Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
статья по биологии (8, 9 класс)

Антошина Ирина Анатольевна

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который стоит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование уходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, именно на реальные виды деятельности указывают формулировки ФГОС.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед другими учителями образовалась дилемма – преобразовать традиционное обучение, направленное на накопление ЗУН, в процесс развития личности ребенка. 

Уход от традиционного урока через применение в процессе обучения новых технологий позволяет ликвидировать однообразие образовательного пространства и однотонность образовательного процесса, создаст условия для замены форм и видов деятельности обучающихся, даст возможность реализовать принципы здоровьесбережения. В зависимости от целей урока, предметного содержания, уровня подготовленности обучающихся, их возрастной категории, возможности удовлетворения их образовательных запросов рекомендуется осуществлять выбор технологии.

На протяжении своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе следующие педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно – коммуникационная технология;
  • технология развития критического мышления;
  • игровые технологии;
  • проектная технология;
  • групповые технологии;
  • технология развивающего обучения;
  • технология мастерских;
  • технология интегрированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • кейс – технология;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • традиционные технологии (классно-урочная система).

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительное увеличение интенсивности учебного процесса, привели к аугментации учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Таким образом, передо мной, как и перед моими коллегами стоит задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся при переходе из начальной школы в средние, а из средних в старшие классы, когда увеличиваются психологическая и физическая нагрузки на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Основоположником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который определил следующую формулировку: "Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • совершенствуют организацию образовательного процесса (в соответствии с культурными, возрастными, психологическими, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);
  • создают нормальные условия для обучения в школе (создание комфортной атмосферы, отсутствие стресса у ребенка, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);
  • учитывают возрастные возможности ребенка (то есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст);
  • обеспечивают режим двигательной активности.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, создать обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Отсюда возникают основные задачи:

  • снижение уровня заболеваемости обучающихся;
  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  •  сохранение работоспособности на уроках химии и биологии;
  • формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  • развитие системы спортивно - оздоровительной работы.

В урочное и внеурочное время я стремлюсь включить обучающихся в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческой самореализации. Для этого я применяю различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы цветотерапии, ароматерапии, музыкотерапии, игровой терапии и другие).

Использую в своей работе принципы, сформулированные Н.К. Смирновым:

  • «не навреди»;
  • в приоритете - забота о здоровье учителя и ребенка;
  • соответствие содержания обучения возрасту;
  • непрерывность (то есть работа должна проводиться не от случая к случаю, а ежедневно, комплексно по сохранению и защите здоровья);
  • успех порождает успех (то есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов);
  • ответственность (стремлюсь воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье).

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения каждый свой урок реализую с учетом основных требований:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное обучающимися на учебную работу, должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %);

· четкая организация учебного труда;

· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самоанализу, рефлексии обучающихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;

· благоприятный психологический микроклимат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· проведение физкультминуток, динамических пауз, артикуляционных и дыхательных гимнастик на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самосовершенствованию, самооценке, саморегулированию и формированию навыка к осмыслению произошедших событий, проблем.

Приёмов проведения рефлексии достаточно много, например:

  1. приём незаконченного предложения (на уроках часто прошу устно или письменно на листе бумаги закончить предложения: «Сегодня на уроке я научился …», «Своей работой на уроке я…», «Урок заставил меня задуматься…», «Мне было интересно, потому что …» и т.д.);
  2. «смайлики», «плюс-минус-интересно», «букет настроения», «синквейн» и др.

В своей практике использую приёмы формирования основ контроля и самоконтроля у обучающихся, которые стали уже традиционными:

  • обучающимся даю задание, используя пройденный материал, составить задачи для одноклассников;
  • обучающиеся объясняют решение задачи одноклассникам;
  • обучающиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение;
  • обучающимся даю задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить;
  • самостоятельная работа;
  • разноуровневые задания.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

1.Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

Это достигается использованием:

  игровых ситуаций на уроке;

 разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);

 наглядности;

 занимательных упражнений;

 фантазирования;

 загадок по различным темам.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к нашему предмету.

2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому:

а) Я чередую различные виды учебной деятельности:

 – опрос учащихся;

– работа с учебником;

– рассматривание наглядных пособий;

– ответы на вопросы;

– решение задач.

 б) Использую различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

– метод свободного выбора (беседа);

– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

 в) Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников.

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Поэтому я в системе провожу физкультминутки, особенно в 5-7 классах. Проведение физкультурных минуток обеспечивает расслабление кистей рук.

 Устаёт рука – устаёт ребёнок; – оказывает влияние на координацию движений и психологическую разгрузку.

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать: “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. – предупреждение утомления глаз; – на регуляцию психического состояния.

“Успокоение” (Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.)

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным стать пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

 Головки опустили, ротики закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

(После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.)

 г) Я считаю, что важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока

– создание ситуации успеха

“Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, можно проводить это упражнение. Учитель говорит строчку и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти слова)

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

 Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

 Я держу себя в руках.

3.Немаловажное значение имеет зоологическое пространство

– озеленение кабинета;

– освещение кабинета;

 – проветривание кабинета.

 

Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

4. Социализация личности ребёнка

– экскурсии;

– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.

 

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровый образ жизни должен всегда занимать первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Мы должны научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, должны детям демонстрировать здоровый образ жизни, и именно тогда можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

   На основании вышеизложенного, можно сказать, что школа правомочна заботиться о здоровье детей, а также что здоровьесберегающие технологии в учебном процессе - мощнейшая система, которая поможет укрепить детское здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"

Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

Доклад на тему: " Применение здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры"

Пример использования здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры...