Технологическая карта открытого урока по биологии для 9 класса на тему "Кожа и ее роль в жизни человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Техологическая карта открытого урока предназначена для обучающихся 9 класса, обучающихся по программе АООП (вариант 1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_kar_9_kl_otkr_ur_19-20.docx27.65 КБ
PDF icon kozha_9kl_.pdf697.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта «открытия новых знаний»

Предмет

Биология

Класс

Тема

Кожа и ее роль в жизни человека

Цель

Создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Кожа и ее роль в жизни человека» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме работы в парах с элементами индивидуальной и фронтальной работы, проведения практического эксперимента.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

 - познакомить со строением кожи,

- сформировать понятие о функциях кожи,

- раскрыть связь строения с выполняемыми функциями,

- дать определение покровной ткани,

- сформировать практические навыки и умения в ходе проведения самонаблюдения и эксперимента.

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности,

- корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание,

- развивать связную устную речь, мыслительную деятельность, через проблемные вопросы и ситуации.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни,

- способствовать развитию коммуникативных умений,

- развивать интерес к изучаемому предмету.


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание деятельности

(этапов работы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

Поздороваемся друг с другом. Повернитесь к своему однокласснику лицом…улыбнитесь друг другу… …посмотрите на меня…улыбнитесь мне…и пожелаем друг другу хорошего настроения.

 Чтобы активно работать сегодня на уроке,сделаем массаж ушных раковин:
– Этот массаж улучшает кровообращение и улучшает работу головного мозга. 

Потягивание ушных раковин сверху вниз.
Потягивание ушных раковин снизу вверх.
Потягивание ушных раковин назад.
Потягивание ушных раковин вперёд.
Потягивание ушных раковин в стороны.
Круговые движения по часовой стрелке.
Круговые движения против часовой стрелки

Обучающиеся всают, настраиваются на урок, здороваются с гостями.

Выполняют массаж ушных раков

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Терминологический диктант

Какую систему органов мы с вами уже изучили?

1.Перечислите органы мочевыделительной системы(почки, мочеточники,мочевой пузырь,мочеиспускательный канал).

2.Полый мочевой орган в  котором накапливается моча(мочевой пузырь)

3.Жидкий продукт выделения, который образуется в почках(моча)

4.Парный орган бобовидной формы темно-красного цвета(почки)

5.Трубочки с толстыми мышечными стенками, соединяющие  почки с мочевым пузырем(мочеточники)

Какую роль в организме выполняют почки?

Вывод:  роль почек в системе организма человека  - удаление ненужных веществ.

Мочевыделительную систему

Обучающиеся находят ответы на рисунках учебника 116, 117 страница159, отвечают с места.

Ответы обучающихся: через почки из организма  в растворенном виде  удаляются ненужные и вредные вещества.

  1. Постановка цели и задач урока.

 

Проблемный вопрос

Слайд №1

 Как вы думаете, что еще кроме почек выделяет из организма ненужные ему вещества?

Обучающиеся

рассматривают  на презентации рисунок (потный человек, занимающийся спортом)

  1. Физкультминутка

  1. Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности

Прием « отсрочена отгадка»

Отгадайте загадку:

Вот одежда, так одежда!

В ней уютно и тепло,

Под дождём не промокает

И не мнётся ни за что!

А ещё не выцветает,

И дышать легко нам в ней,

И носить её мы можем,

Не снимая много дней!     (кожа)

Правильно это кожа. Каждый человек имеет вес. А как вы думаете сколько же веси кожат? Пощупайте ее толщину на ладонях, веках. Что вы можете сказать?

Ее площадь 2м кв.,она весит около 2-3 кг,средняя толщина составляет 1-2 мм. Она посоянно растет и обновляется. Это самый большой орган человека.

Обучающиеся называют орган-это кожа

Обучающиеся трогают кожу на руках, ладонях, веках (ощупывают, оттягивают)

  1. Открытие нового знания

 Постановка учебных задач урока.

На доске план урока.

Объяснение нового материала

Видеофильм

Карточки с вопросами

Слайд №2

Активизация внимания обучающихся.

Смысловая стадия: объяснение особенностей строения кожи учителем с опорой на знания обучающихся.

Работа по учебнику.

Слайд №3( слущенные клетки эпидермиса)

Слайд№4 (разная окраск цвета кожи представителей разных групп людей)

Индивидуальная работа на местах.  Карточки «Строение кожи» и термины, определяющие название сруктурных единиц кожи.

Слайд№5 ? (гимнастика для глаз)

Физкультминутка

Работа в парах.

Организация практической работы по изучению функций кожи.

Работа с текстом учебника и таблицей  стр.167 «Функции кожи в организме».

Слайд№6 (отпечатки пальцев людей)

Инструктивные карточки.

Закрепление усвоения понятия «Функции кожи». Выражения со смыслом.

Теперь давайте определим тему и составим план урока.

План урока:

1.Строениеие кожи человека.

2.Функции кожи в организме.

Как вы думаете, что будем изучать?(вначале изучим строение кожи,  а на основании строения выделим ее функции)

Предлагаю вашему вниманию фильм « Строение кожи».В ходе просмотра фильма

вам надо найти  ответы  на вопросы,которые написаны на карточках  и написать на них ответы. В случае затруднения можно пользоаться учебником  стр. 166.

1. Сколько слоев кожи существует …..

2.Как называется наружный слой кожи …

3.Как называется средний слой кожи …

4.Что расположено в среднем слое кожи …

А сейчас проверим правильность выполнения работы на карточках и  рассмотрим более подробно строение  слоев кожи.

Как называется наружный  слой кожи?   ( эпидермис). Проверьте правильность записи на карточках. Найдите на рисунках. Прикрепите соответствующий термин к рисунку.

Эпидермис  состоит из мертвых  клеток, плотно прилегающих друг к другу и поэтому защищает организм от проникновения микробов. Клетки  наружного слоя эпидермиса постоянно слущиваются и полностью обновляются за 7—10 дней, а их место занимают клетки нижних слоев.В эпидермисе находятся специальные клетки, которые определяют цвет кожи.

Чем его больше, тем темнее кожа. Посмотрите на фотографии людей.Что вы можете сказать? (

 

Что находится в дерме? (В дерма находятся: потовые и сальные железы, кровеносные сосуды, нервные окончания).Проверьте правильность записей на карточке.

 Найдите их на крточках с рисунком кожи, обозначте название.

 В коже  так же имеются мышечные волокна, которые придают ей эластичность и кожа может растягиваться. 

                                                                                                             

Найдите на рисунках самый глубокий слой кожи. Как он называется? (жировая ткань).

 В ней находится жир. Он предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения.При необходимости он расщепляется и обеспечивает  энергией организм  человека.Толщина его   различна на различных участках тела человека (наибольшей величины она достигает на бёдрах, животе и подошвах ног).

Кроме желез, кожа имеет роговые образования- волосы и ногти ( о них мы будем более подробно говорить на следующих уроках).

Ребята, кто устал- можно отдохнуть:

-расправьте плечи,расслабьтесь, выпрямите позвоночник;   сделайте вращительные движения  кистями рук, поверните голову вправо-влево;

- потренируйте глаза: крепко зажмурьте  глаза на 5 секунд, затем  откройте. Посмотрите в окно, выберите самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно посмотрите на эти точки по 10 секунд. 

А теперь, уже зная строение кожи, давайте поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа.

Проведем практическую работу: в ходе исследования и самонаблюдения определим какая у нас кожа.

У вас на столах лежит оборудование: микроскопы, предметные стекла ……..    

  По ходу выполнения практической работы будем определять ее функции и находить подтверждение  в таблице и тексте учебника.

1. Поместие левую руку перед собой, правой рукой аккуратно захватите кожу в области запястья…оттяните вверх…отпустите. ……, что ты наблюдаете?Что вы можете сказать о ее свойствах?(мягкая, эластичная).

Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области суставов?  (Растягивается). Мы говорили о строении дермы. Что находится в дерме, что придает ей эластичность? (Мышечные волокна )Благодаря этому свойству человек может захватывать предметы, передвигаться.

2.Рассмотрите складки и узоры на подушечках пальцев. Сравните с узором соседа.Одинаковы ли они? Почему? У каждого человека свой особый узор и он никогда не повторяется у другого человека. Это своеобразный паспорт. По отпечаткам пальцев  можно опознать каждого человека. Неграмотные люди в старину вместо подписи ставили в документах отпечаток смазанного краской пальца.

3. Рассмотрите без микроскопа, а затем под микроскопом тыльную сторону кисти руки. Что вы увидели?( поры, роговые чешуйки). Как вы думаете, зачем они? Какую функцию может выполнять кожа благодаря такому строению?Найдите ответ в учебнике( стр.165).Найдите структурные элементы, выполняющие эту функцию на карточках с рисунком кожи ( потовые железы).  Обратите внимание на особенность строения потовых желез.

( кожа через них дышит, выделяет пот.).

4.Потрите крепко пальцы по коже лба. Возьмите в руки предметное стекло и плотно прижмите палец к стеклу. Посмотрите на него. Что вы наблюдаете? ( Осталось жирное пятно). Значит кожа выделяет жир – кожное сало. Из каких желез выделяется жир?  Прочитайте в тексте параграфа  как выделяется кожное сало (стр 165).  Найдите на карточках с  рисунком кожи  железы, которые выделяют жир(сальные железы). Прочитайте в таблице учебника, как называется эта функция (кожа выделяет).

ВЫВОД: КОЖА ВЫДЕЛЯЕТ

Что бы определить следующую функцию кожи, проведем игру.

5. Игра «Угадай, что это?» Выйти к доске, положить руки за спину и угадать, что за предмет находится у вас в руках. Рассказать все о нем, что можно (вата, ножницы, тряпочка). Осторожно нажмите на кожу ногтем. Что вы почувствовали?Какая функция кожи помогла вам, неглядя определить предмет? Почему вы почувствовали боль? Найдите ответ в учебнике (стр.167 ). Найдите на рисунках данные структурные единицы (нерв). Это  осязательная функция кожи. Прочитайте в таблице ее название.  (Кожа предупреждает и защищает. В коже расположены нервные окончания, поэтому кожей мы чувствуем тепло, холод, прикосновение и боль.)

 Вывод: кожа ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

             кожа ЗАЩИЩАЕТ

6.Меняется ли температура вашего тела в зависимости от температуры воздуха? (нет)

Измерьте температуру вашего тела. (Термометр, измеряющий т.тела от прикосновения).Какя она?

-вы испугались ….как изменилась кожа? (побледнела).

-вам стыдно…. (покраснела)

-вам больно… (побледнела)

-вам жарко … (покраснела)

В коже расположено множество мелких капилляров. Для того, чтобы доказать наличие большого количества кровеносных капилляров в коже, достаточно сжать кончик указательного пальца, что вы наблюдаете? (кожа побледнела)

Благодаря расширению и сужению кровеносных сосудов кожи происходит защита организма от перегревания и переохлаждения. Она участвует в регулировании температуры тела. Прочитайте в учебнике, как осуществляется эта функция  ( стр.168).  Найдите на  карточках  с рисунком кожи  структурные единицы, которые выполняют эту функцию. Назовите.

Вывод: кожа РЕГУЛИРУЕТ.

На листах вы видите  выражения, в которых заложен тайный смысл. Ваша задача, прочитав их, обсудив с напарником, разгадать какую функцию кожи они в себе скрывают.

«Белый как мел»   –кожа предупреждает;

«Красный как рак» - кожа регулирует;

«Мокрый как мышь» - кожа выделяет;

«Толстокожий» - кожа  защищает;

(«Гусиная кожа», «Лезет из кожи», «Мурашки по коже»).?

 

Обучающиеся учавствуют в постановке задач урока

Обучающиеся смотрят фильм, находят ответы на поставленные вопросы, вписывают ответы  на карточках после  просмотра фильма

Обучающиеся проводят самоанализ выполненной работы на карточках в ходе изучения строения кожи.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом:  рисунки  «Строение кожи», напечатанные термины.

Обучающиеся изучают стоение кожи по карточкам и презентации под руководством учителя.

Находят соответствующие структурные единицы строения кожи на карточках с рисунком «Строение кожи" и обозначают их название.

Обучающиеся проводят самонаблюдение под руководством учителя

Работают в парах  (обучающиеся сидят сильный ученик-слабый).

Находят соответствующие структурные единицы строения кожи на рисунках и прикрепляют карточки с их названием.

Названия функций обучающиеся прикрепляют  на таблицу на доске.

К доске выходит один обучающийся, остальные наблюдают, учавствуют в обсуждении результата опыта.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся выходят попорядку к доске и прикрепляют  на доску понятия ( в таблицу: выражение напротив  записанной уже функции).

  1. Первичное закрепление материала

 

Разноуровневые задания  наверное уже замного и не надо задания и тесты?????

Ответить на вопросы:

1.Что мы изучали сегодня на уроке?(Кожа и ее роль в жизни человека)

2.Из каких слоев состоит кожа?(эпидермис, дерма и жировая ткань)

3.Какое значение имеет кожа для жизни человека? (защищает от повреждений и болезнетворных бактерий, предупреждает от внешних воздействиях, поддерживает постоянную температуру тела, выводит некоторые вредные для организма вещества

Задание №1: Вставьте пропущенные слова.

 1. В эпидермисе находятся ____________ и ____________ клетки. (мертвые и живые.)

2. В среднем слое кожи  расположены___________ и _________ железы, ______________ сосуды, ___________ окончания. (потовые и сальные железы, кровеносные сосуды,  нервные окончания.)

 3. Жировая ткань содержит____________________

1.Кожа – это орган:
а) слуха;
б) осязания;
в) обоняния.

2.Кожа дышит через:
а) поры;
б) волоски;
в) жир.

3. К функциям кожи относится:
а) защитная; 
б) двигательная;

в)пищеварительная;

Ответы обучающихся с места

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

Работа с учебником:

$ 43, стр. 165-167.

  1. Подготовить сообщение «Доктор рассказывает».
  2. Списать слои кожи с рисунка учебника.
  3. Таблица «Функции кожи» ( выучить названия функций).

Оценки.

Обучающиеся выполняют по выбору

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Изучив сегодняшнюю тему, давайте порассуждаем, о чем говорит поговорка «Лучше быть опрятным, чем красивым». Какой вывод вы для себя сделаете?

Обучающиеся высказывают предположения.

Мария Геннадиевна! Чувствую, что замного.?????


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе: Клетка ее деление и рост

В авторской  разработке есть подробная технологическая карта для проведения урока по биологии в 5 классе на тему:Клетка ее деление и рост. Также есть разработки тестов для базового уровня обучени...

Технологическая карта открытого урока по биологии для 8 класса на тему "Внутренние органы млекопитающих"

Технологическая карта открытого урока составлена с основными требованиями ФГОС...

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...

Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).

Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс.,  компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 5 классе по теме: "Цепи питания"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе с использованием задания по естественнонаучной грамотности....