КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме " Класс Млекопитающие"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Земченко Лина Ивановна

Данная работа составлена в формате ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kont_rabota_klass_mlekopitayushchie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме "Млекопитающие"

Вариант № 1

А1. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных:

  1. наличие шейного отдела позвоночника,          3) два круга кровообращения,

        2)  выкармливание детёнышей молоком,              4) теплокровность и четырёхкамерное сердце.

А2. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися состоит в:

  1. появлении правого и левого лёгких,       3)  увеличении дыхательной поверхности лёгких,
  2. наличии трахеи и бронхов,                      4) наличии ноздрей и носовой полости.

А3. Млекопитающие – наиболее высокоорганизованные и широко распространённые позвоночные животные, так как они:

        1) тесно связаны с окружающей средой обитания,    

        2) населяют разные среды обитания и разные территории,  

        3) имеют постоянную температуру тела, интенсивный обмен веществ,  

        4) относятся к типу хордовых.

А4. У млекопитающих газообмен происходит в:

  1. трахеях,      2) бронхах,           3) бронхиолах,            4) лёгочных пузырьках.

А5. Китов относят к классу млекопитающих, потому что они:

  1. имеют развитую кору головного мозга , постоянную температуру тела, выкармливают детёнышей молоком,
  2. имеют обтекаемую форму тела, лёгкие больших размеров,
  3. передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты,
  4. размножаются в воде, рождают крупных детёнышей.

А6. Плацента есть у:

  1. ехидны,         2) утконоса,           3) кита,              4) варана.

А7. Издавать различные звуки млекопитающим позволяет наличие:

  1. разветвлённых лёгких,     2) гортани,          3) голосовых связок,           4) воздушных мешков.

А8. Потовые железы, играющие большую роль в теплорегуляции, впервые появились у:

  1. пресмыкающихся,        2) млекопитающих,          3) птиц,         4) земноводных.

А9. Млекопитающие – это:

  1. отряд,            2) класс,             3)  тип,            4) семейство.

А10. Среди позвоночных наружное ухо имеется у:

  1. млекопитающих,                       3)  млекопитающих и пресмыкающихся,
  2. птиц и пресмыкающихся         4)  всех перечисленных.

А11. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

Группа 1

Группа 2

Корова

Крокодил

Собака

Слон

Овца

Лев

 

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

1) характер передвижения

2) покров тела

3) одомашнивание

4) источник питания

В1 . Выберите три правильных ответа

А) сердце  у млекопитающих четырёхкамерное, дыхание лёгочное,

Б) сердце у млекопитающих трёхкамерное, с полной перегородкой в желудочке,

В) у млекопитающих один круг кровообращения,

Г) у млекопитающих два круга кровообращения,

Д) у млекопитающих в лёгкие поступает артериальная кровь,

        Е)  млекопитающие размножаются только половым путём

В2 . Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.

        ОСОБЕННОСТИ  СТРОЕНИЯ                                      ГРУППЫ  ЖИВОТНЫХ

   1. хорошо развиты клыки,                                                    А) растительноядные,

   2. клыки отсутствуют,                                                           Б) хищники.

   3. слепая кишка короткая или редуцирована,

   4. желудок имеет несколько отделов,

   5. кишечник во много раз длиннее тела,

   6. однокамерный железистый желудок.

1

2

3

4

5

6

В3. Установите последовательность органов в выделительной системе млекопитающих, начиная с органа, в котором образуется моча.

       А) мочеточники,            Б) мочевой пузырь             В) мочеиспускательный канал,           Г) почки.

В4.

С. Используя содержание текста «Амурский тигр», ответьте на следующие вопросы.

Амурский тигр

Амурский (уссурийский или дальневосточный) тигр — один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу. Ареал этого тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.

Амурский тигр по современным данным относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.

Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает 2,7-3,8 м, самки меньше. Нормальный взрослый самец тигра в среднем весит 180-200 кг при высоте в холке в 90-106 см. Тигр способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.

Амурский тигр — властелин огромных территорий, площадь которых у самки составляет 300-500 км2 , а у самца — 600-800 км2. Если в пределах своих владений корма достаточно, то тигр не покидает свою территорию. Амурский тигр активен ночью. Территории самцов и самок могут пересекаться, так как самцы защищают свои угодья только от других самцов, особое внимание уделяя главным пограничным пунктам. Самцы ведут одиночную жизнь, самки же нередко встречаются в группах.

Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при энергичном выдыхании воздуха через нос и рот. Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трение боками.

Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигру приходится много времени уделять охоте, поскольку успехом завершается только одна из 10 попыток. Тигр ползком подбирается к своей жертве, двигается при этом он особенным образом: выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Если попытка завершается неудачей, то тигр удаляется от потенциальной жертвы, так как повторно нападает редко. Убитую добычу тигр обычно тащит к воде, а перед сном прячет остатки трапезы. Специализация тигров — охота на крупных копытных животных, однако при случае они не брезгуют также рыбой, лягушками, птицами и мышами, едят и плоды растений. Суточная норма тигра — 9-10 кг мяса. Для благополучного существования одного тигра необходимо порядка 50-70 копытных в год. Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.

1) Где сосредоточен ареал амурского тигра?       2) В какое время суток наиболее активен амурский тигр?

3) Учитывая пищевую специализацию амурского тигра и его ареал, предположите, в каких случаях Амурский тигр может выходить к людям?

 Вариант № 2

А1. К человекообразным обезьянам относят:

  1. макак,             2) шимпанзе,            3) мартышек,               4) павианов.

А2. Диафрагма впервые появляется у:

  1. амфибий,               2) рептилий,         3) птиц,         4) млекопитающих.

А3. Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных
1) волосяной покров и разнообразные кожные железы      3) кожа с чешуей, покрытой слизью
2) голая кожа, покрытая слизью     4) сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками
А 4.
  Об усложнении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует:
1) трехкамерное сердце                    3) появление неполной перегородки в желудочке сердца
2) четырехкамерное сердце             4) появление в сердце двух предсердий

А 5. Какие особенности размножения млекопитающих отличают их от птиц?
1) внутреннее оплодотворение       3) внутриутробное развитие
2) сложное поведение                       4) выкармливание потомства
А 6.
 Летучие мыши ориентируются в полете с помощью:
1) ультразвука       2) органов вкуса           3) органов зрения          4) ультрафиолетовых лучей 
А7. Ребра причленяются к позвонкам

1) шейного отдела         2) грудного отдела         3) поясничного отдела             4) крестцового отдела

А8. Шерсть является видоизменением

1) сальных желез            2) потовых желез                3) перьев птиц              4) чешуи рептилий  

А9. У млекопитающих

1) органы чувств развиты слабо

2) хорошо  развито обоняние, плохо развиты зрение и слух

3)  хорошо  развито зрение, плохо развиты обоняние и слух

4) хорошо  развито обоняние,  зрение и слух

А10.  В ходе эволюции млекопитающие произошли

1) от птиц            2) от пресмыкающихся             3) от земноводных            4) от двоякодышащих рыб.

А11. В приведенной ниже таблице между содержанием первого и второго столбцов имеется определенная связь.

Организм

Орган дыхания

Млекопитающие

_____

Насекомые

Трахеи

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) легкие               2) воздушные мешки                  3) жабры                 4) почки

В1 . Выберите три правильных ответа, какие особенности позволили млекопитающим освоить многие среды обитания:

А)  живорождение,                            В) зависимость температуры тела от температуры окружающей среды

Б) совершенная терморегуляция     Д) развитие полушарий переднего мозга

Г) насиживание яиц                           Е) преимущественное развитие среднего мозга

В2. Установите соответствие между признаком хордового животного и классом, к которому оно принадлежит.

Признаки хордовых
1. извилины и борозды в коре головного мозга
2. воздушные мешки
3. альвеолярное строение легких
4. отсутствие зубов
5. кости имеют полости, заполненные воздухом
6. наличие желез в коже

Классы
А) Млекопитающие
Б) Птицы

1

2

3

4

5

6

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

       А) семейство Волчьи (Псовые)          Г) отряд Хищные,

       Б) класс Млекопитающие,                  Д) тип Хордовые,

       В) вид Обыкновенная лисица,           Е) род Лисица.

       

       

С. Используя содержание текста «Белый медведь», ответьте на следующие вопросы.

Белый медведь

 

Белый (или полярный) медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространён на север — до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда, на материке — в зоне арктической пустыни до зоны тундр.

Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицбергене, самые крупные — в Беринговом море.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства.

Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира — до 10 см толщиной. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров, кольчатую нерпу может учуять за 800 м, а находясь прямо над её гнездом, слышит малейшее шевеление.

Белый медведь совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый

медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50 км от моря.

В зимнюю спячку продолжительностью 50-80 дней залегают в основном беременные самки. Самцы и холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.

1) Как далеко на север простирается ареал белого медведя?

2) Впадают ли Белые медведи в спячку?

3) Объясните важность устройства шерсти белого медведя для приспособления к условиям обитания.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Класс Птицы"

Контрольная работа по биологии, 7 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Класс Птицы" . Форма: тестовые и занимательные  задания различного вида....

Контрольная работа по теме "Класс Млекопитающие"

Контрольная работа по биологии, 7 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Класс Млекопитающие" . Форма: тестовые задания различного вида....

Контрольная работа по теме: "Классы неорганических соединений" 8 класс

Работа расчитана на 2 варианта проводится после изучения темы " Классы неорганических соединений"....

Контрольная работа по теме "Класс Птицы" 7 класс

Данная контрольная работа содержит проверочные задания по теме "Класс Птицы"....

Контрольная работа по теме "Класс Млекопитающие"

Контрольная работа по биологии 7 класса на тему "Класс Млекопитающие"...

Контрольная работа по теме Класс "Млекопитающие" для 7 класса

Контрольная работа по теме Класс "Млекопитающие" для 7 класса в тестовом варианте состоит из трех частей: часть А представлена 10 тестами, с выбором одного правильного ответа. Каждый правильный ответ ...

Контрольная работа по теме "Класс Млекопитающие, или Звери"

Контрольная работа предназначена для проверки знаний по теме "Класс Млекопитающие, или Звери" у обучающихся 7 класса. Представлена в двух вариантах. Включает задания различных типов: с одним правильны...