Программа профильной смены "Юный биолог"
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

Лазуткина Галина Эдуардовна

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения  личностной и социальной самореализации школьников. Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся  в процессе участия в различных видах деятельности, способствует  самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.

В условиях реализации ФГОС во внеурочной деятельности научная и исследовательская работа детей является очень важной частью их образования, а также помогает им   развиваться, приобретать опыт, навыки исследовательской работы, расширяет кругозор, учит упорно трудиться и добиваться цели.  Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.

Программа профильной смены «Юный биолог» включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха (игры, конкурсы, творческие задания).  Программа профильной смены включает  в себя работу над проектами, исследовательскую работу, проведение мастерской по основным способам размножения и выращивания растений, тематические лекции.

После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся  формируются первые навыки работы исследователя в практической деятельности, что помогает школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilnaya_smena_yunyy_biolog_2018.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                                Директор школы   _________В.Г. Достовалова                                        ________ Н.Л. Коренькова «___» ___________2018 г.                                                «___» ___________2018 г.                                                

Программа летней профильной смены

«Юный биолог»

Сроки реализации: 9-20 июля 2018 года

                                 

                                                                                 

 Программу составила

                                                                                                   Лазуткина Г.Э.,

                                                                                                   учитель биологии

                                                                                            МАОШ СОШ № 4 г. Искитима

                                                                                   

               

Искитим, 2018

 

Актуальность

В современных условиях актуальной является проблема обеспечения  личностной и социальной самореализации школьников. Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для социальной самореализации учащихся  в процессе участия в различных видах деятельности, способствует  самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения.

В условиях реализации ФГОС во внеурочной деятельности научная и исследовательская работа детей является очень важной частью их образования, а также помогает им   развиваться, приобретать опыт, навыки исследовательской работы, расширяет кругозор, учит упорно трудиться и добиваться цели.  Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую работу в условиях полевой практики по биологии. К сожалению, учебная программа по предмету не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. Учебно-исследовательские экскурсии в природу помогают соединить теоретическую и практическую стороны программного материала.

Программа профильной смены «Юный биолог» включает разнообразные учебные занятия (полевые экскурсии, анализ собранного материала, публичные выступления) и активные формы отдыха (игры, конкурсы, творческие задания).  Программа профильной смены включает  в себя работу над проектами, исследовательскую работу, проведение мастерской по основным способам размножения и выращивания растений, тематические лекции.

После практики обязательным этапом является обработка собранных материалов. Так у учащихся  формируются первые навыки работы исследователя в практической деятельности, что помогает школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Цель - создание эффективных условий для развития личности, её самоопределения и самореализации во время  летней  социальной практики через занятия научно-исследовательской деятельностью по биологии.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширить круг знаний учащихся о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
  2. Познакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

Развивающие задачи:

  1. Формировать интересы, склонности учащихся к научно – исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
  2. Развивать способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать полученные материалы и делать грамотные итоговые сообщения.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать экологически грамотное поведение в природе, заботливое, гуманное отношение ко всему живому;  
  2. Формировать  умения учащихся  работать  в команде;
  3. Развивать чувство товарищества и комфортный микроклимат в группе.

Программа  рассчитана на 10 дневную смену в дни школьных летних каникул.

Целевая  аудитория: учащиеся 6 - 7  класса.

Смена имеет естественно – научную направленность. Профильными предметами являются биология, экология.

Профильная смена работает на перспективу: учащиеся, интересующиеся биологией,

в  будущем смогут принять участие в предметных олимпиадах, конкурсе исследовательских работ, городской научно-практической конференции школьников.

Ожидаемый результат:

1.Умение учащихся применять биологические знания в практической деятельности;
2. Приобретение навыков  практической и научно-исследовательской деятельности;
3. Укрепление здоровья детей;
4. Самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

 5. Адаптация к специфике предпрофильного обучения.

Возможные риски:

  1. Плохие погодные условия;
  2. Высокая активность клещей.

Формирование универсальных учебных действий:

Универсальные учебные действия

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Овладеть навыками сравнения разных систематических групп живых организмов, объяснять их значение в природе и жизни человека, объяснять значение терминов «экосистема», «биоценоз»

Овладеть приёмами работы с информацией: поиск, отбор и систематизация, научиться формулировать проблему, отвечать на поставленные задачи, освоить приёмы исследовательской деятельности

Появление мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению биологии

Регулятивные

Описывать строение биологических объектов по морфологическому и этологическому критериям

Планировать алгоритм действий в результате исследования

Ставить учебную задачу, осуществлять учебные действия

Коммуникативные

Понимать необходимость защиты окружающей среды, сохранения видового многообразия флоры и фауны изученных биоценозов

Овладеть коммуникативными умениями вести диалог, участвовать в дискуссии

Умение общаться в парах, группе

Личностные

Демонстрация владения способами предъявления информации в различных формах: оформлять исследовательскую работу, делать презентацию, проявлять самостоятельность в предъявлении продукта

Пользоваться биологическими словарями, атласом-определителем, поисковыми системами Интернета. Видеть связь с другими науками, целостную картину мира. Умение делать свой выбор, расставлять жизненные приоритеты.

Оценивать себя во взаимоотношениях

Занятие 1.

Вводное.

Цель: научиться выявлять в многообразии природы отдельные экосистемы как основные объекты для дальнейшего изучения.

  1. Познакомить учащихся с новыми для них биологическими понятиями

(флора, растительность, экологические факторы, климатические факторы, экологические группы растений, экосистема, экологическая ниша)

  1. Знакомство с экскурсионным снаряжением.
  2. Знакомство с методиками сбора способами фиксации полевого материала.

Экскурсия в городской парк.

 Занятие 2.

Экскурсия в смешанный лес.

  1. Оценка состояния древостоя смешанного леса с использованием простейшей шкалы.
  2. Составление паспорта площадки смешанного леса.

«Описание участка смешанного леса»
1. Закладка площадки 10х10 м. Углы отмечаются газетами, флажками и т.д.
2. Составление списка растений: для этого надо двигаться по периметру и в заключение – по диагонали площадки.
3. Разделение растений на жизненные формы: ярусы, определение доминирующих видов в каждом ярусе.
4. Подсчёт числа деревьев на участке (т.е. густота древостоя), характеристика 5-8 деревьев по параметрам – высота, диаметр ствола.
5. Влияние деятельности человека на данный участок леса.
6. Сбор травянистых растений для гербария. 

Занятие 3.

Исследование животного мира биогеоценоза леса.

1 Наблюдения за животными.

2. Изучение следов пребывания животных.

3. Составление пищевой цепи.

Занятие 4.

Обработка собранного материала.

Занятие 5 - 6.

Исследование биогеоценоза луга.

  1. Составление бланка описания биогеоценоза луга.
  2. Описание фитоценоза.
  3. Изучение многообразия насекомых луга.
  4. Составление паспорта площадки биогеоценоза луга.

«Изучение растительности луга»
1. Тип и геоморфологическое положение луга.
2. Закладка площадки 10 x 10м, углы отмечают флажками, ветками и т.д
3. Видовой состав – составление списка растений, для этого надо двигаться по периметру и в заключение по диагонали площадки.
4. Деление описанных растений на фракции:
- злаки 
- бобовые
- осоки
- разнотравные
5. Определение доминирующих видов, из которых складываем название луга.
6. Влияние деятельности человека на обследуемый участок луга. Практическое значение луга в жизни людей.
7. Сбор растений для гербария.

Занятие 7-8.

Экскурсия  к водоёму.

  1. Экологическая характеристика водоёма.
  2. Изучение растительности водоёмов.
  3. Приспособления водных растений.
  4. Отборы зообентоса.
  5. Обработка собранного материала.

Занятие  9.  

Типы нарушения фитоценозов под действием природных и антропогенных факторов.

Количественный маршрутный учёт антропогенных воздействий на местность.

  1. Методика маршрутного учёта
  2. Перечень объектов маршрутного учёта антропогенных воздействий и экологических условий местности.
  3. Обработка  результатов учёта.

Занятие 10.


Оформление фотоальбома или презентации по итогам летней практики.

Итоговое мероприятие профильной смены «Юный биолог».

Также в программу профильной смены «Юный биолог» включены различные мероприятия активного отдыха:

9.07.

Профилактическая беседа «Осторожно: клещи!»

Игровая программа

 «Во саду ли, в огороде»

10.07.

День Здоровья

11.07.

Флэш-моб «Всемирный день Шоколада!»

12.07.

Песенный круг «Дружба крепкая не сломается»

13.07.

Эко-проект «Насекомые – санитары садов и огородов»

16.07.

Беседа по предупреждению правонарушений «Закон и подросток»

Игра на местности «Следопыт»

17.07.

Спортивная программа «Весёлые джунгли»

18.07.

Конкурс рисунков «Заповедной тропой»

Кругосветка «Безопасность и здоровье – в жизни главное условие»

19.07.

Музыкальная гостиная  

 «Музыка дождя и солнца»

20.07.

Заочное историческое путешествие по старому Искитиму «Земли родной минувшая судьба» Посещение библиотеки.

Подведение итогов. Награждение.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профильного уровня по биологии 10 класс

Рабочая программа профильного уровня по биологии....

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (п...

Рабочая программа профильного обучения по биологии (10-11 класс)

Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэт...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования профильный уровень (10 - 11 класс)

Рабочая программа по биологии для 10-х– 11-х  классов составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы, профильный уровень автор В. Б. ...

Рабочая программа углублённого изучения биологии профильный уровень 10 класс

Автор: Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Города Тутаева Ярославской областиРабочая программа соответствует ребованиям ФГОС...

Рабочая программа по курсу биология для 10 «А» классa профильный уровень.

Представлена рабочая программа  по курсу биология  для 10  классa  профильный уровень....