 6 ч

15

Микроскопические грибы.

16

Классификация возбудителей инфекционных болезней человека и животных.

17

Л.р. № 5 «Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление микропрепарат дрожжей».

18

Методы бактериологических исследований. Методы окраски мазков. Методы изготовления микропрепаратов бактерий.

19

Окраска по Граму.

20

Л.р. № 6 «Приготовление сенного настоя, выращивание культуры Сенной палочки и изучение ее под микроскопом».

Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. 4 ч

21

Колонии микроорганизмов.

22

Методы выращивания и изучения колонии микроорганизмов.

23

Питательные среды для выращивания микроорганизмов.

24

Л.р. № 7 «Выращивание колоний и изучении их под микроскопом»

Исследовательская работа. 6ч

25

Поиск информации по теме «Питательная среда для посева микроорганизмов»

26

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.  «Посев» микроорганизмов.

27

Изучение бактериологического состояния разных помещений школы ( коридор, классы, столовая, туалет и др.)

28

Оформление результатов исследовательской работы

29

Защита результатов исследовательской работы.

30

Защита результатов исследовательской работы.

Польза и вред микроорганизмов. 2 ч.

31

Влияние физических и химических  факторов на рост и развитие микроорганизмов.

32

Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

Подведение итогов. 3 ч

33

Представление результатов работы.

34

Анализ работы.

35

Анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом" (природоведение)

лабораторная работа "Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом", с чётко поставленной целью, позволяющая не только провести исследования, но и повторить ранее изученный материал....

Элективный курс по русскому языку "Текст под микроскопом" для 9 класса

Элективный курс по русскому языку для 9 класса `Текст под микроскопом`. Рассчитан на 34 часа. Программа курса утверждена экспертами СПб АППО. Автор: Дунаевская И.А....

Опыт работы с цифровым микроскопом

Пора готовиться к приходу новых стандартов в среднюю школу....

мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Лабораторная работа № 2. Тема: "Знакомство с микроскопом"

Электронное приложение к интерактивной доске SMART. Используется на уроке природоведения в 5 классе....