Презентация "Экологические сообщества"
презентация к уроку по биологии (11 класс)

Подвигина Наталья Марсиловна

Презентация может быть использована при изучении раздела "Основы экологии" в 11 классе, а также для повторения и обощения знаний по курсу общей биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_soobshchestva.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические сообщества Учитель биологии МКОУ СОШ №1 Г. Лиски Воронежской области Подвигина Н. М.

Слайд 2

Экосистема, биогеоценоз

Слайд 3

Экосистема Любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, ф ункционирующее как единое целое. Потоки вещества и энергии Динамика элементов Эволюция сообщества

Слайд 4

Пример: экосистема пруда Гидробионты Атмосферный воздух, взаимодействующий с поверхностью воды Солнечная радиация Состав и структура грунта Физические свойства и химический состав воды Особенности рельефа дна

Слайд 5

Многообразие экосистем Смешанный лес Озеро Низовое болото Широколиственный лес Верховое болото Ельник

Слайд 6

Биогеоценоз Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, совместно заселяющих определенные места обитания и с помощью биологического к руговорота веществ устойчиво поддерживающих свою целостность и единство. Биогеоценоз Биотоп Биоценоз + = Биогеоценоз – элементарная природная экосистема

Слайд 7

Биоценоз Биоценоз – это совокупность связанных друг с другом видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, обитающих на определенной территории при однородных условиях существования.

Слайд 8

Биотоп Биотоп – это участок водоема или суши с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Слайд 9

Биоценоз Биотоп Биоценоз Атмосфера Почва Животное население (зооценоз) Микроорганизмы ( микробиоценоз ) Растительность (фитоценоз)

Слайд 10

Основные показатели биоценоза

Слайд 11

Естественные и искусственные экосистемы

Слайд 12

Агроценоз Агроценоз – сообщество живых организмов, созданное для получения сельскохозяйственной п родукции и регулярно поддерживаемое человеком.

Слайд 13

Черты сходства между природным биогеоценозом и агроценозом Являются открытыми системами Внутри каждого из них действуют факторы эволюции Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов и редуцентов ) И в том, и в другом биогеоценозах действует правило экологической пирамиды В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания

Слайд 14

Черты различия между природным биогеоценозом и агроценозом Агроценоз Биогеоценоз 1. Искусственный подбор выращиваемых сельскохозяйственных культур 1. Сложившийся естественным образом видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов 2. Источник энергии – солнечная энергия и человек (минеральное питание) 2. Источник энергии – солнечная энергия 3. Видовой состав крайне малочисленный, преобладает монокультура 3. Видовой состав разнообразный 4. Численность одного или немногих видов явно преобладает над остальными в связи с деятельностью человека 4. Численность различных видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции

Слайд 15

Агроценоз Биогеоценоз 5. Пищевые цепи короткие 5. Пищевые цепи длинные 6. Обработка почвы ведется человеком 6. Преобразование почвы осуществляется естественным путем в результате жизнедеятельности организмов 7. Является неустойчивой системой, без помощи человека существовать не может 7. Является устойчивой природной системой 8. Органические вещества удаляются из системы человеком в качестве урожая, неполный (незамкнутый) круговорот веществ 8. Органические вещества остаются внутри системы, сбалансированный (замкнутый) круговорот веществ 9. Действие факторов эволюции искусственно ослаблено человеком 9. Внутри биогеоценоза факторы эволюции действуют активно 10. Продуктивность высокая 10. Продуктивность низкая

Слайд 16

Структура сообщества

Слайд 17

Структура биоценоза Видовая структура Пространственная структура Трофическая структура

Слайд 18

Видовая структура биоценоза Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций Виды в составе биоценоза Видовой состав зависит от Условий абиотической среды Длительности существования биогеоценозов Редкие и малочисленные Доминантные виды (в их числе виды- эдификаторы ) Значение малочисленных и редких видов Создают видовое богатство биоценоза Увеличивают разнообразие биотических связей Служат резервом для пополнения и замещения доминантов

Слайд 19

Пространственная структура Жизненные формы – внешний облик животных и растений, отражающий их приспособленность к условиям внешней среды Экологическая ниша – место вида в экосистеме, включающее как положение его в пространстве, так и функциональную его роль в сообществе, отношение к абиотическим условиям существования Пространственная структура проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве Емкость среды – число особей или сообществ, потребности которых могут быть удовлетворены ресурсами данного местообитания без заметного ущерба для его дальнейшего благосостояния мозаичность Я Р У С Н О С Т Ь

Слайд 20

Ярусность в лесу

Слайд 21

Ярусность в лесу Подстилка Земля Кустарник Крона деревьев

Слайд 22

Трофическая структура

Слайд 23

Трофическая структура Трофическая структура – связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых отношений и способов получения энергии. Трофическая структура представлена трофическими цепями (цепи питания) и трофическими сетями . Одно звено цепи питания – трофический уровень.

Слайд 24

Трофическая структура Цепью питания называется перенос потенциальной энергии пищи, созданной автотрофами, через ряд организмов путем поедания одних видов другими.

Слайд 25

Функциональные группы организмов Продуценты Консументы Редуценты Производители органического вещества: автотрофные организмы Разрушители органического вещества: гетеротрофные организмы Потребители готового органического вещества: гетеротрофные организмы

Слайд 26

Продуценты Используют углекислый газ как источник углерода Фотоавтотрофы Хемоавтотрофы Для синтеза органических веществ используют энергию света э нергию химических реакций

Слайд 27

Консументы

Слайд 28

Редуценты Органические вещества (детрит) Неорганические вещества Сапротрофные бактерии редуценты разлагают Пеницилл Жук - мертвоед Дождевой червь Опята

Слайд 29

Пищевая цепь Р астения Растительноядные животные Хищник 1 порядка Хищник 2 порядка Бактерии, грибы Продуценты Консументы Редуценты 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень Трофические уровни

Слайд 30

Пастбищная (цепь выедания ) Пищевые цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называются пастбищными . растения кузнечик ящерица ястреб фитопланктон зоопланктон м елкие рыбы х ищные рыбы

Слайд 31

Детритная (цепь разложения) Если пищевая цепь начинается с отмерших остатков растений, трупов животных и их экскрементов (детрита), она называется детритной . Такие цепи характерны для экосистем с преобладанием мертвого органического вещества. Листовая подстилка Дождевой червь Черный дрозд Ястреб

Слайд 32

Пищевые сети Одни и те же виды организмов могут служить источником пищи для многих организмов, в результате чего в биогеоценозах формируются пищевые сети, сложные пищевые взаимоотношения, включающие разные цепи питания.

Слайд 33

Правило 10% При переходе с одного трофического уровня на другой в цепях питания передается около 10% энергии, а остальная рассеивается в виде тепла. Значение правила 10%. Ограничивает длину цепей питания Определяет уменьшение продукции биомассы и энергии по мере продвижения по трофическим уровням

Слайд 34

Экологические пирамиды

Слайд 35

Правило экологической пирамиды Правило экологической пирамиды – закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи.

Слайд 36

Экологические пирамиды Пирамида численности Пирамида биомассы Пирамида энергии Пирамида биомассы показывает соотношение биомассы организмов разных трофических уровней Пирамида численности отражает плотность населения организмов на каждом трофическом уровне Пирамида энергии отражает картину скоростей прохождения массы пищи через пищевую цепь

Слайд 37

Свойства биогеоценоза Устойчивость Саморегуляция Свойство выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями Поддержание определенной численности популяций на всех уровнях пищевых цепей

Слайд 38

Факторы, повышающие устойчивость биоценоза Видовое разнообразие (закон Эшби) Разветвленные трофические цепи и сети Сбалансированный круговорот веществ Закон Эшби: Чем выше видовое разнообразие, тем более стабилен, устойчив биоценоз

Слайд 39

Пример саморегуляции численности популяции

Слайд 40

Интернет ресурсы http://www.vseznaika.org/biology/chto-takoe-biogeocenoz-v-biologii/ http://www.apus.ru/site.xp/049050124052049048054051.html http://pickgirl.ru/priroda/smeshannyij-shirokolistvennyij-les-61-foto-video-kartinki.html/feed http://1001fact.ru/2014/02/interesnye-fakty-ob-ozere-tanganika/ http://www.doklad-referat.ru/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0 http://fazany.com/gallery/4 http://webmandry.com/raznoe/priroda/ptitsa-drozd-opisanie-s-foto-i-video-slushat-penie-ptitsy-chernyy-i-belyy-sibirskiy-drozd.html http://fotohomka.ru/89297-shhegol-ptica-foto-1-download.html http://dreempics.com/animals/5839-Foto_hishchneh_zhivotneh.html http :// easyen.ru/load/shablony_prezentacij/498 шаблон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности

Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....

Природные сообщества, Вода, Воздух

презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ"...

Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"

Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....

Формы работы сообщества творческих учителей информатики

Сообщество творческих учителей информатики...

"Сообщество. Структура сообщества"

 Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...