Открытый урок "Внешнее строение рыб в соответствии со средой обитания"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Веселова Татьяна Петровна

Конспект урока, разработанный для детей закрытых учреждений с использованием натурального наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

             Санкт-Петербургское специальное учебно-

воспитательное  учреждение  закрытого типа

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

В 7 «А» КЛАССЕ

                                                Учитель: Веселова Т.П.

                                  г. Санкт-Петербург

                                  15  февраля 2019г.

Тема: «Внешнее строение рыб в соответствии со средой обитания»  

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.

Цели урока:    

1) образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения  организма  рыб и среды   обитания; определить значение  органов рыб.

2) развивающие: развитие умения выделять существенные признаки изучаемого объекта; устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; аргументировано  отвечать на поставленные вопросы, развитие практических умений пользоваться рисунками, работать с учебником.

3) воспитательные: применение педагогики сотрудничества.

Методы: рассказ, беседа,  наглядный, установление правильных соответствий, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: натуральный объект рыб (карп, карась), таблицы по теме, карточки – основные понятии, учебник.

Список класса: Аксеновский Я., Антипов И., Гребенников  А., Диденко С., Лукьянов-Салесов Р., Майструк П., Софьин Р.

                                                 План  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация познания данной темы.
  3. Рыбы  - древняя группа позвоночных животных.
  4. Самый многочисленный класс Хордовых.
  5. Разнообразие условий обитания рыб.
  6. Классификация рыб.
  7. Приспособления рыб к условиям обитания:

1. Форма   тела

              2. Окраска рыб

              3. Отделы тела

              4. Покровы рыб

              5. Боковая линия

             6. Плавники рыбы

VIII.     Подведение итогов урока.

 

                                                Ход урока.

 Учитель: Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы с вами будем изучать новую группу животных – рыбы. Для работы на уроке мы будем использовать специальные листы с блиц-ответами. Блиц в переводе с немецкого значит быстрый. Это позволит нам убыстрить работу на уроке, чтобы выполнить все наши задачи. Эпиграфом к  нашему уроку я взяла слова русского ученого биолога 20 столетия К.А.Тимирязева: «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Человек, оторванный от природы, черствеет душой». (есть академия в Москве) Запишите дату и   тему урока.                

            Рыбы – это самые древние позвоночные животные.  Появились

 на Земле 450 млн. лет назад. В настоящее время известен один

 современный представитель древней группы кистеперых рыб — латимерия (обитающая на глубине до 400 м в юго - западной части Индийского океана). Демонстрация фотографии рыбы.      Продолжительность жизни рыб до 100 лет. А какие животные еще живут так долго?

Ученики:  черепахи, киты, попугаи ара, вороны.

Учитель:  Это самый многочисленный класс Хордовых. Число видов рыб около 30000.  По количеству видов рыбы уступают только насекомым. Запишем  в тетради количество рыб.

Раздел зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ (в переводе с греческого «ихтис» - рыба, логос – слово, разум). Это слово часто встречается в кроссвордах, но не все взрослые знают, что оно означает.

Что вы знаете про рыб?

Ученики:  они живут в воде,  у них есть плавники, хвост, тело покрыто

                  чешуей. 

  Учитель: Рыбы исконные обитатели водной среды: населяют моря, океаны,   реки, озера, и даже в пересыхающие и пещерные водоемы. Они могут выдерживать отрицательные температуры вод Арктики (полярная камбала) и температуру горячих источников 52°С (пятнистый ципринодон).

Значит, в свой конспект мы можем записать, что это водные позвоночные животные. Запись «водные позвоночные животные» в тетради.

      Рыбы различаются по окраске, размерам, строению. Размеры рыб зависят от их возраста, количества и качества корма, температуры воды. А как вы думаете в каких водоемах живут самые большие рыбы?

Ученики: Самые крупные рыбы живут в море (более 20 м китовая акула). Самые маленькая на Земле рыбка — бычок 11 мм, живущая в Черном море.

Учитель: Масса рыб колеблется от 15 мг до 20 тонн.

Диапазон обитания очень широк: от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин. Самая глубоководная – абиссобротула обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370 м.

         В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные. Запишите это в тетради.

     Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и океанских глубин.   Приведите примеры хрящевых рыб.

Ученики: к хрящевым рыбам относятся  акулы, скаты, химеры. 

          С  представителями  класса Костных рыб вы хорошо знакомы и можете их назвать, т. к. они обитают не только в соленых,  но и в пресных водоемах.

Ученики: вобла, сазан, щука, окунь, сом, карась, лещ.

      Класс Костные рыбы - самый многочисленный. Это кистеперые, двоякодышащие, осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, угреобразные, карпообразные, трескообразные, окунеобразные, камбалообразные.

     Существует выражение: «Чувствует себя как рыба…..?». В воде! Что это означает,  по-вашему?

Ученики: Как рыба в воде, значит, чувствовать хорошо, комфортно.

Учитель:  Какие приспособления помогают рыбам хорошо чувствовать себя в их среде обитания? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока, когда совершим путешествие  в мир рыб.

         Обратите свое внимание на рыбу, демонстрация живой рыбы.            

Объясните, какую форму тела имеет рыба и каково её значение?

Ученики: Голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются, тело  

                 сжато по бокам. Такая форма тела помогает рыбе передвигаться в

                 толще воды т.е. снижает трение. 

Учитель: Такая форма тела называется обтекаемой. Запишите это в тетради, учитель пишет слово на доске, объясняя, что об это приставка (в русском языке нет приставки аб.). Сейчас вам будет предложено задание: самостоятельно соотнести форму рыбы с ее названием, то есть подобрать каждой рыбке  свою форму тела. Названия рыб записать в таблицу.

Вытянутая (стреловидная)

Торпедообразная

Кругообразная (шарообразная)

Сплюснутая

Плоская

Змееобразная

 Названия рыб: акула, сарган, фугу, скумбрия, карась, скат, минога, щука, лещ, угорь, камбала, рыба-луна.

Ученики: Вытянутая (стреловидная) -  сарган, щука

                  Торпедообразная -  акула,  скумбрия

                  Кругообразная (шарообразная) - фугу, рыба-луна

                  Сплюснутая - карась, лещ

                  Плоская  - скат, камбала

                  Змееобразная - минога, угорь

На доске один из учеников с помощью магнитов сопоставляет изображенные и подписанные  названия рыб с табличками  форм. 

 Учитель: Посмотрите на рыбу. Какова окраска рыб?

Ученики: Спина более темная, а брюшная часть окрашена светлее. Тело рыбы серебристой окраской. Чтобы рыба была незаметна сверху, ее спина сливается с темным дном. А окраска брюшной части скрывает рыбу, если смотреть на нее снизу.

Учитель: Окраска  тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Такой тип окраски: покровительственная.

   Окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней, так как более темный, торфяной грунт. 

     Рыбы, живущие в верхних слоях воды, обладают более серебристой окраской.

      Окраска  тела позволяет рыбе оставаться незамеченной при нападении на жертву (полосы у щуки или окуня скрывают рыбу в зарослях подводной  растительности), яркая окраска тела рыба помогает напугать врага или пищевого (полового) конкурента.  Брачные наряды имеют другую цель - привлечь внимание полового партнера. Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, большие глаза, рыбы красного, фиолетово-черные, черного цвета или бесцветные. 

 Посмотрите на рыбу. Назовите какие отделы тела рыбы можно выделить у рыб. Подумайте, почему рыбы не могут поворачивать голову?

Ученики: Голова, туловище, хвост.  Голова рыб не поворачивается, потому что у них нет шеи. 

Учитель: Движущийся предмет представляет собой единое целое. Но если его передняя часть будет колебаться относительно задней – то сила тяжести окажется смещённой. И в этом случае, преодолевать сопротивление водной среды будет весьма затруднительно. Запишите  в тетради отделы рыбы.                      

                                                           Отделы тела

________________              _____________________           _____________

      Обратите свое внимание  на покровы рыбы.  Чем покрыто тело рыбы?  Какую роль это образование выполняет в жизни рыбы?

Ученики: Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает кожу рыбы от повреждений.

Учитель: Каждая чешуйка – это тонкая костная пластинка. Такое расположение не затрудняет движение. А теперь вопрос на сообразительность. Почему рыбы чистят с хвоста?

     Ученики: Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующую чешуйку. Причем передние чешуйки накладываются на задние.

Учитель: Такое расположение не затрудняет движение.  Чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, особым образом организует обтекающие потоки и защищает мышечные волокна, прикрепленные коже, а также внутренние органы от давления воды. В особых случаях чешуя защищает рыбу от зубов хищника.

     Чешуя не только покрывает тело рыбы, но по ней, как по годичным кольцам дерева, можно определить возраст рыбы.

     Среди рыб распространена чешуя трех форм: плакоидная, ганоидная, ктеноидная, циклоидная (демонстрация таблицы).

     Ребята и  наши гости, вы когда-нибудь ловили рыбу. А помните ли  вы: могли ли удержать в руках  ее?

  Ученики: нет, она очень скользкая.

Учитель: Снаружи чешуя защищена слоем слизи, облегчающим скольжение рыбы в воде. Слизь выделяется множеством желез  ее кожи, она защищает рыбу от бактерий, которые находятся в воде,  от хищников (ядовитая слизь).

Запишем в тетради :               Покровы тела

1)_____________________________         2) _____________________________    

        Посмотрите внимательно на рыбу. Вдоль всего тела проходит темная полоса из ряда отверстий. Это особый орган чувств боковая линия.  Здесь расположено скопление нервных клеток, которые помогают рыбе обходить препятствия при плавании в воде, ощущать направление и силу течения воды,  позволяет точно узнавать о движении вероятной добычи или  хищника, а также “чувствовать плечо” партнёров по стае. Запишите  в тетради, что такое боковая линия. 

Боковая линия

Темная_____________ из ряда ________________ ,где расположено ________

__________________ клеток.

    Скорость движения рыб в воде до 130 км/ч. Без чего ни одна бы рыба не поплыла?  

  Ученики: Плавники рыбы помогают двигаться рыбе в воде.

 Учитель: Какие из них парные, какие непарные? Какие функции они выполняют? Об этом мы узнаем, прочитав текст в учебнике на странице 153.  Читают  текст учебника.  Называют плавники рыбы: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный), их функции. Непарные плавники спинной, анальный обеспечивают рыбе устойчивость при движении. Хвостовой помогает рыбе передвигаться вперед, своеобразный  руль. Грудные помогают рыбе поворачиваться в воде, совершать движения вверх вниз и в стороны. Брюшные помогают удерживать равновесие в вертикальном положении. Занесем это в таблицу в тетради. 

Плавники

Парные

Непарные

Грудные

___________________

_____________________
_____________________

_____________________

_____________________

Спинной

_______________________
_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Брюшные

______________________

______________________

______________________

______________________

Хвостовой

______________________

Анальный

_______________________

_______________________

Итоги урока.  Подводя  итоги, давайте повторим, что мы  нового узнали на уроке  про рыб. Они имеют разнообразные формы, тело их покрыто чешуей и слизью, дл передвижения рыбы используют плавники, которые делятся на парные и непарные. Каждый ученик высказывается о том, что он узнал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Строение и значение скелета"

Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....

Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему  "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....

презентация открытого урока: "Строение атома"

материал содержит слайды по теме "Строение атома"...

Открытый урок: «Строение прокариотической клетки». 10 класс.

Цели: закрепить знания о прокариотах, показать особенности строения и функционирования прокариотической клетки, многообразие бактерий;раскрыть роль бактерий в жизни людей и в природе;продолжить формир...

Вариант самоонализа открытого занятия для родителей в соответствии с ФГОС ДОУ

Приведен вариант самоонализа открытого занятия в рамках семинара-практикума для родителей по развитию артикуляционной моторики....

План-конспект урока «Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. &ndash...