Лабораторные работы 6 класс
картотека по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Строение семян фасоли"

Цель: познакомиться со строением семени  двудольных растений

Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;

                              2) микроскоп, лупа, препаровальная игла

                              3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску;
  2. Найдите рубчик и семявход
  3.  снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

Оформление результатов:

зарисуйте семя фасоли тетрадь, подпишите его части.

Сделайте вывод: почему  фасоль относят – к двудольным растениям?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Строение корня."

Цель: познакомиться с внешним строением корня проростка,

научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;

                                    2) лупа;

                            3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.

Ход работы:

  1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, измерьте длину, толщину, опишите окраску.
  2. Определите тип корневой системы. найдите разные виды корней.
  3. Рассмотрите под лупой главный корень
  4. Изучите строение кончика корня. Найдите чехлик и корневые волоски
  5. Зарисуйте корень и подпишите его части

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем  и укажите  преимущества каждой из них.  

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Знакомство с расположением и строением почек"

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Оборудование: 1) побег с почками;

                            2) лупа., препаровальная игла, пинцет, скальпель

Ход работы:

  1. Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки. отметьте внешний вид почек – форму, окраску, размеры.
  2. Отделите от побега почку, разрежьте ее вдоль.
  3. Пользуясь лупой и рисунком в учебнике найдите составные части почки. Определите какую почку вы изучаете. рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Опишите, чем они отличаются.
  4. Сделайте схематичный рисунок почек, подпишите части почек

Оформление результатов:

1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.

2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"

Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя  доказательство.

Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;

              2) клубень картофеля;

              3) луковица лука;

              4) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.

3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и  листья.

Оформление результатов:

зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите  их части.

Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (домашняя)

по теме: "Черенкование комнатных растений"

Цель: научиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков

Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы:

1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист;  поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте  в  неглубокую воду.

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые  черенки  длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх  и  низ черенков!).

Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: "Строение моховидных растений"

Цель: познакомиться с внешним строением зеленого мха

Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

              2) лупа и микроскоп;

              3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".

Ход работы:

  1. Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом – его стебель, листья, коробочку на ножке, определите женское или мужское растения.
  2. Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. Рассмотрите споры под лупой.

 2. Рассмотрите сфагнум.

Оформление результатов:

зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвей.

Календарно-тематическое планирование

Биология, 6 класс

№ урока

Дата

по плану

Дата

фактич.

Тема урока

Лаб.

раб

Кол-во часов

Примечание

Наука о растениях - ботаника

-

4

1

1 неделя

Введение. Наука о растениях - ботаника

1

2

2 неделя

Многообразие жизненных форм растений

1

3

3 неделя

Клеточное строение растений

1

4

4 неделя

Ткани растений

1

Органы цветкового растения

4

8

5

5 неделя

Строение семени

1

1

6

6 неделя

Условия прорастания семян.

1

7

7 неделя

Корень – его строение и значение

1

1

8

8 неделя

Побег, его строение и развитие

1

1

9

9 неделя

Лист, его строение и значение

1

10

10 неделя

Стебель, его строение и значение

1

1

11

11 неделя

Цветок – его строение и значение

1

12

12 неделя

Плоды. Разнообразие и значение плодов

1

Основные процессы жизнедеятельности растений

1

7

13

13 неделя

Минеральное питание растений

1

14

14 неделя

Воздушное питание растений.

1

15

15 неделя

Дыхание и обмен веществ у растений

1

16

16 неделя

Размножение и оплодотворение растений

1

17

17 неделя

Вегетативное размножение растений

1

1

18

18 неделя

Рост и развитие растений

1

19

19 неделя

Подведем итоги: тема 1-3

1

Многообразие и развитие растительного мира

1

11

20

20 неделя

Понятие о систематики.

1

21

21 неделя

Отдел водоросли

1

22

22 неделя

Отдел Мхи

1

1

23

23 неделя

Отдел Папоротникообразные

1

24

24 неделя

Отдел Голосеменные

1

25

25 неделя

Отдел Покрытосеменные

1

26- 27

26-27 неделя

Основные семейств покрытосеменных

2

28

28 неделя

Историческое развитие растительного мира

1

29

29 неделя

Разнообразие и происхождение культурных растений

1

30

30 неделя

Дары Нового и Старого света

1

Природные сообщества

-

3

31

31неделя

Понятие о природном сообществе

1

32

32 неделя

Совместная жизнь организмов в сообществе

1

33

33 неделя

Смена природных сообществ

1

Повторение

1

34

34недели

Жизнь растений

1

Итого

6

34

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (биологический язык);
  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни по 5-бальной шкале оценки учебных достижений:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

        Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Уровни учебных достижений

Баллы

Критерии и показатели оценки

0

Отсутствие ответа или отказ от ответа по неуважительной причине.

1. Низкий

(рецептивный)

1

Узнавание объекта изучения на биологических таблицах, рисунках, тексте.

2

Различение определенных биологических понятий, явлений и объектов.

2.Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)

3

Неполное воспроизведение программного биологического учебного материала на уровне памяти без осмысления связей между его элементами; наличие устраняемых с помощью учителя ошибок; выполнение стереотипных практических заданий с ошибками и помощью учителя.

4

Освоение учебного биологического учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправляемых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении общеучебных и биологических умений; выполнение стереотипных заданий по образцу (описание, наблюдение за биологическими объектами, работа с определительными рисунками и карточками).

3. Средний (репродуктивно-продуктивный)

5

Осознанное последовательное воспроизведение основной части программного учебного биологического материала с несущественными ошибками и неточностями; наличие не существенных ошибок при решении биологических задач и выполнении лабораторных работ.

6

Полное воспроизведение программного биологического учебного материала; решение типовых биологических теоретических и экспериментальных задач с использованием алгоритма.

4. Достаточный (продуктивный)

7

Владение программным биологическим материалом разной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на конструирование знаний, объяснение и поиск биологических закономерностей.

8

Владение программным биологическим материалом высокой степени сложности и оперирование им в знакомой ситуации; применение его для выполнения комбинированных заданий; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования.

5. Высокий

(продуктивный, творческий)

9

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; наличие несущественных ошибок, недочетов, некоторых затруднений в применении знаний, высокий уровень эрудиции и самостоятельности.

10

Свободное оперирование программным биологическим учебным материалом различной степени сложности на уровне теоретических понятий и обобщений; межпредметная осознанность материала, понимание его мировозренческого характера; умение осознанно и оперативно переносить и трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартной ситуации; выполнение творческих биологических заданий на проектирование, моделирование, исследование; владение приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов исследования (проблема - задача, гипотеза - отбор объекта и метода - проведение эксперимента - отбор, обработка и интерпретация данных - оформление и предъявление результатов); владение системным подходом к анализу биологических объектов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне,  с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...

Лабораторные работы 8 класс по УМК "Физика. Астрономия - 8 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...

лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс

Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...

Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)

Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...